Делиться надо: как работает экономика совместного потребления. Как заработать на совместном потреблении вещей Доступ, а не владение

Что и как можно совместно использовать

Попытаться сдать в аренду можно любую вещь, однако не на каждое предложение найдется спрос. Наибольшим спросом на шеринг-сервисах, по словам Александра Першикова, пользуются дорогие вещи, которые требуются лишь эпизодически. Сооснователь шеринг-сервиса Rentmania Людмила Булавкина уточняет, что среди лидеров спроса — детские товары (кроватки, автокресла, крупные игрушки), спортивные тренажеры (беговые дорожки, эллипсы), игровые приставки и модные гаджеты, инструмент (плиткорезы, дрели, газонокосилки, бетономешалки, мойки). Есть и сезонные предложения. Летом популярны товары для активного туризма и отдыха, зимой — горнолыжное снаряжение и костюмы.

Выгода, по словам Булавкиной, наиболее ощутима для товаров, первоначальная стоимость составляет которых около 100 тыс. руб. Это хорошо видно на «имиджевых предложениях». Например, как только в России стартовали продажи последнего iPhone (цена 70-90 тыс. руб.), на шеринг-сервисах появились предложения о его аренде по 5-6 тыс. руб. в день. Соответственно, цену гаджета можно компенсировать за две недели аренды. Другой пример — квадрокоптер. Модели, цена которых начинается от 150 тыс. руб., на шеринг-сайте можно арендовать за 5 тыс. руб. в день, а предложение на две недели стоит 30 тыс. руб. Следовательно, дрон окупится за один-три месяца сдачи в аренду.

Как пользоваться шеринг-сервисами

Все шеринг-сервисы действуют по одному принципу. Участники сделки сначала регистрируются на сайте, вносят сведения о себе и «прикрепляют» банковскую карту. В шеринге, как правило, практикуется безналичный расчет. Необходимая сумма снимается со счета арендатора, но на счет арендодателя переводится не сразу, а только после получения на руки обещанной вещи. Если сделка предполагает залог (это устанавливает владелец товара), то необходимую сумму заморозят на карте арендатора до завершения срока сделки.

За регистрацию на сайте и размещение объявления сайты с пользователей платы не берут, предусмотрена только комиссия от суммы совершенной сделки, в среднем это 20%. То есть если вещь сдается в аренду за 1 тыс. руб. в месяц, то на руки арендодатель будет получать 800 руб. в месяц.

Чтобы взять вещь в аренду, пользователь должен найти подходящее объявление на сайте и связаться с владельцем. Если они найдут общий язык и всех устроят условия (цена, срок аренды, параметры доставки), то участники сделки подтверждают свое согласие​ (между сторонами заключается онлайн-договор). Когда аренда завершена, пользователи оставляют друг о друге отзывы и ставят оценки товару и предоставленной услуге.

Нюансы шеринга

Чтобы ваше объявление о сдаче вещи в аренду работало, специалисты и пользователи на форумах советуют сначала выяснить, на что есть спрос. Для этого можно зайти на страницу сервиса в социальной сети, где иногда публикуют список пожеланий от арендаторов.

Как на любом рынке, на спрос влияет рациональная цена предложения. Для ее определения Людмила Булавкина советует исходить из правила: оптимальная цена краткосрочной аренды составляет 10% от стоимости покупки аналогичной новой вещи. «Стоимость аренды мы также рекомендуем понемногу снижать по мере износа вещей, например после каждых пяти аренд. Тогда более адекватная цена увеличивает спрос со стороны арендаторов», — добавляет она.

На сколько снижать цену аренды по мере износа, зависит от категории товара и срока его службы. Например, цену аренды одежды советуют снижать на 10% после каждой носки. Если на более живучем товаре, например технике, появляются видимые повреждения и его состояние из категории «отличное» переходит в состояние «удовлетворительное», тогда рационально снизить цену примерно на 25%.

Для «ленивых» арендодателей некоторые сервисы предлагают услугу доверительного управления. Это выгодно, например, если человек уезжает на длительное время (полгода-год) в другую страну и хочет хоть что-то заработать на вещах, которыми не пользуется. Он устанавливает цену на них, размещает объявление, и арендатор связывается уже с представителями сайта и забирает товар со склада. Правда, за это владельцу придется заплатить сервису повышенную комиссию — примерно 50% от стоимости сделки.

В итоге, с учетом всех комиссий, средний доход активного пользователя, который размещает сразу несколько объявлений о сдаче вещей в прокат, составляет в месяц около 12 тыс. руб.

Кому шеринг выгоден

Модель шеринга позволяет потребителю сократить расходы за счет аренды объекта, а не его приобретения, говорит основатель p2p-сервиса шеринга транспортных средств UseMyCar Кирилл Добринский.

Предположим, приехав после зимы, владелец дачи решает вымыть обитый пластиком дом с помощью мини-мойки. Ее стоимость в магазине составляет в среднем 15-16 тыс. руб, арендовать же ее можно за 1 тыс. руб. в день. Если прибор нужен человеку раз в год на одни выходные, аренда будет явно выгоднее. Чем дороже товар, тем заметнее выгода, напоминает Людмила Булавкина. Другой пример: человек сам делает ремонт, собирается класть плитку в ванной, и ему нужен плиткорезный станок, который стоит в среднем 55 тыс. руб. Его аренда обойдется в 800-1000 руб. в день.

Чтобы гарантированно получить желаемый товар, Людмила Булавкина советует рассылать сразу несколько запросов, так как кто-то из владельцев может не увидеть уведомления от сайта, а кто-то может сдать свой товар в аренду или пользоваться им сам.

Еще один совет связан с выбором периода эксплуатации. На стартовой странице объявления может быть указана цена, например за неделю, но если развернуть объявление, то некоторые пользователи указывают цену за другие отрезки времени. Здесь действует правило «оптом дешевле», то есть если человек заинтересован в долгосрочной аренде, для него владелец сделает скидку. Например, за неделю аренды детского манежа попросит 900 руб., а за месяц — 1900 руб.

Шеринг-сервисы могут пригодиться и путешественникам. Приехав на отдых в другую страну с ребенком, можно не везти с собой габаритную коляску или велосипед, а взять в аренду на месте. Конечно, подходит этот вариант лишь тем, кто знает языки. Например, для шеринга можно воспользоваться европейским сервисом Zilok.com, американским Neighborrow.com, британским libraryofthings.co.uk. Есть также специализированные сервисы для конкретных товаров, например сайт аренды велосипедов Spinlister.com.

Еще один момент, когда шеринг может пригодиться, — «тест-драйв» перед покупкой какой-то дорогой вещи. Скажем, вам надо выбрать дорогой пылесос или фототехнику.

Доверие баз гарантии

Вопрос доверия участники рынка считают ключевым для развития шеринг-индустрии. «В шеринге на первый план выходит не товар или услуга, а человек. Часто sharing economy также называют экономикой доверия», — говорит руководитель комьюнити-сервиса по поиску попутчиков BeepCar Ася Репрева.

Основанная на доверии экономика, по словам декана философско-социологического факультета Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС Виктора Вахштайна, имеет ключевой недостаток: никто не гарантирует друг другу качества услуги или товара.

С p2p-сделками не действует закон о защите прав потребителей, так как он распространяется только на те отношения, в которых второй стороной является юрлицо или индивидуальный предприниматель, объясняет управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский. Получить компенсацию через суд в этом случае очень сложно: придется доказывать факт сделки, ущерба, запрашивать показания посредника, представители которого могут не явиться.

Кто в ответе?

И все же определенные механизмы для страховки рисков есть.

Понимая, что защитить свои интересы в суде участники сделки, скорее всего, не смогут, шеринг-сервисы стараются сводить только проверенных пользователей, уменьшая риск мошенничества. «Они идентифицируют пользователей с помощью проверки номера телефона, профиля в социальных сетях, электронной почты, ID-сheck (дистанционная проверка документов), привязки банковской карты», — говорит руководитель BlaBlaCar в России и на Украине Алексей Лазоренко. Также они используют системы рейтингов и отзывов, когда после завершения сделки ее участники оставляют друг о друге комментарии, доступные всем пользователям сайта.

Впрочем, это страхует лишь от рисков прямого мошенничества вроде кражи арендованной вещи. Сложнее обезопасить участников шеринга от проблем, связанных с порчей вещей. «При возникновении претензий многое зависит от сервиса и того, насколько у него разработаны механизмы ответственности. Обычно используются разные обеспечительные меры, например заморозка на карте определенной суммы, внесение возвращаемого депозита», — говорит Старинский.

Если вина арендатора в порче имущества очевидна (порван материал на корпусе детской коляски или отломана педаль у велосипеда), то ему просто не вернут залог. Но бывают ситуации, когда товар — особенно если речь идет об электронике — выходит из строя сам. Например, взятый в аренду дрон теряет связь с базой управления и улетает или падает и разбивается. В этих случаях подключается центр поддержки шеринг-сервиса, чтобы оценить ущерб сторон.

Владельцы сервисов говорят, что пока для них важнее сохранить базу пользователей, поэтому в спорных ситуациях они компенсируют затраты участникам сделки за счет собственного страхового фонда. «Каждая наша сделка страхуется на сумму до 30 тыс. руб. за счет стабилизационного фонда, сформированного из собственных средств сервиса. Конечный ущерб владельцу оценивается по завершении сделки с участием наших специалистов», — говорит Людмила Булавкина.​

Представители одного из шеринг-сервисов уточнили, что пока страховые компании не соглашаются страховать риски владельцев, так как механизм их оценки еще не выработан из-за невысокого уровня развития рынка.

В России, вслед за Западом, растет число проектов, которые развиваются в модели sharing economy (шеринг экономика).

Рассказываем о возможностях такого подхода для начинающих предпринимателей и значении его для ответственных потребителей, которые «голосуют кошельком».

Что такое sharing economy

Термин sharing economy (от share – делиться) переводят на русский по-разному - экономика совместного пользования, «долевая» экономика, даже экономика сотрудничества и участия.

Один из основных принципов - это доступ к пользованию, а не владению каким-то благом: у одних людей есть ресурс или его избыток, который нужен другим, - инструменты, оборудование, автомобиль, жилье, навыки и умения, информация, свободное время.

На почве этого вырастает большое число конкретных сервисов, которые соединяют тех, кто владеет ресурсом с теми, кто в нем нуждается.

Аргументы в пользу шеринг экономики - в наших городах и домах становится все меньше места, а в 21 веке люди стремятся к большой мобильности. Иметь доступ к какому-то благу становится удобнее и выгоднее, чем владеть им.

С одной стороны, это далеко не новое явление. Например, пункты проката оборудования и спортинвентаря были весьма популярны в Советском Союзе.

С другой стороны - благодаря интернету оно приобрело такой масштаб, что о sharing economy заговорили как о конкуренте привычной нам экономической модели.

Немало споров ведется вокруг того, считать ли sharing economy такие коммерческие сервисы, как Uber и Airbnb (пожалуй, самые цитируемые примеры новой экономики) или они превратились в чистый капитализм и правильнее называть их экономикой доступа. А шеринг - это, прежде всего, про некоммерческий обмен.

В то же время, есть исследователи, считающие, что отличие sharing economy от традиционной, лежит не по линии «коммерческий-некоммерческий».

Они обращают внимание на другие аспекты - например, горизонтальные связи и отсутствие посредников: peer-to-peer (равный - равному), доверие между незнакомыми людьми и инструменты для его выстраивания (рейтинги, отзывы и т.д.). Не зря sharing economy также называют «экономикой доверия».

А как с шерингом обстоит в России?

Давайте познакомимся с некоторыми российскими проектами и сервисами, которые используют подход шеринг экономики и позволяют удобно и увлекательно трансформировать избыточное потребление в пользу для себя, других и природы.

Мы приведем лишь несколько сервисов из разных сфер в качестве примера.

Вторая жизнь вещей

Есть множество сервисов, которые помогают людям обмениваться вещами или отдавать их тем, кто в них нуждается, - и тем самым продлевать их жизненный цикл.

Один из давних некоммерческих проектов - это «Дарудар» . По словам основателей, более 400 тысяч участников сообщества из России и других стран подарили друг другу уже более 4 миллионов даров.

Другой вид проектов, который развивается в России - это благотворительные магазины, например, Charity shop в Москве и магазин «Спасибо!» в Санкт-Петербурге.

Кроме важной благотворительной составляющей у проектов есть и экологическая - непригодная для продажи в магазинах или передачи нуждающимся одежда перерабатывается и из нее делаются полезные вещи. Например, тряпки для мытья пола.

Поделится ненужными детскими вещами можно на сайте социального проекта «Крок и Зябра» . Те, кому они действительно нужны, могут получить вещи бесплатно или купить по минимально возможной цене.

Еще один способ избавиться от ненужных вещей предлагает проект «Свалка» , который ряд действует уже во многих городах. К ним можно сдать самые разные вещи от книг, обуви, одежды до мебели, холодильников, светильников. И купить все это по низким ценам.

Организаторы сообщают на сайте, что часть вырученных денег организаторы проектаони перечисляют в благотворительные фонды, сотрудничающие с Добро.Mail.Ru.

Проект «Чумодан» кроме пристраивания ваших вещей обещает передать в переработку то, что является вторсырьем.

Аренда вещей

Столь популярный в советское время прокат медленно реинкарнирует в онлайн-платформы аренды вещей - они пока не столь массовые, однако развиваются и появляются новые.

А два месяца назад в Петербурге стартовало сообщество Вконтакте

МОСКВА, 13 авг — РИА Новости, Наталья Дембинская. Совместное использование товаров и услуг становится все более популярным во всем мире, формируя экономику совместного потребления (sharing economy), то есть долевую экономику. Сейчас ее объем оценивается в 15 миллиардов долларов, но уже к 2025 году, согласно прогнозам, он превысит 300 миллиардов. Использовать совместно можно практически все — автомобили, жилье, технику, даже цветочные горшки. Как шеринг ломает традиционную модель потребления и помогает экономить, а также в чем риски такой модели — в материале РИА Новости.

Доступ, а не владение

Совместное использование придумали не вчера. Оно существовало в эпоху натурального обмена, успешно процветало, например, в советские времена, когда люди охотно подвозили друг друга и делились вещами. А в сельской местности, где ни о каком шеринге и не слышали, эта модель тем не менее успешно существует по сей день.

В экономике совместного потребления вместо того чтобы владеть всем, вы предоставляете то, что у вас есть, и берете в аренду то, что вам нужно. Владение означает, что нужно тратить деньги сначала на покупку, а затем на содержание и обслуживание некоего товара. Шеринг позволяет избавиться от ненужных трат.

Еще один аргумент — мобильность: в городах, квартирах и домах становится все меньше места, поэтому все более актуально иметь доступ к благам только когда вам это нужно, а не загромождать ценное пространство вещью, которой вы пользуетесь раз в год.

Например, согласно исследованиям, купленной дрелью пользуются в среднем не более получаса за все время владения, спортивным снаряжением — не более 10-20% времени. А покупать автомобиль, если его пробег в год менее 15-20 тысяч километров, а используется он лишь для поездок по городу, вообще экономически нецелесообразно.

Пионеры шеринга

Пионерами, успешно применившими бизнес-модель совместного использования в эпоху цифровых технологий, считают такси-сервис Uber и сервис аренды жилья Airbnb. Именно Uber первым предложил людям самим искать частных водителей с помощью мобильного приложения, подорвав тем самым традиционный рынок такси и спровоцировав забастовки теряющих деньги таксистов по всему миру. Сервис краткосрочной аренды жилья в поездках Airbnb сделал то же самое с гостиничным бизнесом, превратившись в полноценного конкурента сначала недорогих, а затем и фешенебельных отелей.

Логическим продолжением совместного использования автомобилей стали каршеринги — сервисы поминутной аренды автомобилей. В Москве, например, работает несколько каршеринговых сервисов: "Делимобиль", "Белка", Anytime, YouDrive и Сar5. В стоимость аренды машин включены бензин, парковка и страховка.

Во всем мире каршеринг отнимает хлеб не только у таксистов, но и у автопроизводителей — их выручка неуклонно падает.

Подсчитано, до 2020 года каршеринг будет сокращать продажи новых машин на 1,2 миллиона единиц в год. В итоге автопроизводители потеряют порядка 8,2 миллиарда долларов.

Впрочем, автоконцерны поняли, что в долгосрочной перспективе на каршеринге они могут и заработать. По подсчетам HIS, если срок владения новым автомобилем составляет в среднем около 6,5 лет, то новый автомобиль, бывший в совместном пользовании, нуждается в замене уже через три года.

Осознав грядущую реальность, Volkswagen, General Motors и Toyota начали активно инвестировать и в "мобильные" такси, и в каршеринг. А GM даже создала собственную каршеринговую компанию Maven.


Популярность обрели и сервисы поиска попутчиков, такие как французский BlaBlaCar и его российский аналог "Довезу!". Идея проста: водитель находит людей, которым по пути с ним, и компенсирует расходы на бензин в долгой поездке. Пассажиры же экономят деньги и время, по сравнению с такси или общественным транспортом. Французские основатели BlaBlaCar констатируют: если в США и Европе сервис не особенно прижился, то российский рынок оказался для него как нельзя более подходящим — помогли советские привычки.

"В России помнят, как стояли на дороге и махали руками, поэтому посадить в машину незнакомца не стало чем-то экстраординарным, как, например, в Германии или Испании", — отмечает гендиректор BlaBlaCar Николас Брюссон.

Шеринг всего на свете

Перевозки — не единственная сфера, в которую вторглось совместное потребление. В пользование можно взять все что угодно. В России есть многочисленные проекты и сервисы, позволяющие избежать соблазна избыточного потребления и эффективно использовать имеющуюся собственность.


Например, на Rentmania можно арендовать практически любую вещь у ее владельцев всего за 10% от ее стоимости, будь то фототехника, одежда, строительные инструменты, тренажер или игровая приставка. Сервис работает в Москве, Московской области, а также в Санкт-Петербурге и области.

Другой подобный сервис — "Арендориум". Например, двухместную палатку на нем можно арендовать всего за четыре рубля в час. А надувную лодку — за 300 рублей в день.


Разумное потребление продвигают и организаторы питерского сообщества "ВКонтакте" "Стройшеринг. Отдам даром стройматериалы" — там соединяют людей и организации, имеющие лишние строительные материалы, с теми, кому они нужны.

Проект "Свалка", действующий во многих городах России, предлагает не только избавиться от ненужных вещей вроде мебели и бытовой техники, но и заработать на этом.

Вещи вывозят бесплатно и дают их владельцам небольшую премию. Потом приводят в порядок и находят им новых хозяев. Как утверждают основатели, до 70% прибыли от продажи ненужных вещей они отдают благотворительным фондам.

Впрочем, зарабатывают владельцы "Свалки" и на том, что отдают часть вещей на погром: придуманный ими же сервис "Дебошь" предлагает людям разгромить обставленную комнату. Туда свозят телевизоры, устаревшие компьютеры, бабушкины серванты и прочую рухлядь, которую не удалось реализовать на "Свалке". Ценник одного погрома составляет от 2500 до 25 000 рублей.

В итоге спустя месяц после запуска оказалось, что 300 тысяч зонтиков "пропали без вести".

По иронии, проблема оказалась в мобильности объекта, на которой и строилась вся схема. Люди обрадовались тому, что не нужно таскать с собой этот громоздкий предмет, но потом оказалось, что возвращать зонтики они просто забывали и уходили с ними домой.

В последний год экономика совместного потребления меняется, дополняется новыми функциями и возможностями. Сервисы полируются, становятся все более и более совершенными и все ближе к потребителю.

Небольшая ремарка. В мировой практике часто разделяют понятия sharing economy и on-demand economy. Первое – это услуги с целью снижения затратной стоимости (sharing economy), второе – максмально недорогие услуги по доставке, где любой может являться как потребителем, так и исполнителем (on-demand economy). Однако ряд принципов для них одинаков, поэтому в данном материале мы будем усложнять все разницей терминов и объединим оба понятия в одно – «экономика совместного потребления».

Итак, мы с вами рассмотрим ряд трендов, которые формируются сейчас и закладывают основу на 2016-2017 годы.

1. Активное внедрение новых технологий в существующие

Глава Uber недавно заявил об испытании автомобилей с автопилотом. С одной стороны, прекрасный тренд – сделать это вслед за Tesla. Но, с другой стороны, если речь пойдет о повсеметном внедрении такой технологии в жизнь, через какое-то время это может лишить работы всех тех, кто сейчас называет себя убер-драйверами. То есть исчезнет фундамент Uber – где каждый может стать водителем.

Довольно странный тренд… Но, возможно, он приведет к такой ситуации. Допустим, вы покупаете некое устройство от Uber, инсталлируете его в свой автомобиль и отпускаете машину на вольные хлеба – она сама катается, а вы получаете деньги. Мечта!

Уже сегодня масса стартапов выпускают прототипы в сфере , которые, без сомнения, также войдут в обиход водителей.

Airbnb на некоторых объектах, которые пренадлежат самой компании, последние пару лет тестирует элементы . Они позволяют владельцу не находиться на месте при приеме гостя (это уже распространено), а также и полностью руководят домом по желанию гостя.

Разнообразные платформы давно упрощают связь клиента и заказчика. Это и , и -сайты, и многое другое. Но сегодня начинают создаваться платформы в совершенно неожиданных направлениях – таких как автоматизированный поиск и подбор персонала для бизнеса. Да, даже профессиолналов, которые, по идее, не должны отбираться автоматизированно. Но эту проблему сейчас пытается решить платформа People.ai.



В США рынок аренды недвижимости очень четко контролируется – благодаря наличию у каждого гражданина номера социального страхования и кредитной истории. Именно эти два параметра позволяют владельцам недвижимости отбирать себе жильцов, проверяя их финансовую чистоту. Это гарантия того, что жильцы смогут платить, а если не будут – факт мгновенно отразится в их кредитной истории. Этим людям потом будет намного сложнее не только снимать жилье, но и приобретать разные вещи и услуги.

Другая сторона этой схемы заключается в том, что она усложняет процесс найма жилья: нужна обязательная личная встреча, проверка данных, тратятся нервы и время для обеих сторон. Эту проблему призван решить проект Rentberry, который предлагает всем сторонам-участникам процесса предоставлять свои данные (номер социального страхования и кредитная история) компании и проводить все операции по проверке и отбору жильцов онлайн.

Резюмируя первый тренд, можно сказать об открытии новой ниши для проектов. Развивающаяся инфраструктура экономики совместного потребления – это огромнейший рынок для технологий, призванных упрощать процессы и помогать людям.

2. Переход от благотворительности к бизнесу, или любое начинание должно зарабатывать

Начиная со старта, наши «единороги», Airbnb и Uber , а вслед за ними и другие платформы, твердили – что вот, они пришли, спасители людей. Мол, ради людей, их, дорогих, все и делается. Благотворительность в чистом виде.

И если для гигантов это не было правдой (хотя расходы Uber и все еще больше, чем доходы), то многие платформы в области экономики совместного потребления действительно не зарабатывают денег. Или совсем – или зарабатывают крайне мало, делая минимальный агентский процент в страхе отпугнуть клиентов. А страх этот очень обоснованный – конкуренты легко демпингуют цены, если это поможет привлечь клиентов.

Проще говоря, большинство игроков экономики совместного потребления действуют в таком ключе: главное это привлечь новых пользователей, а как их монетизировать – придумаем потом.

Вот только они упускают такой важный момент, как человеческий фактор. А именно – если они изначально приучивают потребителя к тому, что их услуга бесплатна, заставить их впоследствии платить проценты будет сложно. Лучше сразу предлагать платные услуги.

Именно поэтому новым трендом является переход платформ, новых и старых, на оплачиваемые модели, стараясь либо вежливо, либо агрессивно навязывать потребителю оплату услуги.

3. Новичкам не всегда везет

Последние пару лет во всех отраслях стартап-компаний бытует мнение о том, что в наше время сложно получить инвестиции просто под идею, как это бывало раньше. Все, конечно, правда. И это абсолютно справедливо для компаний, начинающих работать в сфере . Особенно для них.

Новичку достаточно лишь добиться первых результатов, чтобы доказать всем, что он крут – и ему повезет. Но повезет только лишь в том случае, если он покажет профит (тут смотрите пункт 2).

Если вы не зарабатываете или у вас нет американской аудитории – забудьте об инвестициях, вам доступен лишь FFF-канал добычи денег (friends, family, fools).

4. Общественный транспорт рулит

Как говорилось выше, и Lyft станут внедрять технологические новшества, но мы не должны забывать про общественный транспорт! А ведь он – основа передвижения во всех городах.

Это нас оборачивает к таким людям, как , который, кроме и , придумал . Сейчас над реализацией проекта трудятся сразу две калифорнийские компании – Hyperloop One и Hyperloop Transportation . Обе хотят сделать вакуумный «поезд», который будет довозить пассажиров из Сан-Франциско в Лос-Анжелес за 30 минут (вместо шести часов!). И это только начало. Похожий транспорт будут развивать много где и многие другие компании. Я бы сказал, что очень верю в европейские компании, которые, как по мне, добьются лучших результатов и в более сжатые сроки.

Автобус, под которым спокойно проезжают автомобили – еще один очаровательный концепт, который имеет право на жизнь. И практически ничего не мешает ему стать реальностью.



По всей видимости, именно подобные разработки станут технологическим трендом в 2017 году. И да, они абсолютно справедливо могут относиться к sharing economy.

5. , дроны, дроны

Везде они, везде дроны. Доставка всего и везде, исследования территорий, слежка, поиск заблудившихся людей, перевозка…

Вы ведь видели концепт дрона, который способен перевозить человека? Пассажир садится внутрь, нажимает на точку прибытия, двери закрываются, и дрон с человеком внутри – летит! Если расстояние дальше, чем 16 километров – то не летит.



Давайте вместе понаблюдаем, во что это все выльется.

6. Краудворкинг

Потрясающее явление, начавшееся с GitHub и распространившееся на многие другие платформы. Тут можно выкладывать исходники, вместе создавать блоки кодов… В ближайшем будущем такие платформы разовьются до такой степени, что на них будут создавать готовые завершенные опенсорсные решения, которые можно будет брать и просто интегрировать в работу. Да, это убьет много рабочих мест, но тренд очень интересный.

В этих платформах будет еще один огромный плюс: из них будут выходить законченные программные решения и этому нельзя не радоваться.

7. Коррупция? Что это?

Если правильно внедрять все подобные разработки, из нашего речеоборота уйдет слово «Коррупция». Заметьте, как работает те самые наши единороги-монстры. Они фактически убили коррупцию в своих секторах!

Процесс перехода средства от клиента к исполнителю происходит без живых посредников, только взымается процент за транзакцию. Вот это и есть будущее. Развиваясь именно в этом направлении, углубляя прозрачность сервисов, различные платформы сделают революцию в экономике.

Новая социально-экономическая модель sharing economy, похоже, окончательно меняет отношение к собственности и потреблению во всем мире. Начав с недвижимости и транспорта, мы переходим к совместному владению зонтиками и совместному пользованию отоплением в домах. Онлайн-платформы, позволяющие людям и компаниям совместно использовать принадлежащие им ресурсы, уже создали мировой рынок с объемом более $15 млрд и перспективой роста до $335 млрд к 2025 году.

В 2014 году, когда французский сервис поиска автопопутчиков для дальних поездок BlaBlaCar выходил на российский рынок, я часто слышал от скептиков: «Наши люди не доверяют друг другу, каждый хочет отгородиться от других высоким забором». Но все это оказалось мифом! В течение двух лет на этот сервис в России подписались более 1 млн водителей, и российский рынок стал для компании основным. И мы здесь не в догоняющих, а впереди многих стран. Истории про то, что в России «особое отношение к собственности», мол, владение движимым и недвижимым имуществом для нас - признак не только стабильности, но и статуса, уходят в прошлое. Сегодня и элита общества, и средний класс все чаще склоняются к рациональному потреблению.

Концепция sharing economy основана на том, что потребителю выгоднее и удобнее платить за временный доступ к продукту, чем владеть им. Единоличное владение имуществом в современном мире зачастую становится дорогим и невыгодным, будь то яхты, самолеты, загородные дома, заграничные резиденции или спортивный и строительный инвентарь. Недешево обходится покупка и содержание автомобиля, который в среднем используется нами лишь 3% времени, что, в общем, довольно нерационально. Кроме того, и модель потребительского поведения в обществе меняется: мы все чаще берем в аренду не потому, что не можем купить, а просто потому, что не хотим. Мы хотим свободы, новых впечатлений и поездок по всему миру, в то время как собственность становится настоящим балластом, требующим постоянного внимания и расходов на содержание.

Первым, кто освоил привычку «совместного пользования», как ни странно, стал состоятельный потребитель. Ведь качественное управление активами и содержание обширного домашнего хозяйства обходятся недешево. Состоятельная семья, нанимающая для этого команду профессионалов, вынуждена тратить примерно $2–3 млн в год. Подобные услуги было выгодно делить с другими семьями того же круга. Затем эта концепция прижилась на рынке частных самолетов и яхт, простой которых на парковке обходится владельцу весьма недешево. Сегодня в совместное пользование отдаются уже лимузины и частные дома, содержание которых также стоит немалых денег. Я даже не могу вспомнить, чтобы кто-то из моих состоятельных друзей купил, к примеру, личный самолет. Им вполне достаточно услуг стартапа JetSmarter, основанного, кстати, выходцем из России Сергеем Петроссовым. Инвесторами стартапа стали королевская семья Саудовской Аравии и рэпер JayZ, которые вложили в него в общей сложности около $105 млн. Перспективы рынка sharing для частных самолетов, большинство которых летают лишь 200–300 часов в год, впечатляют. Ведь самолеты авиакомпаний накручивают за тот же период более 2000 часов.

Похоже, даже среди российской элиты остается все меньше желающих строить огромные резиденции. Проекты, в которых владелец недвижимости оставляет за собой особую зону и сдает остальную часть внаем, обеспечивая объекту ликвидность, перестают быть диковинкой. Освоившись на рынке luxury, идеи sharing пошли в средний класс, который полюбил как Airbnb, так и Uber. И Россия опять же не исключение. В 2016 году, по данным Airbnb, россияне вошли в топ-5 наиболее активных пользователей этого сервиса, специализирующегося на сдаче в аренду жилья для отпуска и на время отпуска. Жизнь безлошадных по убеждению горожан заметно скрасили такие сервисы, как BlaBlaCar и «Делимобиль», автомобили которого заполонили Москву буквально за год.

Вместо дорогой покупки деньги теперь идут на развитие бизнеса или вкладываются в инвестиционные инструменты. Знаменитый американский акт JOBS («Закон о стартапах») тут пришелся очень кстати. Рост инвестиционной активности и развитие таких площадок, как AngelList и Fundrise, позволили непрофессиональным инвесторам приумножать свои сбережения, которые более не идут на создание пассивного расхода, связанного с содержанием собственности (налоги, ремонты и т.д.). Для современного среднего класса важно иметь пассивный доход, который в перспективе позволит отказаться от работы или хотя бы создаст «подушку безопасности» в случае ее потери. Так, российская краудфандинговая (краудинвестинговая) платформа AKTIVO, которая позволяет частным инвесторам совместно инвестировать в объекты коммерческой недвижимости, разделив порог входа в проект, примерно за полтора года работы на рынке привлекла в коммерческую недвижимость более 850 млн рублей.

Одна из причин столь победного шествия sharing economy - это, конечно, развитие интернет-платформ, которые значительно снизили трансакционные издержки такого рода бизнеса. Их развитие позволило вовлечь в модель совместного потребления широкий круг клиентов. Но успеху этой экономической концепции способствует и меняющееся мировоззрение общества. Молодому поколению уже сложно представить, как можно купить загородный дом и отдыхать лишь там. Зачем покупать дом в Испании или Италии, если лучше побывать в разных странах, не привязываясь к одному месту? Зачем копить деньги на автомобиль и тратить деньги и силы на его содержание? Зачем откладывать деньги на инвестпроект мечты, в то время как инвестировать можно сообща с другими, вкладывая столько, сколько есть?

Итак, sharing economy, похоже, уже не остановить. Теперь мы видим, как недавно возникший немецкий стартап Conjoule, развивающий решения для пиринговой торговли возобновляемой энергией, привлек €4,5 млн в первом раунде финансирования. Стартап Conjoule создает площадку для торговли энергией, которая призвана объединить частных производителей и локальных потребителей возобновляемой энергии. То есть владельцы солнечных батарей, расположенных на крыше дома, или ветряков смогут делиться ею при наличии излишков, продавая напрямую другим потребителям. Sharing-платформы готовы предложить нам не только дорогие и труднодоступные вещи, но и обычные зонтики. Именно так поступил китайский стартап Sharing E Umbrella, предоставляющий зонты в аренду. Правда, спустя пару недель после запуска большинство из 300 000 зонтов, розданных в аренду стартапом, «пропали без вести», то есть так и остались у клиентов. Однако основатель Sharing E Umbrella Чжао Шупин сообщил, что его бизнес далек от провала. Он по-прежнему планирует до конца 2017 года предоставить клиентам сервиса в аренду более 30 млн зонтов стоимостью около $9.

Как бы то ни было, вскоре мы станем свидетелями того, как sharing economy охватывает все больше сегментов традиционной экономики. В первую очередь, конечно, логистику и рынок коммерческих перевозок. Кроме того, sharing-платформы пока мало задействованы на рынке строительной техники и инструментов. Возможно применение подобной модели и в узких нишевых сегментах, связанных, к примеру, с арендой музыкальных инструментов, спортивного инвентаря, медиааппаратуры.

Мне лично кажется, что очень восприимчивым к подобным технологиям может оказаться сельское хозяйство. Участвовать в сельскохозяйственных проектах сейчас хотели бы многие инвесторы, но любой хоть сколько-нибудь серьезный проект в этой сфере требует значительных инвестиций в размере не менее $5–10 млн. В то же время имеется спрос на инвестиции и со стороны собственников земли, для которых важно, чтобы она обрабатывалась и приносила доход. Я думаю, появится специализированная платформа, которая заставит эту связку работать. Безусловно, такой проект реализовать сложно, но я уверен, что в этом сегменте есть большой потенциал.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: