Укажите, какие можно выделить статистические совокупности кредитных учреждений, сферы потребительского рынка, крестьянских хозяйств, строительного производства.
Ответ
Можно выделить следующие статистические совокупности кредитных учреждений: по наличию собственного капитала, по объемам привлеченных ресурсов, по объемам валютных операций, по объемам предоставленных кредитов, по объемам банковских (депозитных) вкладов.
Статистические совокупности сферы потребительского рынка: по объемам розничной и оптовой торговли, по услугам населения, продовольственные и непродовольственные товары.
Статистические совокупности крестьянских хозяйств: по объемам сельскохозяйственных земель, по численности крестьянских хозяйств, по объемам имеющегося поголовья.
Статистические совокупности строительного производства: по объему выполненных строительно-монтажных работ; по введенной в действие общей площади жилых домов, в том числе за счёт жилищно-строительных кооперативов, средств населения, государственными предприятиями, арендными предприятиями, акционерными обществами и другими организациями; введено в действие общеобразовательных школ, больниц, амбулаторно-поликлинических учреждений; водопроводов, канализации, газовых и тепловых сетей; по объёмам работ, выполненных по договорам строительного подряда.
Задание 2
Сформулируйте вопросы для включения их в формуляр наблюдения по следующим признакам объектов наблюдения:
а) количество работников на фирме;
б) численный состав семьи:
в) родственные связи членов семьи;
г) пол и возраст человека?
Ответ
а) Каков общее количество работников на фирме? Какое количество работников относится к высшему руководящему состав? Каков стаж работников фирмы?;
б) Каков численный состав семьи? Какое число детей в семье?
в) Каковы родственные связи членов семьи? Сколько близких родственников проживает в семье?;
г) Каков ваш пол? Какой ваш возраст человека?
Задание 3
Известны следующие данные по основным показателям деятельности крупнейших банков одной из областей Российской Федерации (данные условные)
млн. руб.
№ п/п |
Сумма активов |
Собственный капитал |
Привлеченные ресурсы |
Балансовая прибыль |
Ссудная задолжен-ность |
|
645,6 |
12,0 |
27,1 |
30,8 |
|||
636,9 |
70,4 |
56,3 |
12,6 |
25,7 |
||
629,0 |
41,0 |
95,7 |
38,4 |
13,3 |
26,4 |
|
619,6 |
120,8 |
44,8 |
38,4 |
25,3 |
||
616,4 |
49,4 |
108,7 |
13,4 |
15,0 |
20,9 |
|
614,4 |
50,3 |
108,1 |
30,1 |
19,1 |
47,3 |
|
608,6 |
70,0 |
76,1 |
37,8 |
19,2 |
43,7 |
|
601,1 |
52,4 |
26,3 |
41,1 |
29,1 |
||
600,2 |
42,0 |
46,0 |
56,1 |
|||
600,0 |
27,3 |
24,4 |
39,3 |
13,1 |
24,9 |
|
592,9 |
72,0 |
65,5 |
16,7 |
39,6 |
||
591,7 |
22,4 |
76,0 |
40,5 |
59,6 |
||
585,5 |
39,3 |
106,9 |
45,3 |
44,9 |
||
578,6 |
70,0 |
89,5 |
11,2 |
32,2 |
||
577,5 |
22,9 |
84,0 |
12,8 |
19,3 |
45,1 |
|
553,7 |
119,3 |
89,4 |
44,7 |
19,4 |
24,5 |
|
543,6 |
49,6 |
93,8 |
31,1 |
|||
542,0 |
88,6 |
26,7 |
32,2 |
37,1 |
||
517,0 |
43,7 |
108,1 |
20,3 |
23,1 |
||
516,7 |
90,5 |
25,2 |
12,2 |
15,8 |
Постройте группировку коммерческих банков в целях выяснения взаимосвязи между показателями привлеченных ресурсов, объемом вложений в государственные ценные бумаги и ссудной задолженностью от результатов деятельности банков (показатель, выражающий результаты деятельности банков определите самостоятельно).
Решение
Сгруппируем заводы по балансовой прибыли, млн. руб. Определим размах вариации по формуле:
R = Х max – Х min = 44,7 – 8,1 = 36,6 млн. руб.
Количеством интервалов принимаем равным 5. Определим величину интервала
i = R/5 = 7,32 млн. руб.
Строим вспомогательную таблицу:
Балансовая прибыль |
Привлеченные ресурсы |
Объем вложений в государственные ценные бумаги |
Ссудная задолженность |
|
I 8,1 – 15,42 |
8,1 9,5 13,4 9,3 8,6 8,4 12,8 8,8 12,2 |
27,1 56,3 108,7 46,0 65,5 89,5 84,0 93,8 25,2 |
3,5 12,6 15,0 5,2 16,7 11,2 19,3 5,7 |
30,8 25,7 20,9 56,1 39,6 32,2 45,1 31,1 15,8 |
II 15,42 – 22,74 |
20,3 |
108,1 |
23,1 |
|
III 22,74 – 30,06 |
||||
IV 30,06 – 37,38 |
30,1 32,2 |
108,1 26,7 |
19,1 |
47,3 37,1 |
V 37,38 – 44,7 |
38,4 38,4 37,8 41,1 39,3 40,5 45,3 44,7 |
95,7 44,8 76,1 26,3 24,4 76,0 106,9 89,4 |
13,3 4,4 19,2 3,7 13,1 7,5 6,7 19,4 |
26,4 25,3 43,7 29,1 24,9 59,6 44,9 24,5 |
Группа банков по балансовой прибыли |
Кол-во значений признака (частота) |
Балансовая прибыль |
Привлеченные ресурсы |
Объем вложений в государственные ценные бумаги |
Ссудная задолженность |
||||
Всего |
Среднее значение |
Всего |
Среднее значение |
Всего |
Среднее значение |
Всего |
Среднее значение |
||
I 8,1 – 15,42 |
91,1 |
10,12 |
596,1 |
66,23 |
98,9 |
10,99 |
297,3 |
33,03 |
|
II 15,42 – 22,74 |
20,3 |
20,3 |
108,1 |
108,1 |
23,1 |
23,1 |
|||
III 22,74 – 30,06 |
|||||||||
IV 30,06 – 37,38 |
62,3 |
31,15 |
134,8 |
67,4 |
26,9 |
13,45 |
84,4 |
42,2 |
|
V 37,38 – 44,7 |
325,5 |
40,69 |
539,6 |
67,45 |
87,3 |
43,65 |
278,4 |
34,8 |
|
Итого |
499,2 |
24,96 |
1378,6 |
6,93 |
221,4 |
11,07 |
683,2 |
65,4 |
Таким образом, в представленной группировке банков по балансовой прибыли наибольшее число банков имеет минимальную величину балансовой прибыли – 9 банков и они образовали первую группировку от 8,1 до 15,42 млн. руб. В то же время они обладают наибольшей величиной привлеченных ресурсов – 596,1 млн. руб. Эти же банки обладают и наибольшей величиной объемов вложений в государственные ценные бумаги (в сумме 98,9 млн. руб.) и судной задолженности – 297,3 млн. руб. Во вторую группу (балансовая прибыль от 15,42 до 22,74 млн. руб.) попал всего 1 банк с балансовой прибылью 20,3 млн. руб., величиной привлеченных ресурсов 108,1 млн. руб., объемом вложений в государственные ценные бумаги – 8,3 млн. руб., ссудной задолженностью 23,1 млн. руб. Третью группу банков (балансовая прибыль от 30,06 до 37,38 млн. руб.) образуют 2 банка с общей величиной балансовой прибылью 62,3 млн. руб., привлеченными ресурсами в сумме 134,8 млн. руб., объемом вложений в государственные ценные бумаги 87,3 млн. руб., ссудной задолженностью 84,4 млн. руб. Пятую групп образует 8 банков с наибольшей величиной балансовой прибыли, общая величина которой составила 325,5 млн. руб., среднее значение 40,69 млн. руб., величиной привлеченных ресурсов 539,6 млн. руб., объемом государственных вложений 87,3 млн. руб., ссудной задолженности 278,4 млн. руб.
Задание 4
Разработайте макеты таблицы для характеристики:
Решение
а) населения РФ по полу и возрасту;
Возраст |
Пол |
|
Мужчины |
Женщины |
|
0 – 1 год |
||
1 год – 10 лет |
||
10 лет – 18 лет |
||
18 лет – 25 лет |
||
25 лет – 35 лет |
||
35 лет – 50 лет |
||
50 лет – 60 лет |
||
60 лет – 70 лет |
||
Старше 70 лет |
б) наиболее ликвидных акций на внебиржевом рынке;
Группы компаний |
Акции |
||
Малоликвидные |
Среднеликвидные |
Высоколиквидные |
|
Энергетические компании |
|||
Сырьевые компании |
|||
Финансовые группы |
в) предприятий какой-либо отрасли;
Группа предприятий |
Финансовые результаты |
||
Товарооборот |
Величина запасов готовой продукции |
Численность работающих |
|
Текстильные предприятия |
|||
Обувные фабрики |
|||
Трикотажные предприятяи |
г) деятельности коммерческих банков;
Балансовая прибыль |
Объем вложений в государственные ценные бумаги |
Кредитные ресурсы |
Собственный капитал |
До 100 млн. руб. |
|||
До 1 млрд. руб. |
|||
Более 1 млрд. руб. |
д) деятельности страховых компаний России;
Таблица 2 Показатели деятельности страховых компаний по страхованию имущества предприятий от огневых и сопутствующих рисков в 2003 году.
Страховая компания |
Взносы, собранные в 2003 году, тыс. руб. |
Выплаты в 2003 г. , тыс. руб. |
Число действующих договоров |
Основные клиенты |
АльфаСтрахование |
||||
ГУТА-Страхование |
||||
МАКС |
||||
Нефтеполис |
||||
Национальная Страховая Группа (НСГ)* |
||||
ПАРИ |
||||
Природа |
||||
Прогресс-Гарант* |
||||
РЕСО-Гарантия |
||||
РОСНО |
||||
Стандарт-Резерв |
е) рынка государственных ценных бумаг.
Показатель |
Года |
||||
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
|
Объем выпуска, предложенный Минфином России (эмиссия): ГКО, ОФЗ |
|||||
Объем размещения (по номиналу) ГКО, ОФЗ / трлн. руб |
|||||
Объем выручки от продажи ГКО, ОФЗ / трлн. руб. |
|||||
Привлечение средств в бюджет от продажи ГКО, ОФЗ / трлн. руб. |
Задание 5
Изобразите в виде квадратной и круговой диаграммы данные о числе крестьянских (фермерских) хозяйствах 1 января (в тыс.):
1993 |
1996 |
1999 |
2001 |
2002 |
182,8 |
280,1 |
270,2 |
261,7 |
265,5 |
Для построения квадратной диаграммы,
применяемой при сравнительном анализе, следует извлечь квадратные корни из сравниваемых величин статистических показателей, а затем построить квадраты со сторонами, пропорциональными полученным результатам.
При построении круговой диаграммы
значения показателей вначале делят на число π, т.е. 3,14, а затем из полученных величин извлекают квадратные корни и строят круги с радиусами, пропорциональными полученным результатам.
1993 |
1996 |
1999 |
2001 |
2002 |
13,52 |
16,74 |
16,43 |
16,18 |
16,29 |
7,62 |
9,44 |
9,27 |
9,13 |
9,19 |
Задание 6
Волжский автомобильный завод в мае 1996 г. превысил плановое задание по реализации машин на 10,6%, продав 5576 автомобилей сверх плана. Определите общее количество реализованный машин за месяц.
Решение
Превышение плана на 10,6% дало сверхплановый выпуск автомобилей в количестве 5576 автомобилей, т.е. плановый выпуск автомобилей составит
Х = (5576 *100%)/10,6% = 52604 автомобилей.
Таким образом, в мае было выпущено всего с учетом сверхпланового выпуска 58180 (52604 + 5576) автомобилей.
Задание 7
В отделе заказов торговой фирмы занято трое работников, имеющих 8-часовой рабочий день. Первый работник на оформление одного заказа в среднем затрачивает 14 мин., второй – 15 мин., третий – 19 мин. Определите средние затраты времени на 1 заказ в целом по отделу.
Решение
Прежде всего определим количество заказов для каждого из работников за рабочий день.
Первый работник на один заказ затрачивает 14 мин. – за 8 часов он примет
8*60/14 = 34 заказа
Второй работник затрачивает на заказ 15 минут – это за 8 часов составит:
8*60/15 = 32 заказа.
Третий работник затрачивает на оформление 1 заказа 19 минут. Это за 8 часовой рабочий день составит:
8*60/19 = 25 заказов.
По формуле средней арифметической взвешенной рассчитаем средние затраты времени на 1 заказ в целом по отделу:
минут
Таким образом, в целом по отделу на выполнение одного заказа одним работником уходит 16 минут.
Задание 8
Отношением уровней ряда динамики называется:
а) темп роста; б) абсолютный прирост.
Темп роста капитальных вложений в России за 5 лет показывает: в) на сколько млн. руб. возросли капитальные вложения; г) во сколько раз увеличился объем.
Ответ: 2) а, г
Задание 9
Имеются данные о месячной выработке продукции предприятиями:
Произведено Тыс. усл. ед. |
x’ |
x’*f |
(x’) 2 f |
x 2 *f |
|x –x’|*f |
|x –x’|* 2 f |
||||||||
До 10 |
||||||||||||||
10 – 20 |
2700 |
|||||||||||||
20 – 30 |
||||||||||||||
Свыше 30 |
2450 |
|||||||||||||
Итого |
Номер завода |
Изделие |
1994 |
1995 |
1996 |
|||||||||
Ро, т.р. |
qo, т |
q1, шт |
План |
Факт |
||||||||||
Рпл |
qпл |
|||||||||||||
КВ-12 |
1180 |
1300 |
1370, |
1410 |
||||||||||
ПХ-91 |
29,7 |
6800 |
30,1 |
6790 |
30,0 |
6600 |
28,7 |
6580 |
||||||
КВ-12 |
14,5 |
4000 |
13,8 |
3500 |
13,9 |
3540 |
15,0 |
36,80 |
||||||
АТ-48 |
37,8 |
РАЗДЕЛ I
ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ СТАТИСТИКИ
ГЛАВА 1 . СТАТИСТИКА КАК НАУКА
1.1. Методические указания
Эта тема имеет большое значение не только для курса теории статистики, но и для всех статистических дисциплин вообще. В ней излагаются важнейшие вопросы статистической науки: о предмете статистической науки, ее методе, теоретических основах, задачах и др. В результате изучения темы студент должен получить ясное представление о том, что изучает статистика, ее место в системе наук, теоретические основы, важнейшие принципы, категории и понятия, основные задачи статистики на современном этапе.
Изучение темы должно вооружить студента пониманием основ теории статистики и статистической методологии.
При рассмотрении материала темы важно уяснить необходимость привлечения массовых данных для объективного познания действительности; ведущую роль социально-экономических категорий в статистическом исследовании.
Необходимо хорошо усвоить такие важнейшие понятия статистической науки, как статистическая совокупность, единица совокупности, признаки и их классификация, вариация признаков, статистический показатель. Без них невозможно обойтись в дальнейшем изучении других статистических дисциплин, в которых применяются понятия, термины, показатели, формулы теории статистики, но не разъясняются их сущность, смысл и значение, поскольку это составляет задачу теории статистики.
Понятие статистики. Статистика, вернее ее методы исследования, широко применяется в различных областях человеческих знаний. Однако, как любая наука, она требует определения предмета ее исследования. В связи с этим различают статистику, занимающуюся изучением социально-экономических явлений, которая относится к циклу общественных наук, и статистику, занимающуюся закономерностями явлений природы, которая относится к наукам естественным.
Настоящий курс посвящен теории статистики социально-экономических явлений.
Авторы большинства современных отечественных вузовских учебников по теории статистики (общей теории статистики) под статистикой понимают предметную общественную науку, т.е. науку, имеющую свои особые предмет и метод познания. Поэтому в процессе изучения темы необходимо уяснить, что статистика – общественная наука, которая изучает количественную сторону качественно определенных массовых социально-экономических явлений и процессов, их структуру и распределение, размещение в пространстве, движение во времени, выявляя действующие количественные зависимости, тенденции и закономерности, причем в конкретных условиях места и времени.
Предмет статистики. При изучении темы необходимо в первую очередь обратить особое внимание на определение предмета, метода и задач статистики, на уяснение сущности и содержания статистической науки, отличающих ее от других социально-экономических наук, а также от математики. Вопросы предмета и метода статистики являются исходными, с них начинается первое знакомство с основами статистической науки.
В процессе изучения данной темы важно уяснить, что статистика как наука исследует не отдельные факты, а массовые социально-экономические явления и процессы, выступающие как множество отдельных факторов, обладающих как индивидуальными, так и общими признаками.
Объект статистического исследования (в каждом конкретном случае) в статистике называют статистической совокупностью. Статистическая совокупность – это множество единиц, обладающих массовостью, однородностью, определенной целостностью, взаимозависимостью состояния отдельных единиц и наличием вариации. Например, в качестве особых объектов статистического исследования, т.е. статистических совокупностей, может выступать множество коммерческих банков, зарегистрированных на территории Российской Федерации, множество акционерных обществ, множество граждан какой-либо страны и т.д. Важно помнить, что статистическая совокупность состоит из реально существующих материальных объектов.
Каждый отдельно взятый элемент данного множества называется единицей статистической совокупности .Единицы статистической совокупности характеризуются общими свойствами, именуемыми в статистике признаками, т.е. под качественной однородностью совокупности понимается сходство единиц (объектов, явлений, процессов) по каким-либо существенным признакам, но различающихся по каким-либо другим признакам. Например, из названных совокупностей множество коммерческих банков наряду с качественной определенностью (принадлежностью к разряду кредитных учреждений) обладает различиями по размеру объявленных уставных фондов, численности работающих, сумме активов и т.д.
Качественная определенность совокупности, хотя и имеет объективную основу, устанавливается в каждом конкретном статистическом исследовании в соответствии с его целями и познавательными задачами.
Единицы совокупности наряду с общими для всех единиц признаками, обусловливающими качественную определенность совокупности, также обладают индивидуальными особенностями и различиями, отличающими их друг от друга, т.е. существует вариация признаков. Она обусловлена различным сочетанием условий, которые определяют развитие элементов множества. Например, уровень производительности труда работников банка определяется его возрастом, квалификацией, отношением к труду и т.д. Именно наличие вариации предопределяет необходимость статистики. Необходимо помнить, что вариация признака может отражаться статистическим распределением единиц совокупности.
Важно также помнить, что статистика как наука изучает прежде всего количественную сторону общественных явлений и процессов в конкретных условиях места и времени, т.е. предметом статистики выступают размеры и количественные соотношения социально-экономических явлений, закономерности их связи и развития.
Количественную характеристику статистика выражает через определенного рода числа, которые называются статистическими показателями. Статистический показатель отражает результат измерения у единиц совокупности и совокупности в целом.
Однако тогда возникает вопрос, чем же статистика отличается от математики?
Основное отличие состоит в том, что статистика изучает количественную сторону качественно определенных массовых общественных явлений в данных условиях места и времени. При этом качественную определенность единичных явлений обычно определяют сопряженные науки.
При изучении данной темы важно выяснить теоретические основы статистики и проблему применения закона больших чисел.
Теоретические основы статистики как науки. Теоретическую основу любой науки, в том числе и статистики, составляют понятия и категории, в совокупности которых выражаются основные принципы данной науки. В статистике к важнейшим категориям и понятиям относятся: совокупность, вариация, признак, закономерность.
При изучении данного вопроса важно уяснить, что статистические совокупности обладают определенными свойствами, носителями которых выступают единицы совокупности (явления), обладающие определенными признаками. По форме внешнего выражения признаки делятся на атрибутивные (описательные, качественные) и количественные. Атрибутивные (качественные) признаки не поддаются количественному (числовому) выражению.
Отличие количественных признаков от качественных состоит в том, что первые можно выразить итоговыми значениями, например общий объем перевозок грузов предприятиями транспорта и т.д., вторые – только числом единиц совокупности, например число театров по видам деятельности.
Количественные признаки можно разделить на прерывные (дискретные) и непрерывные.
Статистическая закономерность – это форма проявления причинной связи, выражающаяся в последовательности, регулярности, повторяемости событий с достаточно высокой степенью вероятности, если причины (условия), порождающие события, не изменяются или изменяются незначительно. Статистическая
закономерность устанавливается на основе анализа массовых данных. Она возникает в результате действия объективных законов, выражая каузальные отношения.
Так как статистическая закономерность обнаруживается в итоге массового статистического наблюдения, это обусловливает ее взаимосвязь с законом больших чисел.
Сущность закона больших чисел заключается в том, что в числах, суммирующих результат массовых наблюдений, выступают определенные правильности, которые не могут быть обнаружены на небольшом числе факторов. Закон больших чисел порожден свойствами массовых явлений. Важно помнить, что тенденции и закономерности, вскрытые с помощью закона больших чисел, имеют силу лишь как массовые тенденции, но не как законы для каждого отдельного, индивидуального случая.
Предмет и метод составляют сущность любой науки, в том числе и статистики.
Метод статистики. Статистика как наука выработала приемы и способы изучения массовых общественных явлений, зависящие от особенностей ее предмета и задач, которые ставятся при его изучении. Приемы и способы, с помощью которых статистика изучает свой предмет, образуют статистическую методологию.
Под статистической методологией понимается система приемов, способов и методов, направленных на изучение количественных закономерностей, проявляющихся в структуре, динамике и взаимосвязях социально-экономических явлений. Задача статистического исследования состоит в получении обобщающих характеристик и выявлении закономерностей в общественной жизни в конкретных условиях места и времени, которые проявляются лишь в большой массе явлений через преодоление свойственной ее единичным элементам случайности. Важно уяснить, что статистическое исследование состоит из трех стадий:
- статистическое наблюдение;
- сводка и группировка результатов наблюдения;
- анализ полученных обобщающих показателей.
Все три стадии связаны между собой, и каждой из них используются специальные методы, объясняемые содержанием выполняемой работы.
Познавательные задачи статистики. Исходя из характера и основных черт предмета статистики как науки можно сформулировать следующие ее задачи. Это изучение:
Уровня и структуры массовых социально-экономических явлений и процессов;
Взаимосвязей массовых социально-экономических явлений и процессов;
Динамики массовых социально-экономических явлений и процессов.
Важно также уяснить, что статистика состоит из ряда отраслей, выделившихся в процессе развития, и общая теория статистики является методологической основой, ядром всех отраслевых статистик, так как она разрабатывает наиболее общие понятия, категории, принципы, которые имеют общестатистический смысл, и методы количественного изучения социально-экономических явлений.
1.2. Задачи и упражнения
1.1. Назовите в качестве примера сферы общественной жизни, изучаемые статистикой.
1.2. Сформулируйте определение статистики как науки и дайте ему соответствующее обоснование.
1.3. Дайте характеристику основным чертам определения предмета статистики:
а) почему статистика является общественной наукой?
б) почему статистика изучает количественную сторону общественных явлений в связи с их качественным содержанием?
в) почему статистика изучает массовые явления?
г) почему каждое статистическое исследование должно опираться на изучение всех относящихся к данному вопросу фактов?
1.4. К каким видам (количественным или атрибутивным) относятся следующие признаки:
а) количество работников на фирме;
б) родственные связи членов семьи;
в) пол и возраст человека;
г) социальное положение вкладчика в Сбербанк;
д) этажность жилых помещений;
е) количество детей в семье;
ж) розничный товарооборот торговых объединений.
1.5. Укажите, какие совокупности можно выделить в высшем учебном заведении для статистического изучения?
1.6. Укажите, какие можно выделить статистические совокупности кредитных учреждений; сферы потребительского рынка; крестьянских хозяйств.
1.7. Какими количественными и атрибутивными признаками можно охарактеризовать совокупность студентов вуза?
1.8. Исследуется совокупность коммерческих банков Москвы. Какими количественными и качественными признаками можно ее охарактеризовать?
1.9. Назовите наиболее существенные варьирующие признаки, характеризующие студенческую группу.
1.10. Назовите основные факторные признаки, определяющие вариацию успеваемости студентов.
1.11. Какими показателями можно охарактеризовать совокупность жителей города?
1.12. Приведите перечень показателей, которыми можно было бы при статистическом обследовании полно охарактеризовать следующие явления:
а) население;
б) потребительский рынок;
в) промышленность;
г) транспорт и связь.
Для этой цели используйте ежемесячный журнал Госкомстата России «Статистическое обозрение» или статистические ежегодники Госкомстата России.
1.13. Назовите варьирующие и неварьирующие признаки у людей, фермерских хозяйств.
1.14. Найдите соответствующие данные и сравните половой состав населения России по данным переписей населения 1970, 1979 и 1989 гг. Какие выводы на основании этого сравнения можно сделать о половой структуре населения России и тенденциях ее изменения?
1.15. Какими признаками – прерывными или непрерывными – являются:
а) численность населения страны;
б) количество браков и разводов;
в) производство продукции легкой промышленности в стоимостном выражении;
г) капитальные вложения в стоимостном выражении;
д) процент выполнения плана реализованной продукции;
е) число посадочных мест в самолете;
ж) урожайность зерновых культур в центнерах с 1 га.
1.16. К каким видам (качественным или количественным) относятся следующие признаки:
а) тарифный разряд рабочего;
б) балл успеваемости;
в) форма собственности;
г) вид школы (начальная, неполная средняя и т.д.);
д) национальность;
е) состояние в браке.
1.17. Найдите в статистическом сборнике Госкомстата России и выпишите статистические показатели по нескольким качественным и количественным признакам.
1.18. Из того же сборника (см. задание 1.17) выпишите данные по нескольким прерывным и непрерывным количественным признакам.
1.19. Используя статистические сборники, выпишите данные, характеризующие структуру:
б) использования денежных доходов населения;
в) производственных инвестиций по отраслям экономики.
1.20. По статистическим сборникам Госкомстата России выпишите данные, характеризующие динамику за четыре-пять лет:
а) численности населения;
б) производства отдельных видов продовольственных товаров;
в) экспорта и импорта;
г) курса доллара США и индекса потребительских цен на товары и платные услуги.
1.21. Назовите, какие понятия, категории и методы излагаются в отрасли статистической науки – общей теории статистики.
1.22. Назовите, что изучает экономическая статистика. Какие отрасли экономической статистики вы знаете?
1.23. Укажите, чем объясняется разделение статистической науки на отдельные отрасли и почему изучение статистической науки начинается с общей теории статистики?
1.24. Перечислите специфические методы, присущие статистическому исследованию.
1.25. Какие вы знаете статистические сборники, издающиеся в России?
1. Практические занятия. По данной теме целесообразно провести семинар «Статистическая наука, ее предмет и метод». Примерный план семинара:
а) предмет статистики;
б) метод статистики;
в) отрасли статистической науки и задачи статистики в условиях рыночной экономики.
В процессе обсуждения пунктов а) и б) плана семинара должны быть раскрыты: объект статистического изучения, специфические особенности статистической науки, ее отличия от других общественных наук и роль качественного анализа в статистике. Здесь же должны быть рассмотрены вопросы о значении теории познания как методологической основы статистической науки и о специфических особенностях статистического метода. В последнем пункте плана семинара необходимо рассмотреть вопрос о роли общей теории статистики как отрасли статистической науки.
Так как семинары представляют собой первые аудиторные занятия по статистике, целесообразно провести их по докладной системе. Практика показывает, что студенты обычно испытывают значительные затруднения в выступлениях на первых занятиях без специальной и обстоятельной подготовки по какому-нибудь вопросу. Постановка докладов мобилизует внимание всей аудитории, вызывает желание высказываться по обсуждаемым вопросам.
Вместе с тем мы не считаем докладную систему семинарских занятий обязательной для всех. В зависимости от конкретных особенностей группы, ее состава может быть применена и «свободная» форма семинара, без предварительного распределения докладов между студентами.
2. Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Можно предложить написать небольшие рефераты по вопросам темы, а также рефераты, посвященные выдающимся ученым, например А. Кетле, В. Петти, Ю.Я. Янсону, А.И. Чупрову, А.А. Кауфману, А.А. Чупрову и др.
3. Аудиторная контрольная работа. По теме целесообразно провести получасовую контрольную работу в виде кратких ответов студентов на один-два вопроса (например, «Что такое статистическая закономерность?», «Что изучает статистика?» и т.д.). Можно также рекомендовать контрольные вопросы, построенные на основании и трактовке конкретного статистического материала. В частности, студентам рекомендуется предложить систему показателей, характеризующих население, например, страны, области, района, и попросить их сделать соответственные выводы, а также контрольные вопросы в виде тестов.
Москва, 2003
Статистики как наука.............................................................................. |
||
Теория статистического наблюдения................................................... |
||
Сводка и группировка........................................................................... |
||
Статистические таблицы...................................................................... |
||
Графическое изображение статистических данных........................ |
||
Формы выражения статистических показателей............................ |
||
Показатели вариации и анализ частотных распределений........... |
||
Выборочное наблюдение........................................................................ |
1. Статистики как наука
1.1. Назовите в качестве примера сферы общественной жизни, изучаемые статистикой.
1.2. Сформулируйте определение статистики как науки и дайте ему соответствующее обоснование.
1.3. Дайте характеристику основным чертам определения предмета статистики:
а) Почему статистика является общественной наукой?
б) Почему статистика изучает количественную сторону общественных явлений в связи с их качественным содержанием?
в) Почему статистика изучает массовые явления?
г) Почему каждое статистическое исследование должно опираться на изучение всех относящихся к данному вопросу фактов?
1.4. К каким видам (количественным или атрибутивным) относятся следующие признаки:
а) количество работников на фирме; б) родственные связи членов семьи; в) пол и возраст человека;
г) социальное положение вкладчика Сбербанка; д) этажность жилых помещений; е) количество детей в семье;
ж) розничный товарооборот торговых объединений.
1.5. Укажите, какие совокупности можно выделить в высшем учебном заведении для статистического изучения?
1.6. Укажите, какие можно выделить статистические совокупности кредитных учреждений; сферы потребительского рынка; крестьянских хозяйств.
1.7. Какими количественными и атрибутивными признаками можно охарактеризовать совокупность студентов вуза?
1.8. Исследуется совокупность коммерческих банков Москвы. Какими количественными и качественными признаками можно ее охарактеризовать?
1.9. Назовите наиболее существенные варьирующие признаки, характеризующие студенческую группу.
1.10. Назовите основные факторные признаки, определяющие вариацию успеваемости студентов.
1.11. Какими показателями можно охарактеризовать совокупность жителей города?
1.12. Приведите перечень показателей, которыми можно было бы при статистическом обследовании полно охарактеризовать следующие явления:
а) население;
б) потребительский рынок; в) промышленность; г) транспорт и связь.
Для этой цели используйте ежемесячный журнал Госкомстата России “Статистическое обозрение” или статистические ежегодники Госкомстата России.
1.13. Назовите варьирующие и неварьирующие признаки у людей, фермерских хозяйств.
1.14. Найдите соответствующие данные и сравните половой состав населения России по данным переписей населения 1970, 1979 и 1989гг. Какие выводы на основании этого сравнения можно сделать о половой структуре населения России и тенденциях ее изменения?
1.15. Какими признаками - прерывными или непрерывными -
являются:
а) численность населения страны; б) количество браков и разводов;
в) производство продукции легкой промышленности в стоимостном выражении;
г) капитальные вложения в стоимостном выражении; д) процент выполнения плана реализованной продукции; е) число посадочных мест в самолете; ж) урожайность зерновых культур, в центнерах с га.
1.16. К каким видам (качественным или количественным) следует отнести следующие признаки:
а) тарифный разряд рабочего; б) балл успеваемости; в) форма собственности;
г) вид школы (начальная, неполная средняя и т.д.); д) национальность; е) состояние в браке.
1.17. Найдите в статистическом сборнике Госкомстата России и выпишите статистические показатели по нескольким качественным и количественным признакам.
1.18. Из того же сборника (см. задание 1.17) выпишите данные по нескольким прерывным и непрерывным количественным признакам.
1.19. Используя статистические сборники, выпишите данные, характеризующие структуру:
в) производственных инвестиций по отраслям экономики.
1.20. По статистическим сборникам Госкомстата России выпишите данные, характеризующие динамику за четыре-пять лет:
а) численности населения; б) производства отдельных видов продовольственных товаров; в) экспорта и импорта;
г) курса доллара США и индекса потребительских цен на товары и платные услуги.
1.21. Назовите, какие понятия, категории и методы излагаются в отрасли статистической науки - общей теории статистики.
1.22. Назовите, что изучает экономическая статистика. Какие отрасли экономической статистики вы знаете?
1.23. Укажите, чем объясняется разделение статистической науки на отдельные отрасли и почему изучение статистической науки начинается с общей теории статистики?
1.24. Перечислите специфические методы, присущие статистическому исследованию.
1.25. Какие вы знаете статистические сборники, издающиеся в
2. Теория статистического наблюдения
2.1. Внимательно рассмотрев и сопоставив копии формуляров переписей населения за различные годы между собой, ответьте на следующие вопросы:
а) к какому виду относится каждый из них?
б) дайте определение объекта каждой из переписей; в) в чем заключаются различия в программах этих переписей?
г) в чем заключаются различия в формулировках вопросов о возрасте?
д) укажите различия в постановке вопросов о семейном положении; е) в чем заключаются и чем обусловлены различия в постановке
вопросов о занятиях населения в этих переписях?
ж) чем еще между собой различаются формуляры переписей?
з) имеются ли в переписном листе переписи населения подсказы? Если есть, то в каких вопросах и какого содержания (полные, неполные).
2.2. Заполните формуляр переписи населения данными о себе и о других членах своей семьи по состоянию на критический момент. Критический момент устанавливается по указанию преподавателя.
2.3. Проведите классификацию форм ответов на вопросы переписного листа переписи населения. Результаты классификации представьте в виде следующей таблицы:
2.4. Перечислите вопросы переписного листа переписи населения, ответы на которые нужно дать в форме чисел.
2.5. Сформулируйте определение объекта наблюдения:
а) переписи почтовых отделений связи; б) переписи торговых предприятий; в) переписи научных учреждений;
г) переписи коммерческих банков; д) переписи больниц, поликлиник и других учреждений
здравоохранения; е) переписи школ;
ж) обследование организаций о составе затрат на рабочую силу?
2.6. Составьте перечень наиболее существенных признаков следующих единиц статистического наблюдения:
а) фермерских хозяйств; б) жилого дома (для жилищной переписи); в) вуза; г) библиотеки; д) театра;
е) совместного предприятия.
2.7. Какие бы вы наметили признаки, которые следовало регистрировать при проведении:
а) обследования промышленной фирмы с целью изучения текучести рабочей силы;
б) обследования работы городского транспорта с целью изучения роли различных его видов в перевозках пассажиров;
в) обследование студентов вуза с целью изучения бюджета времени?
2.8. Сформулируйте объект, единицу и цель наблюдения и разработайте программу:
а) обследования детских садов; б) обследования фирм, выпускающих детское питание;
в) обследование автозаправочных станций.
2.9. Сформулируйте вопросы для включения их в формуляр наблюдения по следующим признакам объектов наблюдения:
а) количество работников на фирме; б) численный состав семьи; в) родственные связи членов семьи; г) пол и возраст человека.
2.10. Сформулируйте вопросы программы наблюдения и составьте макет статистического формуляра, а также краткую инструкцию к его заполнению для изучения зависимости успеваемости от пола, возраста, семейного положения, жилищных условий и общественной активности студентов вуза при проведении специального статистического обследования по состоянию на 1 февраля 1998г. Укажите, к какому виду относится данное наблюдение по времени, охвату и способу получения данных.
2.11. Торговая фирма “Партия” поручает вам разработать бланк анкетного опроса покупателей с целью изучения контингента, посещающего фирму, удовлетворения их спроса и затрат времени на приобретение необходимой аудио и видео техники. Укажите, к какому виду относится данное наблюдение по времени, охвату и способу получения данных.
2.12. С целью изучения мнения студентов об организации учебного процесса вуза, в котором вы учитесь, необходимо провести специальное обследование. Требуется определить:
а) объект и единицу наблюдения; б) признаки, подлежащие регистрации; в) вид и способ наблюдения;
г) разработать формуляр и написать краткую инструкцию к его заполнению;
д) составить организационный план обследования; е) произвести наблюдение в вашей студенческой группе и его
результаты представить в виде таблиц.
2.13. Определите объект и единицу наблюдения единовременного обследования читателей публичных библиотек. Разработайте программу
и формуляр данного обследования.
2.14. Разработайте программу и формуляр единовременного обследования жилищных условий студентов вузов своего города по состоянию на 1.01.1998г., а также организационный план этого наблюдения.
2.15. Сделайте макеты формуляров статистических наблюдений в соответствии с программами, разработанными вами в задаче 2.8.
2.16. В 1994г. Госкомстат России проводил микроперепись населения Российской Федерации. К какому виду наблюдения относится это обследование?
2.17. В 1994г. Госкомстат России проводил (через свои органы) единовременное обследование организаций о составе затрат на рабочую силу. К какому виду статистического наблюдения по признаку времени относится это обследование?
2.18. На оптовую торговую базу поступила партия товара. Для проверки его качества была отобрана в случайном порядке десятая часть партии и путем тщательного осмотра каждой единицы товара определялось и фиксировалось его качество. К какому виду наблюдения (и по каким признакам) можно отнести это обследование партии товара?
2.19. Производится статистическое наблюдение. Ответы на вопросы формуляра наблюдения записываются на основании документов, содержащих соответствующие сведения. Как называется такого рода наблюдение?
2.20. Редакция журнала, желая выяснить мнение читателей о журнале и их пожелания по его улучшению, разослала читателям анкету
с просьбой ответить на содержащиеся в ней вопросы и возвратить ее в редакцию. Как называется в статистике такое наблюдение?
2.21. При проведении в 1994г. микропереписи населения ответы на вопросы переписного листа записывались на основании ответов на них опрашиваемых лиц. Как называется такого рода наблюдение? Как называют работника переписи, производящего опрос населения и заполнение переписных листов?
2.22. Во время Всесоюзной переписи населения 1989г. счетчики посетили каждую семью и записывали в переписные листы каждого в отдельности члена семьи и его ответы на вопросы переписного листа. Как называется такой способ наблюдения?
2.23. Предполагается провести перепись скота в хозяйствах населения. Какой способ и вид наблюдения (по источнику сведений) вы предпочли бы для этой переписи? Мотивируйте свой выбор.
2.24. Необходимо провести единовременное обследование использования оборудования на текстильных предприятиях. Каким из известных вам способом следовало бы статистическим органам провести это обследование? Мотивируйте ваш выбор.
2.25. С помощью логического контроля подвергните проверке следующие ответы на вопросы переписного листа переписи населения:
а) фамилия, имя, отчество - Иванова Ирина Петровна; б) пол - мужской; в) возраст - 5 лет;
г) состоит ли в браке в настоящее время - да; д) национальность - русская; е) родной язык - русский;
ж) образование - среднее специальное; з) место работы - детский сад;
и) занятие по этому месту работы - медицинская сестра.
В ответах на какие вопросы вероятнее всего произведены ошибочные записи? Можно ли исправить какие-либо из них?
2.26. В одном из переписных листов переписи населения, имевший критическим моментом 12 часов ночи с 13 на 14 февраля 1994г. были произведены следующие записи:
а) фамилия, имя, отчество - Петров Сергей Иванович; б) пол - мужской; в) возраст - 50 лет, родился в 4 месяце 1925г.;
г) состоит ли в браке в настоящее время - нет; д) национальность - русский; е) образование - среднее;
ж) место работы - ателье верхней одежды; з) занятие по этому месту работы - бухгалтер; и) общественная группа - рабочий.
Укажите какие из ответов не согласуются между собой?
2.27. Проверьте с помощью счетного (арифметического) контроля следующие данные, полученные от детского сада:
а) всего детей в детском саду - 133; б) в том числе: в старших группах - 37, в средних группах - 43, в
младших группах 58; в) из всего числа детей: мальчиков - 72, девочек - 66.
Если Вы установили несоответствие между некоторыми числами, то считаете ли вы достаточными основания для внесения соответствующей поправки?
2.28. Проверьте следующие данные о выручке от обслуживания населения предприятиями связи района города и дайте наиболее вероятное объяснение несоответствиям между числами, которые вы
2.29. Перепись населения проводилась в период с 15 по 22 января. Критическим моментом было 12 часов ночи с 14 на 15 января.
Счетчик пришел:
1) в семью № 1 - 17 января. В этой семье 16 января умер человек. Как должен поступить счетчик: а) не вносить сведения об умершим в переписной лист; б) внести с отметкой о смерти; в) внести без отметки о смерти;
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ФИЛИАЛ
Факультет управления
Специальность/направление подготовки Менеджмент
Кафедра статистики
КОНТРОЛЬНАЯКУРСОВАЯ РАБОТА
ПО СТАТИСТИКЕ
Предмет статистики. Статистическая совокупность
Студент 3 курса, группы М 5-13
Заочной формы обучения
Григорьев Евгений Владимирович
Руководитель работы:
Лавреньтева Ирина Викторовна д.э.н.,доц.
совокупность контингент покупатель статистика банка
Челябинск 2015
Вариант №1
Вопрос 1. Дайте характеристику основным чертам определения предмета статистики:
а) почему статистика является общественной наукой?
б) почему статистика изучает количественную сторону общественных явлений в связи с их качественным содержанием?
в) почему статистика изучает массовые явления?
г) почему каждое статистическое исследование должно опираться на изучение всех относящихся к данному вопросу фактов?
ОТВЕТ:
а) Понятие "статистика" происходит от латинского слова "status", которое в переводе означает - положение, состояние, порядок явлений. В научный оборот термин "статистика" ввел профессор Геттингенского университета Готфрид Ахенваль (1719 - 1772).
В зависимости от объекта изучения статистика как наука подразделяется на социальную, демографическую, экономическую, промышленную, торговую, банковскую, финансовую, медицинскую и т.д. Общие свойства статистических данных, независимо от их природы и методы их анализа рассматриваются математической статистикой и общей теорией статистики.
Статистика имеет дело, прежде всего с количественной стороной явлений и процессов общественной жизни. Одной из характерных особенностей статистики является то, что при изучении количественной стороны общественных явлений и процессов она всегда отображает качественные особенности исследуемых явлений, т.е. изучает количество в неразрывной связи, единстве с качеством.
Важнейшими составными элементами статистической методологии являются: 1) массовое наблюдение; 2) группировки, применение обобщающих (сводных) характеристик; 3) анализ и обобщение статистических фактов и обнаружение закономерностей в изучаемых явлениях.
б) Статистика изучает количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной или содержанием, а также исследует количественное выражение закономерностей общественного развития в конкретных условиях места и времени. Такое изучение основывается на системе категорий (понятий), отражающих наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов и явлений объективного мира.
в) В широком смысле статистика является наукой, изучающей массовые явления, протекающие в совокупностях некоторых факторов или явлений определенного свойства и между взаимодействующими совокупностями. Сама же совокупность, как сумма фактов, признаков, явлений состоит из элементов, исчезновение одного из которых не уничтожает качественную характеристику этой совокупности. Так, население города остается его населением и после того, как одно из составляющих его содержания - физическое лицо переехало в другой город или другую местность или вообще покинуло данную страну. Или сельское хозяйство, транспорт и промышленность остаются определенными совокупностями соответствующими их характеристиками даже тогда, когда отраслевая структура или значимость их в производстве валового национального продукта претерпевает заметные изменения.
Разные совокупности как некоторое целое состоит из единиц, которое в свою очередь могут характеризоваться своими параметрами, свойствами, своим содержанием, что оказывает влияние на содержание всей совокупности, которая объединяет эти единицы в единицах. Если мы говорим о промышленности, то статистика рассматривает ее как совокупность (сумму) предприятий. А каждое предприятие, образуя одну из входящих в нее единицу, в свою очередь характеризуется своим содержанием по количеству рабочих мест, оборудования, выпуску соответствующей статистике.
Специфическая черта статистики состоит в том, что во всех случаях ее данные относятся к сумме факторов, т.е. ко всей совокупности. Характеристика отдельных индивидуальных данных имеет смысл только лишь как основание, база для получения общих и сводных характеристик изучаемой совокупности.
Таким образом, статистика как наука в широком смысле изучает все массовые явления, к какой бы области они не относились. Изучая массовое явление, статистика характеризует его не только количественно. С помощью числовых величин, но и качественно, выявляя его содержание и динамику развития.
г) Для выведения и подтверждения своих теоретических законов большинство общественных наук пользуются статистикой. Заключениями, сформированными на статистических исследованиях, пользуются экономика, история, социология, политология и множество других гуманитарных наук. Статистика необходима и общественным наукам для подтверждения их теоретической основы, и ее практическая роль очень велика. Ни крупные предприятия, ни серьезные производства, разрабатывая стратегию экономического и социального развития объекта, не могут обойтись без анализа данных статистического учета. Для этого на предприятиях и производствах организовываются специальные аналитические отделы и службы, привлекающие специалистов, которые закончили профессиональную подготовку по данной дисциплине.
Статистика исследует не отдельные факты, а массовые социально-экономические явления и процессы, выступающие как множества отдельных фактов, обладающих как индивидуальными, так и общими признаками. Объект статистического исследования называют статистической совокупностью. Статистическая совокупность - это множество единиц, обладающих массовостью, однородностью, определённой целостностью, взаимозависимостью состояний отдельных единиц и наличием вариации. Каждый отдельно взятый элемент данного множества называется единицей статистической совокупности. Единицы совокупности характеризуются общими свойствами, т.е. признаками. Под качественной однородностью совокупности понимается сходство единиц по каким-либо существенным признакам и различие по каким-либо другим признакам. Каждая единица совокупности обладает индивидуальными особенностями и различиями, отличающими их друг от друга, т.е. существует так называемая вариация признака.
Вопрос № 2. Укажите, какие совокупности можно выделить в высшем учебном заведении для статистического изучения?
ОТВЕТ:
Статистическая совокупность - это множество единиц, обладающих массовостью, однородностью, определенной целостностью, взаимозависимостью состояния отдельных единиц и наличием вариации.
Можно выделить следующие совокупности в ВУЗе:
1. Студенты
2. Преподаватели
3. Обслуживающий персонал
4. Приспособления для помощи в обучении
5. Аудитории
ВОПРОС №3.
Торговая фирма «Партия» поручает вам разработать бланк анкетного опроса покупателей с целью изучения контингента, посещающего фирму, удовлетворения их спроса и затрат времени на приобретение необходимой аудио- и видеотехники. Укажите, к какому виду относится данное наблюдение по времени, охвату и способу получения данных.
ОТВЕТ:
Проведенное статистическое наблюдение в исходной задаче дает нам понять, к какому виду оно относится. Во-первых, способ статистического наблюдения, которое использует фирма «Партия» - является анкетным опросом, то есть сбор информации в виде анкет. Во-вторых, по времени регистрации фактов, данное наблюдение - единовременное, так как это обследование дает сведения о количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его исследования. И в-третьих, вышеуказанное статистическое наблюдение по охвату единиц совокупности является не сплошным- монографическим, то есть, обследованию подлежит только определенная часть, отдельные единицы совокупности, а именно покупатели, посещающие фирму «Партия».
Цель проведения анкетирования изучить контингент людей:
1. Посещающих фирму.
2. Удовлетворения их потребностей.
3. Затрат времени на приобретение аудио - и видеотехники.
ВОПРОС №4
С помощью логического контроля подвергните проверке следующие ответы на вопросы переписного листа переписи населения:
а) фамилия, имя, отчество - Иванова Ирина Петровна;
б) пол - мужской; -ОШИБКА пол -женский
в) возраст - 5 лет; - ОШИБКА исправить затруднительно
г) состоит ли в браке в настоящее время - да;
д) национальность - русская;
е) родной язык - русский;
ж) образование - среднее специальное;
з) место работы - детский сад;
и) занятие по этому месту работы - медицинская сестра.
В ответах на какие вопросы вероятнее всего произведены ошибочные записи? Можно ли исправить какие-либо из них?
ВОПРОС№5
Известны следующие данные по основным показателям деятельности крупнейших банков одной из областей Российской Федерации (данные условные):
(млн руб.)
Собственный |
Привлеченные |
Балансовая |
вложений |
||||
в государственные |
|||||||
ценные бумаги |
задолженность |
||||||
Постройте группировку коммерческих банков по величине собственного капитала, выделив четыре группы с равными интервалами. Рассчитайте по каждой группе сумму активов, собственный капитал, привлеченные ресурсы, балансовую прибыль. Результаты группировки представьте в табличной форме. Осуществите комбинационную группировку по любому другому признаку.
ОТВЕТ:
В качестве группировочного признака возьмем капитал банка. Образуем четыре группы банков с равными интервалами. Величину интервала определим по формуле:
Обозначим границы групп:
1-я группа - 12,0-39,2
2-я группа - 39,2-66,4
3-я группа - 66,4-93,6
4-я группа - 93,6-120,8
После того как определен группировочный признак - капитал, задано число групп - 4 и образованы сами группы, необходимо отобрать показатели, которые характеризуют группы и определить их величины по каждой группе. Показатели, характеризующие банки, разносятся по четырем указанным группам и подсчитываются групповые итоги. Результаты группировки заносятся в таблицу и определяются общие итоги по совокупности единиц наблюдения по каждому показателю.
В качестве группировочного признака возьмем сумму активов банка. Образуем две группы банков с равными интервалами. Величину интервала определим по формуле:
Обозначим границы групп:
1-я группа - 516,7-581,15
2-я группа - 581,15-645,6
Группа банков по величине капиталов |
Группа банков по величине активов |
Количество банков в каждой группе |
Ссудная задолженность |
|
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Статистическая методология и статистические показатели. Принципы организации статистики, его роль в плановой и рыночной экономике. Реформирование казахстанской статистики. Формы статистического наблюдения. Статистические отчетность, сводка и переписи.
курс лекций , добавлен 11.02.2010
Понятие статистики, пути ее развития, отличительные черты массовых явлений и признаки единиц совокупности. Формы, виды и способы статистического наблюдения. Задачи и виды статистической сводки. Метод группировки, абсолютные и относительные показатели.
реферат , добавлен 20.01.2010
Статистика как одна из древнейших отраслей знаний, возникшая на базе хозяйственного учета. Развитие статистики как науки. Определение предмета статистики. Статистическое наблюдение как этап статистического исследования. Методы и показатели статистики.
контрольная работа , добавлен 20.01.2010
Понятие и уровни статистики, связь с другими науками. Ее категории: единица, показатель, совокупность варьирующих явлений, атрибутивные и количественные признаки, закономерность изменения массовых явлений и процессов. Стадии статистических исследований.
презентация , добавлен 16.03.2014
Краткая история зарождения и развития статистики как науки. Предмет изучения и характеристика основных задач статистики. Статистические методы сбора и обработки данных для получения достоверных оценок и результатов. Источники статистических данных.
лекция , добавлен 13.02.2011
Развитие статистической науки. Предмет статистики, задачи и методология. Структура статистической науки. Организация статистики в Российской Федерации. Общегосударственная и ведомственная статистика. Информационный фонд.
реферат , добавлен 09.10.2006
Предмет, метод и организация статистики - науки, изучающей количественную сторону массовых явлений и процессов в неразрывной связи с их качественной стороной. Причинность, регрессия, корреляция, как основные статистические методы выявления взаимосвязи.
учебное пособие , добавлен 05.02.2011
Сущность цены в рыночной экономике и задачи статистики. Сущность инфляции и инфляционных процессов. Статистическое наблюдение за ценами. Изучение структуры выборочной совокупности торговых точек города. Система статистических показателей инфляции.
курсовая работа , добавлен 16.05.2010
Понятие и предмет статистики, теоретические основы и категории, взаимосвязь с другими науками. Объект и метод изучения статистики. Основные задачи, принципы организации и функции государственной статистики в РФ. Примеры статистической закономерности.
лекция , добавлен 02.03.2012
Сущность и предмет статистики рынка товаров и услуг. Задачи, методы и показатели статистической характеристики эффективности рыночных процессов, направления их развития. Методология статистики: определение товарооборота, изучение рынка товаров и услуг.
1. официальная
2. альтернативная
3. внутренняя ведомственная
4. ведомственная
-Этапы статистического наблюдения - это:
1. сбор статистического материала
2. графическое представление данных
3. планирование и организация
4. сводка и группировка данных
5. логический и содержательный контроль информации
Укажите правильное научное значение термина «статистика»:
сбор сведений о различных общественных явлениях;
различные статистические сборники;
особая отрасль науки;
различного рода цифры и числовые данные.
Предметом статистики как науки являются:
метод статистики;
статистические показатели;
группировки и классификации;
количественные закономерности массовых варьирующих общественных явлений.
Укажите правильный ответ. Статистическая наука зародилась:
до начала современной эры летоисчисления;
Работник, для которого сбор статистических данных является профессиональной деятельностью, именуется:
статистом;
статистиком;
переписчиком;
сборщиком данных.
Основным разделом статистической науки является:
математическая статистика;
теория вероятностей;
промышленная статистика;
общая теория статистики.
Совокупность – это:
любое предметное множество явлений природы и общества;
множество элементов, обладающих общими признаками;
реально существующее множество однородных элементов, обладающих общими признаками и внутренней связью;
математическое множество.
Элемент совокупности – это:
признак совокупности;
элемент математического множества;
носитель информации;
элемент таблицы Менделеева.
Какой из перечисленных признаков является варьирующим:
цена одного килограмма товара;
температура кипения воды;
курс доллара;
скорость падения тела в пустоте.
Признаки элементов статистической совокупности бывают только:
количественные;
количественные и качественные;
качественные;
безразмерные.
Вариация – это:
изменение массовых явлений во времени;
изменение структуры статистической совокупности в пространстве;
изменение значений признака;
изменение состава совокупности.
Задания:
Укажите, какие совокупности можно выделить в высшем учебном заведении для статистического изучения?
Укажите какие можно выделить статистические совокупности кредитных учреждений; сферы потребительского рынка; крестьянских хозяйств.
Каким количествеными и атрибутивными признаками можно охарактеризовать совокупность студентов вузы?
Приведите перечень показателей, которыми можно было бы при статистическом обследовании полно охарактеризовать следующие явления:
население;
потребительский рынок;
промышленность;
транспорт и связь;
Для этой цели используется ежемесячный журнал Госкомстата России «Статистическое обозрение» или статистические ежегодники Госкомстата России.
Какими признаками – прерывными или непрерывными – являются:
численность населения страны;
количество браков и разводов;
производство продукции лёгкой промышленности в стоимостном выражении;
капитальные вложения в стоимостном выражении;
процент выполнения плана реализованной продукции;
число посадочных мест в самолёте;
урожайность зерновых культур в центнерах с 1 га.
По статистическим сборникам Госкомстата России выпишите данные, характеризующие динамику за 4 – 5 лет:
численности населения;
производства отдельных видов продовольственных товаров;
экспорта и импорта;
курса доллара США и индекса потребительских цен на товары и платные услуги.
Литература:
/1/ стр. 13-15; 21-52; /2/стр. 13-27; 32-38; /3/ стр. 12-28; /9/стр. 8.; /7/стр. 8-18; /19/ стр. 5-12; /8/ стр. 4-14.