Что входит в состав сургуча. Словарь бизнес-сленга что такое сургуч, что означает и как правильно пишется

Сургуч – это смесь твердых смол (терпентин, шеллак), бальзамов, эфирных масел и разнообразных минеральных (придающих густоту: гипс, тальк, мел и т.п.) и красящих (придающих цвет) веществ.

Слово обозначающее на английском, французском, немецком, итальянском, испанском м др. языках, «сургуч» дословно переводится, как «воск для опечатывания».

Исторически сложилось, что именно сургучом много лет назад опечатывались письма, опечатывали бутыли с ценным содержимым, использовали для скрепления печатью ценных документов.

В настоящее время применение сургуча не так обширно. Однако и в 21-м веке сургуч активно используют производители спиртных напитков, лечебных экстратов и эксклюзивных напитков, также сургуч применяется в почтовой, банковской и дизайнерской деятельности.

Качественный сургуч должен иметь красивый цвет; гладкую блестящую поверхность; не крошиться и не ломаться; не сильно коптеть и не прилипать к печати; при нагревании не должен давать неприятный запах; выносить самую высокую летнюю температуру, не теряя твердости; иметь тягучую структуру при зажигании; не капать или не становиться слишком жидким. В изломе хороший сургуч не должен быть слишком матовым, обязательно быть гладким. Печать, воспроизведенная сургучом, не должна менять первоначального цвета и не должна терять глянца.

Сургуч характеризуется нечувствительностью к влаге, инертностью к погодной нестабильности, высокой прочностью клеевого слоя, высокой адгезией к картону, фанере, стеклу.

В зависимости от предназначения можно выделить следующие виды сургуча:

  • - почтовый
  • - бутылочный
  • - банковский
  • - специализированный

Почтовый сургуч

Почтовый сургуч – это самая прочная разновидность сургуча, которая обладает высокой прилипаемостью к различным предметам и атмосфероустойчивостью. Даже при высоких летних температурах этот сургуч не тает и не течет.
Как и много лет назад, почтовый сургуч применяется для опечатывания бандеролей, посылок, а также горловин стекляной посуды.
Почтовый сургуч представляет собой сплав канифоли с наполнителями и пигментами с добавлением пластификатора.

Почтовый сургуч имеет блестящий красный или коричневый цвет, а в изломе – матовый.
Температура размягчения почтового сургуча не ниже 45 град С.

Бутылочный

Бутылочный – это сургуч, имеющий высокую адгезию (прилипаемость) к очень гладким поверхностям таким как стекло. Он предотвращает попадение воздуха и воды в опечатанную емкость, позволяет добиться высокой герметизации закупоренных при помощи сургуча сосудов.
Бутылочный сургуч применяется фирмами-производителями вино-водочных изделий (преимущественно для защиты потребителей от подделок, а также для укрепления своего имиджа, поскольку позволяет предавать внешнему оформлению продукции неповторимое своеобразие), фармацевтических препаратов, в дизайнерской деятельности для художественной обработки стекла. Бутылочный сургуч еще называют стеклографический сургуч.

Банковский сургуч

Банковский сургуч – это сургуч который, как видно из названия, применяется в банковской сфере.

Изготавливается в соответствии с требованиями заказчика. Он может иметь определенный цвет, специфический запах, обладать требуемыми заказчику свойствами. В частности, специализированный сургуч применяется для оформления сувенирной продукции, грамот, холстов и прочих целей.

Сургуч может быть в виде кусков, гранул, палочек, полосок, таблеток.

Если Вы собираетесь купить сургуч, то обязательно выбирайте его в зависимости от сферы применения.

Сургуч может иметь разнообразные цвета.

Для изготовления цветного сургуча применяются следующие краски :

  • * красный – киноварь, свинцовый сурик и др
  • * зеленый – зеленый ультрамарин, хромовая зелень и др
  • * синий – кобальтовый ультрамарин, берлинская лазурь и др.
  • * желтый – охра, кассельская желчь и др.
  • * коричневый – разнообразные умбры
  • * черный – сажа
  • * белый – мел, гипс, белила и др.


У нас вы можете приобрести коричневый, красно-коричневый, шоколадный и красный сургучи.

Материалами для сургучного производства служат главным образом шеллак и терпентин, к которым прибавляются: мастика, сандарак, росный ладан (для лучших сортов), канифоль и каменноугольная смола (для простых), толуанский и перуанский бальзамы, а также эфирные масла (гвоздичное, лавандовое и др.) - для заглушения неприятного запаха горящей смолы, различные минеральные вещества индифферентного характера (мел, гипс, тяжёлый шпат, магнезия, цинковые белила и т. д.), которые служат для увеличения выхода сургучной массы и для придания ей тугоплавкости.

Шеллак при изготовлении дорогих сортов сургуча должен быть предварительно обесцвечен удалением входящего в состав его красно-коричневого красящего вещества, которое оказывало бы вредное влияние на светлые и нежные цвета. Шеллак обесцвечивается тремя способами:

  1. пропусканием спиртового раствора через костяной уголь;
  2. действием хлорной извести на спиртовой раствор шеллака (½ - 1 час на свету);
  3. действием хлорной извести на раствор шеллака в соде (24-48 часов).

В обоих последних случаях шеллак выделяется из раствора осаждением соляной кислотой, после чего промывается до исчезновения кислой реакции и сушится. Беленый шеллак представляет шелковистые, блестящие чешуйки желтоватого цвета.

Терпентин лучше всего употреблять венецианский; он часто заменяется канифолью со скипидаром, причём эти вещества не должны содержать частиц дерева.

Сургуч приготовляется след. способом: сначала расплавляют шеллак или канифоль в чугунном эмалированном котле, при постоянном помешивании, затем прибавляют терпентин, после чего в эту расплавленную массу всыпают тонкой стру„й, не прекращая помешивания, смесь других веществ; мел, сернобариевую соль, краску и пр.

Сургуч красят обыкновенными минеральными красками (киноварью, охрой, хромовой желтой), но для более ярких цветов употребляют также растворяющиеся в жиру анилиновые краски. При выборе красящих веществ нужно обращать внимание на их нечувствительность к температуре расплавленной смолянистой массы.

Когда вся смесь станет однородной, выливают немного массы на холодную жестяную пластинку, на которой сургуч быстро застывает, и испытывают его относительно окраски, твердости и ломкости. После этого прибавляют, по желанию, благовонные вещества и выливают все в латунные формы.

Если в состав массы входит скипидар, то сначала шеллак и терпентин расплавляют вместе на небольшом огне и, при постоянном помешивании, прибавляют кашицеобразную смесь, состоящую из талька, мела и краски со скипидаром. Помешивание продолжают до тех пор, пока не образуются пузыри; затем чугунный горшок снимают с огня и выливают массу в формы, предварительно обмазанные маслом.

Разливание массы в формы производят следующим образом: из горшка вынимают ложкой жидкую массу и наполняют ею предварительно нагретую маленькую кастрюльку с носиком, посредством которого масса равномерно выливается в формы. Формы могут быть двоякого рода: из одного куска или из двух половинок. Перед разливанием их слегка подогревают.

1. Сургуч красный лучшего сорта, а) Берут: 8640 г камедного лака, 3600 г венецианского терпентина, 5760 г лучшей киновари, 135 г перуанского бальзама, б) Сплавляют: 12 шеллака, 8 венецианского терпентина, 9 киновари, 3 магнезии, 2 скипидара.

2. Сургуч простой для посылок, а) Канифоли 2000, сосновой смолы 1000, скипидарного масла 30, мела 750, скипидара 500. б) Камедного лака 2880 г, венецианского терпентина 4320 г, очищенного мела 5040 г, киновари 720 г.

3. Сургуч черный высшего сорта. Берут 720 г брусковой камеди, 360 г белой смолы, 360 г нигрозина (анил. кр.), 15 г перуанского бальзама.

4. Сургуч черный простой. Берут 6480 г камедного лака, 3600 г венецианского терпентина, 2880 г мела, 720 г голландской сажи.

5. Смолка для бутылок. Расплавляют канифоль, воск, парафин и терпентин, прибавляют к массе хорошо растертые краски, помешивают и опускают в жидкую, еще горячую смолку головки бутылок или выливают в формы для продажи.

6. Заливка прозрачная для бутылок. 1 светлой смолы, 2 эфира, 2-3 коллодия растворяют и окрашивают в любой цвет анилиновыми красками.

7. Заливка желатиновая для пробок. Берут 1 желатина, 1 гуммиарабика, 2 крахмала и 15 воды. Кипятят до образования однородной массы, окрашивают ее фуксином, погружают в смесь головки бутылок и дают им просохнуть.

8. Заливка бутылок холодным способом. Обыкновенно для этой цели пользуются расплавленным сургучем или какой-либо массой, состоящей из смолы и воска. При таком способе от горячей массы бутылки нередко лопаются, ввиду чего нижеописанный способ имеет за собою несравненно большие удобства в целом ряде случаев. При заделке пробок холодным способом поступают следующим образом. Берут 3 древесной смолы (тонко измельченной), смешивают ее с 1 каустической соды (в порошке) и, при постоянном размешивании, подсыпают мало-помалу 4,5 гипса (в порошке). Получается совершенно белая масса, которую можно, по желанию, окрасить прибавлением к ней какой-либо краски. Масса хорошо пристает к стеклу и через 3/4 часа вполне затвердевает. Заделанная таким образом бутылка имеет очень красивый вид. Прочность подобной заливки очень значительная: она не трескается, нисколько не пропускает воздуха, не отмокает в воде и не расходится даже в кипятке.

Для работы с сургучом не требуется специального оборудования, при этом финансовые затраты весьма минимальные.

  • Минимальный объем заказа: 1 кг
  • Способ упаковки: картонные барабаны по 40 кг, мешки по 25кг, упаковка в целлофановые пакеты от 1 кг.

Наш сургуч соответствует всем радиологическим и гигиеническим нормам.

Сургуч почтовый

ТУ У 02969797.011-97

Назначение: для осургучивания почтовых отправлений, а также горловин стеклянной посуды

Состав: представляет собой сплав канифоли с наполнителями и пигментами с добавлением пластификатора.

Свойства: внешний вид: плотная с блестящей поверхностью масса красного или коричневого цвета, в изломе матовая

плотность при 20 о С, г/см³ 1,4-1,6
массовая доля минеральных веществ, %, не более 55
температура размягчения, о С, не ниже 45

состояние сургуча при рабочей температуре

в пределах от 145 о до 160 о С: Расплавленный сургуч в течение 2-3 часов должен представлять однородную легкоподвижную массу, не изменять цвета, не выделять удушливых газов, не должен расслаиваться и выделять минеральный осадок;

требования к сургучу при опечатывании горловин стеклянной посуды и почтовых отправлений: Сургуч в жидком виде должен хорошо приставать к стеклу и пробке, ложиться тонким слоем (около 1 мм). Смоченная водой металлическая печать не должна приставать к застывшему сургучу

Упаковка: картонные барабаны по 30 кг.

Хранение: гарантийный срок хранения 12 месяцев со дня изготовления.

Сургуч хранят в крытых складских помещениях, защищая продукт от воздействия влаги и прямых

солнечных лучей.

Меры предосторожности: Беречь от огня!

Пора писем опечатанных сургучом давно закончилась, теперь сургучная печать применяется в узких отраслях для определённых целей и крайне узким кругом людей. И если вы решили отправить своей подруге романтическое письмо с печатью, то вы сможете это сделать, причём быстро и просто, надо, лишь прогуляться по страницам нашего сайта. А прочитав эту статью, вы узнаете из чего делается сургуч, и что он собой представляет.

Сургуч и его свойства:

Сургуч представляет собой разноцветную, плавящуюся смесь. Применяют сургуч для нанесения печатей и пломб на посылки и письма или пакеты.

Сургуч – это достаточно прочный, но хрупкий материал, он должен иметь красивый, яркий насыщенный цвет. Горит он ярким пламенем, при этом не должен сильно коптеть, также сургуч и не должен липнуть к печати.

Приготовление сургуча:

Необходимо аккуратно расплавить канифоль (можно использовать шеллак) в эмалированной ёмкости, при нагревании необходимо постоянно помешивать. Когда канифоль полностью расплавится (канифоль не должна ни гореть ни кипеть) необходимо добавить терпентин, после чего туда необходимо постепенно сыпать постепенно помешивая смесь из мела, сернобариевой соли.

Покрасить сургуч можно добавив в горячую смесь минеральные краски (киноварь, охра, хромовая желть). Для получения более ярких цветов можно использовать анилиновые краски, которые растворяются в жиру. Главное, что бы ваши краски не были чувствительны к температуре!!!

Когда вся ваша смесь будет перемешена вам необходимо взять не много и аккуратно капнуть на деревянную поверхность, что бы проверить приобрёл ли ваш сургуч желаемые свойства (окраска, твердость и ломкость).

После того как смесь готова её необходимо разлить в формы предварительно смазав их маслом и подогрев.

Рецепты сургуча:

1) Красный (высшего сорта):

а) 8640 г камедного лака, 3600 г венецианского терпентина, 5760 г лучшей киновари, 135 г перуанского бальзама,

б) Сплавить: 12 шеллака, 8 венецианского терпентина, 9
киновари, 3 магнезии, 2 скипидара.

2) Сургуч для посылок:

а) 2000 г канифоли, 1000 г сосновой смолы,
30 г скипидарного масла, 750 г мела, 500 г скипидара.

3) Сургуч черный простой.

а) Смешать 6480 г камедного лака, 3600 г венецианского терпентина, 2880 г мела, 720 г голландской сажи.

P.S.: Я постарался наглядно показать и описать не хитрые советы. Надеюсь, что хоть что-то вам пригодятся. Но это далеко не всё что возможно выдумать, так что дерзайте, и штудируйте сайт

– им украшают подарки, важные сообщения, книги и сувениры, скрепляют любовные послания и пригласительные. Большой популярностью этот материал пользуется в скрапбукинге (изготовлении и оформлении семейных и личных альбомов).

Если вы не хотите переплачивать или просто желаете почувствовать себя умелым мастером, то можете узнать, как сделать сургуч, и поставить оттиск самостоятельно. На самом деле, это достаточно просто.

История использования сургуча

Прежде чем создавать сургуч своими руками, нужно разобраться, что он собой представляет. Сургуч – это плавкая смесь из смол и различных примесей, которую используют как основу для фигурных оттисков на посылках, письмах, подарках и прочем.

Появился сургуч в Индии, но постепенно, благодаря своей функциональности, перебрался в Европу. Печати из сургуча на свитках и посылках часто фигурируют в живописи и историческом кино. С середины XVI века этот материал использовался для того, чтобы максимально крепко опечатать конфиденциальные послания. Со временем сургучовые печати начали закреплять и на небольших шкатулках, бутылках и флаконах с духами или маслами.

Как сделать сургуч в домашних условиях

Сделать сургуч своими руками в домашних условиях не так уж сложно. В сети находится масса пошаговых рецептов, основной проблемой которых является сложность и труднодоступность указанных ингредиентов.

Упростить задачу могут специальные наборы, продающиеся в магазинах для мастеров рукоделия и художников, а также в интернете. В них собраны все необходимые компоненты для изготовления сургуча. Но при желании собрать такой набор несложно и самостоятельно. После этого можно приступать к созданию фигурной аутентичной печати.

Существует академический рецепт самого распространённого красного (или почтового) сургуча. Согласно этому рецепту, смешивают отбеленный шеллак (110 г), канифоль (7 г), тальк (3 г), киноварь (37 г) и терпентин (60 г). Но для домашнего изготовления подойдёт более лёгкий способ.

Для этого вам понадобится:

  • 100 грамм канифоли;
  • кокотница (металлическая емкость с ручкой);
  • восковая свеча;
  • канцелярский мел;
  • тюбик красной охры.

При изготовлении сургуча следует соблюдать следующую последовательность действий:

  1. В кокотнице смешиваются 50 грамм канифоли, часть свечи (высотой около 3 сантиметров) и щепотка мела.
  2. Кокотница со смесью помещается в небольшую кастрюлю с предварительно нагретой водой. Расплавляющаяся смесь постоянно помешивается деревянной палочкой.
  3. В однородную массу выдавливается красная охра (треть чайной ложки). Смесь продолжает помешиваться.
  4. Бумага или картон сворачивается в трубу и вертикально ставится на ровную поверхность. В трубку вливается однородная смесь из кокотницы.
  5. Застывший брусок осторожно отделяется от трубки. Сургуч готов.

Помимо стандартного красного цвета сургуч бывает синий, жёлтый, зелёный, коричневый и чёрный. Чтобы придать смеси необходимый оттенок, можно заменить красную охру другой краской или естественным красителем. Для этого можно применить тёртый уголь, аквамариновую краску, пищевые красители и анилиновые краски.

Для дальнейшего использования сургуча достаточно слегка расплавить кончик бруска и перелить на место сгиба или переплетения нитей. После этого можно поставить печать и дать оттиску застыть.

Разумеется, чтобы изготовить сургуч в домашних условиях необходимы терпение и практика. Самое важное в этом процессе – строго следовать рецепту, сохранять пропорции, не перегревать смесь, следить за ее однородностью. И, что не менее важно, постараться не обжечься.

Как сварить сургуч?

Приведенные здесь рецепты взяты со страниц замечательной и единственной в своем роде книге "Энциклопедия забытых рецептов " - Москва, изд-во "ННН", 1994 г., глава "Сургучи и смолки ".

1. Общие указания по изготовлению сургуча

Материалами для изготовления сургуча служат: смолы, вещества для наполнения и красящие вещества .
Из смол применяются шеллак, канифоль, копал, манильский копал, терпентин, даммара и пр. Шеллак является лучшим материалом для изготовления сургуча, но, ввиду дороговизны, его часто заменяют другими смолами (канифолью и манильским копалом).
В качестве веществ для наполнения применяют гипс, мел, тяжелый шпат, тальк, магнезию, легкий шпат, болюс и пр.
Из красящих веществ употребляют большей частью минеральные красители: свинцовые и цинковые белила, киноварь, охру, умбру, парижскую синь, хромовую желтую и др. Из органических красок применяются различные смоляные красителя, которые большей частью смешиваются с минеральными красками. Желаемый оттенок достигается применением различных минеральных красок в соответствующих пропорциях; например, от смеси парижской сини и киновари получается лиловый цвет; смесь белил, сажи, графита и ультрамарина дает серый цвет.

При изготовлении сургучей сначала плавят в эмалированом чугунном котле смОлы. Отдельно смешивают вещества для наполнения с красящими составами, которые должны быть хорошенько размешаны и размельчены. Небольшими порциями прибавляют эту смесь к расплавленным смолам, все время тщательно перемешивая. Массу нагревают на голом огне до тех пор, пока она не станет совершенно однородной.
После этого берут пробу на холодную жестяную пластинку, на которой сургуч застывает, и исследуют его относительно окраски, твердости и плавкости. Когда проба даст положительные результаты, масса готова, и ее разливают при помощи маленькой кастрюльки с носиком в формы, соответствующие по величине изготовляемым сургучным палочкам.

Формы можно изготовить из луженой жести, но лучше всего пользоваться латунными формами, так как практика показала, что наиболее подходящим материалом для этой цели является латунь. Латунная форма представляет собой плитку, в которой выструганы параллельные каналы (желобки). На обоих концах плитки устроены съемные стенки, не дающие жидкости выливаться из каналов. Съемные стенки, в свою очередь, дают возможность легко вынимать сургуч из форм. Чтобы избежать припекания сургуча к формам, рекомендуется слегка смазывать форму каким-нибудь жиром.
Для окончательной отделки и придания блеска вынутые из формы сургучные палочки нагревают в умеренном тепле в печи до расплавления верхнего слоя сургуча; при этом пропадают воздушные пузырьки, округляются острые углы и края палочек и сургуч приобретает блеск.

До полного остывания на сургуч наносят при помощи штампа, слегка покрытого жиром, фабричную торговую марку и прочие знаки.

Требования, предъявляемые к сургучу: он не должен легко отскакивать от поверхности, на которую наносится, слишком размягчаться, гнуться, расплываться, проникать через материал, а также не должен быть пористым из-за воздушных пузырьков и клейким; должен иметь хороший блеск, легко формоваться; хорошо гореть, не обугливаясь и не капая.

Были попытки ввести в употребление сургуч, приготовленный холодным способом и применяемый в виде пасты без нагревания. Этот сургуч представляет собою раствор тех же смол в сильно летучем растворителе. Такой сургуч в виде пасты наносят на бумагу или ткань и прикладывают печать. От испарения растворителя сургуч твердеет, но так как на его поверхности быстро образуется корка, которая не дает испариться всему растворителю, такой сургуч крайне непрочен и не может конкурировать по своим качествам с сургучом, приготовленным горячим способом.

2. Рецепты для различных видов сургуча

Карминный сургуч высшего сорта

Отбеленного шеллака - 75 г
Скипидара. - 4
Углемагниевой соли - 20
Киновари - 50
Кармина - 1

Красный сургуч высшего сорта

Отбеленного шеллака - 110 г
Канифоли - 7
Терпентина - 60
Талька. - 3
Киновари - 37

Обыкновенный красный сургуч

Терпентина - 65 г
Шеллака - 115
Жженной магнезии - 8
Киновари - 60
Гипса жженного - 15

<......>

Эластичный сургуч

Каучук или гуттаперчу смешивают с шеллаком при 100 °С, причем на 100 вес. ч. гуттаперчи берут 10-25 вес. ч. шеллака. На практике оказалось, что наилучшей пропорцией является 12,5 вес. ч. шеллака. Клеющая сила сургуча повышается прибавлением 25 вес. ч. раствора каучука в бензине.
Эта смесь основательно перемешивается в водяной бане при температуре 100 °С, после чего следует прибавление красок, формовка и т.д. Таким образом изготовленный сургуч отличается большой клеющей способностью, продолжительной эластичностью и особой прочностью, недоступными никаким другим видам сургуча.

Что такое "СУРГУЧ"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

СУРГУЧ представляет при обыкн. темп. твердую различного цвета массу, плавящуюся при сравнительно небольшом нагревании и в жидком или полужидком состоянии способную склеивать. С. - изобретение индейское и стал известен в Европе в средних веках, куда перешел, по-видимому, из Испании, как показывает его французское название (Cire d"Espagne). С. вообще представляет смесь твердых смол, к которым прибавляются терпентин, летучие масла, бальзамы и разные красящие вещества. Хороший С. должен быть гладким, блестящим и не хрупким, должен выносить, не теряя твердости, самую высокую летнюю температуру, при зажигании не должен давать много дыма и неприятного запаха и делаться слишком жидким (не должен капать); в изломе хороший С. должен быть гладок и не слишком матов; печать, воспроизведенная С., не должна изменять первоначального цвета и не должна терять глянца. Материалами для сургучного производства служат главным образом шеллак и терпентин, к которым прибавляются: мастика, сандарак, росной ладан (для лучших сортов), канифоль и каменноугольная смола (для простых), толуанский и перувианский бальзамы, а также эфирные масла (гвоздичное, лавандуловое и др.) - для заглушения неприятного запаха горящей смолы, различные минеральные вещества индифферентного характера (мел, гипс, тяжелый шпат, магнезия, цинковые белила и т. д.), которые служат для увеличения выхода сургучной массы и для придания ей густоплавкости. Шеллак при изготовлении дорогих сортов С. должен быть предварительно обесцвечен удалением входящего в состав его красно-коричневого красящего вещества, которое оказывало бы вредное влияние на светлые и нежные цвета. Шеллак обесцвечивается тремя способами: 1) пропусканием спиртового раствора через костяной уголь; 2) действием хлорной извести на спиртовой раствор шеллака (? - 1 час на свету); 3) действием хлорной извести на раствор шеллака в соде (24-48 час.); в обоих последних случаях шеллак выделяется из раствора осаждением соляной кислотою, после чего промывается до исчезания кислой реакции и сушится. Беленый шеллак представляет шелковистые, блестящие чешуйки желтоватого цвета. Терпентин лучше всего употреблять венецианский; он часто заменяется канифолью со скипидаром, причем эти вещества не должны содержать частиц дерева. Для цветных С. употребляются следующие краски: 1) красные: киноварь, свинцовый сурик, осажденная и прокаленная окись железа и др.; 2) желтые: хромовая желтая, кассельская желтая, охра и др.; 3) зеленые: зеленый ультрамарин, хромовая зелень и др.; 4) синие: берлинская лазурь, кобальтовый ультрамарин; 5) коричневые: различные умбры; 6) черная: сажа; 7) белые: мел, гипс, углекислая магнезия, цинковые, баритовые и висмутовые белила и другие. При расплавлении сургучной массы заботятся прежде всего о том, чтобы масса эта не перегревалась и плавилась при возможно низкой температуре, для чего устраиваются специальные печи, в которых плавильные железные эмалированные котелки нагреваются на песчаных банях горячим воздухом; прежде всего плавят шеллак, прибавляют затем последовательно терпентин, индифферентные минеральные вещества и краски, все время тщательно перемешивая деревянной лопаточкой; пахучие и летучие вещества прибавляют под конец перед формованием сургучных палочек; когда масса сделается однообразной, берут пробу и исследуют ее на цвет, излом и т. д. Если масса готова, то она разливается в формы, состоящие из 4-угольных латунных плит, по длине которых вырезаны соответствующей формы каналы (сверху на 2 мм шире, чем внизу); длина каналов в 2 раза больше длины нормальных сургучных палочек, для круглых и овальных палочек делаются разборные формы. Обыкновенно не советуют охлаждать формы холодной водой для скорейшего остывания вылитого С., потому что последний делается от этого хрупким и ломким; если палочку нужно бронзировать, то форма предварительно посыпается бронзовым порошком; если форма гравирована, то гравированные места следует слегка смазать скипидаром, чтобы палочка вынулась легко, что обыкновенно происходит, если форма сделана чисто. После формования сургучные палочки подвергаются еще полировке (для придания блеска и глянца) и штемпелеванию; для этого палочки вносятся на короткое время (достаточное для расплавления их только с поверхности) в специальную печь, после чего штемпелюются и разрезываются пополам; если требуется палочки золотить или серебрить, то нужные места смазываются крепким спиртом с помощью кисточки, после чего накладываются металлические листики, которые крепко пристают. Из числа многих рецептов для приготовления С. укажем для примера следующие: 1) красный С.: шеллака - 120 ч., терпентина - 80, киновари - 90, скипидара - 20, магнезии - 30 (высший сорт); шеллака - 20, канифоли - 80, терпентина - 50, скипидара - 5, мела - 30, гипса - 5, сурика - 60 (почтовый С.); С. для пакетов: канифоль - 200, сосновая смола - 100, терпентин - 50, мел - 75, скипидар - 3, окрашивается умброй или болюсом; 2) желтый сургуч: шеллак - 76, терпентин - 85, сосновая смола - 45, магнезия - 18, желтая хромовая краска - 25; 3) зеленый С.: шеллак - 70, терпентин - 80, сосновая смола - 40, магнезия - 15, берлинская лазурь и желтый крон - 25; 4) синий С.: шеллак - 70, терпентин - 60, сосн. смола - 35, магнезия - 10, мел - 20, ультрамарин - 20-25 ч.; 5) коричневый С.: шеллак - 70, терпентин - 60, сосн. смола - 40, гипс - 20, мел - 20; 6) черный С.: шеллак - 50, терпентин - 90, сосновая смола - 65, мел - 40, сажа - 12; 7) белый (просвечивающий) С.: обесцвеченный шеллак - 30, густой терпентин - 40, мастика - 50, белила баритовые - 30; 8) восковой С.: белый воск - 50, терпентин - 15, киноварь - 10, глицерин - 5 (см. также Мастики).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: