Дальневосточный федеральный университет ректор. «вуз в упадке»

На Четвёртом Восточном экономическом форуме (ВЭФ), прошедшем во Владивостоке с 11 по 13 сентября, Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке (АРЧК ДВ) и Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) заключили меморандум о сотрудничестве в рамках реализации программы «Технопарк «Русский» в части развития человеческого капитала и обеспечения трудовыми ресурсами. Соглашение подписали генеральный директор АНО «Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке» Сергей Ховрат и ректор ДВФУ Никита Анисимов.

Подписание документа стало поводом к разговору о взаимодействии между ДВФУ и АРЧК ДВ, которое продолжается уже не первый год, имеет свою историю и новые актуальные направления развития. Вот как оценивает перспективы сотрудничества ректор Дальневосточного федерального университета Никита Анисимов:

«Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке - системный стратегический партнёр нашего университета. Одним из направлений деятельности этого института развития Дальнего Востока является работа с людьми, формирование у них определённых профессиональных компетенций. И здесь сотрудничество АРЧК ДВ с ДВФУ, по моему ощущению, позволяет ускорить приток специалистов на предприятия Дальнего Востока. И не только на новые, созданные на территориях опережающего развития (ТОР) или получившие статус резидента Свободного порта Владивосток (СПВ), но и на уже действующие производства.

Должен сказать, что довольно большая доля выпускников ДВФУ работает сегодня в других регионах Дальнего Востока - не в Приморье. В августе Правительством Российской Федерации была утверждена «Программа мероприятий по подготовке кадров для ключевых отраслей экономики ДФО и поддержке молодежи на рынке труда на период до 2025 года», подготовленная Министерством науки и высшего образования совместно с Министерством по развитию Дальнего Востока и АРЧК ДВ. В этом документе можно увидеть, что целевой заказ на специалистов, подготовленных в нашем университете, простирается далеко за пределы Приморского края и охватывает самый широкий спектр направлений. Взаимодействие в подготовке кадров для предприятий ТОР и СПВ - одно из основных направлений совместной работы ДВФУ и АРЧК ДВ.

Хотел бы подчеркнуть, что в 2018 году среди абитуриентов, поступавших в университет, были представлены практически все субъекты Российской Федерации. В рамках работы на Восточном экономическом форуме мы договорились с Генеральным директором АРЧК ДВ Сергеем Ховратом, что одной из наших приоритетных задач будет закрепление ребят из недальневосточных регионов остаться жить на Дальнем Востоке. Будем целенаправленно готовить их к работе в местных компаниях - в том числе и к созданию своего дела на базе Технопарка «Русский», который мы учредили на прошлом Восточном экономическом форуме. Взаимодействие по этому направлению стало одним из предметов нашего нового соглашения на ВЭФ-2018.

Всего за один год к работе Технопарка «Русский» в ДВФУ подключились 58 резидентов, которые дают региону новые рабочие места. В этом и заключается одна из задач высшего образования - не просто подготовить специалиста для работы на производстве, а сформировать профессионала, который в дальнейшем сможет создавать экономику и возможности трудоустройства для других людей. Технопарк «Русский» позволяет резидентам работать удалённо. Мы, как в своё время и «Сколково», пошли по пути, когда можно физически находясь, к примеру, на Камчатке, получать все льготы резидентов Технопарка «Русский». И это ещё одно направление взаимодействия ДВФУ и Агентства по развитию человеческого капитала - подготовка кадров для компаний, которые являются резидентами нашего технопарка.


Важное направление сотрудничества, о котором нельзя не сказать - реализация в Дальневосточном федеральном университете проекта Chief Data Officer (CDO), соглашение о котором также было подписано в рамках Четвёртого Восточного экономического форума. Проект предусматривает создание в ДВФУ центра компетенций в сфере управления и цифровой экономики. В нём будут разрабатывать образовательные программы, проводить обучение государственных служащих, повышать их цифровую грамотность и готовить управленческие команды органов власти к работе с данными в условиях цифровой экономики.

Данный проект в комплексе с подписанным на ВЭФ соглашением между ДВФУ и АРЧК ДВ позволит готовить губернаторские команды по новым образовательным технологиям. Эти программы впервые были апробированы в университете в рамках интенсива «Остров 10-21» в июле 2018 года. Тысяча профессионалов - предприниматели из области высоких технологий и руководители субъектов Дальневосточного федерального округа - прошли обучение в формате 12-дневного интенсивного образовательного курса. Совместную работу над проектом Chief Data Officer я бы выделил в отдельное перспективное направление сотрудничества ДВФУ и Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке.

Университет работает с людьми. Миссия Агентства по развитию человеческого капитала - направлять людей туда, где они нужнее всего, помогать им стать профессионалами в полной мере. Подготовка кадров, работа с Технопарком «Русский» и по новому направлению Chief Data Officer - вот три основных вектора взаимодействия между ДВФУ и АРЧК ДВ. Наше сотрудничество уже доказало свою эффективность, и мы уверены в его будущем».

К:Википедия:Страницы на КУ (тип: не указан) К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Анисимов Никита Юрьевич (род. 20 февраля 1978 года, г. Химки) - российский учёный в области математики, организатор высшего образования.

Биография

С 2002 по 2013 год работал в МГУ имени М. В. Ломоносова в должностях: ведущий специалист, начальник отдела, заместитель проректора, заместитель председателя Центральной приемной комиссии, директор Института переподготовки и повышения квалификации, проректор. С 2007 по 2009 год - ответственный секретарь Российского совета олимпиад школьников .

С 2013 года Никита Анисимов являлся проректором по учебной работе, первым проректором, исполняющим обязанности ректора в Университете машиностроения (МАМИ).

С 18 августа 2016 года исполняющим обязанности ректора Дальневосточного федерального университета назначен Никита Анисимов. Соответствующий приказ подписал Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов . Он будет работать с приставкой и. о. до момента подписания приказ об утверждении в должности ректора премьер-министром Дмитрием Медведевым .

Напишите отзыв о статье "Анисимов, Никита Юрьевич"

Примечания

Отрывок, характеризующий Анисимов, Никита Юрьевич

– Что ж, мы никакой обиды не делали. Мы только, значит, по глупости. Только вздор наделали… Я же сказывал, что непорядки, – послышались голоса, упрекавшие друг друга.
– Вот я же вам говорил, – сказал Алпатыч, вступая в свои права. – Нехорошо, ребята!
– Глупость наша, Яков Алпатыч, – отвечали голоса, и толпа тотчас же стала расходиться и рассыпаться по деревне.
Связанных двух мужиков повели на барский двор. Два пьяные мужика шли за ними.
– Эх, посмотрю я на тебя! – говорил один из них, обращаясь к Карпу.
– Разве можно так с господами говорить? Ты думал что?
– Дурак, – подтверждал другой, – право, дурак!
Через два часа подводы стояли на дворе богучаровского дома. Мужики оживленно выносили и укладывали на подводы господские вещи, и Дрон, по желанию княжны Марьи выпущенный из рундука, куда его заперли, стоя на дворе, распоряжался мужиками.
– Ты ее так дурно не клади, – говорил один из мужиков, высокий человек с круглым улыбающимся лицом, принимая из рук горничной шкатулку. – Она ведь тоже денег стоит. Что же ты ее так то вот бросишь или пол веревку – а она потрется. Я так не люблю. А чтоб все честно, по закону было. Вот так то под рогожку, да сенцом прикрой, вот и важно. Любо!
– Ишь книг то, книг, – сказал другой мужик, выносивший библиотечные шкафы князя Андрея. – Ты не цепляй! А грузно, ребята, книги здоровые!
– Да, писали, не гуляли! – значительно подмигнув, сказал высокий круглолицый мужик, указывая на толстые лексиконы, лежавшие сверху.

Ростов, не желая навязывать свое знакомство княжне, не пошел к ней, а остался в деревне, ожидая ее выезда. Дождавшись выезда экипажей княжны Марьи из дома, Ростов сел верхом и до пути, занятого нашими войсками, в двенадцати верстах от Богучарова, верхом провожал ее. В Янкове, на постоялом дворе, он простился с нею почтительно, в первый раз позволив себе поцеловать ее руку.
– Как вам не совестно, – краснея, отвечал он княжне Марье на выражение благодарности за ее спасенье (как она называла его поступок), – каждый становой сделал бы то же. Если бы нам только приходилось воевать с мужиками, мы бы не допустили так далеко неприятеля, – говорил он, стыдясь чего то и стараясь переменить разговор. – Я счастлив только, что имел случай познакомиться с вами. Прощайте, княжна, желаю вам счастия и утешения и желаю встретиться с вами при более счастливых условиях. Ежели вы не хотите заставить краснеть меня, пожалуйста, не благодарите.
Но княжна, если не благодарила более словами, благодарила его всем выражением своего сиявшего благодарностью и нежностью лица. Она не могла верить ему, что ей не за что благодарить его. Напротив, для нее несомненно было то, что ежели бы его не было, то она, наверное, должна была бы погибнуть и от бунтовщиков и от французов; что он, для того чтобы спасти ее, подвергал себя самым очевидным и страшным опасностям; и еще несомненнее было то, что он был человек с высокой и благородной душой, который умел понять ее положение и горе. Его добрые и честные глаза с выступившими на них слезами, в то время как она сама, заплакав, говорила с ним о своей потере, не выходили из ее воображения.
Когда она простилась с ним и осталась одна, княжна Марья вдруг почувствовала в глазах слезы, и тут уж не в первый раз ей представился странный вопрос, любит ли она его?

Про модульную систему образования, роль университета и его взаимодействие со школьниками, технопарк «Русский», национальную технологическую инициативу и экономические преференции для стартапов на острове в интервью корреспонденту «Интерфакса» рассказал ректор Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) Никита Анисимов.

- Никита Юрьевич, в ДВФУ преподаватели работают по новой образовательной модели, весь учебный процесс переведен на модульный принцип. Расскажите, в чем его основное отличие и главные преимущества?

Модульный принцип нельзя назвать новым, он используется во многих ведущих университетах мира. Суть в том, чтобы и студент, и преподаватель имели возможность гибко выстраивать свои жизненные и профессиональные траектории. Это как в игре «Тетрис»: чем комфортнее конструкция кубиков, из которых ты строишь линии, тем проще тебе варьировать их при прохождении уровней.

Одно из основных преимуществ модульной системы образования - более интенсивный учебный процесс, каждый модуль - определенный интенсив. При этом студенты могут гармонично выстраивать свою траекторию развития, особенно во взаимодействии с работодателями, которые предлагают двух-трехмесячные практики на производстве. Предприятия находятся не на острове, где расположен университет, а на материке, поэтому человек должен уехать из кампуса на два месяца. В советской системе образования с ее строгими семестрами и сессиями такое было возможно только в период практики - летом.

То же самое касается и преподавателей, одна из ключевых миссий которых - сочетание образования и науки. Чем понятнее преподавателю его график, тем комфортнее ему распределять свое рабочее время: планировать поездки на конференции, организовывать научные мероприятия в своём вузе. Тем более, что мы живем в XXI веке, и современные средства связи позволяют проверять контрольные задания на аутсорсе. В модульной системе преподаватель точно знает, когда у него интенсивы, а когда есть время для участия в конференциях или написании научных книг и статей. Таким образом, модульная система позволяет им свободнее распоряжаться своим рабочим временем.

Третий очевидный плюс: нам гораздо проще синхронизировать учебный процесс с приездом сторонних лекторов. В традиционной системе образования мы должны были приглашать внешних лекторов на семестр, чтобы они прочитали свой курс. Сейчас на 2-3-недельный модуль с радостью соглашаются приезжать преподаватели из большинства ведущих университетов мира, с которыми мы сотрудничаем. Находясь в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), когда до ведущих столиц - Пекина, Токио, Сеула - 2 часа полета, приглашать преподавателей из этих городов - очень хорошая практика.

Хочу подчеркнуть, что мы - особенный университет. Наш учебный год начинается не 1 сентября, как у всех. В этом году мы начинаем учебный год 21 сентября, потому что университет ежегодно принимает Восточный экономический форум (ВЭФ), и это накладывает на нас определенные обязательства. Например, с 11-го по 13 сентября президент России будет работать на территории вуза. У него будет много гостей, топовых руководителей, и поэтому учебный год в 2018 году начнется 21 сентября. Закончить же учебный год мы должны одновременно со всеми государственными вузами, потому что дальше начинается приемная кампания, к которой есть формальные требования. Модульная система позволяет нам отказаться от традиционной зимней сессии. Студенты будут сдавать экзамены сразу по окончании учебного модуля. Это позволит нам сэкономить время. Ребята, начав учиться позже других, закончат одновременно со своими сверстниками из других университетов России.

- ДВФУ - один из крупнейших вузов на Дальнем Востоке России, перед Вами как руководителем стоят амбициозные задачи по его развитию. По каким критериям Вы подбираете людей и формируете команду?

Тут вопрос скорее, как команда выбирает меня. Не я формирую людей, а вот они на меня могут влиять. Здесь нет какого-то единого рецепта. Совершенно точно можно сказать одно: каждый человек, который работает в университете, уверен, что этот проект призван стать одной из крупнейших образовательных побед России на дальневосточном векторе развития. Даже президент, общаясь во время прямой линии с гражданами России, сделал акцент на том, что ДВФУ - проект долгосрочный, и его миссия заключается в том, чтобы развернуть образование на Дальнем Востоке лицом к каждому человеку. Наверное, это и есть основная компетенция тех, кто работает со мной в административной и педагогической команде - видеть людей, для которых они работают. Это главный принцип, следуя которому люди собираются вокруг меня. Кто-то для этого меняется внутри, кто-то специально приходит, чтобы поработать в этой идеологии. Таких людей много. Я рассчитываю, что из той волны молодых людей, которые прошли обучение по программе «Глобальное образование», в нашу команду вольются ребята, отучившиеся за рубежом, и желающие разделить свои навыки с нашими студентами.

- Почему, на Ваш взгляд, программа Национальной технологической инициативы (НТИ), которая реализуется в том числе на базе ДВФУ, так важна для общества?

Я попробую, как гражданин, занимающий одну из заметных управленческих позиций, сформулировать простые, обывательские цели, которые преследует программа, провозглашенная президентом. XXI век – это век глобальной конкуренции и не только между государствами, но и век конкуренции государств с транснациональными корпорациями. Капитализация ряда крупных компаний превышает экономику некоторых стран. Фактически, корпорации становятся государствами, они начинают влиять на международную политику, на судьбы людей. Иногда во главе этих компаний встают люди с определенными идеями. Например, кто-то хочет продвинуть во всем мире Интернет. К чему это приведет - большой вопрос. Будет ли это тотальный контроль за тем, что люди делают в Интернете, или же это действительно будет благо для всех?

Таких идей очень много. Технологический мир меняется с огромной скоростью. Тот, кто будет управлять технологиями XXI века и создавать новые, в конечном счете, сформирует наиболее комфортные условия для граждан. По этой причине во всем мире идет колоссальная борьба за таланты. По этой же причине в России появилась программа НТИ. Она должна поддержать идеи и проекты, которые обеспечат нашей стране технологическое лидерство в ближайшие 20-30 лет. Это сложная задача, ее непросто даже сформулировать, потому что мы не до конца можем прогнозировать, какая технология даст тебе наибольшее преимущество в мире через 15 лет.

Самый классический пример - мобильные телефоны. Эта технология еще 15 лет назад не была в приоритете у большинства компаний. Компания Kodak в середине 1990-х годов делала пленочные фотоаппараты и фотопленку, имела около 150 тыс. сотрудников, разветвленную сеть офисов. Сейчас Kodak - банкрот. Так устроена экономика, так устроена жизнь. Тот, кто не просчитывает технологическое будущее, может проиграть. Если государство позволяет себе открыто высказывать свою политическую и финансовую повестку, как это делает Россия, то мы просто обязаны иметь систему проектирования технологического будущего, и связанную с этим поддержку молодых людей, которым в этом будущем жить. Ребята, которые сейчас учатся в университетах, должны совершить технологический прорыв в ближайшие 8-10 лет. Им необходимо говорить на одном языке, реализовывать проекты, исходя из общей технологической повестки. Мы же должны устранить административные и организационные барьеры, которые есть в существующей бюрократической системе, чтобы им помочь.

С этой целью с 10 по 21 июля совместно с Университетом НТИ «20.35» мы проведем на острове первый интенсив, рассчитанный на 1 тыс. участников - лидеров технологического развития России. Мы пригласили молодых ученых и гиков, особенно специализирующихся на Data Science, продвинутых старшеклассников и молодых талантов, предпринимателей и организаторов технологических изменений и Chief Data Officers, чиновников, отвечающих за цифровую трансформацию в своем регионе. Их ждет серьезная прокачка специфических компетенций, включая новые стратегии и тактики принятия решений на основе данных. Участников соединят в разных командах, и они смогут работать сразу над несколькими задачами. Все их шаги и активности составят новый цифровой след, который удостоверит их новые компетенции вместо стандартного диплома.

- Согласно концепции развития острова Русский, до 2022 года в ДВФУ должна быть создана территория опережающего развития (ТОР). Расскажите, в чем привлекательность этой территории для бизнеса и ученых?

Развитие Дальнего Востока - одна из задач, которая поставлена президентом России. В регионе создано большое количество преференциальных норм. Самые лучшие практики потом будут внедрены по всей России. С этой целью принят ряд федеральных законов, введена специальная должность заместителя председателя правительства РФ, полномочного представителя президента РФ в Дальневосточном федеральном округе (ДВФО). Человек, занимающий эту должность - Юрий Петрович Трутнев, является председателем Наблюдательного совета нашего университета. Кроме того, появилось министерство по развитию Дальнего Востока и несколько институтов развития региона: Агентство по привлечению инвестиций на Дальний Восток, Фонд развития Дальнего Востока, Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке.

Ежегодно на территории нашего университета проводится ВЭФ, на котором встречаются главы государств АТР, обсуждают экономическую повестку, подписываются важные соглашения. Работа идет очень интенсивно и в разных направлениях. Так что повестка, заявленная главой государства, успешно реализуется. По словам Юрия Трутнева, 30% иностранных инвестиций в России уже приходится на Дальний Восток. На одного дальневосточника приходится в 6 раз больше инвестиций, чем в среднем на жителя России. Сейчас начинается вторая фаза реализации развития Дальнего Востока - это развитие его социальной инфраструктуры и обеспеченности. Более 150 млрд. рублей централизованно направляются президентом на развитие социальной инфраструктуры: строительство новых школ, больниц, дорог, объектов инфраструктуры для людей, которые будут жить на Дальнем Востоке.

Одно из преимуществ региона - электронная виза для иностранцев. Это упрощенная система, по которой к нам в ДВФУ приезжают лекторы и читают свои курсы по той самой модульной системе, о которой мы говорили. Теперь им не нужно получать обычную визу, даже если они из Японии. Они просто получают электронную визу, приезжают на 8 дней, читают свой модуль и уезжают. Это мощная система взаимодействия в образовательной сфере.

В России еще не было практики создания наукоемкой ТОР. Все экономические преференции, которые раньше были для ТОР - это преференции для малого и крупного бизнеса, в основном, в области капитального строительства. Сейчас пришло время создать ТОР для экономической поддержки наукоемких производств, высоких технологий и малого бизнеса. Для этого на острове Русский создается научно-образовательный центр для продвижения высоких технологий и развития стартапов. Ученые и бизнес будут взаимодействовать между собой и получат налоговые льготы. Новый набор налоговых преференций создается именно для ученых, которые будут распространять свою продукцию через сеть компаний, и продвигать ее на рынки АТР.

- А на каком этапе находится реализация проекта Технопарк «Русский»? С какими сложностями Вам пришлось столкнуться в процессе его реализации?

Технопарк - это общепринятый в мире механизм взаимодействия бизнеса, образования, науки, госструктур и потребителей новых технологий. В мире технопарки создаются именно при университетах. Там открываются исследовательские офисы крупных компаний, размещаются стартапы, созданные студентами и учеными. Технопарки обеспечивают их взаимодействие с различными фондами, институтами развития и внешними контрагентами, помогают выйти новым компаниям на глобальный рынок.

- То есть фактически работа уже идет полным ходом?

Во время Восточного экономического форума 2017 года мы с Виктором Феликсовичем Вексельбергом, возглавляющим фонд «Сколково», договорились о совместном учреждении технопарка. В перспективе - строительство новых зданий. 4 июня Юрий Петрович Трутнев встретился с резидентами нашего технопарка, которых уже более 50. Заявки поступают к нам уже из-за пределов Приморского края. Компании готовы прийти на остров, и войти в бизнес, пользуясь механизмами ТОР. Наши резиденты уже перестали помещаться в университете, поэтому предприниматели попросили Юрия Петровича помочь построить здание технопарка. Так происходит в «Сколково» и многих ведущих технопарках мира - в Пекине, Сингапуре, Токио. Везде рядом с университетом строят отдельные здания, где молодые предприниматели могут реализовать свое дело. Это офисные помещения, площадки для исследований и разработок, полигоны для испытаний. Полпред обещал помочь в этом вопросе. Мы ждем, когда выйдет поручение о проектировании технопарка, хотя понимаем, что строительство займет несколько лет. До тех пор мы будем предоставлять помещения внутри университета. К новому году мы ожидаем, что более 2,5 тыс. кв. м университета будут заполнены технологическими компаниями: стартапами и исследовательскими офисами крупных корпораций, которые сейчас открываются на Дальнем Востоке.

- Обратимся к теме международного сотрудничества. Вы часто взаимодействуете с азиатскими странами - Китаем, Кореей, Сингапуром, Японией. Как, по Вашему мнению, развиваются технологии в этих странах по сравнению с Россией? По каким направлениям устанавливается партнерство?

В этом году в Китае прошел Студенческий чемпионат мира по программированию. Первое место заняла российская команда - команда МГУ им. Ломоносова, решив 8 задач. Второе место заняли ребята из Пекинского университета, решив только 7 задач. Получается, наши российские студенты в программировании - лучше всех в мире. Это возвращает нас к тому, что я говорил про охоту за талантами. Современный мир настолько лишен границ, особенно для молодых людей, что необязательно развитием технологий в стране должны заниматься граждане именно этой страны. Для этих целей можно пригласить к себе специалистов из других государств. В большинстве стран-соседей развитие технологий проходит по трансграничному сценарию: там работают международные научные группы, в которых участвуют студенты - японцы, китайцы или корейцы… Исторически между этими нациями сложились довольно непростые взаимоотношения. Последние 100 лет они буквально уничтожали друг друга, и генетическая память об этом живет в них. Им гораздо комфортнее собираться на ВЭФе и вести переговоры у нас, а не на территории одного из этих государств. Мы выстраиваем с ними взаимодействие на уровне равноправного партнерства. Они с большим уважением относятся к России, которая еще 50 лет назад способствовала становлению высшего образования в Китае, и первая запустила человека в космос. Наши партнеры это прекрасно помнят. В нашем взаимодействии прослеживается понимание, у них тоже есть свои программы НТИ и свое видение технологического будущего.

Наш университет предоставляет им широкие возможности для совместных исследований и разработок. Только за последний год мы договорились об открытии более 10 совместных образовательных программ с университетами-партнерами из стран АТР. Часть из них в сфере науки и высоких технологий, часть - по исследованиям океана и биомедицине, которые являются приоритетными направлениями исследований в ДВФУ.

Владивосток, наверное, самая человекоориентированная точка России. В радиусе 1 тыс. км у нас проживает более 400 млн человек, в нескольких часах лета находятся ведущие мировые столицы и центры высоких технологий. Сложно сказать, какой город более высокотехнологичен: Шэньчжэнь или Сингапур. Слово Шэньчжэнь в России слышали далеко не все, а он входит в топ-5 городов мира по темпам прироста населения.

- Сколько иностранных студентов у вас обучаются? Как вы их привлекаете?

В какой момент количество иностранных студентов можно описать словом «много»? Иногда достаточно одного иностранного студента, который потом перевернет весь мир. У нас есть определенные ограничения по местам, которые мы можем предоставить, поэтому у нас ведется строгий отбор. В прошлом году к нам поступили студенты из 67 стран мира не только по направлениям Россотрудничества, но и по договорам. Для них у нас есть платные образовательные программы на английском языке. Многие студенты еще дома изучают русский язык для того, чтобы потом получить образование в России. Оно считается престижным. У нас работает центр русского языка, который помогает ребятам освоиться и получить хорошее образование. Сейчас в ДВФУ обучается около 3 тыс. иностранных студентов, при том, что всего студентов около 23 тысяч. Процент довольно высокий, но много это или мало - смотря с чем сравнивать.

- Как вы работаете со школами?

Миссия каждого университета - как можно плотнее вовлекать школьников в свою работу. Возможно, поэтому такой популярностью пользуется Фестиваль науки, который ежегодно проходит по всей России. В свое время его проведение инициировал МГУ им. Ломоносова. Я был одним из организаторов первого фестиваля, когда работал в МГУ. президент поддержал нашу инициативу, и она стала более масштабной.

Университет одновременно работает и со школьниками, которые только через 10 лет закончат вуз, и с работодателями, которые по причине быстрого технологического прогресса видят свое будущее всего на 5-6 лет вперед. Кто же еще будет поддерживать школьное образование, если не университетская профессура, которая видит и будущее в технологиях, и состояние школьного образования? Сейчас около 80% студентов нашего университета – это студенты Дальнего Востока. Мы здесь не разделяем - Приморский край, Хабаровский или Сахалин - не важно. ДВФУ создавался как центр притяжения всей молодежи Дальнего Востока, и мы стараемся соответствовать этому формату, создаем современное, интересное и технологическое образование.

Система управления образованием в нашей стране разделена: у школьного образования свой руководитель - министр просвещения, у высшего образования свой руководитель - министр науки и высшего образования. Руководители могут меняться, по-разному могут называться должности, но школьники всегда приходили и будут приходить в университет. Они посещают курсы, участвуют в совместных проектах со студентами, слушают лекции ведущих преподавателей по тем направлениям, которые им интересны. К примеру, в структуре нашего университета работает несколько общеобразовательных школ на 2,5 тыс. учащихся. У нас есть даже свой детский сад. Все это - механизмы взаимодействия между школой и университетом, которые были всегда, и никакие административные изменения не могут на это повлиять.

Новый вице-губернатор края по образованию Ирина Мануйлова раньше работала в команде Ольги Юрьевны Васильевой. Мы возлагаем большие надежды на сотрудничество в этом направлении. К примеру, по инициативе губернатора именно на территории нашего университета в этом году находится ситуационный центр ЕГЭ, самый большой в стране - более 120 рабочих мест. 6 июня здесь проходил ЕГЭ по русскому языку. Это был настоящий улей в университете: студенты, общественные наблюдатели активно участвовали в проведении ЕГЭ. Усиление контроля за качеством всегда повышает результат, это факт. В среднесрочной перспективе - взаимодействие по линии ЕГЭ по административной вертикали. Мы рассчитываем, что это тоже даст положительные результаты.

В 2017 году в ДВФУ был учрежден Фонд поддержки технологического предпринимательства, чтобы поддерживать стартапы. Каким образом вы их поддерживаете? Знаю, что у вас можно защитить диплом в виде стартапа, такой вот эксперимент.

Это даже не эксперимент, это и есть та самая форма поддержки предпринимательства. Стартап - это форма реализации инициативного человека, когда он создает свое предприятие. Задача университета - помогать своим студентам, где бы они ни находились, и в какой бы момент времени ни попросили о помощи. Когда университет эту задачу способен выполнять, он может гордиться тем, что он называется университетом.

Фонд поддержки технологического предпринимательства - это одна из тех мер, которые университет взял на себя, чтобы поддержать молодых предпринимателей. Параллельно на Петербургском экономическом форуме (ПМЭФ) Российская венчурная компания («РВК»), «Роснано» и Фонд развития Дальнего Востока учредили Фонд развития высоких технологий на Дальнем Востоке. Он будет поддерживать «подросшие» стартапы, готовые перейти от прототипирования к реализации. Однако чтобы они доросли до момента, когда фонд даст им деньги, нужны малые фонды. Мы отстроили взаимодействие с фондами, поддерживающими стартапы на регулярной основе, такими, как, например, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника). Заодно мы создали свой фонд, который сейчас привлекает средства спонсоров, чтобы финансировать конкретные стартапы, возникающие именно в нашем технопарке. Этот фонд является гарантом того, что все административные барьеры отойдут на второй план, и он будет обеспечивать приоритетное взаимодействие с малым бизнесом. К сожалению, бюрократическая машина способна задушить стартапера, даже не заметив этого. Поэтому задача нашего фонда - аккумулировать вокруг себя молодых предпринимателей и выступить в качестве буфера между ними и бюрократической машиной. В конце концов, именно они должны стать реальными резидентами ТОР и сформировать на острове Русский новые высокие технологии, обеспечив стране технологическое лидерство в рамках программы НТИ.

- Куда трудоустраиваются ваши выпускники? Остаются ли они работать на Дальнем Востоке?

Траектория трудоустройства наших выпускников сложная. Владивосток - не мегаполис, количество выпускаемых нами специалистов избыточно для местного рынка труда. В этом году стены ДВФУ покинут 4,1 тыс. новых специалистов и так - ежегодно. Часть из них находят работу в компаниях Владивостока, часть, мы надеемся, станут резидентами технопарка. Кто-то - особенно востоковеды, специалисты по международным отношениям и политологи - находят для себя возможности реализоваться в ближайших к нам странах, и обеспечивают наше взаимодействие по дипломатической линии. Молодые ученые работают в стенах местной Академии наук и других ее подразделений. Ряд ребят работают во взаимодействии с Новосибирском, «Сколтехом», с московской частью РАН. В этом году мы празднуем 100-летие инженерного образования, собирая в университете выпускников прошлых лет. Наши выпускники-инженеры, в основном, ориентированы на существующий технологический бизнес, который есть на Дальнем Востоке.

Вокруг университета сконцентрированы работодатели, большинство из которых - сами выпускники одного из тех университетов, на базе которых был создан ДВФУ. Они предпочитают брать на работу ребят, которые получили то же инженерное образование, что и они сами. Никуда не девается и история Ассоциации выпускников, отношения выпускников, которые поддерживают друг друга. Ребята-журналисты идут работать в местные и федеральные СМИ, пополняя собой плеяду существующих звезд. Актуален и вопрос трансграничного взаимодействия в сфере журналистики с китайскими, японскими и корейскими изданиями, который активно обсуждался на недавно прошедшем у нас Медиасаммите.

У каждого выпускника свой вектор развития, университет дает базу если не всем, то очень многим.

- Следующий вопрос связан с рейтингами. Вас можно поздравить - в последнем рейтинге QS ДВФУ заметно улучшил свои позиции. Как вы считаете, благодаря чему это удалось?

Мы стабильно входим в топ-20 российских вузов - это для меня показатель устойчивости. В международных рейтингах очень многое зависит от научной составляющей. Еще не везде в России развита культура англоязычных публикаций, хотя международная система цитирования прижилась в полной мере. Я считаю, что основным фактором нашего успеха стали планомерные изменения в научной политике университета, повышение культуры научной работы преподавателей. Но нам еще есть над чем работать. Я рассчитываю, что когда мы дадим преподавателям больше времени для научной практики через модульную систему, это даст качественный скачок.

Мы сделали акцент на международном взаимодействии, узнаваемости, коллаборации профессоров в научных сетях. Сейчас мы открываем представительства в Японии, Китае и Вьетнаме. Разные рейтинги оценивают все эти действия по-разному, но все они учитывают и узнаваемость, и степень взаимодействия с тем или иным университетом.

Нововведения, которые были инициированы в университете за последние 5 лет, оказались хоть и небесспорными, но эффективными. Сейчас эти преобразования завершаются, и мы готовы перейти к новой программе развития на ближайшие 10-15 лет. Все это так или иначе, но отражается на всех формальных показателях. Мы растем в рейтингах, и я рассчитываю, что так будет продолжаться и дальше.

«ДВФУ ощутило резкую деградацию во всех сферах деятельности», - с этой фразы началось обсуждение петиции об отставке нынешнего ректора ДВФУ Никиты Сергеевича Анисимова, вышедшая на сайте www.change.org 28 июня.

Инициатор петиции Мария Малкова написала, что корнем конфликта являются излишне завышенные цены на обучение в Школах ДВФУ.

«Стоимость обучения по программе высшего образования на 2018 год значительно выше чем на аналогичные специальности в других ВУЗах региона и центральной России. Абитуриенты (а это молодые люди от 18 до 25 лет) вынуждены уезжать из региона в поисках достойного и доступного образования. Их места занимают студенты-иностранцы из Индии, стран Азии и Африки и т.п. На настоящее время у наших детей нет выбора и права голоса», - говорится в петиции.

О том, что стоимость обучения по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры значительно выросла говорят и сам студенты, вынужденные платить «нереальные» суммы, чтобы поучиться. «Год назад, когда была на 3 курсе смотрела стоимость обучения на магистратуре. По моей специальности цена была 90 тысяч рублей, сейчас же - 120. Как дальше жить и учиться - вообще не представляю», - пожаловалась Ирина Хоп, выпускница ДВФУ.

В петиции также высказано мнение о том, что квалифицированных и знающих своё дело преподавателей увольняют, а на место них приходят лица, знания которых не сильно отличаются от студенческих.

«За неполные 1,5 года руководства университетом нынешнего ректора и его команды самый большой и некогда престижный ВУЗ Дальнего востока пришел в упадок. На руководящие должности были приглашены лица из других регионов, которые не имеют должного опыта работы, профильного образования. За это время были уволены практически все опытные и компетентные сотрудники, которые проработали в ВУЗе (в том числе в ВУЗах до их объединения) не один десяток лет. На их место ректором были приглашены молодые, неопытные менеджеры. Сокращения продолжаются. Объявлена оптимизация кадров. Но руководящая верхушка Департаментов из приглашенных специалистов продолжает расти», - отмечается в сообщении.

Также авторам петиции якобы стало известно, что к концу августа 2018 года около 200 преподавателей сотрудников ДВФУ покинут свои рабочие должности. Их увольнение никак не связано с «не способностью преподавать» - в столь радикальных мерах руководство видит «оптимизацию деятельности».

«Я являюсь сотрудником филиала ДВФУ в г. Дальнереченске. 29.05.2018 был подписан приказ о внесении изменений структуру и штатную численность филиала ДВФУ в г. Дальнереченске, то есть о закрытии нашего филиала. Практически всем сотрудникам были вручены уведомления о сокращении. Но, руководство Вуза даже не соизволило приехать и поговорить с сотрудниками филиала, студентами и их родителями (законными представителями), чьи права они нарушают»,- рассказала Нина Бравок, администратор образовательных программ филиала ДВФУ в г. Дальнереченске.

На данный момент петицию подписали 935 людей из 1000 нужных для рассмотрения проблемы. Но, отметим, что петиции, созданные на сайте Change.org не имеют никакой юридической значимости: все собранные под ними подписи государство в расчет принимать не может, а точнее даже не имеет права. За последние два года лишь около 20 петиций смогли повлиять на исход событий, и все они касаются небольших «местных» случаев.

В пресс-службе ДВФУ дали подробные официальные комментарии по поводу распространившейся в сети петиции. В сообщении специалистов отмечается, что большинство цифр и фактов, изложенных в петиции, оказались ложными или искажёнными.

C 10 по 21 июля 2018 года при участии и поддержки Агентства стратегических инициатив в городе Владивостоке пройдет образовательный эксперимент «Остров 10-21».Данный проект – это уникальная возможность включиться в работу программы «Цифровая экономика» и Национальной технологической инициативы, а также присоединиться к команде пилотного запуска федеральных программ Университета НТИ «20.35». В ТАСС прошла пресс-конференция, посвященная этому событию. Об этом журнал «Редкие земли» рассказывал в предыдущей публикации. По окончании пресс-конференции мы взяли интервью у Ректора Дальневосточного Федерального университета Никиты Анисимова.

Журнал «Редкие земли»: Сегодня мы узнали об интересной технологической инициативе «Остров 10-21». Никита Юрьевич, есть ли у Вас видение того, к чему приведут эти усилия?

Никита Анисимов, ректор ДВФУ:

- Если вы обратили внимание, большинство вопросов на сегодняшней пресс-конференции, посвященной Национальной технологической инициативе «Остров – 21» были из «Точек кипения», созданных по инициативе Агентства стратегических инициатив («Точка кипения» - пространство для коллективной работы, для реализации проектов, Прим. автора), задавались от университетов. Это не случайно.

Я, как член Российского Союза ректоров, недавно принимавший участие в съезде Российского Союза ректоров, могу говорить в целом за университетское сообщество. Именно в университетах России, наверняка, зарегистрирована та молодежь, которой в 2035-м году будет 30-35 лет.

Средний возраст тех, кто сегодня принимал участие в пресс-конференции, уже сорок лет. То есть на самом деле мы сейчас работаем с теми, кто будет управлять уже не в 2035-м, а в 2045-м году. Это надо правильно понимать. И спрогнозировать то, с какой реальностью они будут работать в 2045-м году, когда им будет сорок лет, мы сейчас не можем.

Поэтому то действо, которое будет происходить в формате «Остров 10-21» - это капля в море для тех изменений, которые должны произойти в отношении оптимизации университетов и той молодежи, которая там учится. Цель не в том, чтобы привезти лучших представителей из молодежи, и что-то с ними кардинально сделать. Это как спорт высоких достижений.

Важно, чтобы поменялось само отношение к тому, как университеты строят образовательную деятельность с молодежью, чтобы университеты не подменяли ту необходимость, которую они должны делать с молодежью, теми действиями, которые будут происходить по программе Национальной технологической инициативы «Остров 10-21» или «Университет 20.35».

«Университет-20.35» – это ответ на то, что университеты не всегда успевают среагировать на необходимость по-другому формировать образовательную траекторию, образовательную программу для студентов, например, культуру его мышления. Сейчас мы часто сталкиваемся с тем, что победители сложных технологических олимпиад – школьники, попадая в университет, не находят дальнейшего продолжения своим командным начинаниям, например, в деятельности сферы высоких технологий.

Они не могут найти «приземления» своей деятельности. Университеты не успевают реагировать на потребности сегодняшних запросов. Поэтому появился «Университет 20.35». Но конечно, те изменения, которые происходят, это только пример того, как в университетах может «приземлиться технология» отношения к людям, отношение к формированию будущего. В противном случае эта тысяча человек, которая примет участие в технологической инициативе «Остров 10-21» не сможет в достаточной мере изменить страну в целом.

РЗ: А просто уедут?

- Даже если не уедут, их просто не хватит для того, чтобы участвовать в мощнейшей гонке между государствами. Таких людей должно быть больше. Должно быть поколение.

РЗ: может необходимо такие направления делать для большего количества, чем одна тысяча человек?

Конечно, поэтому я и говорю, что это тот поток ребят, который дальше должен быть масштабирован с огромной скоростью, через все существующие сети, включая сеть Российского Союза ректоров, через университетскую сеть в стране.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: