Списание безнадежной дебиторской задолженности в казенном учреждении. Безнадежная дебиторская задолженность в бюджетном учреждении: учет, списание Списание дебиторской задолженности бюджетной организации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ УЧЕТА И ПОГАШЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ БЮДЖЕТНЫХ, АВТОНОМНЫХ И КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МИНИСТЕРСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" , руководствуясь Положением о министерстве образования Иркутской области , утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 года N 391/170-пп , статьей 21 Устава Иркутской области , приказываю:

1. Утвердить Положение о порядке учета и погашения дебиторской и кредиторской задолженности бюджетных, автономных и казенных учреждений, подведомственных министерству образования Иркутской области.

2. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию.


образования Иркутской области
Е.А.ОСИПОВА

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ УЧЕТА И ПОГАШЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ БЮДЖЕТНЫХ, АВТОНОМНЫХ И КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МИНИСТЕРСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Утверждено
приказом
министерства образования
Иркутской области
от 1 июня 2015 года
N 48-мпр

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ , которое устанавливает порядок учета и погашения дебиторской и кредиторской задолженности бюджетных, автономных и казенных учреждений, подведомственных министерству образования Иркутской области (далее - Положение, Министерство), и осуществления контроля за состоянием показателей дебиторской и кредиторской задолженности, направленного на недопущение возникновения просроченной и необоснованной дебиторской и кредиторской задолженности учреждений.

2. В данном Положении используются следующие понятия:

Кредиторская задолженность - это задолженность, возникающая в рамках осуществления финансово-хозяйственной деятельности учреждения в соответствии с заключенными в установленном порядке договорами (государственными контрактами) на предоставление товаров, работ, услуг (далее - договоры, контракты);

Текущая кредиторская задолженность - задолженность, возникающая в соответствии с исполнением обязательств по договорам в рамках трудового, гражданского, административного, налогового законодательства, в пределах лимитов бюджетных обязательств для казенных учреждений или в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности в автономных и бюджетных учреждениях;

Просроченная кредиторская задолженность - это задолженность, которая не погашена в сроки, установленные договорами, контрактами, в пределах лимитов бюджетных обязательств для казенных учреждений или в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности в автономных и бюджетных учреждениях;

Невостребованная кредиторская задолженность - это задолженность, которая подлежит списанию и признается задолженностью в связи с ликвидацией кредитора и вследствие прекращения обязательств, связанных со смертью должника, в пределах лимитов бюджетных обязательств для казенных учреждений или в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности в автономных и бюджетных учреждениях;

Необоснованная кредиторская задолженность - это задолженность, которая не подтверждена актами сверок взаиморасчетов с поставщиками, подрядчиками; задолженность, по которой истек срок исковой давности; задолженность, возникшая в результате принятия учреждением обязательств сверх утвержденных с планом финансово-хозяйственной деятельности в автономных и бюджетных областных учреждениях, для казенных учреждений, сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год;

Дебиторская задолженность - предварительная оплата за товары, работы, услуги, в пределах лимитов бюджетных обязательств для казенных учреждений или в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности в автономных и бюджетных учреждениях;

Просроченная дебиторская задолженность - это задолженность, которая не погашена в установленный срок, в пределах лимитов бюджетных обязательств для казенных учреждений или в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности в автономных и бюджетных учреждениях;

Необоснованная дебиторская задолженность - это задолженность, которая не подтверждена актами сверок взаиморасчетов с поставщиками, подрядчиками, в пределах лимитов бюджетных обязательств для казенных учреждений или в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности в автономных и бюджетных учреждениях.

3. Бюджетные и автономные областные учреждения, казенные учреждения самостоятельно осуществляют оперативный мониторинг дебиторской и кредиторской задолженности.

Глава 2. МОНИТОРИНГ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ. ОПЕРАТИВНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ ОБЛАСТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, АВТОНОМНЫХ ОБЛАСТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

4. В целях обеспечения текущего контроля за состоянием показателей дебиторской и кредиторской задолженности и недопущения возникновения просроченной и необоснованной дебиторской и кредиторской задолженности учреждения должны осуществлять оперативный мониторинг дебиторской и кредиторской задолженности.

5. Оперативный мониторинг просроченной и необоснованной дебиторской и кредиторской задолженности необходимо осуществлять на основании ежемесячных сведений на первое число месяца, следующего за отчетным месяцем. Сведения о просроченной и необоснованной дебиторской и кредиторской задолженности представляются в Министерство до 5-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и должны содержать сумму, дату возникновения, код бюджетной классификации, указание контрагента и объяснение причин увеличения просроченной и необоснованной дебиторской и кредиторской задолженности.

6. Оперативный мониторинг текущей дебиторской и кредиторской задолженности необходимо осуществлять на основании ежемесячных сведений на первое число месяца, следующего за отчетным месяцем. Сведения о дебиторской и кредиторской задолженности представляются в отдел исполнения бюджета бухгалтерского учета и отчетности до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, совместно с бухгалтерской отчетностью по форме 0503169 - по автономным и казенным учреждениям, по форме 0503769 - по бюджетным учреждениям (пояснительная записка, на основании чего она возникла) и должны содержать сумму, код бюджетной классификации, дату возникновения, указание контрагента, объяснение причин увеличения дебиторской и кредиторской задолженности.

7. Результаты проводимого оперативного мониторинга просроченной и необоснованной дебиторской и кредиторской задолженности используются в целях:

1) выявления отклонений дебиторской и кредиторской задолженности на текущую отчетную дату от задолженности на предыдущую отчетную дату;

2) выявления причин образования просроченной и необоснованной дебиторской и кредиторской задолженности;

3) своевременного принятия мер, направленных на устранение и недопущение просроченной и необоснованной дебиторской и кредиторской задолженности.

8. Ежегодно, до сдачи годовой отчетности, по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, учреждениям необходимо проводить инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности, определять объем просроченной и текущей задолженности.

9. Ежегодно, в период сдачи годовой бухгалтерской отчетности, согласно утвержденным срокам учреждения представляют в Министерство к форме бухгалтерской отчетности (форма 0503169 "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности") сведения о результатах инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности с приложением актов сверок. К результатам инвентаризации прилагается пояснительная записка (с указанием даты возникновения, поставщика, кода бюджетной классификации) мероприятий по погашению задолженности, принятых в учреждениях по снижению дебиторской и кредиторской задолженности.

Глава 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ПРОСРОЧЕННОЙ И НЕОБОСНОВАННОЙ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

10. В случае выявления необоснованной просроченной кредиторской задолженности в бюджетных, автономных учреждениях проводятся мероприятия по оптимизации расходов и оперативного погашения за счет средств внебюджетной деятельности, а в казенных учреждениях в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на текущий финансовый год.

11. В случае недостаточности средств, предусмотренных на текущий финансовый год, для погашения необоснованной просроченной кредиторской задолженности в учреждениях осуществляются следующие мероприятия:

1) требуется утвердить форму графика погашения необоснованной просроченной кредиторской задолженности с основными кредиторами, за подписью двух сторон;

2) подписание соглашений о реструктуризации, необоснованной просроченной кредиторской задолженности с основными кредиторами, включающих в себя графики погашения задолженности.

12. В случае возникновения необоснованной просроченной кредиторской задолженности руководитель учреждения представляет в Министерство план организационных мероприятий по урегулированию просроченной задолженности.

13. Министерство обеспечивает ежеквартальный, оперативный учет состояния необоснованной просроченной кредиторской задолженности.

14. Руководители учреждений несут дисциплинарную ответственность за возникновение необоснованной просроченной кредиторской задолженности в соответствии с законодательством.

Глава 4. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ПРОСРОЧЕННОЙ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

15. В случае выявления просроченной дебиторской задолженности в учреждениях осуществляются мероприятия по погашению задолженности или возврату средств:

Проведение переговоров с должником;

Истребование просроченной дебиторской задолженности в соответствии с действующим законодательством.

16. Министерство обеспечивает ежеквартальный, оперативный учет состояния дебиторской, в том числе просроченной, задолженности в соответствии с представленными от учреждений пояснительными записками.

17. Руководители учреждений несут дисциплинарную ответственность за возникновение просроченной дебиторской задолженности в соответствии с действующим законодательством.

Глава 5. ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОГАШЕНИЮ ПРОСРОЧЕННОЙ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

18. Представленные учреждениями сведения в министерстве образования подлежат обобщению и анализу. Результаты мониторинга кредиторской задолженности учреждений используются в целях выявления и оперативного реагирования на факты возникновения просроченной кредиторской задолженности, ее сокращения и недопущения в будущем.

19. При проведении анализа министерство образования осуществляет:

1) анализ структуры и динамики показателей дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе просроченной, для бюджетных и автономных областных учреждений по классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ) и для казенных учреждений, в разрезе разделов по КОСГУ;

2) проводит оценку отклонений кредиторской задолженности на отчетную дату по сравнению с кредиторской задолженностью на начало каждого отчетного периода;

3) анализирует информацию учреждений о проведенных мероприятиях по снижению или ликвидации просроченной кредиторской задолженности, по ее погашению.

20. Министерство образования по результатам мониторинга представляет в министерство финансов Иркутской области реестр кредиторской задолженности учреждений.

Глава 6. ОПЕРАТИВНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

21. Министерство образования по результатам мониторинга за отчетный финансовый год вместе с годовой бухгалтерской отчетностью представляет в министерство финансов Иркутской области информацию с подробным анализом проведенных мероприятий, направленных на снижение просроченной задолженности и недопущение возникновения необоснованной задолженности.

Глава 7. СПИСАНИЕ НЕВОСТРЕБОВАННОЙ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

22. По результатам инвентаризации, проведенной на 1 января года, следующего за отчетным, в учреждении определяется объем невостребованной или неподтвержденной кредиторской задолженности.

23. Невостребованной кредиторской задолженностью, подлежащей списанию, признается задолженность по следующим основаниям:

Ликвидация кредитора (юридического лица - по истечении срока исковой давности);

Вследствие прекращения обязательства, связанного со смертью должника.

24. Неподтвержденной кредиторской задолженностью, по которой еще не истек срок исковой давности, подлежащей списанию, признается задолженность по следующим основаниям:

Не подтверждена по результатам инвентаризации.

25. Основаниями для списания невостребованной кредиторской задолженности и не подтвержденной по результатам инвентаризации являются следующие документы:

Акт инвентаризации расчетов с поставщиками и прочими кредиторами;

Решение инвентаризационной комиссии;

Письменное обоснование для списания задолженности;

Обращение руководителя учреждения к министру образования Иркутской области о списании кредиторской задолженности с отметкой "Согласовано";

Приказ руководителя учреждения на списание невостребованной кредиторской задолженности.

26. Списанные со счетов бюджетного учета суммы кредиторской задолженности, не подтвержденные по результатам инвентаризации кредитором и не востребованные кредиторами, учитываются на забалансовом счете 20 "Списанная задолженность, не востребованная кредиторами" в течение срока исковой давности.

Глава 8. СПИСАНИЕ ПРОСРОЧЕННОЙ ИЛИ НЕВОСТРЕБОВАННОЙ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ


27. По результатам инвентаризации, проведенной на 1 января месяца, следующего за отчетным годом, учреждение определяет объем просроченной или невостребованной дебиторской задолженности, которая признается таковой по следующим основаниям:

По истечении срока исковой давности;

Вследствие прекращения обязательства актом государственного органа;

Вследствие прекращения обязательства, связанного со смертью должника;

Вследствие прекращения обязательства, в связи с ликвидацией должника.

28. Основанием для списания просроченной или невостребованной дебиторской задолженности является приказ учреждения, согласованный с главным бухгалтером отдела исполнения бюджета бухгалтерского учета и отчетности, после рассмотрения документов, подтверждающих факт безнадежности задолженности и невозможности ее погашения. Учреждению необходимо представить в Министерство следующие документы:

Документы, подтверждающие поставку товара, выполнение работ, предоставление услуг (акты выполненных работ, накладные, счета-фактуры);

Платежные документы, подтверждающие дату оплаты аванса;

Акты проведенной инвентаризации;

Документы, подтверждающие нереальность взыскания долга, если долг списывается до истечения срока исковой давности;

Выписка из ЕГРЮЛ с расшифровкой о том, что организация-должник ликвидирована;

Акт судебного пристава-исполнителя о невозможности взыскания долга с организации-должника, постановление об окончании исполнительного производства и возвращении взыскателю исполнительного документа;

Документы учреждения по расследованию причин образования задолженности.

29. После списания с баланса учреждения дебиторской задолженности ее в течение пяти лет с момента списания необходимо учитывать на забалансовом счете 04 "Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов".

Исполняющая обязанности министра
образования Иркутской области
Е.А.ОСИПОВА

Казенное учреждение должно своевременно списывать безнадежную задолженность в бюджетном учете. Действующим законодательством не установлен порядок действий при списании задолженности с бухгалтерского учета. Поэтому учреждению следует установить такой порядок самостоятельно в своей учетной политике. В этом вам поможет статья.

Что такое безнадежная дебиторская задолженность

Дебиторская задолженность возникает, к примеру, в следующих случаях:

  • если контрагент, получивший предоплату, не отгрузил учреждению оплаченные товары (работы, услуги);
  • если учреждение не выполнило перед контрагентом свои обязательства по поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг, передаче имущественных прав);
  • если сотрудник не отчитался по суммам, полученным под отчет.

Как списать безнадежную дебиторскую задолженность T1M23S Списание безнадежной дебиторской задолженности

Согласно пункту 339 Инструкции № 157н в учете дебиторскую задолженность нужно списать отдельно по каждому обязательству:

  • после истечения срока исковой давности;
  • в других случаях, когда она становится нереальной для взыскания, например, при ликвидации организации-должника.

Общий срок исковой давности составляет три года (ст. 196 Гражданского кодекса РФ). О том, как установить дату начала отсчета этого срока, изложено в статье 200 Гражданского кодекса РФ. Порядок отсчета срока исковой давности представлен в таблице.

Срок исковой давности может прерываться в случае, когда:

  • одна из сторон предъявляет иск, который суд примет к рассмотрению;
  • должник совершает действия, свидетельствующие о признании долга (например, оплата задолженности, обращение за отсрочкой платежа, подписание акта сверки и пр.).

После перерыва течение срока исковой давности начинается заново. При этом время, истекшее до перерыва, в новый срок исковой давности не засчитывается.

Об этом сказано в статьях 203–204 Гражданского кодекса РФ.

Пример №1. Срок исковой давности не прерывался

Срок исковой давности отсчитывается с 25 января 2016 года и истекает 25 января 2019 года включительно (при условии, что этот срок не прерывался).

Пример №2. Срок исковой давности прерывался

14 января 2016 года учреждение перечислило ЗАО «Гермес» аванс на поставку материалов. По договору поставка должна быть произведена не позднее 10 календарных дней после перечисления аванса, то есть не позднее 24 января 2016 года. Однако в установленный срок материалы «Гермес» не поставил.

Срок исковой давности начинает отсчитываться с 25 января 2016 года. 28 января 2016 года учреждение направило в адрес «Гермеса» претензионное письмо. 1 февраля стороны составили акт сверки. Это означает, что «Гермес» признал свою задолженность. В этом случае срок исковой давности начинает отсчитываться заново, со 2 февраля 2016 года.

Факт возникновения дебиторской задолженности должен быть подтвержден документально (п. 7 Инструкции № 157н).

Размер просроченной дебиторской задолженности нужно определить по результатам инвентаризации и отразить в инвентаризационной описи расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089).

К инвентаризационной описи расчетов следует приложить документы, подтверждающие возникновение дебиторской задолженности, например:

  • договоры, в которых указаны сроки погашения обязательств контрагентами;
  • товарные накладные;
  • акты выполненных работ (оказанных услуг);
  • акты инвентаризации дебиторской задолженности на конец отчетного периода.

Чтобы списать дебиторскую задолженность, руководитель должен издать соответствующий приказ. Основанием для этого станут акт инвентаризации и служебная записка. Приказ, в свою очередь, служит основанием для списания дебиторской задолженности с балансового учета (письмо Минфина России от 29 мая 2012 г. № 02-06-10/1902).

Бюджетный учет

Сумма задолженности списывается на финансовый результат текущего года (п. 120 Инструкции № 162н).

При этом необходимо учитывать, что списание долга из-за неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эту задолженность нужно отражать за балансом на счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» для наблюдения в течение пяти лет (иного законодательно установленного срока) за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника (п. 339 Инструкции № 157н).

Аналитический учет по забалансовому счету 04 ведется в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051):

  • в разрезе видов поступлений (выплат), по которым на балансе учреждения учитывалась задолженность дебиторов;
  • по дебиторам (должникам) - с указанием полного наименования, а также иных реквизитов, необходимых для идентификации дебитора в целях возможного взыскания задолженности.

Такой порядок изложен в пункте 340 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

В последующем безнадежная дебиторская задолженность списывается с забалансового учета:

  • по истечении срока наблюдения (пяти лет или иного срока, установленного законодательством);
  • при возобновлении процедуры взыскания задолженности;
  • при поступлении средств в погашение задолженности.

Порядок списания дебиторской задолженности с забалансового счета 04 также нужно закрепить в учетной политике учреждения (письмо Минфина России от 18 февраля 2014 г. № 02-06-10/6776).

В учете списание нереальной к взысканию задолженности отражается на основании справки (ф. 0504833) следующими проводками.

Дебет счета

Кредит счета

В части задолженности по доходам:

Списана нереальная к взысканию задолженность по доходам с одновременным принятием ее на забаланс

КДБ.1.401.10.173

КДБ.1.205.XX.660

Списана нереальная к взысканию задолженность по кредитам, займам, ссудам с одновременным принятием ее на забаланс<1>

КДБ (КИФ).1.401.10.173

КДБ (КИФ).1.207.XX.640

Увеличение забалансового счета 04

В части задолженности по расходам:

Списана нереальная к взысканию задолженность по выданным авансам с одновременным принятием ее на забаланс

КРБ.1.401.20.273

КРБ.1.206.XX.660<2>

Увеличение забалансового счета 04

Списана нереальная к взысканию задолженность подотчетных лиц с одновременным принятием ее на забаланс

КРБ.1.401.20.273

КРБ.1.208.XX.660<2>

Увеличение забалансового счета 04

В части задолженности по ущербу и иным доходам:

Списана задолженность по ущербу имуществу в связи с признанием виновного лица неплатежеспособным с одновременным принятием ее на забаланс

КДБ.1.401.10.173

КДБ.1.209.7X.660

Увеличение забалансового счета 04

Списана задолженность в связи с признанием виновного лица неплатежеспособным по недостачам (с одновременным принятием ее на забаланс):

– денежных средств;

КИФ.1.401.10.173

КИФ.1.209.81.660

Увеличение забалансового счета 04

– иных финансовых активов (в т. ч. денежных документов)

КИФ.1.401.10.173

КИФ.1.209.82.660

Увеличение забалансового счета 04

Списана нереальная к взысканию задолженность по компенсации затрат с одновременным принятием ее на забаланс

КДБ.1.401.10.173

КДБ.1.209.30.660

Увеличение забалансового счета 04

Списана нереальная к взысканию задолженность по суммам принудительного изъятия с одновременным принятием ее на забаланс

КДБ.1.401.10.173

КДБ.1.209.40.660

Увеличение забалансового счета 04

Списана нереальная к взысканию задолженность по иным доходам с одновременным принятием ее на забаланс

КДБ.1.401.10.173

КДБ.1.209.83.660

Увеличение забалансового счета 04

Х – аналитический код вида синтетического счета объекта учета.

ХХ – аналитический код группы и вида синтетического счета объекта учета.

<1> Казенные учреждения не вправе предоставлять кредиты, займы, ссуды. Поэтому такая операция возможна в учете госорганов, уполномоченных на их предоставление.

<2> Эти проводки сделайте, если суммы задолженности не переведены на счет 0.209.30.000 «Расчеты по компенсации затрат».

Такой порядок установлен пунктами 78, 80, 82, 84, 86 Инструкции № 162н, Методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н.

Если же задолженность так и не погасили, а срок возобновления процедуры взыскания истек, спишите задолженность и с забаланса (п. 339 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Пример №3. Отражения в бухучете списанной дебиторской задолженности

Казенное учреждение «Альфа» по договору поставки оплатило ООО «Гермес» аванс за материалы на сумму 11 800 руб. (в т. ч. НДС). По договору «Гермес» должен был поставить материалы 18 февраля 2015 года. В установленный срок поставка «Альфе» не произошла. Учреждение расторгло договор в одностороннем порядке. Но аванс «Альфе» не возвращен.

В бухучете бухгалтер сделал проводку по переводу задолженности на счет 209.30:

19 сентября должник по решению суда признан банкротом. Задолженность признана нереальной к взысканию. И руководитель издал приказ о списании задолженности.

Сумма задолженности будет отражаться на забалансовом счете в течение срока, когда можно возобновить процедуру взыскания. После этого бухгалтер «Альфы» вправе ее списать.

Пример отражения порядка списания дебиторской задолженности в учетной политике

"Бухучет в здравоохранении", 2012, N 1

Определение дебиторской задолженности

Дебиторская задолженность в соответствии как с международными, так и с российскими стандартами бухгалтерского учета определяется как суммы, причитающиеся организации от покупателей (дебиторов). Дебиторская задолженность - сумма долгов, причитающихся предприятию, от юридических или физических лиц в итоге хозяйственных взаимоотношений с ними.

На практике возникают ситуации, когда дебиторскую задолженность невозможно взыскать, и в этом случае применяется процедура ее списания.

В соответствии с п. 120 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция N 162н), по правилам бухгалтерского учета списать с баланса бюджетного учреждения можно только нереальную к взысканию дебиторскую задолженность неплатежеспособных дебиторов.

Задолженность можно классифицировать как нереальную к взысканию в случаях, если выполняется одно из следующих условий:

  • истек срок исковой давности (ст. ст. 196, 197 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ));
  • обязательство прекращено в связи с ликвидацией организации (ст. 419 ГК РФ);
  • обязательство прекращено из-за невозможности его исполнения (ст. 416 ГК РФ);
  • обязательство прекращено на основании акта государственного органа (ст. 417 ГК РФ).

Необходимо отметить, что согласно Письму Минфина России от 28.03.2008 N 03-03-06/4/18, если есть несколько оснований признать долг безнадежным, он признается таковым в периоде возникновения первого из перечисленных оснований.

Возможность списания задолженности перед федеральным бюджетом

Порядок списания задолженности перед федеральным бюджетом регламентирован Приказом Минфина России от 02.08.2007 N 68н "Об утверждении Порядка списания и восстановления в учете задолженности по денежным обязательствам перед федеральным бюджетом (Российской Федерацией)". Согласно п. 3 вышеупомянутого Порядка списанию с учета в соответствии с настоящим Порядком подлежит задолженность:

а) должников, ликвидированных в установленном законом порядке (кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного должника возложено на другое лицо);

б) по обязательствам (в том числе вытекающим из договора поручительства, государственной, муниципальной и банковской гарантии), прекратившимся по другим основаниям, установленным законом, иными правовыми актами или договором (за исключением случаев прекращения обязательства новацией, прощением долга, отступным, зачетом или исполнением);

в) по требованиям, которые в соответствии с законом считаются погашенными;

г) по обязательствам (сделкам), признанным судом:

  • недействительными;
  • исполненными (погашенными);
  • невозникшими (незаключенными);
  • оформленными поддельными (подложными, ложными, фальшивыми, фиктивными, сфабрикованными, сфальсифицированными) документами;
  • совершенными не существовавшими на момент совершения сделки (в том числе вымышленными, мнимыми, фиктивными) лицами, подставными, неустановленными, неизвестными лицами, лицами, действовавшими от их имени, а также иными лицами, не обладавшими на момент совершения сделки необходимой правоспособностью (полномочиями).

В бюджетном учете основанием для списания с балансового учета дебиторской задолженности как нереальной к взысканию могут служить:

  • акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0317015);
  • акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835);
  • инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами (ф. 0504089);
  • решение инвентаризационной комиссии;
  • обоснование списания дебиторской задолженности и распоряжение (приказ) руководителя учреждения.

Отражение нереальной к взысканию суммы дебиторской задолженности

Списание нереальной к взысканию суммы дебиторской задолженности на основании подтверждающих документов отражается:

  1. в части задолженности по доходам:

Дебет X 401 10 173 "Доходы текущего финансового года"

Кредит X 205 XX 660 "Уменьшение расчетов по доходам";

  1. в части задолженности по расходам:

Дебет X 401 20 273 "Расходы текущего финансового года"

Кредит X 206 XX 660 "Уменьшение расчетов по выданным авансам".

Одновременно производится бухгалтерская запись:

Дебет 04 "Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов".

Списанная с баланса дебиторская задолженность в течение пяти лет с момента ее списания учитывается на забалансовом счете 04 "Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов" (п. 339 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н).

Счет 04 предназначен для учета задолженности неплатежеспособных дебиторов с момента ее признания в порядке, установленном законодательством, нереальной ко взысканию, и списания с балансового учета учреждения для наблюдения в течение пяти лет (иного срока, установленного законодательством) за возможностью ее взыскания, в случае изменения имущественного положения должников.

Учет на забалансовом счете ведется по следующей схеме. Инвентаризация дебиторской задолженности проводится в порядке и в сроки, установленные в соответствии с положениями Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49, а также Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и правил учетной политики учреждения исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности.

При возобновлении процедуры взыскания задолженности дебиторов или поступлении средств в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов на дату возобновления взыскания или на дату зачисления на счета (лицевые счета) учреждений вышеуказанных поступлений осуществляется списание такой задолженности с забалансового учета.

Аналитический учет по забалансовому счету 04 ведется в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) по каждому должнику с указанием его полного наименования, а также иных реквизитов, необходимых для определения задолженности (дебитора) в целях возможного ее взыскания (п. 340 Инструкции N 157н).

Налогообложение безнадежных долгов

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) суммы безнадежных долгов приравниваются к убыткам и учитываются при определении налогооблагаемой прибыли в составе внереализационных расходов, в случае если вышеуказанные убытки понесены учреждением в рамках осуществления деятельности, приносящей доход.

В противном случае убытки в сумме безнадежных долгов не включаются в состав внереализационных расходов для целей исчисления налога на прибыль, если убытки понесены учреждением в рамках осуществления деятельности, не связанной с получением дохода (абз. 2, 4 п. 1 ст. 252 НК РФ).

Ведение бухгалтерского учета дебиторской задолженности

Пример. У медицинского учреждения возникла дебиторская задолженность в связи с недопоставкой медицинского оборудования поставщиком ООО "МедТорг". Сумма по договору поставки медицинского оборудования за счет бюджетных средств составила 750 000 руб.

По условиям договора был перечислен аванс в размере 30% в сумме 225 000 руб. Поставщик частично поставил медицинское оборудование на сумму 152 220 руб. (в том числе НДС). Организация-поставщик была признана банкротом, и задолженность перед медицинским учреждением не была погашена. В результате процедуры банкротства было вынесено решение суда о невозможности удовлетворения требований медицинского учреждения из-за недостаточности имущества обанкротившегося поставщика.

По рассмотренному примеру в бюджетном учете делаются следующие записи.

  1. Аванс в размере 30% перечислен поставщику по договору поставки за медицинское оборудование:

Дебет 1 206 31 560 "Увеличение расчетов по авансам по приобретению основных средств"

Кредит 1 304 05 310 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по основным средствам"

  • 225 000 руб.
  1. Частично получено медицинское оборудование от поставщика:

Дебет 1 106 31 310 "Увеличение вложений в основные средства"

Кредит 1 302 31 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств"

  • 152 220 руб.
  1. Произведен зачет ранее перечисленного аванса на приобретение медицинского оборудования:

Дебет 1 302 31 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств"

  • 152 220 руб.
  1. Списание нереальной к взысканию суммы дебиторской задолженности на основании акта инвентаризации расчетов, решения суда, приказа руководителя и решения инвентаризационной комиссии:

Дебет 1 401 20 273 "Расходы текущего финансового года"

Кредит 1 206 31 660 "Уменьшение расчетов по авансам по приобретению основных средств"

  • 72 780 руб. = (225 000 - 152 220).
  1. Принятие списанной нереальной к взысканию дебиторской задолженности на забалансовый учет:

Дебет 04 "Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов"

  • 72 780 руб.

На практике встречается ситуация, при которой дебиторская задолженность числится на балансе учреждения и не имеется достаточных оснований для ее списания. В этом случае ее списание возможно только по истечении срока исковой давности. Согласно ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) общий срок исковой давности устанавливается в три года. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения (ст. 200 Гражданского кодекса РФ).

По обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется льготный срок для исполнения такого требования, исчисление исковой давности начинается по окончании вышеуказанного срока.

Следует отметить, что перемена лиц в обязательстве не влечет изменения срока исковой давности и порядка его исчисления.

Пример (продолжение). Допустим, ООО "МедТорг" - поставщик медицинского оборудования - не был признан банкротом по решению суда. В связи с экономическим кризисом он стал неплатежеспособным, и руководство ООО "МедТорг" продало бизнес со всеми активами и обязательствами крупному поставщику "МедКомп". В этом случае медицинское учреждение предъявляет требования по задолженности к правопреемнику бывшего поставщика, то есть к компании "МедКомп". Срок исковой давности не изменяется и определяется на основании договора с ООО "МедТорг".

В течение срока исковой давности дебиторская задолженность может быть погашена. В этом случае, если бюджетное учреждение является получателем бюджетных средств, оно перечисляет возврат дебиторской задолженности прошлых лет в доход соответствующего бюджета.

В бюджетном учете делаются следующие бухгалтерские записи.

  1. Поступление на счет учреждения дебиторской задолженности:

Дебет X 304 05 XXX, X 201 11 510, X 201 21 510 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом", "Поступление денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства", "Поступление денежных средств учреждения на счета в кредитной организации"

Кредит X 206 XX 660 "Расчеты по выданным авансам".

  1. Отражена сумма дебиторской задолженности на основании извещения (ф. 0504805), переданного получателем доходов администратору доходов:

Дебет X 304 04 100 "Внутриведомственные расчеты по доходам"

Кредит X 303 05 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет".

Дебет X 303 05 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"

Кредит X 304 05 XXX, X 201 11 610, X 201 21 610 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом", "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства", "Выбытия денежных средств учреждения со счетов в кредитной организации".

Пример (продолжение). По истечении года со дня начала исчисления исковой давности на лицевой счет в органе Федерального казначейства поступили денежные средства от компании "МедКомп" в размере 72 780 руб. как возврат по договору поставки медицинского оборудования. В этом случае в бюджетном учете будут произведены следующие записи.

  1. Поступление денежных средств на лицевой счет в качестве возврата по договору поставки:

Дебет 1 304 05 310 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по приобретению основных средств"

Кредит 1 206 31 660 "Уменьшение расчетов по авансам по приобретению основных средств"

  • 72 780 руб.
  1. Начислена сумма дебиторской задолженности по возврату в доход бюджета:

Дебет 1 401 01 130 "Внутриведомственные расчеты по доходам"

Кредит 1 303 05 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"

  • 72 780 руб.
  1. Перечислена в доход бюджета сумма дебиторской задолженности:

Дебет 1 303 05 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"

Кредит 1 304 05 310 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом".

С.С.Стругова

Ст. преподаватель

кафедры бухгалтерского

учета и аудита

Костромского государственного

технологического университета

Какая задолженность считается нереальной к взысканию? Как такая задолженность отражается в учете?

Ровно и гладко (без долгов и переплат) вести учет получается далеко не всегда. Учреждения, в том числе государственные, нередко попадают в ситуации, когда они, например, уплатили аванс за работы (услуги), а подрядчик к их исполнению так и не приступил. Часто имеют место факты переплат по заработной плате. Как такие и другие аналогичные ситуации отражаются в учете учреждения и что в этих случаях следует предпринимать, рассмотрим в данной статье.

Что такое дебиторская задолженность?

Дебиторская задолженность у учреждений возникает постоянно вследствие незавершенных взаимоотношений между контрагентами. Когда ее погашение затягивается на длительное время – это повод для проведения проверок и принятия мер к ее взысканию. В отдельных случаях дебиторская задолженность выявляется во время инвентаризации расчетов при подготовке к сдаче отчетности.

На необходимость инвентаризации указывает ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Она проводится в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (далее – Методические указания № 49).

Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета (п. 3.44 Методических указаний № 49).

По задолженности работникам организации выявляются невыплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов (), а также суммы и причины возникновения переплат работникам (дебиторская задолженность) (п. 3.46 Методических указаний № 49).

При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение) (п. 3.47 Методических указаний № 49).

Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна также установить (п. 3.48 Методических указаний № 49):

  • правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельный баланс;
  • правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;
  • правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.

Результаты проведенной инвентаризации отражаются в инвентаризационной описи расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089), утвержденной Приказом № 52н . При заполнении данного документа в части дебиторской задолженности в нем отражаются:

  • наименование дебитора;
  • данные по переплатам учреждения в разрезе соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ;
  • номер счета бухгалтерского (бюджетного) учета;
  • общая сумма задолженности по данным бухгалтерского учета, в том числе подтвержденная дебиторами (не подтвержденная дебиторами);
  • сумма дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности.

Основания для признания дебиторской задолженности нереальной к взысканию

Дебиторская задолженность, которая не может быть погашена, признается нереальной к взысканию. Условия, по которым дебиторская задолженность не может быть взыскана, определены Гражданским кодексом. Такими условиями являются, в частности:

  • истечение срока исковой давности (ст. 196, 197);
  • ликвидация организации (ст. 419);
  • смерть гражданина-должника (ст. 418);
  • невозможность исполнения обязательства (когда это вызвано обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает) (ст. 416);
  • принятие акта государственного органа о признании задолженности нереальной к взысканию (ст. 417).

Истечение срока исковой давности. Срок исковой давности в соответствии со ст. 196 ГК РФ составляет три года.

Отсчет срока исковой давности наступает с даты обязательного внесения платежа, установленного законодательством РФ.

Срок исковой давности, предусмотренный гражданским законодательством, может быть прерван. Течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в суд в установленном порядке и совершением должником действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново. Время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.

К действиям должника, свидетельствующим о признании долга, относятся:

  • признание долга (подписание акта сверки взаимных расчетов);
  • частичная уплата должником или с его согласия другим лицом долга.

При личной подаче искового заявления в суд прерывается в день, в который исковое заявление поступило в суд. Если исковое заявление пересылается по почте, то срок исковой давности прерывается с даты, указанной на почтовом штемпеле отделения связи.

Течение нового срока исковой давности начинается с даты вынесения судом решения о взыскании долга. Если поданный учреждением иск оставлен судом без рассмотрения, срок исковой давности прерванным не считается.

Ликвидация организации. Ликвидация должника осуществляется в установленном законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей порядке. Документом, подтверждающим ликвидацию юридического лица и индивидуального предпринимателя, является выписка из Единого государственного реестра юридических лиц.

Прекращение обязательства в связи со смертью гражданина. Обязательство (задолженность) прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника.

Принятие акта о признании задолженности нереальной к взысканию. Такими документами являются решение суда о невозможности взыскания задолженности и постановление судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания долга.

Задолженность, в отношении которой вступило в силу решение суда, подлежит взысканию в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Задолженность, которая должна быть взыскана в порядке исполнительного производства, признается безнадежной и подлежит списанию только в случае невозможности ее взыскания, подтвержденной постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, в связи с невозможностью установить местонахождение должника и его имущества, в случае отсутствия у должника имущества, денежных средств, иных ценностей, на которые может быть обращено взыскание, в случае ликвидации организации.

Невозможность исполнения обязательств по причинам, не зависящим от воли сторон. Обстоятельствами, не зависящими от сторон, являются форс-мажорные обстоятельства (стихийные бедствия, военные действия, теракты и т.п.).

Отражение в бухгалтерском учете нереальной к взысканию дебиторской задолженности

Согласно п. 339 Инструкции № 157н (в редакции Приказа Минфина РФ от 06.08.2015 № 124н) с момента признания задолженности в порядке, установленном законодательством РФ, в соответствии с актом главного администратора доходов бюджета нереальной к взысканию она списывается с балансового учета учреждения и принимается на забалансовый учет на счет «Задолженность неплатежеспособных дебиторов».

Списание с балансового учета нереальной к взысканию дебиторской задолженности осуществляется на основании результатов инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя учреждения.

Учет указанной задолженности осуществляется в течение срока возможного возобновления согласно законодательству РФ процедуры взыскания задолженности, в том числе в случае изменения имущественного положения должников, либо до поступления в указанный срок в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов денежных средств, до исполнения (прекращения) задолженности иным, не противоречащим закону способом.

При возобновлении процедуры взыскания задолженности дебиторов или поступлении средств в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов на дату возобновления взыскания или на дату зачисления на счета (лицевые счета) учреждений указанных поступлений осуществляется списание такой задолженности с забалансового учета с одновременным отражением ее на соответствующих балансовых счетах учета расчетов по поступлениям.

Задолженность с забалансового учета списывается на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов в случае наличия документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора, а также по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности согласно действующему законодательству РФ.

Аналитический учет по забалансовому счету ведется в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) в разрезе видов поступлений (выплат), по которым на балансе учреждения учитывалась задолженность дебиторов, по дебиторам (должникам) с указанием их полного наименования, а также иных реквизитов, необходимых для определения задолженности (дебитора) в целях возможного ее взыскания (п. 340 Инструкции № 157н).

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н:

  • операции по списанию в порядке, установленном бюджетным законодательством, дебиторской задолженности, нереальной к взысканию (по доходам, источникам финансирования дефицита бюджета, предоставленным займам, ссудам), а также по списанию с балансового учета задолженности по принятым обязательствам, не востребованной кредиторами, следует относить на подстатью 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» КОСГУ;
  • отнесение на уменьшение финансового результата суммы дебиторской задолженности по расходам, признанной в соответствии с законодательством РФ нереальной к взысканию (по произведенным авансовым платежам, по государственным и муниципальным гарантиям, по которым не возникают эквивалентные требования со стороны гаранта к должнику), осуществляется по подстатье 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» КОСГУ.

Представим типовые корреспонденции счетов для различных типов учреждений по отражению в учете списания нереальной к взысканию дебиторской задолженности.

Казенное учреждение

(Инструкция № 162н*)

Бюджетное учреждение

(Инструкция № 174н**)

Автономное учреждение

(Инструкция № 183н***)

Списание дебиторской задолженности по доходам

Списание задолженности по предоставленным кредитам, займам (ссудам)

Списание дебиторской задолженности по произведенным авансовым платежам

Списание дебиторской задолженности подотчетных лиц

Списание дебиторской задолженности по ущербу имуществу…

…в связи неустановлением виновных лиц

…в связи с приостановлением предварительного следствия, уголовного дела, принудительного взыскания, а также с признанием виновного лица неплатежеспособным

Принятие к забалансовому учету нереальной к взысканию дебиторской задолженности

Списание с забалансового учета нереальной к взысканию дебиторской задолженности

* Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

** Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

*** Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Рассмотрим несколько практических ситуаций.

Пример 1

Бюджетное образовательное учреждение заключило договор на поставку новых спортивных снарядов на сумму 200 000 руб. Поставка данного спортинвентаря по условиям договора должна была произойти после внесения предоплаты в размере 30% от стоимости. Оплата осуществлялась за счет субсидии, выделенной учреждению на выполнение государственного задания. По причине ликвидации поставщик условия договора не выполнил, спортинвентарь учреждение не получило, не возвращен и перечисленный аванс.

Данные операции в бухгалтерском учете учреждения будут отражены в соответствии с п. 73, 97, 98 Инструкции № 174н следующим образом:

Пример 2

Автономное образовательное учреждение в рамках приносящей доход деятельности заключило договор на оказание дополнительных образовательных услуг. Цена по договору составляет 50 000 руб. Учреждение выставило счет на оплату услуг по договору. Услуги образовательным учреждением были оказаны, а их оплата не получена ввиду того, что на счета и имущество должника наложен арест и у него нет возможности расплатиться.

В бухгалтерском учете учреждения данные операции будут отражены в соответствии с п. 96, 97 Инструкции № 183н следующим образом:

Пример 3

В казенном образовательном учреждении совершена кража имущества (основных средств). Сумма причиненного ущерба составила 80 000 руб. По факту кражи было возбуждено уголовное дело. Впоследствии данное уголовное дело было приостановлено, а через год следствие по делу возобновилось. Виновные лица установлены, и дело направлено на рассмотрение в суд. По решению суда виновные лица обязаны возместить причиненный ущерб.

В соответствии с п. 86 Инструкции № 162н сумма причиненного ущерба и возмещение его виновным лицом в учете казенного учреждения отразятся следующим образом:

Сумма, руб.

Отражена сумма причиненного ущерба

Списана нереальная к взысканию дебиторская задолженность после приостановления уголовного дела

Дебиторская задолженность принята к забалансовому учету

Восстановлена в балансовом учете дебиторская задолженность после возобновления следствия по делу и установления виновных лиц

Дебиторская задолженность списана с забалансового учета

Суммы не погашенной на конец отчетного периода дебиторской задолженности подлежат отражению в отчетности учреждения согласно Инструкции № 191н (в пояснительной записке по форме 0503169) и Инструкции № 33н (в пояснительной записке по форме 0503769).

Текущая дебиторская задолженность учреждений может при определенных обстоятельствах перейти в статус нереальной к взысканию. Нереальная к взысканию (безнадежная) и просроченная задолженность, по которой приняты все исчерпывающие меры по принудительному взысканию, подлежит списанию.

Списание дебиторской задолженности производится в соответствии с положениями Гражданского кодекса.

Списанная с балансового учета дебиторская задолженность в течение срока возможного возобновления процедуры взыскания учитывается на забалансовом счете «Задолженность неплатежеспособных дебиторов».

С забалансового учета дебиторская задолженность может быть переведена снова на балансовый учет или списана, если дебитор ликвидирован (или умер) либо истек срок возможного возобновления процедуры взыскания задолженности.

Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12. 2010 № 191н.

Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.

Кроме того, в учреждениях могут быть разработаны дополнительные процедуры по выявлению и контролю просроченной ДЗ. Например, ежемесячная проверка остатков ДЗ по контрагентам и по периодам просрочки, ежеквартальное подписание актов сверки с контрагентами, проверка реального существования на настоящий момент контрагента, долг которого не возвращен в течение года, и т. д.

Особенностью бухучета списания ДЗ в БУ является отражение списанной ДЗ за балансом, на счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов». Забалансовые счета для БУ работают так же, как для прочих, то есть поступление отражается только по дебету, а выбытие - только по кредиту, без корреспонденций.

Проводки при списании просроченной дебиторской и невостребованной кредиторской задолженностей

Дебет 0 302 00 000, 0 208 00 000, 0 304 00 000, 0 301 00 000
«Расчеты по принятым обязательствам», «Расчеты с подотчетными лицами», «Прочие расчеты с кредиторами», «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам»
Кредит 0 401 01 173
«Чрезвычайные доходы от операций с активами»
— списана невостребованная кредиторская задолженность с согласия главного распорядителя бюджетных средств.
Одновременно делается запись по дебету забалансового счета 20 «Списанная задолженность, не востребованная кредиторами». На этом счете учитывают суммы не предъявленных кредиторами требований, вытекающих из условий договора, контракта, в том числе суммы кредиторской задолженности, не подтвержденные по результатам инвентаризации кредитором в течение срока исковой давности, с момента списания задолженности с балансового учета.

Одновременно делается запись по дебету забалансового счета 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов». Эта задолженность в течение пяти лет с момента ее списания с балансового учета учреждения в порядке, установленном законодательством, для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должников учитывается на забалансовом счете 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов».
При поступлении средств в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов на дату администрирования указанных поступлений осуществляется списание такой задолженности с забалансового счета.
Аналитический учет по счету организуется в разрезе кодов бюджетной классификации, по которым на балансе учреждения учитывалась задолженность дебиторов (соответственно по кодам классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета).
Аналитический учет ведется в Карточке учета средств и расчетов с указанием фамилии, имени и отчества должника, полного наименования юридического лица и реквизитов, необходимых для определения дебитора в целях возможного взыскания задолженности.

Списание дебиторской задолженности в бюджетном учреждении

  • инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089)
  • первичные документы, подтверждающие наличие дебиторской задолженности;
  • документы, подтверждающие невозможность взыскания просроченной задолженности (например, постановление об окончании исполнительного производства);
  • письменное обоснование решения о списании задолженности;
  • приказ (распоряжение) руководителя учреждения о списании просроченной задолженности;
  • справка (ф. 0504833).

В определенных случаях могут использоваться некоторые другие проводки. Например, счет 76. Основанием для отражения проводки служит резерв по сомнительным долгам. Причем сам списанный долг в течение последующих 5 лет необходимо будет учитывать по дебету счета 007 в полной сумме.

С учетом вышеизложенного для списания задолженности учреждению нужно проводить инвентаризацию расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами, в ходе которой и выявляется наличие задолженности с истекшим сроком исковой давности, а для ее списания следует получить разрешение руководителя, оформленное в виде приказа.

Аналитический учет по счету ведется в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) в разрезе видов поступлений (выплат), по которым на балансе учреждения учитывалась задолженность дебиторов, по дебиторам (должникам), с указанием его полного наименования, а также иных реквизитов, необходимых для определения задолженности (дебитора) в целях возможного ее взыскания.

Списание дебиторской задолженности проводки в бюджетном учреждении

В тех случаях, когда размеры закупок одноименных товаров (работ, услуг) не превышают в квартал установленный ЦБ РФ предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, бюджетное учреждение вправе заключить договор у единственного поставщика без проведения конкурса (пп. 14 п. 2.1 ст. 55 Федерального закона № 94-ФЗ ). По итогам размещения таких заказов могут быть заключены государственные или муниципальные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с ГК РФ (Письмо Минздравсоцразвития РФ от 27.07.2007 № Д04-2839 «О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ» ). Однако заключение таких договоров на закупки товаров, работ, услуг у единственного заказчика следует производить с согласованием Минэкономразвития РФ.

Обращаем ваше внимание, что инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся в учете. Для этого составляются акты сверки расчетов с контрагентами, в которых указываются дата и номер документов на отгрузку, стоимость товаров (работ, услуг), сумма НДС, а также суммы оплаты и реквизиты платежных документов. Акты сверки оформляются по состоянию на отчетную дату. Их форма законодательно не утверждена, поэтому учреждение может ее самостоятельно разработать и утвердить в качестве отдельного приложения к учетной политике организации.

Списание дебиторской задолженности в бюджетном учете

  • акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0317015);
  • акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835);
  • инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами (ф. 0504089);
  • решение инвентаризационной комиссии;
  • обоснование списания дебиторской задолженности и распоряжение (приказ) руководителя учреждения.

По обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется льготный срок для исполнения такого требования, исчисление исковой давности начинается по окончании вышеуказанного срока.

Списание дебиторской задолженности нереальной к взысканию

При этом необходимо учитывать, что списание долга из-за неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эту задолженность нужно отражать за балансом на счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» для наблюдения в течение пяти лет (иного срока, установленного законодательством) за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника. Такие правила предусмотрены пунктом 339 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.*

В бухучете дебиторскую задолженность нужно списать: после истечения срока исковой давности; в других случаях, когда она становится нереальной для взыскания, например, при ликвидации организации-должника. При этом сделайте следующие проводки: 1) в части задолженности по доходам – Дебет 0.401.10.173 Кредит 0.205.ХХ.660 с одновременным принятием на забалансовый счет 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов»; 2) в части задолженности по расходам — Дебет 0.401.20.273 Кредит 0.206.ХХ.660 с одновременным принятием на забалансовый счет 04. Более подробно смотрите в ответе.

Списание просроченной дебиторской задолженности в бюджетном учреждении

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В отношении кредиторской задолженности в сумме не предъявленных кредитором требований в период срока исковой давности, не подтвержденной по результатам инвентаризации кредитором, комиссия учреждения может принять решение о ее списании с балансового учета.
Кредиторская задолженность, не востребованная кредитором, подлежит списанию со счетов бухгалтерского учета с использованием счета 0 401 10 173 и с одновременным отражением указанной суммы на забалансовом счете 20 «Задолженность, невостребованная кредитором».

№ 372, далее - Порядок № 372). При этом дебиторская задолженность признается активом, если существует вероятность получения учреждением будущих экономических выгод или достижения поставленной цели и/или удовлетворения потребностей учреждения, и может быть достоверно определена ее сумма.

Бюджетное учреждение осуществляет приносящую доход деятельность — реализует права на распространение своего телеканала

К сведению:
В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» объектами бухгалтерского учета являются в том числе активы. То есть списание дебиторской задолженности с баланса учреждения возможно только в том случае, когда она перестает быть активом. Это означает, что до принятия соответствующего решения должны быть реализованы все законные меры и действия, которые могли бы привести к ее возврату (например предложение погасить задолженность в добровольном порядке, обращение в уполномоченные органы (в суд, к судебным приставам и т.д.)). Однако при выполнении таких действий должен быть соблюден принцип существенности затрат на формирование информации о состоянии активов (в соответствии с абз. 7 п. 3 Инструкции N 157н). То есть если затраты на реализацию конкретной меры по возврату задолженности превышают сумму задолженности (например, сумма госпошлины для обращения в суд превышает сумму задолженности), при этом нет достоверной информации об эффективности данной меры (задолженность по результатам произведенных действий может быть и не возвращена), то нет смысла и осуществлять соответствующие расходы.

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что отнесение дебиторской задолженности к безнадежной (нереальной к взысканию) не входит в компетенцию специалистов бухгалтерской службы учреждения. Соответствующее решение может приниматься комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов (далее — Комиссия) (п. 339 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н). С 2019 года полномочия соответствующей Комиссии в плане принятия соответствующего решения существенно расширяются. На данный момент на регистрации в Минюсте РФ находится приказ Минфина России от 01.03.2019 N 16н (далее — Приказ N 16н), вносящий соответствующие изменения в Инструкцию N 157н.
В свою очередь, бухгалтерия может располагать достаточным набором документов, в соответствии с которыми та или иная дебиторская задолженность может быть отнесена к нереальной. Поэтому именно бухгалтерия может выносить предложения по отнесению конкретной дебиторской задолженности к нереальной к взысканию на рассмотрение Комиссии.
Комиссия же при принятии соответствующего решения должна руководствоваться, прежде всего, нормами гражданского законодательства. Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ) предусматривает следующие основания признания задолженности нереальной к взысканию:
— истечение срока исковой давности (ст. 196 ГК РФ);
— прекращение обязательства вследствие невозможности его исполнения (ст. 416 ГК РФ);
— прекращение обязательства на основании акта государственного органа или органа местного самоуправления (ст. 417 ГК РФ);
— ликвидация юридического лица (ст. 419 ГК РФ) или смерть гражданина (ст. 418 ГК РФ).
После того, как Комиссия принимает решение об отнесении дебиторской задолженности к нереальной к взысканию и обосновывает соответствующее решение, руководитель может издать соответствующий приказ (распоряжение) о списании дебиторской задолженности. На основании такого решения бухгалтерия оформляет списание задолженности с балансового учета.
Стоит отметить, что выше описан примерный порядок документального оформления списания нереальной к взысканию дебиторской задолженности. Конкретный порядок должен утверждаться в качестве элемента учетной политики госучреждений (письмо Минфина России от 18.02.2014 N 02-06-10/6776).
Относительно отражения списания с баланса безнадежной к взысканию дебиторской задолженности в учете бюджетного учреждения следует отметить следующее. Дебиторская задолженность, признанная в установленном порядке нереальной к взысканию, возникшая в рамках доходных операций бюджетного учреждения, списывается в дебет счета 0 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» (п. 94 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, далее — Инструкция N 174н).
Ваше учреждение в рамках приносящей доход деятельности оказывает услуги по реализации прав на распространение телеканала. В соответствии с п. 3 раздела V Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, доходы от оказания платных услуг (работ) отражаются в учете бюджетного учреждения по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ и, соответственно, с использованием счета 205 31 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг» (п. 92 Инструкции N 174н).
Учитывая изложенное, списание нереальной к взысканию дебиторской задолженности с балансового учета Вашего учреждения отражается следующей бухгалтерской записью:
Дебет 2 401 10 173 Кредит 2 205 31 660, с одновременным отражением списанной дебиторской задолженности на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» (абз. 6 п. 94 Инструкции N 174н).
В соответствии с п. 339 Инструкции N 157н учет задолженности на забалансовом счете 04 осуществляется в течение срока возможного возобновления согласно законодательству Российской Федерации процедуры взыскания задолженности, в том числе в случае изменения имущественного положения должников, либо до поступления в указанный срок в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов денежных средств, до исполнения (прекращения) задолженности иным, не противоречащим законодательству Российской Федерации, способом.
Следует отметить, что в случае отсутствия правовых оснований для возобновления процедуры взыскания списанную задолженность учитывать за балансом не нужно (в соответствии с п. 2.2 пока не вступившего в силу Приказа N 16н).

Списание кредиторской задолженности в бюджетном учреждении (проводки)

К проведению инвентаризации необходимо подойти с особой аккуратностью и тщательностью. Именно инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности позволяет своевременно выявлять сомнительную и безнадежную задолженность. По итогам проверки проводятся работы в управленческом учете с дебиторкой и формируется резерв по сомнительным долгам.

Если возникают обстоятельства, когда покупающая или заказывающая сторона не в состоянии оплатить долги, то используется определение «задолженность, не востребованная кредиторами». К текущей задолженности относится та, срок погашения которой не превышает прописанные договором сроки или не выше 3 лет. Просроченная, соответственно, та, которая не оплачена своевременно. Когда дата оплаты не утверждена договором, законодательством такой долг именуется просроченным только спустя три года.

03 Авг 2018 529
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: