Проблемы жкх и пути их решения. Проблемы жкх и пути их решения (на примере города саратова)

Рынок жилищного фонда: Цены на дома зависят от того, как много семей желает приобрести жилье и сколько единиц жилищного фонда имеется на рынке. Так при повышении спроса растут цены, а при повышении предложения цены уменьшаются. Предложение нового жилищного фонда исходит от строительной индустрии и зависит от соотношения цен на жилье и стоимости его строительства (модернизации). В долгосрочной перспективе рынок жилищного фонда должен уравнивать цены на жилье с затратами на его строительство. В краткосрочной перспективе возникают отклонения по причине задержек, свойственных процессу строительства. Так, если спрос на жилье резко возрастает, а предложение жилищного фонда остается постоянным, то цены растут. Пока цены больше издержек - осуществляется ввод жилья. По мере того, как вновь введенный жилищный фонд попадает на рынок спрос удовлетворяется цены падают, приближаясь к издержкам. Важнейший фактор, влияющий на спрос на жилищный фонд - доход (потенциальная квартплата) от приобретенной недвижимости.

Рынок жилищных услуг: Жильцы могут быть владельцами или простыми квартиросъемщиками. Спрос на жилищные услуги зависит от дохода семьи и соотношения цены жилья и стоимости других товаров (питание, одежда и т.д.). Стоимость жилищных услуг (сумма, выплачиваемая за пользование жилищем) Для квартиросъемщика - это квартплата, для домовладельца - доход от владения собственностью. Спрос на жилищные услуги зависит от уровня квартплаты, уровня доходов и числа семей. При прочих равных условиях, если растет число семей, то растет спрос на жилищные услуги, и если предложение постоянно - растет квартплата. Таковы законы рынка жилищного фонда и жилищных услуг в цивилизованном мире. Россия же ввиду своей особенности исторического развития имеет ряд отличительных черт.

В России нет класса реальных домовладельцев, муниципальные органы выступают в роли подрядных организаций, обслуживающих жилье, не более того. В качестве таких организаций могут выступать и частные фирмы. Это обстоятельство, наряду с желанием избавиться от убытков жилищно-коммунального хозяйства, которые покрываются за счет бюджетных средств, и легли в основу предложенной правительством жилищно-коммунальной реформы. Фактически ее можно свести к следующим главным мероприятиям: организация службы единого заказчика. В роли "единого заказчика" выступает сам муниципалитет (или его представитель; если город большой, то службы единого заказчика организуются в округах, районах), который предлагает подряд на обслуживание группы жилых зданий (квартала, микрорайона, двора). Устанавливаются определенные требования к качеству обслуживания и сумма, которая будет перечислена подрядчику, в случае успешного оказания соответствующих услуг. Предполагается, что возникнет конкуренция между муниципальными и частными фирмами, которые будут бороться за получение такого подряда, что позволит, в частности, усилить контроль за уровнем тарифов в жилищно-коммунальном хозяйстве; поэтапное увеличение тарифов на коммунальные услуги и повышение квартирной платы для постепенной ликвидации убыточности коммунального хозяйства. При этом квартирная плата повышается до уровня, покрывающего эксплуатационные расходы здания и его текущий ремонт; поскольку, как уже указывалось выше, домовладелец в данной схеме отсутствует, то расходы на капитальный ремонт и реконструкцию здания либо будут осуществляться из бюджета, либо не будут осуществляться вообще. Кроме того, противоречивая ситуация складывается и в работе коммунальных служб: в настоящее время ими осуществляется практика перекрестного субсидирования - часть издержек по оказанию услуг одной группы потребителей (населения) перекладывается на другую группу (предприятия, организации).

Строго говоря, повышение тарифов для населения должно предполагать их снижение для других групп потребителей коммунальных услуг, однако в явном виде такая постановка вопроса в предлагаемых мероприятиях отсутствует. Такая постановка дела в целом свидетельствует о непонимании различия между квартирной платой (рентой) и эксплуатационными расходами здания, в котором находится квартира. В частности, эксплуатационные расходы ветхого жилого фонда и общежитий (с относительно более высокой плотностью прожимающих на один квадратный метр общей площади здания) значительно выше, чем издержки содержания нового жилого фонда повышенной комфортности. Соответственно, размер платы за проживание на "квадратном метре" общежития оказывается в несколько раз выше, чем за аналогичную площадь обычных благоустроенных квартир, а в последних, соответственно выше, чем в квартирах "элитного” жилого фонда. Тем не менее квартирная, арендная плата представляют собой ренту (или, точнее, квазиренту) домовладельца. Размер последней регулируется другими причинами; она напрямую не связана ни с эксплуатационными расходами здания, ни со стоимостью его строительства. Отсутствие домовладельцев в данной схеме регулирования услуг жилого фонда не означает, естественно, ликвидации рентных доходов, обусловленных местоположением, различным уровнем комфортности жилья. Однако теперь эти доходы присваиваются жильцами, причем в неявной форме. Это вызывает ряд важных и не совсем очевидных последствий, которые выявляются лишь в долгосрочной перспективе.

Во-первых, отсутствие явных, учитываемых непосредственно в денежном выражении рентных доходов сужает налоговую базу города. Более того, доходная статья городского бюджета (доходы от сдачи муниципального имущества в аренду) превращается в расходную: даже после успешной реализации жилищно-коммунальной реформы капитальный ремонт зданий жилого фонда придется так или иначе осуществлять за счет бюджетных средств.

Во-вторых, кроме проблемы капитального ремонта возникает и проблема нового жилищного строительства и/или реконструкции старого жилого фонда. Остановить процесс ветшания жилья и одновременно продолжать новое строительство становится невозможным: высокие объемы жилищного строительства рано или поздно приводят к таким же высоким объемам выбытия жилья в ветхий жилой фонд. Прогрессирующее образование городских трущоб становится неизбежным. Даже если рента была установлена хотя бы на уровне амортизационных отчислений на реновацию - централизуемые средства позволяли бы осуществлять новое строительство и расселять ветшающие дома. В данной же ситуации жилье превращается из воспроизводящегося капитала в исключительно потребительское благо с длительным сроком пользования. Само по себе это не вызывает возражений, особенно в случае индивидуального дома (коттеджа), однако дело в том, что при таком механизме включения жилого фонда в рыночный обмен этот фонд не может стать капиталом, то есть, фактически, не может приносить прибыль своему владельцу. Отсюда, строго говоря, становятся невозможными и инвестиции в жилищное строительство, поскольку речь идет о приобретении лишь потребительских благ; соответственно, невозможно и кредитование этого процесса (если не брать в расчет относительно узкую сферу потребительского кредита). В результате снижается и общий объем инвестиций, что сказывается и на темпах экономического роста в стране в целом.

Наконец, в третьих, сложившаяся ситуация значительно снижает мобильность рынка рабочей силы, поскольку в целом квартирная плата по - прежнему не входит в цену труда. Высокая арендная плата, сопутствующая небольшому по объему рынку жилого квартир, предлагаемых, в основном, индивидуальными собственниками приватизированного жилья и посредниками, существенно затрудняет миграцию. Усугубляются территориальные диспропорции, что также отрицательно сказывается на экономическом росте. Города, особенно малые, превращаются в своеобразную "ловушку для безработных”.

Таким образом, основные меры предлагаемой жилищно-коммунальной реформы свидетельствуют лишь о желании освободить государственный и местные бюджеты от части расходов, но отнюдь не решают основных проблем в данной сфере. Для того, чтобы добиться запуска капиталистического механизма развития городов, необходимы гораздо более глубокие институциональные изменения (например, отмена права на жилище, введение окончания сроков приватизации жилья, другие достаточно непопулярные в современной России меры). Кроме того, необходимы и структурные изменения: крайне высокая цена строительства одного квадратного метра жилья при его весьма низком качестве приводит к тому, что объемы нового строительства в российских городах постоянно сокращаются. Причем низкий уровень средней заработной платы в целом не позволяет широким слоям населения предъявлять спрос на новое жилье. В конечном итоге цена строительства 1 кв. м. нового жилья должна стать ниже, чем цена 1 кв. м. старог (имеются в виду средние уровни цен); кроме того, даже минимальная заработная плата должна позволять работнику арендовать жилье. Только в этом случае можно говорить о запуске рыночного механизма. К сожалению, действующие в российской экономике тенденции прямо противоположны; в результате идет постоянное накопление диспропорций. Устранить последние становится все сложнее, результатом такого развития ситуации может быть возврат к бюрократическому распределению части хозяйственных благ и нормированию потребления все большей части услуг. Диспропорции далеко не так безобидны, как это может показаться на первый взгляд - в частности, отсутствие свободного жилья не позволяет решать проблемы закрытия ряда убыточных шахт в угольной отрасли даже при наличии определенных денежных средств, выделяемых правительством на переобучение и адаптацию шахтеров.

В свою очередь, социальный протест работников, волею судеб оказавшихся в депрессивных городах и районах может в конечном итоге привести к смене политического курса и свертыванию казавшихся необратимыми рыночных реформ. Понимание сути жилищного вопроса в переходной экономике государственной и хозяйственной элитой очевидно отсутствует. Похоже, что это делает грядущие негативные явления в развитии российских городов неизбежным.

На сегодняшний день проблемы ЖКХ в России – один из важнейших вопросов, ведь именно эта сфера является показателем развитости как отдельного региона, так и страны в целом.

Кроме того, сфера ЖКХ и ее устойчивое функционирование является еще гарантом социальной безопасности населения. Поэтому предоставление качественных услуг сферой ЖКХ очень важно.

http://viro73.ru

Проблемы и их решение

Жилищно-коммунальное хозяйство является вполне естественной монополией, которая при правильном регулировании со стороны государства способна функционировать на самом высоком уровне.

На протяжении не одного года руководство страны предпринимает меры, направленные на модернизацию жилищно-коммунальной сферы, однако на сегодняшний день желаемый результат пока не достигнут.

Проблемы ЖКХ в России решаются с помощью реформирования на государственном уровне, а именно:

  1. Одно из заседаний Президиума Государственного Совета Российской Федерации было полностью посвящено вопросу реформ в сфере ЖКХ.
  2. Был разработан план комплексного решения проблем ЖКХ в России.
  3. Принят федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Аварийное состояние систем жизнеобеспечения граждан обусловлено такими факторами:

  • моральный и физический износ обслуживающего оборудования;
  • неправильная эксплуатация;
  • ошибки персонала;
  • несвоевременное устранение неполадок.
    http://bb-auto.ru

Возникновение таких факторов обуславливается недостаточным финансированием данной сферы, закрытием многих предприятий в связи с банкротством, неправильной тарифной политики и ценообразования. Все это говорит о глубоком кризисе в ЖКХ России.

Проблемы сегодня

Сейчас в России проводится политика привлечения в сферу ЖКХ частного бизнеса и создания для него хороших условий, что могло бы гарантировать долгосрочное сотрудничество. Также проводится пересмотр тарифных планов и социальная поддержка незащищенных слоев населения. Государством проводится искусственное сдерживание цен на услуги ЖКХ.

Реализация проектов по модернизации коммунальной инфраструктуры позволит значительно повысить эффективность использования природных ресурсов и качества предоставляемых услуг.

По подсчетам специалистов на данный момент жилищно-коммунальный комплекс требует инвестиций в размере 1,456 триллионов рублей. Однако такая потребность в средствах не может быть обеспечена государством в полном объёме. Поэтому стоит рассматривать жилищно-коммунальный комплекс как большой рынок, которому необходимы финансовые влияния. Поэтому сейчас проводятся программы по формированию финансовой привлекательности сферы и привлечению внебюджетных средств.

“Еще одним условием успешной реализации плана по модернизации сферы ЖКХ являются полноценные рыночные отношения в этой сфере. Именно привлечение коммерческих фирм позволит создать здоровые конкурентные условия и повысить качество предоставляемых услуг. Также нужно создание правовой и экономической платформы, благодаря которым можно было бы говорить о возможной переориентации рынка услуг в сторону ЖКХ”.

При этом государство должно разделять и принимать на себя часть рисков и трудностей по совершенствованию этой сферы. Частные фирмы позволят повысить качество услуг и добиться их соответствия мировым нормативным показателям качества.

Это в свою очередь потребует от государства создания и поддержки систем и специальных программ обучения и повышения квалификации кадров для этой отрасли. Программы обучения также можно проводить на частных фирмах и в образовательных центрах с поддержкой со стороны государства.

Видео: Базовые проблемы ЖКХ

НП «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль» сформировал рейтинг проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства за I квартал 2016 года. Рейтинг сформирован по итогам обращений граждан в общественные приемные, работающие в 72 субъектах РФ. Всего в эти приемные за I квартал обратились 8644 человека.

Исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева:
— За год в сфере ЖКХ произошли определенные изменения. Самое главное – снижается накал страстей вокруг темы капитального ремонта. Процент обратившихся по этой теме за год упал более чем на 5 %, а сама тема в рейтинге переместилась со 2-го места в I квартале 2015 года на 5 место в 2016 году. Также существенно снизилось количество обращений по теме «начисление платы за ЖКУ» (на 8,5 %), хотя сама эта тема и в 2015 и в начале 2016 года неизменно занимала I место в рейтинге. Серьезно вырос процент обращений по теме «качество коммунальный ресурсов», хотя, на наш взгляд, этот факт обусловлен сезонными факторами и связан, главным образом, с проблемами прохождения отопительного сезона 2015-2016 года (в IY квартале 2015 года тема качества коммунальных ресурсов оказалась на первом месте). Незначительно выросло количество обращений по вопросам управления МКД. При этом тема «управление МКД» и в 2015 и в 2016 году неизменно занимала 3 место, а «неудовлетворительное состояние МКД» переместилось с 5 на 4 место. Все это, на мой взгляд, говорит о том, что институт лицензирования, заработавший с 1 мая 2015 года, пока не принес ожидаемых результатов».

Что больше всего беспокоит граждан России в жилищно-коммунальной сфере по итогам I квартала 2016 года?

Позиция в рейтинге Количество обращений % от количества обращений
1 Начисление платы за ЖКУ 1602 18,5
2 Качество коммунальных услуг 1508 17,4
3 Управление МКД 1479 17,1
4 1155 13,4
5 Капитальный ремонт 841 9,8
6 465 5,4
7 Проблемы с приборами учета 231 2,7
8 Аварийное и ветхое жилье 133 1,5
9 123 1,4
10 Иные 1107 12,8
ИТОГО: 8644

I. Начисление платы за ЖКУ включает следующие проблемы:
проблемы с начислением платы за жилищно-коммунальные услуги;
перерасчеты;
формирование платежных документов;
дополнительные платежи;
в том числе проблемы с начислением платы за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды – 662 обращения (7,7 % от всего объема).
II. Неудовлетворительное качество предоставляемых коммунальных услуг
III. Управление МКД включает следующие проблемы:
управление многоквартирными домами (проблема двойных платежных документов);
законность действий ТСЖ, ЖСК, управляющих организаций (в том числе вопросы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности);
раскрытие информации управляющими организациями;
лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами – 129 обращений (1,5 % от всего объема)
проведение общих собраний собственников – 236 обращений (2,7 % от всего объема):
— проблемы при проведении;
— проблемы исполнения принятых решений
— и другие.
IV. Неудовлетворительное состояние МКД включает следующие проблемы:
ненадлежащее оказание услуг по содержанию и текущему ремонту многоквартирных домов.
V. Капитальный ремонт включает следующие проблемы:
сроки проведения капитального ремонта;
качество проведения капитального ремонта;
размер взноса на проведение капитального ремонта;
отсутствие информации о региональных программах проведения капитального ремонта.
VI. Неудовлетворительное благоустройство придомовой территории
VII. Проблемы, связанные с индивидуальными и общедомовыми приборами учета, включают вопросы:
приобретения;
установки;
эксплуатации.
VIII. Аварийное и ветхое жилье включает следующие проблемы:
с признанием многоквартирных домов аварийными;
со сроками переселения;
с качеством вновь возводимых многоквартирных домов.
IX. Жалобы на действия и бездействия уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления, влияющих на соблюдение прав и законных интересов граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
X. Иные темы включают следующие проблемы:
использование общего имущества многоквартирного дома;
социальный найм;
коррупционная составляющая;
другие.

Тематика проблем, волнующих граждан % от количества обращений в I квартале 2016 года % от количества обращений в I квартале 2015 года
Начисление платы за ЖКУ 18,5 27,04 %
Качество коммунальных услуг 17,4 13,72 %
Управление МКД 17,1 14,07 %
Неудовлетворительное состояние МКД 13,4 9,64 %
Капитальный ремонт 9,8 15,2 %
Неудовлетворительное придомовое благоустройство 5,4 3,24
Проблемы с приборами учета 2,7 2,3 %
Аварийное и ветхое жилье 1,5 1,3 %
Жалобы на бездействие уполномоченных органов власти 1,4 0,8 %
Иные 12,8 12,69 %

ЖКХ (жилищно-коммунальное хозяйство России) представляет собой многоотраслевой комплекс, главными задачами которого являются обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования инженерных инфраструктур строений различного назначения и создание комфортных условий для нахождения или проживания в них человека. Их решение достигается посредством предоставления людям услуг жилищно-коммунального характера в широком спектре.

Структура ЖКХ

Это достаточно сложная и разветвлённая система. Начиная с 01.11.13, Госстрой России, который до этого занимался вопросами ЖКХ, Указом Президента РФ был преобразован в Министерство жилищно-коммунального хозяйства РФ, с сохранением круга решаемых задач.

Значительную роль в бесперебойном и эффективном функционировании всего комплекса ЖКХ, играет ряд институтов, которые не входят в перечень органов (ОИВ) исполнительной власти федерального уровня:

  • «Фонд», созданный во исполнение закона под № 185-ФЗ, принятого 21.07.07 (актуальная версия датирована 02.06.16) и осуществляющий бюджетные дотации на выполнение капитального ремонта жилого фонда;
  • ОАО «РКС», созданная во исполнение закона РФ под № 209-ФЗ, датированного 21.07.14, с целях развития ИРС ЖКХ
  • Снабжение электричеством, газом и теплом;
  • Организация водоснабжения и водоотведения (канализация);
  • Благоустройство территории населённых пунктов и т.п.

Основные проблемы, свойственные структурами ЖКХ

1. Кризис ЖКХ сегодня является общегосударственной проблемой, требующей незамедлительного решения. Одной из главных причин подобного состояния дел является многолетняя низкоэффективная тарифная политика и финансирование отрасли по остаточному принципу и т.п.

Уровень платежей населения за последние годы, в течение которых проходит реформа ЖКХ России, за предоставляемые услуги ЖКУ, значительно возрос и приближается к 70% от затрат производителя упомянутых услуг.

Однако местными органами власти далеко не в полном объёме выполняются требования по дифференциации начислений, которые предусматривают новые тарифы ЖКХ , с учётом качества и полноты предоставляемых услуг, местонахождения жилья и т.п. Что приводит к возникновению социальной напряжённости среди населения с низкими уровнями доходов, в первую очередь.

Государственная поддержка реформы

Поддержка со стороны государства касается, в первую очередь, реформирования управления жилищно-коммунальным хозяйством в России, целью которого является повышение его оперативности и эффективности.

Следующим, по важности и срочности, считается привлечение ресурсов бюджетов всех уровней для первоочередного финансирования самых эффективных и приоритетных проектов, реализуемых в рамках ЖКК.

Стратегическим направлением можно считать создание действенных финансовых механизмов, которые повышают инвестиционную привлекательность данного сектора для частного капитала, включая предоставление гарантий органов власти всех уровней. Этот комплекс мер имеет долгосрочные перспективы на 2016 год и далее.

Изменения, касающиеся системы управления жилым фондом

Одним из наиболее масштабных, является включение в состав ЖКХ России нового структурного подразделения, единого ИРЦ. Одной из первоочередных задач центра стало совершенствование систем, используемых для начисления платежей, осуществляемых за оказываемые услуги.

Единые ИРЦ позволяют добиться показателя собираемости на уровне 90%, что позволяет говорить об окупаемости подобных центров в течение года с момента их открытия. Реализована возможность для жильцов многоквартирных домов выбора того способа, который будет использоваться для управления их домом.

Важное внимание уделяется одной из острейших проблем, обеспечение защиты населения в социальном плане при переходе на 100% оплату предоставляемых услуг.

1

Рассмотрены проблемы жилищно-коммунального хозяйства Российской Феде-рации. Установлено, что основными из них являются: высокая степень износа (исчер-пан ресурс) оборудования; использование устаревших технологий; дефицит финанси-рования отрасли; недостатки эксплуатации и ошибки персонала; дефекты, допущен-ные при его ремонте; неисправность или отключение приборов безопасности и предо-хранительных устройств; нарушения водно-химического режима; использование не-проектных видов топлива и др. Обоснована необходимость развития государственно-частного партнерства в отрасли с целью повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, бизнес-структур, общест-венных организаций и модернизации жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации.

жилищно-коммунальное хозяйство

модернизация

аварийность

инженерные коммуникации

государственно-частное партнерство

инфраструктура

реформирование

нормативно-правовая база

1. Министерство регионального развития Российской Федерации. - URL: http://www.minregion.ru/.

2. Официальный сайт Росстата. - URL: http:// http://www.gks.ru/.

3. Официальный сайт Росстроя. - URL: http:// http://www.gosstroy.gov.ru/.

4. О дополнительных мерах по реализации Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (раздел 2. «Характеристика проблемы») : Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 865.

5. Концепция федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы»: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010 г. № 102-р.

Введение

Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из крупнейших и важнейших отраслей в рамках социальной сферы России.

Цель исследования: выявить проблемы, возникающие в процессе реформирования ЖКХ Российской Федерации, и предложить пути их решения.

Важнейшей из социальных задач государства является обеспечение своих граждан доступным и комфортным жильем. Достойное жилье, жилищно-коммунальные услуги, удовлетворяющие потребительские запросы людей - определяют социально-экономические показатели уровня и качества жизни населения. Каждого человека постоянно беспокоят проблемы комфортности и безопасности проживания, чистоты окружающей среды, стабильности и надежности микромира, в котором он обитает. Все это сказывается на здоровье и самочувствии, определяет его отношение к жизни, обществу, государству, власти. Собственный и комфортный дом - основа благосостояния, важное условие всестороннего развития личности и активной трудовой деятельности. Правительство неоднократно поднимало вопрос о незыблемости государственных социальных программ: «Приоритеты остаются прежними: развитие нашего государства, исполнение наших планов до 2020 г., решение социальных задач. То есть просто необходимо создание более комфортной, более полноценной жизни для многих людей - вот высший приоритет» .

Важнейшей составляющей социальной безопасности граждан и социальной стабильности в контексте новых геополитических реалий является устойчивое функционирование жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) страны. Жилищно-коммунальные услуги для населения имеют особое значение и являются не столько показателем комфортности, сколько жизненной необходимостью.

В настоящее время жилищно-коммунальный комплекс Российской Федерации включает в себя жилищный фонд, превышающий 30% всего воспроизводимого недвижимого имущества страны , состоит из 2,9 млн многоквартирных домов (более 3 млрд кв. м), как правило, благоустроенных: водопроводом - 74,2%, канализацией - 70%, центральным отоплением - 75%, ванными - 64,4%, горячим водоснабжением - 61%, газом - 70,2% . Он включает в себя также 4,2 млн объектов инженерной инфраструктуры, потребляет около 20% энергоресурсов страны (угля более 13 млн т, жидкого топлива - 4 млн т с обеспечением северного завоза топлива в труднодоступные районы). Стоимость основных фондов ЖКХ составляет 1,5 трлн руб. (около трети основных фондов страны). В отрасли работает более 34 тыс. предприятий и организаций, оказывающих населению страны около 20 видов жилищно-коммунальных услуг, формирующих среду обитания человека. Жилищно-коммунальное хозяйство оказывает большое влияние на макроэкономическую ситуацию в стране: предоставляет услуги в объеме 5-8% ВВП; в отрасли трудится около 2,5 млн человек .

В бюджетах муниципальных образований расходы на ЖКХ составляют от 30 до 40% и более. Значительная часть муниципальных средств направляется на неотложные нужды по модернизации, ремонту, замене трубопроводных сетей, теплоэнергетического оборудования и насосных станций.

ЖКХ - это естественная монополия, которая при умелом государственном регулировании должна и может функционировать высокоэффективно. Однако, по мнению ряда ученых и экспертов, в настоящее время оно находится в системном кризисе.

Правительством многие годы предпринимались шаги для преобразования жилищно-коммунальной сферы, но желаемых результатов достичь не удалось. Отрасль имеет массу нерешенных проблем, а аварийность на объектах ЖКХ уже рассматривается как угроза национальной безопасности страны.

Кризис российского жилищно-коммунального хозяйства характеризуется недоступностью основных жилищно-коммунальных услуг, низким качеством и нестабильностью их предоставления, что в значительной степени обусловлено недостаточным вниманием государства к проблемам его развития. Дальнейшее ослабление государственной поддержки отрасли, тем более в условиях мирового финансового кризиса, может привести к ограничению и дальнейшему ухудшению качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, невыполнению планов национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», потере устойчивости функционирования систем жизнеобеспечения населения.

Сегодня две трети россиян хотели бы улучшить свои жилищные условия, около полутора миллионов ждут жилья в порядке выполнения государством своих обязательств, еще 4,5 млн граждан стоят в очереди десятилетиями (15-25 лет) на получение социального жилья. Каждая четвертая семья проживает в жилье, находящемся в плохом или очень плохом состоянии. Общая потребность населения России в жилье составляет 1570 млн кв. м., для удовлетворения этой потребности необходимо увеличить жилищный фонд на 46% . Более 300 млн кв. м. (11% всего жилищного фонда) послевоенной постройки нуждается в неотложном капитальном ремонте и переоборудовании коммунальных квартир для посемейного заселения; 250 млн кв. м (9%) - в реконструкции. Около 20% городского жилищного фонда еще не благоустроено, а в малых городах каждый второй дом не имеет полного инженерного обеспечения. В неблагоустроенных квартирах проживает более 40 млн человек, а 5 млн человек вынуждено жить в аварийном или ветхом жилищном фонде, объем которого превысил, по официальным данным, 100 млн кв. м , а по некоторым оценкам приближается к 500 млн рубежу . Именно в этом фонде ежегодно происходит по несколько не только крупных аварий, но и техногенных катастроф. Электропроводка в таких домах давно является причиной многочисленных возгораний и пожаров. Сегодня более 45% лифтов уже отслужило свой срок . Ежегодно в нашей стране капитально ремонтируется от 30 до 35 млн кв. м жилья или 1% от всего жилищного фонда. Но за этот же период 5 млн кв. м жилья становится аварийным. Около 15% всех домохозяйств нуждаются в предоставлении социального жилья и не могут самостоятельно решить жилищную проблему .

По официальным данным Минрегиона России и Госкомстата России, темпы нарастания физического износа основных фондов ЖКХ составляют 3-5% в год . В 2010 г. износ основных фондов жилищно-коммунального комплекса составил: котельных - 54,5%, коммунальных сетей водопровода - 65,3%, канализации - 62,5%, тепловых сетей - 62,8%, электрических сетей - 58,1%, водопроводных насосных станций - 65,1%, канализационных насосных станций - 57,1%, очистных сооружений водопровода - 53,9% и канализации - 56,2. Износ жилищного фонда приблизился к 55%-ному рубежу. При этом 30% основных фондов жилищно-коммунального хозяйства уже полностью отслужили нормативные сроки, в том числе более 34% котлов, 32% сосудов, работающих под давлением, и 28% трубопроводов пара. Количество тепловых сетей, выслуживших установленные сроки, достигло 32,7%, а водопроводных сетей - 43,9%. Потери электроэнергии, тепла, воды и других ресурсов, возникающие вследствие износа основных фондов ЖКХ, находятся в пределах 20-40%, которые по-прежнему оплачивают потребители .

Особенно остро кризисное состояние отрасли проявляется в осенне-зимний период. В среднем за отопительный период происходит около 250 тыс. различных нарушений в системах теплоснабжения, около 200 тыс. в системах водоснабжения, среди которых более ста крупных аварий. И это только те аварии, которые приобрели широкую известность.

Общий уровень аварийности на 100 км сети в теплоснабжении составляет до 250 аварий, а в водоснабжении - более 80. За последние годы аварийность на объектах ЖКХ, а также количество техногенных разрушений с тяжелыми последствиями удвоилась, возросло в 2-3 раза время ликвидации последствий аварий и катастроф. Это значит, что снизилась надежность, устойчивость и безопасность работы систем жизнеобеспечения населения.

Прошедший осенне-зимний период 2010-2011 гг. показал со всей очевидностью слабость всей системы: более 12 тыс. аварий произошло в системах жизнеобеспечения населения. По предварительным подсчетам, более миллиона наших соотечественников прошлой зимой были лишены на продолжительное время либо тепла, либо воды, либо электроэнергии, либо газа.

Как правило, в начале каждого отопительного периода, сразу после завершения широкомасштабной кампании по подготовке объектов ЖКХ к зиме, происходит десятки аварий на объектах ЖКХ, вследствие которых многие россияне лишаются услуг систем жизнеобеспечения. Зачастую не только жилые дома, но и целые кварталы, населенные пункты и даже районы остаются без жизненно важных услуг.

Статистика, хоть и избирательно, но констатирует высокую динамику роста общего числа аварий, пострадавших населенных пунктов и групп граждан. По причине ветхости и «человеческого фактора» в последние годы значительно возросло количество пожаров, взрывов бытового газа, разрушений жилых домов, школ и других объектов социально-бытового назначения. Незначительное понижение температуры наружного воздуха приводит к резкому увеличению количества отключений, повреждений, порывов сетей и других инцидентов, вплоть до крупных аварий и техногенных катастроф.

Анализ показывает, что основными причинами аварийности в системах жизнеобеспечения населения являются: высокая степень износа (исчерпан ресурс) оборудования; отсталые технологии; недостатки эксплуатации и ошибки персонала; дефекты, допущенные при его ремонте; неисправность или отключение приборов безопасности и предохранительных устройств; нарушения водно-химического режима; использование непроектных видов топлива и др. В свою очередь, эти причины обусловлены дефицитом финансовых средств, банкротством многих предприятий, ошибками менеджмента, тарифной политики и ценообразования, отсутствием системы подготовки и переподготовки кадров, действенного социального партнерства и т.д. и т.п. Все это свидетельствует о кризисном состоянии жилищно-коммунального хозяйства страны, порождает протестные действия различных групп населения, повышает социальное напряжение в обществе.

Поэтому федеральным органам власти необходимо в приоритетном порядке принять неотложные меры по реформированию и модернизации жилищно-коммунального хозяйства, найти новые эффективные механизмы по осуществлению прогрессивных преобразований в этой отрасли. Одним из таких механизмов является государственно-частное партнерство.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) - совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. По оценкам экспертов, ГЧП позиционируется как «новая технология развития экономики». Мировой опыт показывает, что существенным элементом гражданского общества и сопутствующего ему климата социального согласия выступает сочетание социальной ответственности государства и бизнеса. Сегодня бизнес должен взять на себя ответственность за социальные приоритеты, цели, проблемы и нужды.

Принимая во внимание, что в руках 10% богатых и очень богатых групп российского бизнеса сосредоточены не только производственные мощности и сырьевые ресурсы, но и три четверти денежных сбережений (в т.ч. за рубежом), а также то, что около 40 млн человек (30% населения страны) имеют доходы, на уровне или не достигающие прожиточного минимума, проблемы развития социального партнерства между государством и бизнесом приобретают особую актуальность.

В жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации уже созданы определенные предпосылки для широкомасштабной реализации государственно-частного партнерства.

Оборот средств в отрасли имеет положительную динамику, так как спрос на жилищно-коммунальные услуги постоянен и к настоящему времени стоимость годового объема предоставляемых услуг уже превысила 3 трлн рублей. Это весомый аргумент в пользу приоритета модернизации ЖКХ в системе мер государственно-частного партнерства.

Существенно удалось продвинуться в деле формирования рыночных условий, снижения административного присутствия, развития конкуренции с целью оптимизации качества обслуживания и его цены, совершенствования системы социальной поддержки населения и тарифного регулирования. Заработали институты развития: Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Фонд содействия развитию жилищного строительства, Агентство ипотечного жилищного кредитования.

Принимаются меры по разработке эффективных мер, направленных на достижение наиболее сбалансированного сотрудничества между государственными властями и частными компаниями в целях улучшения строительства и эксплуатации общественных инфраструктур и повышения качества коммунального обслуживания. Государственно-частное взаимодействие базируется на делегировании предоставления коммунальных услуг на определенный срок частному оператору. Осуществление государственно-частного партнерства позволяет объединить передовые механизмы государственной системы коммунального обслуживания и эффективность менеджмента частного сектора, финансирование инвестиционных проектов на основе доходов, полученных им от эксплуатации арендуемых инфраструктур.

В ЖКХ пришел частный бизнес: появились сотни частных операторов на рынке коммунальных услуг, включая 5 крупных, на долгосрочные договоры аренды муниципальной инфраструктуры перешли территории, где проживает 15% населения России, появились частные компании регионального масштаба, работающие на основе полной приватизации основных фондов.

Организационно разделены функции управления и хозяйствования через создание таких структур, как ТСЖ, управляющие компании, в том числе частных форм собственности, и непосредственное управление многоквартирными домами гражданами.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что в стране сформировался слой собственников жилья, доля жилищного фонда, находящегося в собственности граждан, постоянно увеличивается, что дает возможность активнее развивать договорные отношения.

Государство предпринимало шаги по реформированию жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации: заседание Президиума Государственного Совета Российской Федерации, посвященное реформированию ЖКХ; разработка комплекса мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации; принятие Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Реализация этих мер не дала существенных преобразований в данной сфере.

Меры, принимаемые государством по привлечению в отрасль инвестиций и частного бизнеса, дали свои определенные позитивные результаты.

Заключено Соглашение между Правительством Российской Федерации и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования программы «Реформа жилищно-коммунального хозяйства в России». В ее рамках уже реализуются 10 новых проектов. Ведется активная работа по привлечению международного опыта в процесс создания нормативно-правовой базы и реализации проектов в области энергоэффективности.

Международное сотрудничество становится нормой деловых отношений, вносит существенный вклад в развитие отрасли, но оно пока еще не получило должного развития, регулируемого законодательством Российской Федерации.

Банковское сообщество, частные операторы могли бы оказать большую финансовую поддержку отрасли, если бы законодательство, нормативная правовая база в данной сфере были усовершенствованы и соответствовали масштабу решаемых задач. В федеральной Программе реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства необходимо закрепить порядок финансовой поддержки муниципального образования при наличии у него качественной предпроектной документации и понятной программы развития. Это делает проект привлекательным для частного инвестора. Проведение концессионных конкурсов и соглашений, формирование тиражируемых инвестпроектов, выпуск специальных долгосрочных инфраструктурных облигаций субъектов Федерации, хозяйствующих субъектов должны быть прозрачными и предсказуемыми.

Среди мер по созданию благоприятных условий для более широкого вовлечения частного бизнеса в ЖКХ важнейшими являются совершенствование тарифного регулирования, изменение механизма ценообразования, переход к экономически обоснованным и долгосрочным тарифам при одновременной социальной поддержке малоимущих граждан. Для стабильной и долгосрочной деятельности исключительно важны новые механизмы взаимодействия частного бизнеса и органов власти, которые на законодательной основе должны однозначно исключить волюнтаризм местных чиновников, в том числе при заключении концессионных соглашений и договоров. Необходимо исключить монополизм крупных банков и компаний, создать равные возможности для всех участников рынка как в больших, так и в малых городах.

Упомянутая программа определила цели, стратегию дальнейшего развития жилищно-коммунального хозяйства. Однако технология достижения обозначенных целей недостаточно продумана, не созданы необходимые условия для решения поставленных задач.

Поддерживая в принципе меры по вовлечению частного бизнеса в жилищную сферу и приватизацию жилищного фонда, мы считаем ошибочной приватизацию коммунальной инфраструктуры, систем жизнеобеспечения населения, которые должны оставаться в «публичной собственности», как это принято в развитых странах.

Практика показывает, что в условиях изменения предприятиями ЖКХ организационно-правовых форм деятельности, становления частно-государственного партнерства возрастает число нарушений социально трудовых и связанных с ними экономических прав трудящихся со стороны работодателей, их нежелание выполнять условия отраслевых тарифных соглашений и коллективных договоров, заключаемых на предприятиях, а также соглашений, принятых региональными и федеральными трехсторонними соглашениями. Эти отношения также требуют законодательного закрепления.

В основе государственно-частного партнерства должны лежать принципы ответственности и прозрачности отношений, гарантирующие: обеспечение качества и надежности предоставляемых услуг; исключение ситуации, когда на смену государственному придет новый частный монополист; создание объединений собственников жилья, которые на договорной основе будут выстраивать отношения с поставщиками жилищно-коммунальных услуг; взвешенное государственное регулирование тарифов на обслуживание жилищного фонда и на другие ЖКУ; модернизацию основных фондов ЖКХ и их устойчивое функционирование; развитие социального партнерства между работодателями, профсоюзами, работниками отрасли, другими структурами гражданского общества.

Выстраивание договорных отношений должно быть высокопрофессиональным. Необходимо сбалансировать все риски, что даст возможность определить форму партнерства, контрактные обязательства и схему финансирования. Правила взаимодействия сторон должны быть четкими и прозрачными. Сегодня, к сожалению, мало положительных примеров такой деятельности. Это происходит потому, что нет регистрации имущества и формирования муниципальной казны, а также отсутствует действенная система социального партнерства. Государством пока не созданы регулятивные функции этих отношений (технические, экономические, экологические). Важно, чтобы правила сотрудничества повсеместно соблюдались, а население должно быть всегда проинформировано о выгодах прихода частного бизнеса в ЖКХ.

Необходимо изжить сложившийся стереотип, что бизнес придет в сферу ЖКХ только тогда, когда выгода будет очевидна: после того как государство с участием граждан капитально отремонтирует жилфонд, заменит сети, установит приборы индивидуального и коллективного учета, ликвидирует ветхое и аварийное жилье, выстроит систему платежей. Либо придет сейчас, но ненадолго, с целью приватизации функций, установления монопольно высоких цен на локальных рынках услуг ЖКХ, получения возможно большего дохода с последующим его размещением в другой, более доходной рыночной нише, при этом не вкладываясь в модернизацию. Важно создать такие правовые и экономические условия, при которых бизнес рассматривал бы отрасль ЖКХ как направление диверсификации своей деятельности, приходил всерьез и надолго, разделяя с государством, муниципалитетами и гражданами риски и трудности модернизации этой сферы. Бизнес должен способствовать повышению качества образования, добиваться соответствия требованиям рынка труда. Необходима государственно-частная поддержка и регулирование отраслевых систем обучения и переподготовки кадров. При этом бизнес-сообщество обязано участвовать в реализации образовательных программ подготовки и переподготовки кадров.

Вывод: комплексное решение изложенных выше проблем, повышение эффективности взаимодействия органов власти всех уровней, органов местного самоуправления, частного бизнеса, общественных организаций и других представителей гражданского общества будет способствовать успешной модернизации и реформированию жилищно-коммунального хозяйства России в ближайшие годы и обеспечит его стабильное функционирование в будущем.

Рецензенты

  • Долгов А.П., д.э.н., проф., декан факультета экономики и управления, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет», г. Санкт-Петербург.
  • Петров А.А., д.э.н., проф., зав. каф. управления, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет», г. Санкт-Петербург.

Библиографическая ссылка

Николаева Е.А. ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖКХ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=6645 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: