Тафсир аята «Человек получит только то, к чему он стремился». Хафиз Ибн Хаджар

Отвечая на вопрос о толковании 39-го аята из суры «Звезда», хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни сказал:

«Что касается значения этого аята, то ученые в этом разошлись на несколько мнений.

Первое: положение, содержащееся в этом аяте, отменено. А отменяют его слова Всевышнего Аллаха о тех, кто уверовал: «Мы отнесли к ним и их потомков» . (Гора, 21)

Второе: так было с народами Ибрахима и Мусы, а что касается представителей этой общины, то они получают то, к чему стремятся сами, и то, к чему стремятся другие. Исходя из указания, содержащегося в хадисе о женщине, которая спросила о хадже ребенка, которого взяла с собой, и получила ответ: «И тебе будет награда (за его хадж)» . И согласно другому хадису: «Моя мама умерла. Будет ли ей награда, если я пожертвую что-либо за нее?» Ответом было: «Да, и тебе будет награда» . Оба хадиса достоверные.

Третье: под «человеком» здесь подразумевается немусульманин. Такой получает награду за свои добрые дела в этой жизни, и ничего не получает из наград, заработанных другими.

Четвертое: аят был ниспослан про определенного человека. Этот человек — Абдуллах ибн Убей (предводитель мединских лицемеров), пророк, мир ему и благословение Аллаха, отдал свою рубаху, чтобы тот мог его (Ибн Убея) в ней похоронить. Это было воздаянием за то, что он ранее помог с одеждой Аббасу, дяде пророка, мир ему и благословение Аллаха, отдав ему рубаху.

Пятое: человеку положено только то, к чему он стремился, исходя из ограничения справедливостью, а в качестве облагодетельствования Аллах наделяет тем, чем пожелает.

Шестое: «получит» здесь в значении «обвинение», то есть на него не будет возложено преступление другого человека, но он может получить награду за устремление другого, если будут соблюдены соответствующие условия.

Седьмое: аят следует понимать в явном смысле, а устремление может исходить от самого человека, а может быть посредством другого, тогда как первый был причиной этого. Как, например, если некто стремился оказать поддержку религии, его полюбили религиозные люди и стали делать за него дуа. Он заложил причину любви, но не добивался ее, и получил то, что получил, опосредованно.

Восьмое: «стремился» значит «намеревался».

Наиболее весомое из них, как мне видится, пятое. А Пречистый Всевышний Аллах лучше знает, что является правильным».

См. «Аль-Джауахир уа ад-дурар фи тарджама шейх аль-Ислам Ибн Хаджар» 2/945-946.

قال الحافظ ابن حجر العسقلاني الشافعي في الجواب عن تفسير آية 39 من سورة النجم:

«وأما تفسير الآية، فاختلفوا فيه على أقوال:

أحدها: أن الحكم المذكورَ منسوخٌ، والناسخ قوله تعالى في الذين آمنوا {أَلْحَقْنَا بِهِمْ ذُرِّيَّتَهُمْ} [الطور: 21].

ثانيها: أنَّ هذا إنما كان لقوم إبراهيم وموسى، وأمَّا هذه الأمَّةُ، فلهم سعيهم سعي غيرهم، بدليل حديث التي سألت عن حجِّ الصبي، فقال: «ولك أجرٌ»، وللحديث الآخر: إنَّ أمِّي ماتت، فهل لها أجرٌ إن تصدَّقتُ عنها؟ قال: «نعم، ولكِ أجرٌ»، والحديثان صحيحان.

ثالثها: المراد بالإنسان: الكافر، فإنه يُثاب بما عمل مِنْ خيرٍ في الدُّنيا ولا يلحقه مِنْ ثوابُ غيره شيء.

رابعها: نزلت في خاصٍّ مِنَ الناس، وهو عبد اللَّه بن أُبَيٍّ في إعطاء النبي -صلى اللَّه عليه وسلم- (ولده) قميصه ليكفنه فيه، فكان ذلك في مقابلة أنَّه كسا العبَّاسَ عمَّ النبيِّ -صلى اللَّه عليه وسلم- قميصًا.

خامسها: ليس للآدمي إلَّا ما سعى مِنْ طريق العَدْلِ، وأما مِنْ طريق الفَضْلِ، فيعطيه اللَّه تعالى مِنْ ذلك ما شاء اللَّه.

سادسها: أن اللام بمعنى على، فلا يؤاخَذُ بجريمةِ غيرِه، ويلحقُه ثوابُ سَعْي غيره بشرطه.

سابعها: الآية على ظاهرها، لكن السَّعيَ تارةً بنفسه وتارةً بغيره، فهو السَّببُ في ذلك، كأن يسعى في إقامة أمر الدِّين، فيحبُّه أهلُ الدِّين، فيدعون له، فيحصُلُ له سببُ المحبَّة، وهو ما سعى فيها بالإحياء له، وإنَّما حصل له بواسطة.

ثامنها: معنى (سعى): (نوى).

وأرجحها فيما يظهر لي خامسها، واللَّه سبحانه وتعالى أعلم بالصواب».

انظر: «الجواهر والدرر في ترجمة شيخ الإسلام ابن حجر» 2/ 945-946 .

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

«Человек получит только то, к чему стремился»
Коран, сура «ан-Наджм», «Звезда», аят 39

«Бойтесь своих желаний – они имеют свойство сбываться»
М. Булгаков

«Человек молит о зле…»

В Коране в суре «аль-Исра», «Ночной перенос» говорится: «Человек молит о зле подобно тому, как молит о добре. Воистину, человек тороплив» (аят 11). Толкователи считают, что этот аят свидетельствует о невежестве человека, о губительности его намерений, в которых он стремится к причинению зла (проклятьям) так же как и к обретению благого. «Стоит ему разгневаться, как он начинает проклинать себя или своих детей» (Саади). В другом аяте Всевышний говорит: «Если бы Аллах ускорил для людей наступление зла, [которое они призывают в своих проклятиях], подобно тому, как Он ускорил для них наступление добра, [о котором они просят в молитвах], то они непременно погибли бы» (10:11).

Несовершенство намерений – это факт, который мы почти никогда не замечаем. Стоит нам задумать что-либо, как наши мысли устремляются к достижению цели. Стремление к логическому завершению опережает размышления о пользе и смысле достигаемого. В основе такого явления лежит фундаментальное свойство человеческой психики. Дело в том, что при завершение выполнения какой-либо задачи знаменуется выбросом гормона дофамина, отвечающего за вознаграждение и удовольствие. Поэтому задумав что-либо, мы напрочь забываем о «начале» своей мысли и устремляемся к концу, за порцией дофамина.

К чему приводят наши цели?

Зачастую подобный подход к жизни, ориентированный только на «достигательство», не всегда заканчивается благополучно. Да, человек испытывает радость завершения, к которой стремился, и чем упорней он был в своем стремлении, тем больше его вознаграждение. Но что потом? А потом попытка трезво оценить благоразумие своих намерений, их смысл. Так мы становимся свидетелями человеческих трагедий, когда кто-либо, мечтая о мирском и достигнув его (славы, богатства, влияния, профессионального признания, народной любви и т.д.), кончает жизнь самоубийством. Не редкость и менее трагичные случаи, когда завершение дел знаменуется депрессией, ощущением пустоты, бессмысленности собственной жизни.

«Бойтесь желаемого…»

Все это наталкивает к выводу, что мы должны уделять внимание в первую очередь не тому, к чему мы стремимся, а тому, с чего начинаются наши устремления: благостны ли они, полезны ли, не окажутся ли наши дела тщетными? Недостаточно просто заниматься хорошим делом, если не является хорошим намерение, с которого оно начато. Вспомним, например, хадис о первых трех людях, которые будут спрошены в Судный день. Это будут богач, раздававший милостыню, чтец Корана, известный своим мастерством, и шахид, павший на пути Аллаха. Все трое, согласно хадису, попадут в Ад, потому что их намерения, в отличие от их дел, не были благородными. Богач стремился прославиться щедростью, чтец Корана – стать почитаемым, шахид – прослыть героем.

Также и в земной жизни: мы слишком часто, получив желаемое, не становимся более удовлетворенными, счастливыми. Потому что намерение не было благим, разумным. Как сказано в Коране: «Душа побуждает ко злу» (сура «Юсуф», аят 53). И это – одно из свойств души, «только если Господь не проявит к ней милосердия» (из вышеприведенного аята) Поэтому инспекция намерений должна идти впереди воли к их воплощению.

Никогда не следует забывать древнюю мудрость: бойтесь получить то, чего вы желаете. Потому что тогда мы получаем лишь то, чего желает наш нафс, наши комплексы, неосознаваемые нами мотивы и забытые травмы. Например, человек, испытавший стыд за бедность, всю жизнь посвящает тому, чтобы стать богатым. Или тот, над кем смеялись в школе, стремится к известности. Либо тот, кто потерпел унижение, жаждет власти, величия и отмщения своим обидчикам. Выходит, большинство страстных желаний основаны на стремлении забыть или сбежать от тяжелых негативных чувств, испытанных когда-то.

На самом деле главная проблема не в том, чтобы достичь чего-то (недостижимых целей не существует), а в том, чтобы сохранить свое намерение ясным, разумным, склонным к благу. И в свете данной проблемы становится понятной мудрость мольбы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «О Господи, не вверяй меня моему нафсу ни на миг и даже меньше этого».

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил: « Каждый потомок Адама ошибается, а лучшими из ошибающихся являются кающиеся ».

Из этого хадиса следует, что любой человек может совершить ошибку или грех, ведь такова природа человека. Милостью Аллаха к людям было то, что Он позволил им вернуться к Богу после совершенного греха через («тауба»). Суть этого действия состоит в том, что человек должен отказаться от совершения этого греха ради Аллаха, то есть страшась Его наказания и желая награды от Него. Кроме того, кающемуся человеку следует выразить сожаление о совершенном грехе и принять твердое решение никогда не возвращаться к нему впредь и постараться исправить положение благими поступками. Таким образом, покаяние – это действие сердца, невидимое снаружи и остающееся только между человеком и Его Господом.

Желающий покаяться не нуждается в посредниках, которым бы он исповедовался вместо Бога, которые могут и тайну исповеди раскрыть другим, и обесчестить тебя перед людьми или использовать твое признание в своих корыстных целях. Покаяние – твое личное дело, касающееся только тебя и Аллаха, именно Его ты просишь о прощении и исправлении. И только Аллах может даровать тебе прощение.

Кроме того, в Исламе нет так называемого «первородного греха» – убеждения, согласно которому все люди несут на себе отпечаток греха, совершенного их прародителями Адамом и Евой. А для очищения от этого греха людям якобы необходимо поверить в крещение Иисуса, ставшее искупительной жертвой за уверовавших в него. Ничего подобного в Исламе нет. Интересно здесь привести слова швейцарского иудея, принявшего Ислам и взявшего себе имя Мухаммад Асад. Он пишет: «Нигде в Коране я не нашел того, что напоминало бы идею о первородном грехе, влияющем на каждого человека. Согласно Корану, « Человек получит только то, к чему он стремился » (53. Ан-наджм: 39). От людей не требуется преподносить какую-то искупительную жертву, да и никто вообще не обязан становиться таким «спасителем», который избавит уверовавших от этого чужого греха» .

В покаянии есть много полезных моментов

Во-первых , человек узнает своего Господа, насколько Он Великодушен и Снисходителен. Если бы Аллах пожелал, наказание было бы скорым и незамедлительным, но Всевышний скрыл его грех и не опозорил перед людьми.

Во-вторых , человек узнает сущность своей души, ее качество быть «повелевающей недоброе», ее слабость перед искушениями и склонность к прихотям. Защититься от повторения этой ошибки невозможно без помощи Аллаха, а значит нужно укреплять свою веру и воспитывать свою душу.

В-третьих , покаяние позволяет человеку вернуться к Богу, он начинает больше молиться, просить о помощи и прощении, вспоминает о гневе Аллаха, страшится Его, желает Его довольства и стремится приблизиться к Нему. Покаявшись в содеянном, человек становится особо близким к своему Творцу, а без искреннего раскаяния и стремления вернуться к Аллаху, он не достиг бы такой близости.

В-четвертых , в результате покаяния человек освобождается от греха. Всевышний говорит:

« Скажи неверующим, что если они прекратят, то им будет прощено то, что было в прошлом » (8. Аль-анфаль: 38).

В-пятых , искреннее покаяние может заменить грехи человека на благие дела. В Коране Всевышний говорит:

« Это не относится к тем, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно. Их злые деяния Аллах заменит добрыми, ибо Аллах – Прощающий, Милосердный » (25. Аль-фуркан: 70).

В-шестых , человек учится быть снисходительным к ошибкам людей, он понимает их природу и относится к ним так же, как желал бы, чтобы Аллах относился к его ошибкам. Он осознает, что результат соответствует делу, и если будешь относиться к людям со снисхождением, то и Господь проявит к тебе то же самое, и как Всевышний Аллах отвечает на твои грехи и ошибки Своей добротой и милостью, так и человеку стоит быть снисходительным к ошибкам людей.

В-седьмых , человек, учится признавать свои недостатки и многочисленные ошибки, а это в свою очередь побуждает его заниматься своим исправлением и сдерживает от обсуждения недостатков других людей.

Завершение

В завершение этой части хотел бы привести достоверную историю о том, как один человек пришел к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: «О Посланник Аллаха! Не осталось никакого плохого дела, которое я бы не совершил, так есть ли для меня прощение?» На это Пророк (мир ему и благословение Аллаха) его спросил: «А ты свидетельствуешь, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Аллаха? » Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) переспросил его три раза, и каждый раз тот отвечал: «Да». Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: « Знай же, что второе затмило собой первое! » .

В одной из своих версий этот хадис передан следующим образом. Некий человек пришел к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: «О Посланник Аллаха! Что ты скажешь о том, кто совершил все виды грехов, что есть, но он не придавал Аллаху ничего в сотоварищи? Не осталось никакого плохого дела, которое бы он не совершил. Есть ли для него покаяние?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил его: «Принял ли ты Ислам? » Тот ответил: «Что касается меня, то я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Он – один, и у Него нет сотоварища, и свидетельствую, что ты – посланник Аллаха». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О да! Тебе следует совершать благие поступки и оставить дурные, и тогда Аллах, Свят Он и Велик, обратит все твои грехи в благие дела! » Тот человек спросил: «И мои измены, и мои преступления?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Да! » Человек воскликнул: «Аллах Превелик!», – и продолжал возвеличивать Аллаха, пока не скрылся из виду.

Таким образом, принятие Ислама стирает все предыдущие грехи человека, и искреннее покаяние также стирает совершённое прегрешение.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…….

По книге Мухаммада Ас-Сухейма
“Ислам: его основы и принципы”
Перевод и редакция редколлегии сайта
“Почему Ислам?” —

  • Хадис приводит имам Ахмад в сборнике «Муснад»: 3/198, а также имам Тирмизи в своем сборнике «Сунан» в главе об описании Судного дня: 3/491.
  • «Путь в Ислам», Мухаммад Асад, с. 140
  • См. » Ключ к обители счастья»: 1/358, 370.
  • Хадис приводит Абу Йа’ля в своем сборнике «Муснад»: 6/155, а также Табарани в сборнике «Аль-му’джам аль-аусат»: 7/132 и он же в » Аль-му’джам ас-сагыйр»: 2/201, а также Дыйа Аль-Макдаси в книге «Аль-мухтара»: 5/151, 152 и сказал: цепочка передатчиков этого хадиса – достоверная. Хайсами в книге «Маджма’уз-заваид» (10/83) сказал: этот хадис привели Абу Йа’ля, а также Баззар с небольшой разницей во фразах, а также Табарани, все с достоверными передатчиками в цепочке передатчиков.
  • Хадис приводит Ибн Аби Аасым в книге «Аль-аахад валь-масани»: 5/188, а также Табарани в «Аль-му’джам аль-кабир»: 7/53,314, Хайсами в «Аль-маджма» (1/32) сказал: хидис приводит Табарани и Баззар с передатчиками, упомянутыми в сборниках «Сахих», кроме Мухаммада бин Харуна (Абу Нашит), но и он являетя достоверным передатчиком.

Параметры Прослушать Оригинал Оригинал текст وَأَن لَّيْسَ لِلْإِنسَانِ إِلَّا مَا سَعَى Транслит Wa "An Laysa Lil"in sā ni "Illā Mā Sa`á Человек получит только то, к чему он стремился. и что человеку (воздастся) лишь (за) то (как доброе, так и плохое) , что он приобрел усердствуя, Человек получит только то, к чему он стремился. [[Каждый человек будет вкушать только плоды своих добрых и злых деяний. Никто не получит чужого вознаграждения, и никто не будет нести ответственности за чужие грехи. Опираясь на эти аяты, некоторые богословы утверждали, что ни один человек не может получить пользы от благодеяний, совершенных другими. Однако это обоснование недостаточно убедительно, поскольку в словах Всевышнего нет прямого указания на то, что вознаграждение не дойдет до человека, если оно будет подарено ему другим. То же самое можно сказать о богатстве человека. Он может распоряжаться только тем, что ему принадлежит, но это не означает, что он не может распоряжаться дарованным ему имуществом.]] Ибн Касир

(وَأَن لّيْسَ لِلإِنسَـٰنِ إِلَّا مَا سَعَىٰ ) «И не (получит) человек (ничего) кроме того,к чему стремился» - т. е. также как душа не понесет бремени чужих грехов, также она не получит вознаграждения, кроме как за то, что приобрела (своим трудом) .Ссылаясь на этот священный аят,аш-Шафи’и (Да смилуется над ним Аллах!) считал, что вознаграждение за чтение Корана, подаренное умершему другими людьми, не дойдет до него, потому как это не является его делом. По этой причине Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) не побуждал к этому других. Этого также не делал ни один из его сподвижников (Да будет доволен ими Аллах!) . И если бы это было благодеянием, то они непременно опередили бы нас (в этом) . Что же касается мольбы и милостыни за покойника, то они предписаны и дойдут до человека.

Что касается хадиса Муслима в его «Сахихе», который передан со слов Абу Хурайры: إذا مات الإنسان انقطع عمله إلا من ثلاث من ولد صالح يدعو له، أو صدقة جارية من بعده، أو علم ينتفع به «После того как человек умирает, (все) его дела прекращаются, за исключением трех: праведного ребенка, который обращается мольбой (о прощении) за него, непрерывной милостыни (садакату джария) , и знания, от которых люди получают пользу». В действительности эти три дела являются результатом его стараний, намерений и действий.

В другом хадисе сообщается: «إن أطيب ما أكل الرجل من كسبه، وإن ولده من كسبه » «Поистине самой приятной является та пища, которую человек может есть за счет того, что он приобрел, а его сын относится к числу его приобретений».[«Сахих» Ан-Насаи 7/240-241, Ибн Маджа 2137]. А непрерывная милостыня «саадака аль-джарийя» подобна «вакфу» (имуществу, завещанному на благотворительные цели) - что также считается следом, оставленными после себя.

Аллах сказал: (إِنّا نَحْنُ نُحْيِ ٱلْمَوْتَىٰ وَنَكْتُبُ مَاَ قَدّمُواْ وَءَاثَارَهُمْ ) «Воистину, Мы оживляем мертвых и записываем то, что они совершили, и то, что они оставили после чего себя» (

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: