Как проходит аттестация воспитателей. Новая модель аттестации учителей Новые критерии аттестации воспитателей в году

Новая аттестация педагогических работников в 2018 году, опробованная осенью в ряде регионов России, разработана прошлой весной и призвана ликвидировать пробелы учителей в профильных предметах. Около 30% педагогов не в состоянии самостоятельно решить задачки, безошибочно написать диктант. О каком качественном скачке образования может идти речь, если хромает базовая подготовка учителя? Аттестация, которую теперь педагоги будут проходить раз в 4 года, направлена на устранение пробелов по конкретным дисциплинам, повышение уровня общих знаний, в том числе по психологии. Это, по задумкам разработчиков, послужит сближению с учениками, росту престижа профессии. Действительно ли на такое способна новая форма аттестации учителей?

За парту вместе с учениками

Аттестационный блок по форме напоминает экзаменационный лист , так что работникам начальных и средних школ придется сесть за парту вместе с учениками. Однако по сути новая модель заметно отличается. Наставникам будет предложено отметить галочками ответы, которые они считают правильными, а также проявить творческий потенциал, написав эссе или сочинение с предложениями собственного подхода к методике преподавания.

Намерения, призванные поднять общий уровень профессиональной компетентности педагогов, понятны, но до конца не отработаны. Большинство специалистов склоняется к тому, что новая форма аттестации учителей в 2018 году должна включать в себя 3 основных раздела.

  1. Блок знания предмета, на котором специализируется учитель. Педагог обязан ответить на вопросы, проявить фантазию, решить самостоятельную работу.
  2. Блок по психологии, который призван оценить коммуникативные способности наставника. Итоги раздела показывают, насколько удается учителю найти общий язык с учениками.
  3. Блок, оценивающий педагогическую подготовку учителя. Его результаты станут критерием умения выходить из трудных ситуаций, сглаживать конфликты.

Что возмущает педагогов

Представители Минобразования уверяют, что новые правила аттестации учителей в 2018 году не являются карательной мерой, направленной на сокращение числа педагогов, которых и так не хватает. Не сдавшие экзамен наставники будут направлены на курсы повышения квалификации, где смогут не только подготовиться к повторному экзамену, но и повысить разряд, что положительно скажется на доходах. Однако благие намерения прекрасно звучат на бумаге, но непонятно, как это будет организовано на практике, что вызывает справедливое возмущение педагогов. Наиболее слабыми местами новых аттестационных правил, по мнению работников школьных учреждений, являются следующие факторы.

  1. Не определен механизм проверки творческих работ. Не совсем понятно, кто и по каким критериям будет проверять сочинения и эссе, написанные в ходе аттестации.
  2. Уровень психологических способностей учителя предполагается оценивать на основе видеозаписи урока. Однако для этого требуется аппаратура и согласие родителей.
  3. Профессиональную компетентность педагоги могут оспорить в суде на основе имеющихся дипломов. Профпригодность или профнепригодность установить проблематично.

Стоит ли бояться предстоящей аттестации?

Несмотря на очевидные недоработки, программа по повышению уровня подготовки специалистов запущена. Вряд ли следует расценивать ее как панацею, способную резко и быстро преобразовать существующую концепцию образования. Однако даже если будет установлено десять, двадцать, сто случаев непригодности учителя, то это уже неплохо, поскольку позволит избавить школу от людей, занимающихся не своим делом. При этом речь не идет о моментальном увольнении: при желании каждый наставник получит возможность поднять уровень знаний на соответствующих курсах, задуматься о дальнейших перспективах в выбранной области.

Не стоит забывать, что от новой аттестации учителей в 2018 году освобождена значительная часть педагогов. Среди них беременные женщины, работники с квалификационной категорией, вышедшие после болезни или декретного отпуска сотрудники.

Бояться аттестации не нужно – когда речь идет о повышении уровня образования подрастающего поколения, хороши любые средства. Методика еще не отработана, но жизнь сама предложит оптимальные варианты аттестации. Остается надеяться, что позитивные нововведения окажут реальное влияние на профессиональный рост педагогов, а не станут формальной пустышкой и благоприятной почвой для возникновения скандалов.

Новая модель аттестации, которая сейчас проходит апробацию, включает в себя:

Независимую оценку квалификации педагога на основе использования ЕФОМ (единых федеральных оценочных материалов) – от 0 до 60 баллов;

Анализ контекстуализированных условий профессиональной деятельности (справка работодателя) – от 0 до 10 баллов;

Анализ образовательных результатов деятельности учителя – от 0 до 25 баллов;

Учет мнения выпускников общеобразовательных организаций – от 0 до 5 баллов.

ЕФОМ (единые федеральные оценочные материалы) включают в себя:

1. Предметные компетенции (выполнение диагностической работы по предмету).

2. Методические компетенции.

3. Психолого-педагогические компетенции (оценка индивидуализации обучения, оценка формирования универсальных учебных действий обучающихся).

4. Коммуникативные компетенции (оценка воспитательных аспектов педагогической деятельности, оценка создания мотивирующей образовательной среды).

Компетенция понимается как способность совершения профессиональных действий (в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога) на основе профессиональных знаний, умений и профессиональных суждений.

Для оценки сформированности психолого-педагогической и коммуникативных компетенций на уровне действий проводится анализ образца профессиональной деятельности учителя, который включает в себя:

План (конспект) урока,

Видеоурок с указанными в нем видеофрагментами, иллюстрирующими проверяемые компетенции,

Образцы самостоятельной работы обучающегося (с оцениванием этих работ учителем),

Рефлексивный самоотчет.

Сформированность компетенции в части профессиональных знаний и суждений проверяется в решении кейсов (педагогических задач и ситуаций), направленных на оценку профессионального мышления педагогов.

Предусмотрены четыре ступени уровня квалификации учителя, в которых будут меняться лишь уровни сложности заданий:

  1. «Вход в профессию» (профессиональный экзамен) – обязательная аттестация. Для лиц, претендующих на занятие должности учителя из числа выпускников профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, лиц, имеющих среднее профессиональное образование или высшее образование, не имеющих стажа работы в должности учителя, а также не имеющих стажа работы в должности учителя в предшествующие пять лет.
  2. Соответствие занимаемой должности УЧИТЕЛЬ – обязательная аттестация.
  3. Первая категория – аттестация по желанию.
  4. Высшая категория - аттестация по желанию.

Переход к новой модели аттестации будет происходить в ближайшие годы. Сейчас ведется апробация разработанной модели, вносятся доработки.

Апробация не является аттестацией, то есть не имеет социально-трудовых последствий, в том числе не предполагает установления её участникам квалификационных категорий. Объектом исследования в данном случае являются не компетентности учителей, а сами аттестационные процедуры и материалы.

Важно также напомнить, что в соответствии с утвержденной «дорожной картой» формирования и введения НСУР 2018 год является годом апробации и доработки новой модели аттестации учителей, а в первом полугодии 2020 года должна быть проведена итоговая апробация новой модели аттестации педагогических работников - после разработки и апробации ЕФОМ по всем предметам, для которых определен период с марта 2017 года по декабрь 2019 года.


  • изменить
  • ответить

– Мы направим в Правительство согласованные с Минтрудом России предложения. Это будет введение новых должностей: старший учитель – методист и ведущий учитель – наставник. Эти наименования также были проработаны совместно с Общероссийским Профсоюзом образования с целью сохранения права на досрочное назначении страховой пенсии по старости, других льгот и социальных гарантий, которые предоставляются нашим учителям, – резюмировала заместитель директора Департамента.

В ходе мероприятия С. Д. Ермакова отметила, что в правовом поле будет закреплено право учителей проходить аттестацию в новом формате – с использованием ЕФОМ, а в переходный период введения новой модели аттестации педагоги смогут выбирать формат прохождения данной процедуры.

Ежегодно законодательная база РФ претерпевает изменения. В 2019 году были внесены поправки в процедуру проведения аттестации педагогов. Что такое аттестация? Как она проводится, и какие именно изменения были внесены?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Что это такое

Аттестация педагогических работников (АПР) – это комплексная система мероприятий, направленных на оценку уровня квалификации педагогов, учителей, воспитателей, а также на оценку их личностных и профессиональных качеств и продуктивности трудовой деятельности.

Результаты проверки используются не только для оценки отдельного педагога, но и для выявления эффективности конкретного учебного заведения.

Аттестация решает несколько задач:

  1. Выявление кандидатов на руководящую вакансию.
  2. Выявление соответствия педагога занимаемой должности.
  3. Определение возможностей личностного и профессионального роста сотрудника педагогической сферы.
  4. Определение готовности к повышению квалификации.
  5. Присвоение более высокой категории.
  6. Стимулирование педагогических сотрудников к использованию в трудовой деятельности инновационных методов, подходов и технологий.
  7. Выявление необходимости прохождения дополнительного обучения, в том числе курсов повышения квалификации.
  8. Возможность карьерного роста.
  9. Проверка навыков и знаний педагогической деятельности конкретного сотрудника.

Таким образом, главной целью аттестации является выявление соответствия занимаемой должности и повышение квалификации. На практике АПР все чаще используется для поиска и подбора персонала на руководящие должности в образовательной сфере.

Аттестация педагогов проводится раз в 5 лет или чаще по желанию самого сотрудника или на усмотрение работодателя.

Законодательство

АПР проводится на основании действующего ФЗ № 273 «Об образовании» и Приказа Минобразования № 276 об утверждении порядка проведения процедуры.

Аттестация проводится раз в 5 лет или чаще среди всех сотрудников образовательной сферы, включая руководящее звено.

Исключение составляют:

  • педагоги, которые уже имеют квалификацию;
  • педагоги или сотрудники сферы, назначенные на должность Правительством РФ или Президентом РФ;
  • педагоги со стажем работы менее 2 лет на текущей должности;
  • сотрудники, занимающие высшую руководящую должность временно;
  • беременные сотрудницы или сотрудницы, находящиеся в отпуске по уходу за новорожденным;
  • сотрудницы, находящиеся в декретном отпуске или в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет;
  • педагоги, отсутствующие на рабочем месте более 4 месяцев до аттестации.

АПР на соответствие должности или на повышение квалификации имеет несколько особенностей и нюансов, которые должны быть соблюдены:

  1. Для оценивания претендента на должность или на соответствие занимаемого поста должна быть собрана аттестационная комиссия. Состав комиссии:
    • председатель;
    • заместитель;
    • секретарь;
    • рядовые члены комиссии.
  2. Перед проведением АПР работодателем должен быть издан соответствующий Приказ. Ознакомление сотрудника с документом должно производиться не позже, чем за 1 месяц до мероприятия.
  3. Результаты заседания комиссии будут приняты как правомочные, если на аттестации присутствовала большая часть членов комиссии (не менее двух третей).
  4. Заседание и оценка педагогического сотрудника может быть проведена только при его присутствии. В случае необходимости, аттестация может быть перенесена на другой день.
  5. Результаты заседания должны быть выражены в одной из форм:
    • соответствие должности;
    • не соответствие должности;
    • присвоение квалификации (1, 2 или высшая);
    • отказ в присвоении квалификации.
  6. Голосование проводиться на открытом совещании без участия претендента.
  7. Результаты мероприятия должны быть запротоколированы, а сам протокол должен быть подписан всеми участниками комиссии и аттестуемым педагогом.
  8. Результат аттестации может быть обжалован в установленном порядке.
  9. Собрание аттестационной комиссии может быть инициировано педагогическим сотрудником с целью повышения квалификации. В таком случае рассмотрение дела производится только на основании письменного заявления претендента. По закону заявление рассматривается не более 30 дней после подачи.
  10. Повышение квалификации возможно не ранее, чем через 2 года после присвоения другой категории.

Какие изменения произошли

Последние изменения в аттестации педагогических работников в 2019 году :

  1. Введение общефедеральных стандартов проведения АПР.
  2. Проверка уровня педагогических и психологических навыков сотрудника сферы образования путем видеозаписей процесса обучения.
  3. Оценка профессиональных компетенций педработников проводится по узкоспециализированному эссе, который в последствие может быть заменен экзаменом.
  4. Начинающий педагог может получить категорию уже через 2 года после начала трудовой деятельности.
  5. Введение этапов прохождения аттестационных мероприятий.
  6. Введение дополнительных критерий оценки педагогов.
  7. Введение возможности оспорить решение аттестационной комиссии в судебном порядке.

Несмотря на существенные изменения, порядок проведения аттестации на соответствие занимаемой должности не изменился.

Как проводится

В соответствие с изменениями 2019 года процедура аттестации включает в себя следующие этапы:

  1. Выявление необходимости проведения АПР, в том числе по причинам:
    • личное заявление педагога на повышение квалификации;
    • кадровый отбор на новые или руководящие должности;
    • стандартная проверка на соответствие занимаемой должности.
  2. Сбор аттестационной комиссии и назначение председателя.
  3. Издание Приказа и графика проведения аттестационные мероприятий.
  4. Проведение АПР в два этапа:
    • этап 1: подтверждение профессиональных знаний и навыков;
    • этап 2: защита педагогической квалификации.
  5. Вынесение решения о присвоении квалификации или соответствии должности большинством голосов на общем голосовании.
  6. Издание Протокола, включающего главные аспекты заседания, принятое решение, подписи всех членов комиссии и педагога, проходившего аттестацию. Протокол должен быть занесен в личное дело сотрудника. Итоги заседания могут быть обжалованы в судебном порядке.

Для прохождения АПР аттестуемому педагогу необходимо предоставить комиссии следующий пакет документов:

  • письменное согласие на проведение аттестационных мероприятий;
  • заявление на прохождение аттестации для присвоения квалификации;
  • копия результатов прошлой аттестации (при наличии);
  • диплом о получении высшего образования;
  • подробный отчет о проведенной деятельности на конкретной должности;
  • документ о присвоении педагогической категории (при наличии);
  • характеристика с текущего места работы;
  • сопроводительное письмо от руководителя;
  • рекомендательные письма от коллег и других должностных лиц;
  • информационная карта сотрудника;
  • две видеозаписи, сделанные в процессе преподавания.
  • другие документы на усмотрение аттестуемого педагога.

Образец заявления представлен ниже:

Таким образом, аттестация педагогических работников должна проводиться минимум раз в 5 лет с целью выявления соответствия занимаемой должности и других компетенций.

Изменения 2019 году ужесточили процедуру проведения аттестации, что, по мнению специалистов, может качественно улучшить уровень образования в стране.

Определённая часть законодательных новшеств встречает сопротивление со стороны простых граждан. Одним из таких примеров является аттестация учителей в 2018 году, последние изменения в которой были прокомментированы в сети Интернет представителями данной специальности. Какие же перемены намерены совершить власти, и отчего текущая категория бюджетников недовольна происходящим?

Что именно хотят внедрить политики в образовательной сфере?

Недавно в масс-медиа проскакивала информация от соответствующей федеральной службы о введении в 2018 нового порядка аттестации работников образования. Замначальника Рособрнадзора сообщил, что такие распоряжения властей ставят перед собой задачу снижения численности не слишком компетентных сотрудников рассматриваемой области, а также рост их квалификации. Как показывает практика, ряд педагогических работников производят завышение оценок учащимся, тем более в отдалённых от столицы регионах. Политик убеждён, что подобное происходит из-за небольших познаний бюджетников в данном вопросе.

В Рособрнадзоре сообщают, что учителя тоже принимают участие в разработке того, как будет проходить аттестация учителей в 2018 году. Этот факт даст возможность избежать недочётов во время подготовки задач, решение которых призвано выявить уровень компетентности работников образовательной сферы. Итак, вновь утверждённый порядок аттестации включает в себя следующие этапы:

  • контроль багажа знаний, касающихся преподаваемых дисциплин;
  • отслеживание черт характера психологического плана;
  • выявление уровня профессиональных навыков.

Данный принцип проверки педагогов разрешит не просто оценить познания в предмете, но также способность правильно преподнести учебный материал подрастающему поколению. Сейчас ещё отсутствуют сведения по поводу окончательного установления регламента аттестации в педагогической и психологической сфере. Ведь порядок проверки находится на стадии разработки, тогда как предварительные решения не находят большой поддержки у сотрудников образования.

Как изменится аттестация учителей в 2018 году – недостатки вводимой процедуры

На данный момент понятен периодический порядок совершения рассматриваемого мероприятия – раз в 4 года. Хотя, согласно прежней информации от федеральной службы по делам образования, аттестацию стоит делать через каждые пару лет – впрочем, эта инициатива Рособрнадзора так и остаётся в теоретическом поле.

Но народный протест уже сеется на просторах всемирной Сети и в образовательных учреждениях страны ещё до принятия новоиспечённого регламента контроля квалификации . В частности, основными претензиями бюджетников текущей категории являются следующие:

  • неясна судьба проверки эссе, предполагаемых к написанию педагогическим сотрудникам. Люди, работающие в данной области государства, допускают возможность выставления отметки, не соответствующей действительности. Можно предположить, что вместо эссе занятые граждане напишут КИМ, который будет касаться как общих, так и профильных аспектов той или иной дисциплины;
  • говоря о том, как будет проходить аттестация педагогов в 2018 году, следует отметить, что контролировать практические умения из области психологии планируется с помощью видеосъёмки школьного урока. Однако это должно быть сделано профессиональным оператором и соответствующей техникой. Хотя, такой способ запечатления хода учебного процесса тянет за собой немалые вложения средств и, кроме того, согласия от родителей фиксировать обучение на видео;
  • есть возможность путём судебного разбирательства аргументировать свою позицию насчёт профпригодности учителя. Ведь диплом работника образования априори должен показывать присутствие у него необходимых умений.

Похожий расклад был и у автомобилистов по происшествие внедрения властями необходимости повторной сдачи тестовых заданий и практических умений во время обмена удостоверений на вождение машин. Тогда шофёры выиграли судебное заседание, дав понять о своей осведомлённости управления транспортом перед получением соответствующего документа. Существует вероятность, что и педагогические работники тоже сумеют доказать собственную правоту в суде.

С этой новостью читают:

  • Последние новости о прогнозе цен на золото на 2020…

В декабре 2015 года Президент РФ поручил сформировать национальную систему учительского роста (НСУР), задача которой – установить уровень профессионализма педагогов через результаты аттестации. Как повысить качество знаний у школьников?

Аттестация педагогических работников в 2018 году: общие положения

В аттестации учителей на установление квалификационных категорий последние изменения в 2017-2018 учебном году связаны с введением единых по всей РФ объективных требований, которые до настоящего времени отсутствовали.

Причина такого изменения – вопрос молодого учителя, заданный в ходе прямой линии с президентом о значительной разнице зарплат начинающих педагогов и учителей со стажем.

Но педагогические работники массово стали подавать заявления на досрочную аттестацию, чтобы успеть пройти ее до введения изменений в 2018 году.

Недостатки системы аттестации в настоящее время

В настоящее время действуют 2 вида аттестаций педагогических работников: на соответствие занимаемой должности и на присвоение квалификационной категории.

Недостатки нынешней системы аттестации в том, что она «не всегда прозрачна» – в регионах РФ разные подходы. Обязателен только сам порядок, а процедура аттестации выбирается каждым регионом самостоятельно, т.к. не установлены единые для РФ (общефедеральные) требования к аттестации.

Аттестация на соответствие занимаемой должности педагогических работников

Особое внимание нужно обратить на то, что новая модель аттестации педагогических работников не изменяет порядок аттестации на соответствие должности. Нужно по-прежнему руководствоваться действующим нормативным документом, регламентирующим процедуру аттестации – Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276 (далее – Порядок проведения аттестации).

Скачать чек-лист «Как подготовить педагогов к аттестации и подвести итоги
Скачать в.pdf

В Постановлении Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 об особенностях применения профессиональных стандартов устанавливается переходный период до 1 января 2020 года.

В настоящее время прорабатывается вопрос об исключении из профессиональных стандартов положения о том, что их применяют при аттестации.

Скачать требование к педагогическим должностям в соответствии с ЕКС работников образования
Скачать в.docx

Эта таблица поможет определить соответствие образования работника требованиям к педагогическим должностям.

Изменения в 2018 году в аттестации педагогических работников на присвоение квалификационной категории

В 2017-2018 учебном году последние изменения относятся к аттестации учителей на установление (подтверждение) квалификационной категории или замещение новой должности в порядке должностного роста в соответствии с квалификацией.

Благодаря изменениям в аттестации педагогических работников в 2018 году сократится дистанция, связанная со стажем, между начинающим учителем и учителем более опытным. При этом заслуги учителей старшего поколения никто не умаляет. Молодым учителям можно будет раньше выйти на аттестацию, если педагог видит себя профессионалом нового качества.

Существенные изменения в аттестации педагогических работников в 2018 году касаются содержания проверки. Контрольные измерительные материалы будут содержать три блока:

Постепенно по этим трем направлениям расширят профессиональную оценку учителя.

Важно помнить, что объективную оценку достижениям ученика можно дать только в динамике, в сравнении – «сегодня» нужно сравнивать с тем, что он мог «вчера», а не брать пиковые результаты учащихся.

Скачать документ Критерии оценки педагогического опыта
Скачать в.pdf

Для оценки опыта работы педагога, который аттестуется на квалификационную категорию, предлагается взять критерии оценки конкурсного испытания «Методический семинар» Всероссийского конкурса «Учитель года России». Учитель излагает концептуальные методические подходы, основанные на опыте работы, рассказывает о технологиях, которые помогают реализовать ФГОС общего образования и Профстандарт педагога.

Риски новой модели аттестации педагогических работников

Многие учителя считают такой вид проверки некорректным, ведь их квалификацию подтверждает диплом об образовании.

Наверняка эти вопросы будут проработаны в новой модели аттестации педагогических работников.

Перспективы профессионального роста педагогических работников в новой модели аттестации

В настоящее время повышение уровня образования педагога и повышение уровня владения профессиональными компетенциями не влияют на профессиональный (в т.ч. должностной) рост педагога.

Введение новой модели аттестации педагогических работников позволит молодым учителям строить свою карьеру по разным направлениям и совершенствовать свои педагогические навыки (путь горизонтального роста).

НСУР предполагает введение трех должностных градаций:

Старший преподаватель будет заниматься наставничеством, имея при этом небольшую нагрузку. В каждой градации могут быть еще по три деления.

В новой модели аттестации прежние преференции педагогических работников отменяться не будут: сохранятся все предыдущие звания, квалификации, категории, право на пенсию по выслуге лет.

Как будет проходить аттестация учителей в 2018 году: сроки внедрения

В 2017-2018 учебном году аттестация учителей будет проходить по порядку, регламентированному приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276.

С сентября 2017 г. в 13 регионах РФ проходит апробация модели уровневой оценки компетенций учителей русского языка и математики, выразивших готовность поучаствовать в ее проведении.

Разработка новой системы аттестации будет продолжаться до 2020 года. Комплексная апробация новой системы аттестации, основанной на применении федерального банка заданий стандартизированной формы при установлении квалификационных категорий, будет проходить в пилотных регионах РФ и по выбору педагогов.

Скачать документ Этапы разработки новой модели аттестации педагогических работников
Скачать в.pdf

*Квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ст. 195.1 ТК РФ)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: