Площадь мужества. Размыв так и не покорился метростроевцам

Введение

У нашего города богатая история. С 1703 года, даты основания Санкт-Петербурга, и до наших дней город пережил немало событий. Северная война, правление Екатерины II, Отечественная война 1812 года, восстание декабристов, три революции, блокада. Память об этих и других событиях хранит, в основном, центральный район города. Издавна считается, что на окраинах и в спальных районах Санкт-Петербурга смотреть нечего, памятных мест нет. Мы хотели бы разубедить вас в этом.

Мало, кто задумывается об истории района, в котором живёт. Как район сформировался, что было на этом месте во времена Николая II или Александра III, в индустриальные 1920-е или блокадные годы. Проходя мимо разных зданий на работу, в школу или магазин, люди редко задумываются об их истории, о людях, которые в них жили. Гуляя по улицам мы не обращаем внимания на их названия, не задумываемся, почему они так названы, в честь кого они так названы.

Задавая себе подобные вопросы, мы решили взять один микрорайон, и исследовать его. Мы выбрали Площадь Мужества - мемориал и часть архитектурно-исторического ансамбля города, посвящённого Блокаде Ленинграда, и состоящего из Площади Мужества, Пискарёвского кладбища и дороги между ними – Проспекта Непокорённых. Мы считаем, что подобные исследования актуальны сегодня, как никогда. Не далее, как два месяца назад, вся Россия отпраздновала 70-летие снятия Блокады Ленинграда. А уже в следующем годы мы будем праздновать 70-летие Победы Советских войск над фашистскими захватчиками, и это значит увеличение интереса к истории

Великой Отечественной войны и Блокады, и необходимость получения новой информации об этом периоде города.

В процессе исследования мы нашли много объектов вблизи площади Мужества, так или иначе связанных с Блокадой. История каждого из них уникальна. Чтобы наше исследование принесло пользу не только нам, мы создали путешествие по местам, которые нашли. Таким образом, любой желающий может прикоснуться к истории нашего района.

Места памяти на Площади Мужества

Проект мы начали с прогулки по площади Мужества со списком тех мест, история которых может быть особенно интересна петербуржцам. Дальше мы начали искать информацию об этих объектах. Наше путешествие мы решили спланировать так, чтобы участники его обошли площадь Мужества по кругу, начав от станции метро с одноимённым названием. Первым объектом нашего путешествия был мемориальный «Блокадный колодец». Памятник посвящен колодцу пресной воды, находившемуся здесь в блокадные годы. Памятник состоит из двух частей – чащи с водой, расположенной у самой стены дома, и, располагающегося над ней барельефа с изображением женщины с ребенком на руках и с ведром с водой. Текст на памятнике гласит: "1941-1945. ЗДЕСЬ В СУРОВЫЕ ГОДЫ БЛОКАДЫ БЫЛ КОЛОДЕЦ - ИСТОЧНИК ЖИЗНИ".

Следующим объектом изучения являлся завод «Красный Октябрь». Он был основан в 1891 году и назывался Электротехническим заводом «В.Савельев и К о" ». Завод, ставший одним из первых предприятий электротехнической отрасли, был национализирован почти сразу после революции. После Гражданской войны, с 1921 по 1924 год, завод участвовал в строительстве первенца советской энергетики - электростанции «Красный Октябрь» в Петрограде, которая и сейчас дает свет и тепло городу. 5 сентября 1925 года завод получил название «Красный Октябрь». В 1927 году было принято решение о слиянии завода с мотоциклетным заводом имени Зиновьева (бывший завод «Русский Рено»), в результате чего в 1930 году здесь начинается первый серийный выпуск отечественных мотоциклов Л-300

«Красный Октябрь». В 1940 году производство мотоциклов было передано в Ижевск и Серпухов, где они выпускались под другими марками. До Великой Отечественной войны, в соответствии с планами индустриализации, на заводе создавались новые производства. Так, в 1928 г. было освоено производство подъёмно-транспортного оборудования, которое впоследствии было отделено от предприятия и дало начало заводу ПТО им. Кирова. С 1932 года завод приступает к производству различных узлов и агрегатов (коробки передач, карданы, запасные части и многое другое) для танков и тракторов. Однако вскоре основной продукцией предприятия становятся авиамоторы и двигатели.

В годы блокады завод не только не останавливает производство, но и расширяет его, производя боеприпасы. За успешное выполнение планов Правительства завод был награжден орденом Трудового Красного знамени. После войны завод производил двигатели для большинства отечественных серийных вертолётов и самолётов. В наши дни основным продуктом завода «Красный Октябрь» остаются авиадвигатели.

Ещё одним из найденных нами памятников войне стали Круглые бани. Они были построены в 1927-1929 гг., архитектором А. С. Никольским, в стиле конструктивизм. По проекту архитектора здание должно было быть круглым, во дворе должен был разместиться бассейн, а на крыше - солярий. Внутренний двор предполагалось накрыть стеклянным куполом. Баню должна была окаймлять кольцевая шахта, в которой должны были располагаться все коммуникации. Для минимизации потерь тепла, здание предполагалось углубить в землю. К сожалению, проект не был реализован полностью: стеклянную крышу не смогли построить по техническим причинам, а углублять здание Никольскому просто запретили. В бане одновременно работало 4 зала – 2 мужских и 2 женских. Все банные принадлежности можно было взять напрокат. При бане были открыты буфет и парикмахерская, что было особенно важно, так как других парикмахерских в округе не было. Осенью 1941 года бани закрылись из-за отсутствия воды и электричества. Но уже в апреле 1942 года бани вновь открыли свои двери, что стало очень заметным событием в блокадном городе. В бани подавалась только горячая вода, а холодную нужно было приносить с собой из колодца по соседству, о котором мы писали ранее. Женщины и мужчины мылись вместе, на что в блокадном городе просто не обращали внимания. Директор бани - демобилизовавшийся моряк-радист, чтобы хоть как-то морально поддержать людей, установил по всему зданию динамики, из которых лилась музыка. Из-за этого их прозвали «Бани с музыкой». Круглые бани работают по назначению и сегодня.

За Круглыми банями проходит улица Карбышева, а на доме № 8 установлена мемориальная доска генералу Д. М. Карбышеву. Текст на доске гласит "Улица названа в память Дмитрия Михайловича Карбышева (1880-1945), Героя Советского Союза, выдающегося советского военного инженера, генерал-лейтенанта, ученого и педагога. Замучен в фашистском лагере смерти Маутхаузен". Генерал Д.М. Карбышев известен многим горожанам как герой, который погиб, не желая сотрудничать с фашистами, но вероятно не все знают, что Дмитрий Михайлович был также теоретиком военной инженерии. Дмитрию Михайловичу Карбышеву принадлежит наиболее полное исследование и разработка вопросов применения разрушений и заграждений, а также форсирования рек и других преград. Его статьи и пособия по вопросам теории инженерного обеспечения боя и операции, тактике инженерных войск были основными материалами по подготовке командиров Красной Армии в предвоенные годы. В 1940 году ему было присвоено званиегенерал-лейтенантаинженерных войск, а годом позднее - учёная степеньдоктора военных наук. Войну Карбышев встретил в штабе 10-й армии. Уже 27 июня штаб оказался в окружении. 8 августа 1941 года при попытке выйти из окружения генерал Карбышев был тяжело контужен и в бессознательном состоянии взят в плен. Генерал содержался в немецких концентрационных лагерях: Замосць, Хаммельбург, Флоссенбюрг, Майданек, Аушвиц, Заксенхаузен и Маутхаузен. Неоднократно от администрации лагерей получал предложения сотрудничать, но всегда отвечал отказом. При этом Дмитрий Михайлович во всех лагерях был одним из активных руководителей лагерного движения сопротивления. В ночь на 18 февраля 1945 года в концлагере Маутхаузен в Австрии, в числе других 500 заключённых генерал Карбышев после зверских пыток был облит водой на морозе и погиб. Тело генерала было

сожжено в печах Маутхаузена… Геройски погибший Д. М. Карбышев стал символом несгибаемой воли и стойкости, примером для молодежи прошлого и настоящего.

Следующим объектом нашего исследования стал особняк Котлова. Участок, на котором находится дом, принадлежал купчихе Медведевой с 1888 года, пока, в 1911 году, его не купил купец Котлов. Новый владелец решил построить здесь загородный дом. Н. И. Товстолес спроектировал небольшой, двухэтажный дом с приданием ему черт средневекового замка. Постройка дома заняла год, с 1913 по 1914 год. Купец Котлов слыл заядлым театралом, был вхож в артистический круг. Возможно, поэтому его дом в народе прозвали «Дачей Шаляпина», хотя неизвестно, был ли здесь когда-либо великий русский певец. После 1917 года особняк был национализирован, и до 1930 года, здесь располагалась начальная школа. Затем особняк был передан библиотеки имени А. С. Серафимовича, которая просуществовала здесь до 1967 года. Самой важной страницей истории здания стали блокадные годы. Всю войну работники библиотеки охраняли её от мародёров, ремонтировали и укрывали здание, поддерживали своих читателей. В те тяжёлые годы библиотека стала центром жизни для всего близлежащего района. Сюда приходили не только за книгами, но и для того, чтобы просто пообщаться и отогреться. Именно поэтому, местные жители прозвали библиотеку «огонёк в Лесном» (Лесное – название близлежащего района). В наше время особняк Котлова находится в частных руках, и не отапливается уже второй год. Будущее дома под вопросом.

Последним объектом в нашем путешествии является «Сквер блокадников». Так назвали небольшую рощицу рядом с площадью Мужества, на углу проспекта Тореза и Политехнической улицы. Свое название сквер получил потому, что в его основании и благоустройстве принимали участие жители блокадного Ленинграда. Территория сквера занимает площадь более 1.000 квадратных метров. Здесь высажено большое количество деревьев и установлены удобные скамейки для отдыха. В центре установлен закладной камень, надпись на котором гласит: «Камень заложен в честь 60-летия Великой

Победы над фашизмом. Здесь будет памятник славы, мужеству, героизму, стойкости Ленинградцев отстоявших великий город».

Не стоит забывать, что и сама площадь Мужества – место памяти Блокады Ленинграда. Помимо описанных объектов на площади сохранилось немало памяти стойкости и мужеству жителей блокадного Ленинграда и войнам Великой Отечественной войны. Центром площади является лужайка с парой деревьев, в центре которой расположено армейское орудие и три противотанковых ежа, похожие на те, которые защищали подступы к Ленинграду. На двух высотных зданиях справа и слева от улицы Карбышева, расположены надписи – «1941», «1945». Раньше на двух других зданиях были ещё две надписи, которые не сохранились - «Городу-герою Ленинграду – Слава!», «Подвиг ленинградцев будет жить в веках!». 31 декабря 1975 года здесь была открыта станция метрополитена с таким же названием - «Площадь Мужества», в подземном вестибюле которой находится мемориальная надпись, посвященная подвигу ленинградцев.

Заключение

В наши дни немногое напоминает о том, что здания площади Мужества – это места памяти о войне и блокаде, только мемориальные доски у колодца и на улице Карбышева, и орден Трудового Красного знамени на стене завода «Красный Октябрь». Мы хотели бы сохранить эту память, рассказать об этих памятных местах другим, поэтому сделали путешествие по этим местам. Нам понравилось заниматься исследовательской работой. Мы все работали над путешествием, и это была по-настоящему командная работа, требовавшая не только нашей заинтересованности, но и терпения. Мы многое узнали, сделали для себя много важных открытий. Большим открытием для нас стала история библиотеки в годы войны, важно было узнать, как люди помогали друг другу выжить в нечеловеческих условиях; не смогла ставить равнодушными идея

директора бани, пытавшегося поддержать людей, и судьба Дмитрия Михайловича Карбышева, показавшего пример стойкости и отваги русского генерала - такие люди вселяют уважение и гордость. Мы надеемся, что это путешествие будет также интересно людям, как было интересно нам заниматься исследовательской работой и созданием маршрута «Площадь Мужества – сердце Выборгской стороны».

2.2. «Их именами названы…». Места памяти о героях войны вокруг станции метро «Лесная»

Введение. Почему Лесной – место памяти?

Лесной -исторический район на севере Петербурга, получивший свое название в начале XIX века, когда в 1811 году сюда из Царского Села было переведено Практическое лесное училище, которое сейчас называется Лесотехническая академия. Историческое название сохраняется в названии Лесного проспекта, станции метро «Лесная» и храма Преображения Господня в Лесном.

Наш проект представляет собой маршрут по тем уникальным историческим объектам, которые связаны с Великой Отечественной войной и пятой дивизией Народного ополчения, которая была создана жителями района, а именно:

Здание по адресу Лесной проспект, 65 - штаб формирования Народного ополчения;

Школа имени М.С. Харченко - военный штаб пятой дивизии Народного ополчения и госпитальные палаты для раненых фронтовиков;

Школа №123 по адресу улице Александра Матросова, 11 - музей посвященный боевому пути пятой дивизии Народного ополчения;

Бомбоубежище времен войны на улице Александра Матросова;

Здание по адресу Лесной проспект, 61 (Дом специалистов) - в этом доме во время войны жили многие известные горожане.

Многие изученные нами объекты связаны с историей легендарной Пятой дивизии Народного ополчения, которая входила в состав ЛАНО (Ленинградская армия Народного ополчения) – оперативного войскового объединения Народного ополчения во время Великой Отечественной войны. Она изначально называлась четвертой гвардейской дивизией Народного ополчения, была переведена на положение запасной и являлась источником пополнения для других добровольческих частей. Позднее она была пополнена, переформирована и, получив название пятой дивизии Народного ополчения, переброшена на оборонительные рубежи под Ленинградом. Для нас стало важным то, что в составе этой дивизии было много добровольцев - жителей Выборгской стороны.

Места памяти в Лесном

Много улиц в Лесном, в том числе рядом со станцией метро «Лесная», названы именами героев войны: улица Грибалевой - она была членом ВЛКСМ, сержантом и знаменитой девушкой – танкисткой, мемориальная доска с именем которой находится в районе бывшего танкодрома, улица Харченко хранит память о Герое Советского Союза, который был командиром партизанского отряда, а улица Александра Матросова - память о красноармейском стрелке-автоматчике, который посмертно получил звание Героя Советского Союза за героический подвиг, когда он закрыл своей грудью амбразуру немецкого дзота. Пройдя по улицам Лесного, вглядываясь в дома, читая надписи на мемориальных досках мы словно пролистываем Книгу памяти о героях и простых лесновцах – жителях района, которые совершали ежедневный подвиг в годы войны и блокады. Давайте перелистаем страницы истории…

Дом по адресу Лесной проспект, 65

В прошлом этот дом был студенческим городком Политехнического института (1921-1932 годы, архитекторы М. Д. Фельгнер, С. Е. Боровцев, А. В. Петров). Во время войны в этом доме находился штаб пятой дивизии Народного ополчения, о чем свидетельствует мемориальная табличка: «Здесь в суровые дни июля-сентября 1941 года находился штаб формирования Народного ополчения Выборгского района.»

Школа №104 по адресу улица Харченко, 27

История школы неотделима от истории нашего города и всей нашей страны. Здание было заложено в 30-е годы ХХ века, когда все больше и больше требовались трудолюбивые, преданные своему делу люди. В 1930 году по адресу Антоновский переулок, 37 на болотистом пустыре был заложен фундамент здания для Суворовского училища, на закладке которого присутствовал С.М. Киров, но позже было принято решение отдать построенное здание в качестве школы для ребят Выборгского района. Архитектором здания был В. О. Мунц. Сейчас здание школы находится под охраной ГИОП как памятник сталинской архитектуры.

Существует легенда, что здание школы проектировал кораблестроитель, а потому она по его идее должна была быть «пароходом» с уютными классами-каютами, длинными коридорами-палубами, салоном-столовой и прочими пароходными службами и многочисленными жизнерадостными пассажирами-учениками, отправившимися в свое первое путешествие в неведомый мир – в страну непознанного. В 1941 году в здании школы располагался военный штаб пятой дивизии Народного ополчения, а позднее классы были превращены в госпитальные палаты для раненых фронтовиков.

В школе, которая вновь открылась после войны, всегда помнили о героических страницах истории школьного здания, а в 70-е годы прошлого века в школе сложилась традиция: каждый год, 10-го февраля, в день рождения героя Харченко, школа встречает гостей – родную сестру Харченко – Я. А. Семенову и бойцов II Ленинградской партизанской бригады. О героическом прошлом напоминает мемориальная доска на здании школы с портретом М.С. Харченко, чье имя теперь носит школа № 104.

Школа №123 по адресу улица Александра Матросова, 11

Как и здания по адресам улица Харченко, 27 и Лесной проспект, 65, это здание также имеет отношение к пятой дивизии Народного ополчения. В годы войны здесь располагался госпиталь, а сейчас в здании школы располагается музей, посвященный боевому пути пятой дивизии Народного ополчения Ленинграда.

Бомбоубежище на улице Александра Матросова

Рядом со зданием школы № 123 сохранилось уникальное сооружение времен войны и блокады - бомбоубежище. В блокадные дни Ленинград почти ежедневно подвергался артобстрелам – об этом вспоминают жители города – блокадники, напоминают нам фотографии, а также мемориальные надписи «Граждане! Эта сторона улицы наиболее опасна при артобстрелах» на немногочисленных зданиях и доски с указанием количества снарядов и бомб, упавших на город на Исаакиевском соборе, постаменте одной из скульптур Аничкова моста… В каждом районе Ленинграда в подвалах были оборудованы бомбоубежища, где люди стремились укрыться, услышав по радио вой сирены, которая предупреждала о начале авианалета. В Лесном было много отдельно стоявших бомбоубежищ, которые были скрыты в скверах или небольших садах, как то, что находится на улице Александра Матросова. Со временем почти все бомбоубежища были ликвидированы, поэтому оставшиеся единичные объекты уникальны – они являются свидетелями героической и трагической эпохи жизни города.

Мы прочитали на одном из сайтов, что «бомбоубежище находится в хорошем состоянии, гермодвери, санузел, свет функционируют», но в действительности это не так: оно в плачевном состоянии, и мы бы хотели, чтобы в преддверии Юбилея Победы уникальный памятник стал мемориалом.

Здание по адресу Лесной проспект, 61

Этот дом на Лесном проспекте является примером зданий «нового типа», строительство которых началось по решению руководства города превратить Ленинград в «образцовый социалистический город». Дома проектировались для работников разных отраслей экономики, науки, культуры, городского хозяйства и других направлений, и строились в модном тогда стиле «конструктивизм». Все эти дома отличаются яркой индивидуальностью архитектурных решений, и существенно обогащают облик нашего города.

Дом на Лесном проспекте, известный многим жителям района как «Дом специалистов», был построен в 1934-1937 годах по проекту архитекторов Г. А. Симонова, Б. Р. Рубаненко и Л. К. Абрамова, при участии скульптора Г. А. Шульца, который отвечал за декор здания. Дом предназначался для ученых, организаторов производства и специалистов предприятий и организаций - НИИ и заводов, преимущественно Выборгской стороны. На здании можно увидеть символы труда: колосья, серп, отбойный молоток, шестеренку, а также красивые лепные розетки в проходах-арках.

Название «Дом специалистов» здание получило не случайно: с 1930-х годов в нем проживало большое количество известных людей разных специальностей, и некоторые из них не покинули свой дом в страшные годы блокады. Память о некоторых из них дом хранит – мемориальные доски украшают его стены, но о некоторых жителях блокадного времени информацию можно найти только в литературе…

Во время войны и блокады в Доме специалистов жили:

Натан Исаевич Альтман (1889-1970) художник - авангардист (кубист), который был также скульптором и театральным художником, в 1968 году получивший за свое творчество звание Заслуженный художник РСФСР. На доме установлена мемориальная табличка в память о нем, авторами которой были архитектор С. Однавалов и скульптор Н. В. Никитин. Альтман жил в этом доме 1937-1941 гг.

А.Г. Громов - один из организаторов блокадной «Дороги жизни», после войны ставший директором ВНИИ телевизионной техники.

Шамов Владимир Николаевич (22.05(03.06).1882 - 30.03.1962) - врач, академик, генерал-лейтенант медицинской службы, он был нейрохирургом армии во время Великой Отечественной войны. В 1939-1958 годах Владимир Николаевич был заведующим кафедрой госпитальной хирургии Военно-медицинской академии, директором институтов нейрохирургии в Москве и Ленинграде, Ленинградского института переливания крови, был одним из основоположников трансплантологии в СССР.

Шифрин Семен Маркович (1899-1980) - доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники, профессор, с 1945 по 1980 год заведовал кафедрой канализации Ленинградского инженерно-строительного института (ЛИСИ). В 1931-35 - директор НИИ Водоснабжения, канализации и инженерной геологии. С 1935 работал в Ленсовете: в 1935-36 - начальник управления благоустройства, в 1936-39 - заместитель начальника архитектурно-планировочного отдела, с 1939 по апрель 1942 - председатель архитектурно-строительного экспертного совета. С апреля 1942 по 1951 год - главный инженер управления «Водоканал». В годы войны руководил работой по ликвидации разрушений водопроводов и канализации. В доме жил с 1934 по 1975 год.

В этом доме, правда, до войны – в 1939 году, жил еще один известный человек, имя которого связано и с войной и с послевоенной историей города и страны - Игорь Васильевич Курчатов (1903-1960) - академик, выдающийся советский физик, «отец» советской атомной бомбы, основатель и первый директор Института атомной энергии с 1943 по 1960 годы.

На фасаде здания сохранена надпись в память о блокадных годах: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Дом пострадал от бомбардировок во время войны. Всего таких табличек осталось в городе 4: на стенах дома № 14 по Невскому пр., дома № 7 по 22-ой линии Васильевского острова, дома № 6/2 на ул. Калинина и на Доме специалистов (Лесной пр. 61).

Заключение

В процессе изучения истории района мы узнали о том, что Лесной имел огромное значение для города во время войны: здесь находились бомбоубежища для защиты жителей блокадного Ленинграда, был центр развития и пополнения пятой дивизии Народного ополчения, находился танкодром, на котором испытывали технику и учились управлять грозной машиной девушки, вставшие на защиту города и заменившие своих братьев и отцов, ушедших на фронт. Одной из самых известных стала Валентина Грибалева, чье имя носит улица. Здесь во время войны проживали многие известные ученые, деятели искусств, врачи и должностные лица, внесшие свой вклад в историю района, люди, достойные нашей памяти. Нельзя забывать также об огромном архитектурном наследии, которое подарил нам Лесной – Место нашей памяти. Недопустимо, если столь значимое место в истории города уйдет из нашей памяти, поэтому следует знать, чтить и уважать памятные места в Лесном.

2.3. «Наука для победы!». Места памяти рядом с «Политехнической»

Введение

В этом году исполнилось 70 лет со дня полного освобождения Ленинграда от нацистской Германии, и в связи с этой датой в нашей школе проходили мероприятия памяти. На уроках истории нам рассказывали о жизни нашего района во время Блокады. Многие наши родственники родились и выросли недалеко от станции метро «Политехническая», и поэтому после рассказов на уроке, мы решили спросить своих дедушек и бабушек, что они помнят о блокадных днях нашего района. Еще больше заинтересовавшись историей мест памяти вокруг станции метро «Политехническая», мы стали искать новую информацию в Интернете. Наша команда нашла несколько очень интересных объектов, связанных с Блокадой: мемориальные доски, посвященные выдающимся ученым Политехнического университета военного времени, стела и колодец в Политехническом парке, памятник Чапаеву. Это не просто памятники - это места памяти нашего города, и нам кажется, что многие люди должны знать о них.

Места памяти рядом с «Политехнической»

Найдя фотографии и информацию о памятниках войне в Интернете, мы решили поехать на станцию метро и посмотреть на эти объекты «вживую». Свой маршрут мы начали с главной аллеи Политехнического парка. Наше внимание не мог не привлечь гранитный памятник, расположенный перед главным корпусом Политехнического университета. Он выглядел очень величественно и мощно. Время ничто не щадит и исторические объекты не исключение, поэтому было очень трудно разобрать надпись на памятнике. Однако мы живем в то время, когда достаточно выйти в интернет, чтобы узнать все, нас интересующее. Воспользовавшись всемирной паутиной, мы выяснили, что это гранитная стела, спроектированная архитектором О.Н. Башинским. На стене выбиты буквы «Политехникам за Родину, за коммунизм жизнь свою отдавшим в Великую Отечественную войну 1941-1945. Дела и ратные подвиги ваши бессмертны в памяти поколений». Мы заинтересовались жизнью политехников во время войны и решили узнать о них подробнее.

Для того, чтобы узнать о героях Политехнического института времен войны и блокады, мы посетили здание университета. Конечно, нас никто просто так бы не пустил в здание университета, однако, нам повезло. Едва войдя в главный корпус, мы разговорились с пожилой сотрудницей и выяснили много интересного. Мы узнали, что в годы Великой Отечественной войны более трех с половиной тысяч студентов и сотрудников ЛПИ ушли на фронт. Три политеховца были удостоены звания Героя Советского Союза. С особой гордостью женщина рассказала нам о создании «Книги памяти политехников» силами студенческого военно-исторического клуба.

При выходе из Политехнического университета мы увидели мемориальные доски. Изучив их, мы поняли, что многих из великих людей, которым посвящены эти доски, потратили немало своих сил, усердно работая в институте во время войны.

Одна из самых заметных досок хранит память об Абраме Федоровиче Иоффе – российском и советском физике. В начале Отечественной войны он был назначен председателем Комиссии по военной технике, а в 1942 году был председателем военно-инженерной комиссии при Ленинградском горкоме партии. По приказу И.В. Сталина он дал старт советской атомной программе.

Рассматривая остальные мемориальные доски, мы увидели такие известные имена как Борис Павлович Константинов, который был старшим научным сотрудником института во время его эвакуации в Казань - именем этого ученого названа улица недалеко от Политехнического университета, Михаил Полиевктович Костенко – он был электротехником, и во время войны, находясь в эвакуации в Ташкенте, трудился в Среднеазиатском индустриальном институте.

Немало еще памятных досок висит на разных корпусах Политехнического университета. Эти мемориальные доски действительно места памяти: они напоминают нам о великих ученых, которые сделали очень много для развития науки, для приближения нашей победы в войне.

Сразу напротив входа во второй корпус Политехнического университета мы увидели необычный памятник, выполненный из куска стекла. На нем находится мемориальная доска со следующей надписью: «На этом месте, в блокадную зиму 1941-1942 гг. находился артезианский колодец, снабжавший водой семьи сотрудников Политехнического института и два расположенных поблизости военных госпиталя». Этот и другие колодцы обеспечивали водой эвакогоспиталь, мастерские, лаборатории, жителей близлежащих районов, они спасли многие человеческие жизни. Памятник блокадному колодцу является очень важным памятным знаком, поэтому мы так же решили включить его в наш проект путешествия.

Далее мы прошли к Академии Связи, которая находится по адресу Тихорецкий проспект, дом 3. Перед входом в знание расположен памятник В.И. Чапаеву. Эта скульптурная композиция, спроектированная художником М.Г. Манизером, стала одним из самых крупных памятников в СССР. В высоту памятник Чапаеву достигает четырех с половиной метров, а общий вес бронзы, потраченный на отливку монумента, превышал 12 тонн.

Мы решили упомянуть этот памятник в нашей работе, потому что его история показалась нам интересной и, что самое главное, является местом памяти о Великой Отечественной войне. Памятник был установлен зимой 1942-1943 года. Горожане считали, что Василий Иванович Чапаев, герой Гражданской войны, - пример героизма и патриотизма. За проявленную в годы Первой мировой войны, а потом и гражданской войны храбрость он был награжден тремя Георгиевскими крестами, а также, орденом Красного Знамени. Жители блокадного города считая Василия Ивановича героем, установили ему памятник, чтобы он вдохновлял их на борьбу с врагом. Об этом памятнике известно немного, но история сохранила один занимательный факт: скульптору позировал Чапаев, правда, не сам герой, а его сын. Еще нам показалось интересным то, что этот памятник не единственный в своем роде, точно такой же стоит в Самаре. Всю скульптурную группу отлили еще в 1932 году на заводе «Монументскульптура» и поставили на площади Чапаева в Самаре. Однако в 1933-34 годах по личной просьбе Кирова была произведена повторная отливка изваяния для его установки в Ленинграде, но установили памятник только в блокаду. Не у каждого памятника есть такая история и такое прошлое, и мы думаем, что сделали правильно, включив памятник в наш проект.

Этот памятник действительно необычный: фигуры представлены в динамике. Общая композиция памятника представляет собой эпизод атаки на врага. Василий Иванович сидит на коне, вокруг него изображены еще семеро солдат в полный рост. Памятник интересен и с точки зрения композиции, и изображения деталей.

Если пройти вглубь Политехнического парка, то вы выйдете к комплексу зданий - это ЛФТИ - Ленинградский физико-технический институт (современное название - ФТШ – Физико-техническая школа).История этого здания также связана с Великой Отечественной войной.

В июле 1941 года при Ленинградском ГК ВКП(б) была создана комиссия во главе с академиком Н.Н.Семеновым для формирования и реализации предложений по обороне Ленинграда. В Комиссию вошли А.Ф.Иоффе, Я.Б.Зельдович, Ю.Б.Харитон, другие ученые и специалисты города. Только за два первых месяца войны Комиссия рассмотрела 847 предложений, многие из которых были реализованы. Так деревянные чердачные перекрытия многих домов были обработаны специальным раствором, препятствующим возгоранию от зажигательных бомб, состав которого был разработан учеными ЛФТИ.

В 1936 году А.Ф.Иоффе встречался с адмиралом Н.С.Исаковым, командующего Балтийским флотом, который рассказал ученому об опасности для кораблей магнитных мин и о необходимости найти способ справиться с ними. За 3 года ЛФТИ была создана и испытана система размагничивания кораблей. Она компенсировала магнитное поле корабля с помощью уложенного на палубе кабеля с током. Эти исследования очень пригодились через два года… В первые дни войны фашисты забросали с самолетов магнитными минами Финский залив и бухты Севастополя с целью запереть наш флот на базах, но все корабли, которые были оборудованы физтеховцами «системой ЛФТИ», выходили на задания без потерь. В 1934-1941 годах в ЛФТИ также велась разработка системы радиолокационного обнаружения самолетов и кораблей, которую также будут использовать в годы войны.

Имя Ленинградского физико-технического института связано и с функционированием «Дороги жизни». В первые две недели после организации «Дороги жизни» по льду Ладожского озера в ноябре 1941 года было потеряно около 100 машин. В ФТИ быстро разработали и изготовили прибор для автоматической записи колебаний льда - «прогибограф». Используя этот прибор ученые разработали правила движения автомашин по льду замерзшего озера: скорость движения, интервалы между машинами и колоннами. Дорога функционировала без аварий до 24 апреля 1942 года, даже когда толщина льда во многих местах была 10 сантиметров!

Создание «Препарата П» для лечения газовой гангрены был разработан во ФТИ С.Е.Бреслером (Казанский филиал ФТИ) и М.В. Гликиной (Ленинградский филиал ФТИ). Его выращивали из почвенных бактерий в Ленинграде по методу Хугэрхейда (США). В 1942 году «Препарат П» был рекомендован к применению в эвакогоспитале №1170, что снизило смертность в два раза.

Таким образом, ЛФТИ (ФТШ) внес огромный вклад в великую победу, о чем не должны забывать не только учащиеся ФТШ, но и все жители города, и особенно – жители Выборгской стороны.

Заключение

Мы нашли все объекты, хранящие память о войне и блокаде, рядом со станцией метро «Политехническая» и внимательно их изучили. Помимо истории этого района в блокадные годы, мы узнали много нового о деятельности Политехнического университета, в котором учились родители некоторых из нас и учатся многие ребята из нашей школы, которым мы рассказали о героическом прошлом их ВУЗа и о музее в одном из корпусов, в котором, как оказалось, были далеко не все студенты.

Так как для нас это было очень занимательное исследование, нам захотелось привлечь к нему других людей, рассказать им, что около станции метро «Политехническая» есть объекты, хранящие память о блокаде. Тогда наш преподаватель истории предложил нам сделать квест по району вокруг «Политехнической». В этот квест были включены все объекты, описанные в работе, кроме здания ФТШ. Мы не включили здание ЛФТИ (современное ФТШ) в наш квест, потому что оно находится достаточно далеко от остальных объектов. Несмотря на это, его можно будет включить в любой другой квест, поэтому информация о нем будет интересна и важна.

Теперь благодаря этому квесту, ребята всего города могут в увлекательной и игровой форме изучить блокадную историю такой теперь дорогой для нас станции метро «Политехническая».

2.4. «Вдоль по Выборгской дороге…». Память о войне и блокаде рядом со станцией метро «Выборгская»

Введение

Часто ли мы задумываемся о том, что нас окружает? В каком городе, районе живём и какая у него история?

Да, всем известно, что Петербург заложил Пётр I в 1703 году, все знают о блокаде Ленинграда во время II Мировой войны, но так ли известна и популярна среди современных людей история тех мест, где они живут или жили? Хотя, казалось бы, это первое, что должен знать интеллигентный, образованный человек. Какие интересные здания есть недалеко от дома, когда они были построены, кем и для чего, как они использовались во время Блокады? Существует даже особое направление, зародившееся в 70-х годах, как микроистория – это наука, занимающаяся рассмотрением маленьких, локальных событий для конкретного места, конкретной группы людей.

На окраине Москвы в 1930 г. был образован новый парк культуры и отдыха, получивший в 1931 г. имя И.В. Сталина. Тогда на востоке столицы, в строящемся районе Измайлово, предполагалось возведение самого масштабного в СССР спортивного комплекса, а рядом было необходимо организовать место для отдыха и развлечений трудящихся. В 1950-е гг. ПКиО им. Сталина был переименован в ПКиО «Измайлово».

Наряду с лесопарком и усадьбой на острове, Измайловский ПКиО является частью исторического и культурного ландшафта. В XVII в. Измайлово было загородной хозяйственной усадьбой Романовых с охотничьими угодьями. Парк культуры и отдыха занимает территорию бывшего Измайловского зверинца, где в то время разводили животных для царской охоты. С Измайловской усадьбой тесно связаны судьбы правителей России XVIII в. – Петра I, Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны.

После расширения Москвы и создания кольцевой автодороги в 1960 г. лесопарк вместе с парком культуры и отдыха оказался в черте города. Сегодня лесная и парковая зоны разделены Главной аллей – просекой, которая была проложена в XVIII в. С юга находится Перово, которое принадлежало тогда Алексею Григорьевичу Разумовскому, а с севера – Измайлово, собственность его возлюбленной, государыни Елизаветы Петровны.

Измайловский ПКиО находится к западу от Главной аллеи, вытянут вдоль неё на 3 км и занимает 334 га. Парк культуры и отдыха был выделен в самостоятельную единицу в 1931 г. в связи с планами по строительству на востоке столицы крупнейшего спортивного комплекса им. Сталина. Предполагалось, что центром станет гигантский стадион на 100 тысяч мест, а на месте парка будет огромный искусственный водоём и подземные сооружения для демонстрации боевой техники и проведения массовых мероприятий. В конце 1930-х гг. сюда стали тянуть ветку метро с предполагаемой конечной станцией «Стадион им. Сталина» - так в итоге решили назвать грандиозный комплекс. Строительство объекта было остановлено с наступлением Великой Отечественной войны. Остатки начатого стадиона сохранились и находятся к северу от парка, это место известно сегодня как бывший Черкизовский вещевой рынок.

Вновь образованный Парк культуры и отдыха «Измайлово» получил имя Сталина в 1931 г. Сразу за центральным входом был установлен памятник «вождю народов», заменённый впоследствии на фигуру В.И. Ленина. В 1930-е гг. в парке были размещены парашютная вышка, театр, аттракционы, различные павильоны и площадки для игр. Предполагалось даже строительство детской железной дороги. Парк им. Сталина должен был стать самым интересным и посещаемым парком Москвы.

Авторами проекта нового парка стали ландшафтные дизайнеры М.П. Коржев и М.И. Прохорова. В целом и сегодня сохранилась планировка 1930-х гг., а также памятники скульптуры и архитектуры советской эпохи. К сожалению, некоторые павильоны исчезли, закрыты или находятся в аварийном состоянии. Ведутся работы по их реставрации. От летней дачи и мастерской советского скульптора С.Д.Меркурьева, автора композиции «Похороны вождя» в Горках Ленинских, остался лишь памятный знак на Главной аллее.

В годы Великой Отечественной войны в парке был сформирован 85-й гвардейский минометный полк «Катюша», о чём напоминает мемориал и выставка боевой техники на Площади Мужества в центре парка. В северной части расположена Наташина березовая роща, высаженная в честь Н.А. Качуевской – медсестры, погибшей в боях под Сталинградом в 1942 г.

В первые послевоенные десятилетия среди рабочих прилегающих к парку районов Москвы были популярны билеты выходного дня на посещение Измайловского ПКиО, включающие питание и культурную программу. В парке действовал кинолекторий, летняя библиотека, клубы по интересам, зоны народных игр, детские площадки и лодочная станция. По ассортименту предлагаемых развлечений Измайловский ПКиО практически не уступал ЦПКиО им. Горького, а по размеру своей территории превосходил его.

Измайловский парк знаменит своими аттракционами, среди которых в 1957 г. установили второе по величине колесо обозрения в Москве. В 1970-е гг. японцы привезли в парк новинки - аттракционы, которые исправно работали и радовали детей до начала 1990-х гг. С конца 1990-х гг. состав аттракционов постоянно меняется. Сегодня действуют площадки «Кроха» для самых маленьких, традиционные аттракционы «Забава», два колеса обозрения, тир и веревочный панда-парк для детей и взрослых.

У северного входа в парк находится станция метро «Партизанская», неоднократно менявшая свое название, а также самый крупный гостиничный комплекс Москвы «Измайлово», выстроенный для размещения гостей в период проведения Олимпиады-80. Около него расположился вернисаж в Измайлово – рынок антиквариата и сувениров на открытом воздухе.

Сегодня, как и в советский период, Измайловский парк – место проведения досуга и активного отдыха москвичей. Здесь проводятся фестивали подвижных игр, работают пункты проката спортивного инвентаря, устраиваются концерты, танцевальные вечера и выступления творческих коллективов. Ежегодно на день Победы центром торжественных мероприятий становится Площадь Мужества на Майской аллее парка. Летом действует лодочная станция, а зимой – каток.

  • Станция метро "Шоссе энтузиастов"

    Начнем нашу прогулку от метро «Шоссе Энтузиастов».

    Для входа в парк следует двигаться вдоль трамвайных путей до следующей остановки «ул. Плеханова». Позади остановки будет отверстие в заборе – вход в Измайловский ПКиО. Пройти мимо газона и скамеек вперед до Конно-спортивного комплекса.

  • Конно-спортивный комплекс «Измайлово»

    Конно-спортивный комплекс «Измайлово» был организован на окраине нового ПКиО в 1935 г. по инициативе маршала С.М. Буденного. Руководителем и главным тренером в течение 50 лет был офицер-кавалерист Иванов Михаил Сергеевич. Манеж и конюшня комплекса выстроен в классических формах 1950-х – 1960-е гг. Б.И.Аверинцевым. Объект культурного наследия регионального значения.

    Надо обойти слева Конно-спортивный комплекс, выйти к началу Аллеи пролетарского входа – асфальтовой дороги. Идти по ней около 200 метров. Пропустить первый поворот направо, на втором свернуть к желтому зданию, окруженному елями.

  • Кинолекторий – один из бывших развлекательных центров парка. На территории ПКиО в прошлом размещалось множество красиво оформленных парковых павильонов, из которых большинство дошло до наших дней в полуразрушенном состоянии. Бывший кинолекторий – исключение, павильон был выстроен в 1950-е гг., сегодня он отреставрирован и занят администрацией Измайловского ПКиО. Перед зданием разбиты цветники и утроены фонтаны.

    Встать спиной к администрации парка и увидеть перед собой крупнейшее колесо обозрения в Москве.

  • Большое колесо обозрения было установлено в 1957 г. к открытию Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Проект колеса разработан инженером Г.С. Хромовым, высота колеса от поверхности земли – 50 м., на нем установлено 40 смотровых кабинок. После установки колеса у молодожёнов появилась традиция кататься на нём. За 7,5 минут поездки можно увидеть панораму Измайловского парка, а также практически всю территорию Восточного округа Москвы.

    Обойти колесо справа и выйти на дорожку вдоль берега пруда. Идти по ней против часовой стрелки до лодочной станции.

  • Круглый пруд и лодочная станция

    Круглый пруд - единственный, оказавшийся на территории ПКиО пруд царской усадьбы Алексея Михайловича. Пруд на этом месте известен с XVII в., он был выкопан в форме подковы и первоначально назывался Софрониевский. В XIX в. пруд пересох и указан на картах как Черничное болото. При устройстве парка в 1930-е гг. его расчистили, после чего он получил название Круглый. На нём была открыта лодочная станция, которая действует и по сей день. На острове в центре пруда гнездятся птицы, занесённые в Красную книгу, например, гоголь обыкновенный.

    За лодочной станцией свернуть направо на большую площадь, окруженную военной техникой.

  • Площадь мужества на Майской аллее была заложена по проекту архитектора М.Н. Мошинского в 1968 г. как Аллея Славы 85-го гвардейского минометного полка, сформированного здесь в 1942 г. из комсомольцев Москвы. Мемориал в честь полка стал центральным монументом площади, которая была впоследствии окружена другими памятными знаками и выставкой боевой техники. На Площади мужества был расположен вечный огонь, по периметру установлены памятные стелы работникам Измайловского парка, погибшим в годы Великой Отечественной войны, партизанам и радистам, подготовленным в парке, лётчикам 6-го Московского истребительного корпуса ПВО, 92-му гвардейскому Гомельскому минометному полк, 212-й Кричевской стрелковой дивизии, воинам 40-й армии, погибшим в Афганистане в 1979-1989 гг. По краям установлены постаменты с боевой техникой, прошедшей путь до Берлина: здесь можно увидеть боевой танк Т-34, боевую машину с «Катюшей» и зенитную пушку. Центральное место занимает монумент в честь 85-го гвардейского минометного полка. Площадь мужества – традиционное место празднования Дня Победы в Великой Отечественной войне и сбора ветеранов. Здесь проводятся военно-патриотические игры и организовано награждение участников различных соревнований.

    Пройти через площадь вперед к главному монументу.

  • Монумент в честь 85-го гвардейского минометного полка занимает центральное место на площади мужества Измайловского ПКиО. Он установлен в 1968 г. Автор концепции памятника - скульптор Р.И. Бальжак. Композиция выполнена в виде символической пусковой установки: к направляющим прикреплены модели реактивных снарядов миномета «Катюша», установленные на 7-метровую высоту.

    Выйти с площади справа от монумента, пересечь Майскую аллею (вдоль неё высажены пирамидальные тополя) и подняться по ступенькам к ажурной беседке.

  • Вернуться на Майскую аллею, идти направо. После окончания тополиной аллеи на первом перекрестке свернуть направо, идти по прямой дорожке 100 м. Справа за деревьями покажется живописная руина.

  • Клуб интересных встреч. В прошлом изящный павильон в стиле неоклассицизма находился в центральной части парка. Однотипный проект ресторана повторяет планировку «Фиалки» в Сокольниках. Первоначально носил название «Ялта», затем до 1970-х в нем располагался ресторан «Лето» с верандой и балконом для музыкантов. С 1980-х гг. здание заброшено: крыша обвалилась, стены представляют собой руины.

    Вернуться обратно на перекресток с Майской аллеей, повернуть направо и идти прямо вверх до открытой концертной площадки. Не удивляться назойливости голодных белок и птиц, а положить им немного корма в кормушку.

  • Встать спиной к эстраде, перейти аллею Большого круга, справа за деревьями покажется высокая прямоугольная стена – бывший скалодром. Идти по дорожке по направлению к нему через розарий, затем выйти на прямоугольную асфальтовую площадь.

Оригинал взят у riverpilgrim в Прорыв

Уже давно хотел найти и пересмотреть интересный фильм-катастрофу "Прорыв", 1986 года выпуска, "Ленфильм". Сюжет картины основан на реальных событиях и рассказывает о крупной аварии, произошедшей при строительстве перегонного тоннеля между станциями "Лесная" и "Площадь Мужества" ленинградского метро, весной 1974 года - из описания фильма.

Вчера случайно коснулись вновь этой темы, правда не из-за метро, а по другом причине и нужно было сделать несколько скриншотов определенного момента. После недолгих поисков нашел то, что искал: скачать можно отсюда , 676 Мб. Качество хорошее, единственное звук не особо сильный.

А под катом интереснейший рассказ об истории аварии и ее ликвидации, как в середине 70-х годов, так и в середине 90-х, когда практически повторилась та же самая история, что привело к "отсечению" части Кировско-Выборгской линии от остальных линий питерского метрополитена.


Размы́в в Петербу́ргском метрополите́не — авария на перегоне между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества», произошедшая в результате разрушительного воздействия плывуна на тоннели.

Вследствие критических просадок перегонных тоннелей и необходимостью их затопления пассажирское движение на участке было прекращено со 2 декабря 1995 по 25 июня 2004 года — момента ввода в эксплуатацию после строительства новых обходных тоннелей.

Предпосылкой аварии стало ускоренное строительство к XXV партийному съезду перегона глубокого заложения. Тоннели между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» (первая на 14 метров ниже второй) протяжённостью 450 метров должны были пройти в толще четвертичных водонасыщенных отложений и водоносных песков с напором воды в несколько атмосфер. Обогнуть этот водоносный слой считали тогда невозможным, объясняя это тем, что слой песка здесь толст и обширен. Сроки также поджимала необходимость открытия первой в стране односводчатой станции глубокого заложения — «Площади Мужества».

При первоначальном прохождении участка плывуна (до аварии) использовалось стандартное криогенное оборудование — охлажденный водосоляной раствор закачивался перед щитом. Грунт замораживался и щит проходил участок.

После аварии для быстрого прохода через плывун была применена технология замораживания грунта дорогостоящим криогенным оборудованием.

С целью уменьшения количества скважин, которые следовало пробурить, количества труб, необходимых для замораживания грунта, и объема заморозки, инженеры «Ленметростроя» предложили вариант расположения тоннелей один над другим. Несмотря на то, что это значительно сократило число требующихся скважин и труб, часть экспертов считает, что это усугубило ситуацию.

При ликвидации последствий размыва было выделено от 6 до 8 тыс. тонн (по разным данным) жидкого азота. В районе плывуна работали 15 замораживающих станций, было пробурено 2000 специальных скважин, а длина трубопроводов достигла 350 километров.

8 апреля 1974 года около 16 часов 30 минут при бурении передовых разведочных скважин в нижнем тоннеле была обнаружена незамёрзшая порода, из которой поступала вода. Плывун на глубине 90 метров был обнаружен гораздо раньше, но заморозить его не удалось. Забой начал заполняться водой через появляющиеся трещины. Вскоре и верхний тоннель (у него не было прямого сообщения с забоем) стал заполняться. Аварийные затворы из-за быстрого поступления плывуна полностью закрыть не удалось, но все люди были спасены. Тоннели были затоплены на километр, значительная часть льдогрунтового массива разморозилась.

На площади Мужества и прилегающих городских магистралях образовались провалы, треснули стены домов и наземных сооружений. Следы этого происшествия несут в себе два производственных корпуса НПО «Аврора», которые можно увидеть с Политехнической улицы: часть этих зданий обрушилась, было решено их не сносить, а просто заделать этажи со стороны улицы. Проникновение плывуна в тоннели метро удалось остановить путём сооружения преграды недалеко от станции метро «Лесная». Для того, чтобы остановить разрушения на поверхности, выработки были затоплены — в аварийные тоннели закачали водопроводную воду.

Повторная проходка осуществлялась с применением сверхнизких температур (использовался жидкий азот с температурой кипения минус 196 градусов). Этот способ был применён впервые в мировой практике. Для преодоления размыва азот в Ленинград поставляли все заводы Советского Союза, производящие его. Это позволило быстро провести работы по созданию льдогрунтовой перемычки и по замораживанию породы.

30 ноября 1975 года была проведена сбойка тоннелей. Конструкция тоннелей необычна, как и сама ситуация с размывом: она имела необыкновенную прочность. Журналист Ю. Стволинский в статье «Дорога мужества» писал:
« Шагаешь по гулкой и гладкой металлической трубе, протянувшейся на сотни метров. Под ногами — бетон путевого основания, положенный на металл, за сталью — бетон, за бетоном — чугунные тюбинги. Только за ними — размыв. »

2 декабря на станции «Площадь Мужества» был проведён митинг, посвящённый сбойке. 31 декабря 1975 года весь участок от «Площади Ленина» до «Академической» сдали в эксплуатацию с оценкой «отлично». На тот момент длина всей Кировско-Выборгской линии от «Дачного» до «Академической» была примерно равна длине первой русской железной дороги между Петербургом и Царским Селом.

За всё время эксплуатации участка через дренаж в тоннели поступало большое количество жидкости — около 60 кубометров в сутки.

С начала февраля 1995 года резко увеличилось поступление воды. С февраля обслуживающий персонал потребовал уменьшить скорость поездов, с вечера пятницы до начала движения в понедельник тоннели вообще закрывались для проведения работ.

Полгода усилий требуемых результатов не дали, и 2 декабря 1995 года в газете «Санкт-Петербургские ведомости» появилась информация:

«В связи с производством неотложных работ на перегоне метрополитена ст. «Лесная» — ст. «Площадь Мужества» с 4 декабря 1995 года по всем дням недели не будет осуществляться движение поездов метро на участке «Площадь Ленина» — «Академическая. «В толстенном металле, которым покрыты тюбинговые кольца внутри тоннелей, кое-где появились трещины. Пошла вода с песком. Эта смесь словно наждаком разрушала металл. Когда поезда оказались „по колено“ в воде, а сверху на скоростные экспрессы полил „душ“, руководители метрополитена ударили в колокола… Монтажники ввинтили в тело верхнего тоннеля более двух тысяч двухметровых анкеров, которые стали своего рода арматурой. Затем за стальной лист, простроченный анкерами, нагнетали бетонную смесь. К осени в верхнем тоннеле, по которому следуют поезда от „Площади Мужества“ к „Лесной“, отремонтировали 60 метров наиболее опасного участка. Почувствовав противодействие, стихия обрушилась на нижний тоннель. Ремонтники явно не успевали строить защитные укрепления… 4 декабря в перегон ворвалось около 18 кубометров водно-песчаной смеси.»

Тоннели спасти не удалось: в ночь с 5 на 6 декабря в штабе по ликвидации аварии приняли решение затопить двухкилометровый перегон «Лесная» — «Площадь Мужества». Последним использованием тоннеля был перегон из депо «Северное» в «Автово» нескольких поездов. Поезда тащил мотовоз — напряжение с контактного рельса в целях безопасности было снято. Несколько составов ушли в депо «Невское», но уже по железной дороге.

Газета «Санкт-Петербургские ведомости» сообщила:

«9 декабря в 21 час был закрыт и обварен затвор в нижнем конце тоннеля, обращенном к станции „Лесная“. Сразу началось усиление его с помощью бетонной пробки.»

Снова тоннели были заполнены водопроводной водой под давлением для предотвращения осадок земной поверхности в районе площади Мужества и разрушения близлежащих строений.

На время прекращения движения было изменено движение городского транспорта: по распоряжению А. А. Собчака был организован бесплатный маршрут автобуса (№ 80); трамвайный маршрут № 32 был значительно укорочен и ему был присвоен № 38. За станцией «Лесная» к 14 февраля 1996 г. был восстановлен оборотный съезд, использовавшийся ранее до 1975 г, когда станция была конечной. Станция «Площадь Мужества» была тупиковой, на ней использовался только один путь, соединительный тоннель между первым и вторым путями располагался севернее станции, то есть в сторону станции «Политехническая», причём надо заметить, что до 1995 г. этот оборотный съезд никогда не существовал, но благодаря конструкции станции его прокладка через служебные помещения станционного комплекса завершилась относительно быстро. Первый поезд пришёл на станцию 22 декабря.

Несмотря на введение бесплатного автобусного маршрута, он не смог в полной мере заменить затопленный перегон, из-за чего сильно возросла нагрузка на некоторые виды наземного транспорта, а также на станции метрополитена Московско-Петроградской линии «Проспект Просвещения», «Озерки» и «Пионерская». Последняя в период размыва даже работала в особом режиме в утренние и вечерние часы «пик»: утром — только на вход, вечером — на выход.

На северном участке Кировско-Выборгской линии использовались только два состава, они доезжали от станции «Девяткино» до станции «Площадь Мужества» и там отправлялись с того же пути, на какой прибывали, и ехали обратно. Поезда ходили по расписанию со средним интервалом 10-15 минут днём и 15-20 минут в вечернее время после часа «пик»; расписание висело на каждой станции метро отрезанного участка.

Специалисты «Ленметрогипротранса» подготовили ряд проектов по восстановлению аварийного участка, главным образом включавшие в себя строительство обходных тоннелей. Из предложенных вариантов ликвидации аварии был выбран проект строительства новых тоннелей с участием итальянской фирмы Impregilo NCC (гарантия дана на 20 лет, что немного, поскольку почти столько же продержался первый тоннель). Проходческий щит «Виктория» стал сооружать новую трассу примерно в 200 метрах в сторону от старой трассировки и на 20 метров выше неё.

При ликвидации «размыва» были трудности с финансированием. «Размыв» оказался инструментом политической борьбы, обещания по ликвидации проблемы давали все — от депутатов всех уровней до губернатора Петербурга (В. А. Яковлев). Новый губернатор (В. И. Матвиенко) назвала срок: конец июня 2004 года, и ликвидация последствий размыва была осуществлена.

Ликвидация «размыва» отняла значительные ресурсы федерального и городского бюджета и фактически затормозила развитие Петербургского метрополитена на несколько лет. (По некоторым данным общая стоимость работ составила более $145 млн, половину из которых внес федеральный бюджет, вторую половину город.)

Новый тоннель называют «гусеницей»: он имеет резиновые сочленения и способен колебаться вместе с почвой.

Участок «размыва» находится под постоянным мониторингом, предпосылок для беспокойства по поводу того, что где-то в метро возможна ситуация подобная той, что сложилась на Кировско-Выборгском направлении в 1995 году, по словам служащих метро, нет.

Хронология строительства

* 21 ноября 2001 года в шахту был опущен проходческий щит «Виктория».
* февраль 2002 началась проходка.
* март (?) 2002 года щит «Виктория» осел в тоннеле на полметра, а итало-шведский подрядчик — консорциум в составе компаний Impregilo и NCC — попал под огромные штрафные санкции, ввод тоннеля к 300-летию города был поставлен под большие сомнения.
* 11 апреля 2002 года работы по проходке тоннеля остановлены.
* июнь 2002 посещение работ правительственной комиссией Госстроя
* 26 июня 2002 правительство Италии на заседании рассматривало вопрос о неудовлетворительном ведении работ фирмой «Импреджило» в Санкт-Петербурге и был назначен правительственный куратор — фирма «Rocksoil» (Италия).
* июль 2002 года Тоннельная ассоциация России завершила экспертизу измененной части проектной документации и выдала положительное заключение (изменения потребовались после апрельского инцидента). Консорциум вносит изменения в конструкцию щита и проводит его доработку.
* август 2002 проходческий комплекс проходит тестовые испытания после остановки в апреле и модернизации.
* 4 сентября 2002 испытания вновь остановлены.
* 20 сентября 2002 испытания наконец-то закончены.
* 6 декабря 2002 проходческий комплекс на высокой проходческой скорости натолкнулся на «твердые подземные образования» (по одним данным — на бетонный коллектор, по другим — на валуны ледникового периода). В результате было сломано большое количество проходческих буров. В результате пришлось вызывать французских водолазов, которым пришлось работать под давлением более 5 атмосфер. Работы пришлось остановить на несколько месяцев.
* январь (?) 2003 окончание ремонта и возобновление проходки.
* 5 мая 2003 завершен проход тоннеля в одном направлении. Ремонт Виктории и подготовка к рытью второго тоннеля.
* 27 августа 2003 начало рабочей проходки обратного тоннеля от станции «Площадь Мужества» к «Лесной».
* 27 ноября 2003 года были завершены проходческие работы.
* 26 мая 2004 года по новому участку прошёл первый пробный поезд.
* 5 июня закрылись станции «Выборгская» и «Лесная».
* 12 июня были закрыты станции севернее «размыва».

Для обеспечения пассажирских перевозок был удлинен маршрут бесплатного автобуса № 80 до «Площади Ленина» и Финляндского вокзала. Также была задействована автобусная линия № 100 до железнодорожной станции Ручьи. Стройку планировалось завершить к 300-летию Санкт-Петербурга, однако восстановление сквозного движения по 1-й линии заняло большее время.

26 июня 2004 года президент РФ В. В. Путин торжественно открыл участок, проехав по тоннелю бывшего размыва на специальном поезде, состоящем из двух вагонов. Как обещают метростроители, проблема размыва закрыта не менее чем на 50 лет. В 19 часов 20 минут пассажирское движение на аварийном участке было полностью восстановлено.

Интересные факты

* Метростроевцы, работающие на ликвидации размыва, были вынуждены проходить аварийный участок замороженный до сверхнизких температур. В забое температура опускалась до минус 50 градусов. Метростроевцы работали в валенках и нескольких парах штанов.

* Когда над домами на площади Мужества нависла реальная угроза разрушения, чувства жителей зачастую слишком подогревала пресса. Так, всю Россию поставили «на уши» в связи с затоплением Политехнической улицы водой вследствие прорыва трубопровода, который задел проезжавший грузовик. Когда вода из трубы стала заливать поверхностный участок размыва, люди подумали о подземной катастрофе.

* Проходческий щит «Виктория» создавался специально для данного проекта: подобных тоннелей строить больше не будут. Поэтому его хотели установить где-нибудь в качестве памятника (спорное утверждение, по другим данным «Виктория» уже был б/у. Его просто модернизировали для данной работы).

* Проходческий щит «Виктория» был на 0.5 м в диаметре шире стандартных проходческих щитов, в связи с этим были опасения специалистов за надежность получившегося тунеля.

* Проект «замораживания» плывуна был разработан ГИПХ (Ленинград, Государственный институт прикладной химии). По итогам успешного прохождения аварийного участка его сотрудникам должны были присваиваться награды. Однако руководство ГИПХ в грубой форме отказалось от дальнейшего сотрудничества с метростроем. Составленные наградные листы были аннулированы.

* До сих пор в парке Лесотехнической академии можно наблюдать остатки труб, по которым закачивался жидкий азот.

* На время проведения операции, в связи с тем, что пары азота тяжелее воздуха, были эвакуированы местные жители. При помощи специальных установок избыток газа выбрасывался на высоту 100 м.

* В Санкт-Петербурге в память о «Размыве» больше никогда не будут использоваться автобусные маршруты № 80 и № 100. Бесплатный автобус № 80 курсировал между станциями метро «Площадь Мужества» и «Лесная» с декабря 1995 года и совершил последний символический рейс 29 июня 2004 года. Автобус № 100 (также бесплатный) курсировал с 12 по 20 июня 2004 года между железнодорожной станцией Ручьи и станцией метро «Площадь Ленина — 2».

Дополнительную информацию по теме

Перегон между станциями метрополитена "Площадь Мужества" и "Лесная" печально "прогремел" дважды. Первая авария случилась в 1974 году, вторая - в 1995-м. Причина одна и та же: тоннель затапливало подземными водами, да так, что здания на поверхности частично обваливались, проваливались дороги. После второго размыва все строительные работы, проводившиеся тогда, окончательно решено было прекратить. Любые стройки были запрещены. В планах остались подземные переходы, 16-этажные дома. Сам тоннель в итоге решено было затопить, а в 2004 году проложили новый.

В течение нескольких лет после произошедшего территорию исследовали специалисты. Геологи из ВСЕГЕИ имени Карпинского заявили, что на участке, где произошло ЧП, имеет сложное строение, поэтому при возведении домов необходимы специальные инженерно-геологические изыскания. А их коллеги из Института геологии и геохронологии докембрия РАН подтвердили: зона представляет собой область повышенного геологического риска.

Строить в этих местах с тех пор решались не часто. А даже если и брались, после одной-двух "улетевших" в никуда свай, как правило, пугались и планы сворачивали. Однако в последнее время все изменилось. Сейчас горожане борются сразу с несколькими высотными проектами. Причем, строят их не где-то, а в непосредственной близости от зоны происшествия.

Случись что, здания повалятся в радиусе почти километра. Ведь на глубине до 80 метров под землей - ничего, кроме мокрого песка, который выделяет воду, - говорит сопредседатель общественного объединения "Площадь Мужества" Александр Алаханов.

Прямо по соседству с его домом, на месте снесенного центрального кинотеатра "Выборгский", построили уже 12 этажей будущего апарт-отеля с подземной парковкой. Предполагаемая высота здания - почти 62 метра. В суд жители восьми ближайших домов подали сразу, как только узнали, что учреждение культуры вовсе не собираются переоборудовать под торговый центр, как изначально заявляли. Основных претензий две: от комитета по градостроительству и архитектуре (КГА) требуют обозначить границы зоны, где дважды происходили аварии природного и техногенного характера, в генплане города, как это предписывает градостроительный кодекс РФ, а от Госстройнадзора - ограничить стройку по высотности. В КГА, правда, говорят, что никакой зоны ЧС они не знают, на слушаниях по внесению изменений в генплан начальник отдела генплана Александр Мюльберг ответил то же самое.

Тем не менее, суд разрешение Госстройнадзора на проведение работ отменил. Выяснилось, что при подсчетах допустимой в районе высотности слишком многое не сходится. В КГА утверждают, что максимальная высота застройки может составлять 39 метров, в Госстройнадзоре, ссылаясь на информацию застройщика, называют цифры, максимально приближенные к планируемым 62 метрам. В результате суд произвел свои подсчеты и выяснил, что допустимый максимум в районе площади Мужества вообще 34 метра, а застройщик намеренно фальсифицировал данные. Конечно, странно, что ни комитет, ни надзорная служба завышения показателей почти в два раза не заметили, притом что методика четко прописана в правилах землепользования и застройки: "максимальная высота зданий, строений, сооружений, расположенных на застроенных территориях, допускается не более чем на 30 процентов выше средней высоты существующих зданий в квартале".

Однако радоваться петербуржцам пришлось недолго.

Определение суда было выдано 6 декабря прошлого года, а позже в полиции нам выдали другое - от 25 декабря. Оно разрешает стройку до 40 метров, в то время как предыдущее уже вступило в силу и никем не было отменено! Дело рассмотрели без вызова сторон, только в присутствии застройщика, - возмущается Алаханов.

Повлиять на ситуацию горожане пытались с помощью заключений метрополитена и МЧС, но первые ссылаются на то, что указанная территория к "подземке" не относится, а спасатели подчеркивают: "зон в районе площади Мужества, подверженных риску возникновения ЧС, в генплане не выделено", а значит, и говорить не о чем. КГА же на уговоры петербуржцев провести экспертизу и эту зону все-таки обозначить, не поддается. Пока активисты бьются с одним проектом, рядом вырастают другие: 25-этажка рядом с Серебряным прудом, еще один отель на Новороссийской улице, прямо над размывом метро... А гарантийный срок действующих конструкций нового тоннеля тем временем близится к завершению...

Романом «Скунскамера» Андрей Аствацатуров открыл новую страницу в «петербургском тексте» русской литературы: никто прежде не описывал столь проникновенно спальные микрорайоны. Для журнала «Собака.ru» писатель провел экскурсию по местам, где прошло его – и его героя – детство.

Школа № 105 Совершенно стандартная бетонная постройка на улице Орбели, 24, всегда напоминала мне тюрьму. Я и сейчас не люблю проходить мимо, гулять в тех местах, где все напоминает учебную рутину. Ужасное место, никаких светлых воспоминаний о нем у меня нет. Хотя из романа может показаться наоборот.

«Пентагон» Дом на проспекте Мориса Тореза, 9, предстает в романе символом империи, которая постепенно превращается в цирк. Я помню, как он был построен и некоторое время стоял голый, пока в 1972 году не наступила разрядка в отношениях между СССР и США и в Ленинград не приехал президент Никсон. Накануне этого судьбоносного события огромное здание было облицовано буквально за неделю, потому что проспект входил в правительственную трассу. Правда, мимо тридцать седьмой президент США так и не проехал. Зато буквально через пять лет плитка стала отваливаться. Это продолжалось еще двадцать лет, по периметру возникли ограждения, за которые запрещалось заходить, пока в 1991 году дом не облицевали заново, но почему-то рыжей плиткой. Он как будто заболел и пошел пятнами.

«Окно в Африку» Общежитие на Политехнической улице, 21, – массивная сталинская архитектура с признаками большого стиля. Местные жители называли его «обезьянник», потому что в нем жили студенты из развивающихся стран. Африканцы были народом очень живым, из окон даже зимой всегда доносилась музыка. Шумный и крикливый уголок иностранной жизни – такая небольшая заграница в рамках типового микрорайона.

Водонапорная башня Напоминает древний замок и притягивала меня с детства. Эта острая готическая башня 1905 года постройки видна из моего окна, торчит из парка рядом с Политехническим институтом и производит на зрителя сильное впечатление, а на фоне современного новодела выглядит и вовсе роскошно. Когда на нее смотришь, хочется писать стихи, особенно если не знать, что она водонапорная.

Гастроном Забирая меня из детского сада или школы, мама обязательно заходила в гастроном на проспекте Мориса Тореза, 21. Этот магазин был лучшим на весь микрорайон и практически единственным. С ним у меня связана масса приятных воспоминаний. По сравнению с современными супермаркетами магазинчик, вообще-то, крошечный – просто смешно сравнивать. Но тогда он представлялся мне необъятным, просто какой-то гигантской страной. И хотя продуктов было очень мало, мне казалось, что их изобилие. Особенно мое внимание привлекал отдел соков, которые были налиты в сужающиеся книзу конусы с краниками, – это производило колоссальное впечатление.

Серебряный пруд Находится между Институтским проспектом и улицей Орбели, недалеко от школы. Мы убегали туда прогуливать уроки, там дрались, там назначали первые свидания. Зимой пруд замерзал. В романе есть основанный на реальных событиях эпизод, в котором герой съезжает со снежного склона в пруд и проваливается в воду, уходит с лыжами под лед. После этого случая в 1978 году Серебряный пруд утратил для меня свой романтический ореол и стал вызывать скорее страх.

Кинотеатр «Выборгский» Гигантский куб на Втором Муринском проспекте, 36, с фойе, шикарным буфетом, уютными креслами, огромным залом и широкой сценой, в углу которой стояло пианино, напоминавшее о золотых годах немого кинематографа. Каждый поход в кино был отнюдь не рядовым событием, которое потом обсуждалось еще несколько недель. За билетами всегда стояли очереди. Помню, в пубертатный период мне очень нравился фильм «В джазе только девушки».

Площадь Мужества Совершенно не изменилась с годами: все дома остались практически прежними, даже номера автобусов и трамваев те же. В советские годы площадь была охвачена кольцом пивных ларьков, за что и получила название «золотое кольцо». Для меня она – знак постоянства. В романе я вспоминаю ушедшую империю, ее рождение и угасание. И площадь Мужества – яркий символ ее величия и масштаба.

Андрей Аствацатуров. «Скунскамера». Ad Marginem

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: