Заехали в тупик. как осаго стало убыточным для страховых компаний

Страховые компании уверяют, что ОСАГО приносит им одни убытки. Некоторые их них, например, Allianz и «ВТБ страхование», приняли решение покинуть этот рынок. Другим страховщикам потребовались серьезные финансовые вливания. Сложившаяся ситуация может и вовсе закончиться крахом всей системы обязательного автострахования. При этом некоторые эксперты считают главной причиной происходящего непомерную жадность страховщиков.

Разница в степени убыточности

Как пояснил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс, общие выплаты по ОСАГО в I квартале на 22% превысили собранные премии, причем в некоторых регионах разрыв составляет 150%. Этот результат включает все выплаты страховщика: не только страховое возмещение, но и расходы на ведение дел. Без них собственно страховые выплаты составили 97% собранных премий.

Управляющий директор «Эксперт РА» по страховым рейтингам Алексей Янин отмечает, что сегодня все страховщики испытывают трудности с ОСАГО. Возникает только разница в степени убыточности. По словам эксперта, лучше всех чувствуют себя страховые компании, которые ведут бизнес в крупных городах. «В целом это выбор между более-менее терпимым, плохим и очень плохим», - полагает Янин.

Гендиректор «Альфастрахования» Владимир Скворцов также считает, что в I квартале ситуация действительно хуже, чем в прошлом году. И пока эксперты не предвидят никаких улучшений на этом рынке.

Соблюсти нулевой баланс

В марте этого года ЦБ изменил формулу расчета соотношения капитала страховщиков и принятых ими на себя страховых обязательств. Пересчет оказался болезненным для страховщиков с большой долей ОСАГО. В результате «Росгосстрах» резко сократил долю на рынке ОСАГО (ниже 20%). Но это не помогло, и крупнейшей компании потребовались дополнительные средства. Теперь «Росгосстрах» ставит задачу соблюсти хотя бы нулевой баланс между убытками по ОСАГО и прибылью по другим видам страхования.

По словам гендиректора ГСК «Югория» Алексея Охлопкова, раньше «Росгосстрах» абсорбировал убыточных клиентов. Теперь эти обязательства легли на страховые компании. И это оказалось для многих непосильной ношей.

В единстве сила?

В этой ситуации компании предпочли объединяться. Как стало недавно известно, подконтрольная Борису Йордану группа «Ренессанс страхование» договорилась о слиянии со страховыми активами негосударственного пенсионного фонда «Благосостояние», которое контролируется «Российскими железными дорогами».

СМИ сообщают, что сделка находится в финальной стадии, но пока еще не подписана. Эксперты поясняют: для Йордана это возможность получить новые качественные активы на балансе «Ренессанса». Для НПФ - шанс на долю в хорошей страховой компании с грамотным топ-менеджментом.

В тоже время необходимо учитывать, что положение самого «Ренессанс страхования» также далеко от идеального. Чистая прибыль группы в 2016 году упала более чем в четыре раза по МСФО, до 0,6 млрд рублей. А большую часть портфеля компании занимает автострахование - КАСКО (сборы 1,7 млрд руб. за I квартал, доля рынка КАСКО - 4,7%, 8-е место по сборам) и ОСАГО (1,1 млрд руб., доля рынка 2,4%, 9-е место по сборам).

Так что насколько это слияние ответит чаяниям руководителей компаний, сказать сегодня достаточно сложно. Не станет ли это «союзом лузеров»?

Собрать побольше - выплатить поменьше?

ОСАГО успешно функционирует во многих развитых странах. Так почему же с ней возникли проблемы в России? Ряд экспертов считают - с самого начала система ОСАГО стала давать сбои, так как страховые компании решили, что должны немедленно получать сверхдоходы за счет разницы между сборами и выплатами.

Логика проста - чем меньше страховые компании выплачивали клиентам, тем больше становилась их прибыль. Так, в 2003 году, в первый год действия ОСАГО, страховые компании собрали 25,3 млрд рублей, а заплатили лишь 1,1 млрд. Но по закону об ОСАГО страховщики должны направлять на выплаты автовладельцам и пострадавшим в ДТП пешеходам не менее 80% сборов. На деле же выходило порядка 50%: за 13 лет действия ОСАГО страховые компании собрали с автовладельцев 1,25 трлн рублей, а выплатили только 670 млрд рублей, вместо положенного по закону 1 триллиона рублей.

Помимо этого, существовали многочисленные возможности сократить положенные выплаты. Например, привлечение к расчету ущерба карманных экспертов, отказ компенсировать утрату товарной стоимости. К особо изощренным способам можно отнести перенос центров урегулирования убытков в такие удаленные места, куда человеку как можно сложнее было добраться и получить выплату.

На слуху и множество других попыток страховщиков «срубить» лишнего с клиентов. Например, навязывание дополнительных услуг при заключении договора ОСАГО, отказ в заключение договора тем, кто отказывается купить дополнительные услуги у страховой компании и т.п.

К большому разочарованию страховых компаний, многие автомобилисты, пытаясь защитить свои права, стали обращаться в суды и выигрывали их. При этом по признанию самих граждан, если бы компании выплатили сразу адекватную сумму, то не потеряли бы гораздо большую. В интернете нетрудно найти массу таких рассказов. Например, после судов одному из автовладельцев компания заплатила вместо 45 тысяч рублей более 150 тысяч. Пользователь делает вывод о том, что жадность страховых компаний и привела к их убыточности. Эта точка зрения также имеет право на существование.

Тревожные перспективы

Чтобы стабилизировать ситуацию на страховом рынке, были приняты поправки в закон об ОСАГО, которые устанавливают приоритет натуральных выплат над денежными (28 апреля они вступили в силу). Таким образом, возмещение ущерба теперь будет осуществляться в виде ремонта автомобиля. По идее, новые правила должны позволить максимально обезопасить автовладельцев: качественную услугу они получат в сертифицированных центрах, которые будут проходить специальную проверку.

Но, по мнению автоюриста Сергей Радько, ничего хорошего эти поправки не принесут. Неясно, например, какое количество сервисов будет соответствовать заявленным требованиям. Эксперт считает, что поправки защищают в итоге интересы страховых компаний, а не граждан.

Как будет развиваться дальше ситуация с ОСАГО, сказать достаточно сложно. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина говорит, что если не принять дополнительных мер, в 2017 году может возникнуть убыточность в целом отрасли ОСАГО. При этом какие меры необходимо предпринять, чиновник не уточняет.

В свою очередь эксперты полагают: в случае ухудшения ситуации, государство вполне может и отменить обязательное страхование автогражданки. Но также вероятно, что и автовладельцы начнут массово отказываться от покупки полисов ОСАГО. Им эта система становится просто не выгодной.

На днях зампред ЦБ Владимир Чистюхин в эфире «Вести FM» заявил, что убыточность ОСАГО для страховых вышла на критический уровень, если ее рост продолжится и не сможет покрываться прибылью от иных видов страхования, компании будут сдавать лицензии. По данным газеты «Ведомости», с рынка ОСАГО уже ушли «Уралсиб» и «Альянс».

Однако, не все считают угрозы страховщиков выполнимыми. Свернуть бизнес или снизить долю на рынке ОСАГО не просто, ведь страховые премии на счета компании поступать перестанут, а обязательства по уже проданным полисам никто не отменял, потому выплаты могут длиться довольно долго, говорит управляющий директор Национального рейтингового агентства Павел Самиев. Это большие затраты, которые, по мнению аналитиков, смогут потянуть лишь компании с портфелями «автогражданки» до 10% от общего оборота либо аффилированные с банками.

Сами же страховщики в большинстве своем утверждают, что имеют достаточные резервы для ухода с рынка, но с решением не спешат. Например, в «Ингосстрахе» хотят для начала оценить результаты реформы ОСАГО, и через год, посчитав убытки и прибыль, принять то или иное решение, а «ВСК» уходить с рынка и вовсе не планирует, хотя и расширять свою долю на рынке ОСАГО тоже пока не собирается. К слову в графиках, приведенных на сайте «Ведомостей», среди 10 крупнейших страховых компаний, в прошлом году убытки превысили доходы лишь у «Росгоссраха», все прочие остались в плюсе. Напомним, за последний год средняя выплата по ОСАГО увеличилась на 23% и составляет 71 347 рублей.

Вас заинтересует:

При написании новости использовалась информация:
Ведомости

О том, что семь страховых компаний во главе с «Росгосстрахом» могут уйти с рынка ОСАГО, рассказал глава департамента страхового рынка ЦБ РФ Игорь Жук. Он связывает это с необходимостью участия организаций в новой системе агентских продаж полисов «автогражданки».

С внедрением системы по увеличению доступности услуги неизбежно должна измениться бизнес-модель страховой компании. Но не каждый страховщик готов и может предоставлять услуги на условиях, определённых многосторонним агентским соглашением, присоединиться к которому должна каждая компания до 25 июля.

Уже сейчас, по словам И. Жука, есть сведения о вероятном сокращении перечня страховых организаций, работающих в системе ОСАГО, на семь единиц. Речь идёт не только о вынужденной или добровольной сдаче лицензии, но и об уходе с рынка вследствие слияния или поглощения.

Глава департамента напомнил, что автоматически из числа членов РСА будет исключён страховщик, не подписавший агентское соглашение. Он особенно подчеркнул, что это условие распространяется на всех без исключения участников страхового сообщества. Также он напомнил, что «отказник» не только лишается лицензии на ОСАГО, но и штрафуется на сумму до миллиона рублей.

Такой акцент сделан в связи с заявлением «Росгосстраха» о нежелании подписывать соглашение в том виде, в котором оно утверждено общим собранием РСА. Это единственная страховая компания из числа лидеров в секторе ОСАГО, не присоединившаяся к продажам через агента РСА («ВСК», «РЕСО-Гарантия», «Ингосстрах», «СОГАЗ», «АльфаСтрахование» уже подписали документ). Из крупных игроков также не присоединилась компания «ВТБ Страхование».

«Росгосстрах» концептуально согласен с продажами через Единого агента, однако предлагает пересмотреть политику распределения продаж в «токсичных» регионах. В настоящее время доля каждого страховщика соответствует федеральному уровню продаж. Так, на долю «РГС» приходится четверть рынка ОСАГО; соответственно, в шести проблемных регионах компания должна оформить каждый четвёртый договор.

Страховщик же предлагает в качестве реперной точки использовать данные о долевом распределении на рынках Москвы, Санкт-Петербурга или Северо-Западного ФО. Это позволит «РГС» снизить продажи там, где есть проблемы.

Если «Росгосстрах» (как и другие компании, ещё не присоединившиеся к системе) не подпишет соглашение до назначенной даты, ему выпишут штраф в размере полумиллиона рублей. Отсутствие реакции на предписание ЦБ грозит повторным штрафом в миллион рублей. Если страховщик и после этого не подключится к Единому агенту, то будет лишён лицензии ОСАГО.

Каждый собственник автомобиля когда-нибудь сталкивается с вопросом о том, где лучше застраховать ОСАГО или какую страховую компанию для этого выбрать. Ведь перечень организаций, осуществляющих страхование машин много, но проблема у кого дешевле купить самую выгодную страховку будет волновать владельцев машин в Москве всегда.

Необходимость заключения договора ОСАГО является обязанностью каждого автовладельца.

В своё время были проанализированы дорожно-транспортные происшествия, и законодателем принято решение о внедрении системы страхования.

Теперь определённые компании, соответствующие некоторым критериям, могут предложить каждому желающему услуги автострахования, страхования онлайн и в ряде случае озвучить возможность приобретения дополнительных страховок, если это не нарушает действующее законодательство.

Нормативным актом на сегодняшний день под понятием «ОСАГО» подразумевается предотвращение последствий дорожно-транспортных происшествий путём защиты автовладельца от дополнительных расходов в случае выявления его вины по факту расследования причин ДТП. При наступлении такого момента страховщик обязан будет возместить оговоренную в договоре сумму пострадавшему гражданину.

Если же оказывается, что водителем договор ОСАГО не заключался либо просто просрочен, тогда по требованию закона физлицо теряет право на управление собственным автомобилем.

Сейчас действует сложившаяся общепринятая методика оценки нанесённого ущерба. Но нарекания в её сторону, вернее, на действия страховых компаний в процессе оценки становятся предметов постоянных дискуссий и непрекращающихся жалоб. Связано это скорее с фактическими действиями лиц, осуществляющих оценку ущерба, а не с несовершенством сложившейся системы.

В какой страховой компании дешевле оформить ОСАГО

Вопрос о том, где делают и выдают недорогие полисы на авто, какой полис выбрать актуален каждый день. При этом, выбирая из компаний, практикующих автострахование, необходимо отталкиваться от ряда данных.

Для начала нужно понять, какие есть страховые компании, какие страховщики лучшие и где быстро можно застраховаться . Это связано с тем, что государством предоставлена возможность продавцам предлагать полисы ОСАГО в некотором ценовом диапазоне.

При этом компании могут как повышать расценки на страховки, так и понижать, демпингуя и набирая себе клиентов.

Все эти меры увязаны с рядом рисков для приобретателя, о которых пойдёт речь ниже.

В нижней таблице показаны самые выгодные страховые компании пропорционально ценам на полисы в пределах установленного Центрабанком России тарифного коридора. Это минимальная стоимость, от которой страховщики отталкиваются, предлагая свои услуги потребителям. При этом в ряде случаев страховку можно оформить и подешевле.

Таблица 1. «Выгодные страховые компании, имеющие лицензию на ОСАГО»

Самый дешёвый полис ещё не гарантирует надёжность компании . Поэтому, задаваясь вопросом о том, в каких страховых компаниях выгоднее делать документ, нужно отталкиваться о от рейтинга надёжности. Он постоянно меняется. Одни организации уходят с рынка, не выдержав конкуренции. Другие просто разоряются, ошибившись в стратегии касательно несоразмерно недорогих полисов.

Где лучше оформить и купить полис ОСАГО в 2019 году


Тем не менее ряд оставшихся фирм успешно держатся в местах лидеров стабильно и не первый год. Вероятно на них стоит ориентироваться, чтобы понимать, какой сервис гарантированно можно получить на рынке автостраховок без излишних рисков недополучения сумм возмещения или наоборот, получения проблем в виде фальшивой страховки.

АльфаСтрахование
РОСНО
ВСК
ВТБ Страхование
ЖАСО
Ингосстрах
Капитал
МАКС
Ренессанс Страхование
РЕСО – Гарантия
Росгосстрах
СОГАЗ
Согласие
Транснефть
ЭНЕРГОГАРАНТ
Таблица 2. Рейтинг надёжности самых известных страховых компаний России

Конечно, в ряде случае стоит доверять отзывам и мнениям успевших приобрести страховки у популярных страховых организаций. В том числе и недорого, ведь запросы у всех клиентов разные.

Последние, как правило, предпочитают отмалчиваться, справедливо полагая, что раз получили отличный сервис за деньги, то так оно и должно быть.


Иногда, предлагая самые дешёвые полисы, страховщики на страницах своих порталов дают возможность при помощи онлайн калькуляторов быстро определиться с суммой возможных расходов.

Это зачастую упрощает возникающую диллему о том:

  • где самая выгодная страховка;
  • как сделать страховку;
  • как оформить онлайн полис сегодня;
  • выбрать «Уралсиб», «Россгострах» или «ВСК» что лучше, и т.д.

Ведь профессионально оформленная интернет страница портала продавца страховых услуг сродни отличному менеджменту: она помогает ускорить процесс покупки и экономит время покупателю. Что последние ценят и нередко оставляют о сервисе хорошие отзывы, о чём можно будет убедится несколько ниже.

При этом никто никогда не мешает потенциальному покупателю позвонить в службу компании на горячую линию и выяснить все интересующие вопросы. Звонки в такие сервисы, как правило, бесплатны.

Нужно быть предельно внимательным, покупая страховку по очень дешёвому полису . Тут можно ожидать или фальсификации документа, когда под реализацию полисы идут как числящиеся утерянными, так и просто списанными. Или навязывания продавцом дополнительных платных услуг.

Среди тех, кто покупал дешёвую страховку, есть обманутые клиенты с той, и с другой стороны. К сожалению, подобные махинации не прекращаются и в настоящее время.

Согласно законодательства автовладелцам предоставляется возможность покупки полиса через интернет . Электронный документ, оформленный, оплаченный онлайн имеет тут же юридическую силу, что и приобретённый обычным путём. Теоретически он по стоимости не должен отличаться от своего бумажного аналога. Но на деле может оказаться гораздо дешевле.

В силу несовершенства местных программ, принимающих оплату и обрабатывающих заявки о продаже полисов ОСАГО, нередки случаи программных сбоев при оформлении, проблемы со списанием средств, выдачи проблемных номеров страховок, т.д. Обычно все эти моменты решаемы, но выяснение причин тех или иных проблем иногда сильно затягивается.

Поэтому интернет оформление страховок это палка о двух концах:

  1. С одной стороны это быстро и удобно, есть возможность расплатиться безналом.
  2. С другой стороны нефункционирующая должным образом программа часто подводит владельцев авто, желающих купить полис именно через онлайн.


Причины покупок полисов онлайн владельцы автомобилей называют самые разнообразные:

  • То они не могут взять выгодную страховку рядом с домом или местом пребывания.
  • То ли просрочили полис, и теперь есть потребность купить страховку как можно быстрее. То ли просто не хотят толкаться в очередях.

А некоторых водителей пользоваться интернетом заставляют сами страховщики опять же по причине наличия текущих проблем с обслуживанием клиентуры.

Причём иногда доходит до того, что, чтобы не терять клиента, его перенаправляют по протекции к другому продавцу полисов. Такие случаи нередки и имеют место быть с некоторой долей периодичности.

Одними из устоявшихся реализаторов полисов ОСАГО онлайн на рынке страховых услуг являются нижеприведенные фирмы:

  • Ингосстрах;
  • Росгосстрах;
  • Альфа страхование;
  • Страхования компания Гайде;
  • Евтоинс;
  • Московия;
  • Уралсиб Страхование;
  • Тинькофф Страхование;
  • Страховое акционерное общество ВСК;
  • Либерти Страхование;
  • Страховая группа ХОСКА и ряд других.


Для оценки их деятельности в том же интернете создаются базы лучших страховщиков с возможностью написания отзывов от клиентов. У таких рейтинговых порталов с хорошим статусом предоставляется возможность написания текущей жалобы с перенаправлением последней в соответствующую страховую компанию для разбирательства. И часто жалобы от клиентов удаётся таким образом урегулировать.

Также предусмотрена возможность проверки сомнительной компании путём отправки запроса на наличие лицензии у страхователя. Эта функция работает на сайте Банка России или РСА.

Для определения надёжности компании ещё можно использовать такие параметры как величина уставного фонда фирмы и соотношение между полученными и выплаченными деньгами.

При уставном капитале с размером меньше законодательно утверждённого, страховщик не имеет права работать на рынке. Соотношение же выплат рассчитывается по каждому предлагаемому продукту отдельно.

Когда решают, в какую страховую компанию лучше обратиться, обращают внимание на наличие разветвлённой сети филиалов в регионе , где осуществляется обслуживание клиентуры. Чем больше филиалов тем удобнее клиентам.

Смотрят на наличие дополнительных акций и скидок (в пределах разумного, а не явного демпинга). Крупные стабильно функционирующие компании часто позволяют практиковать предоставление разных скидок и включение в общий пакет дополнительных страховых услуг.

Рoссгосстpax 83 435 839 тыс. рyблей
СОГАЗ 63 913 169 тыс. рублей
Ингосстрах 41 192 947 тыс. рублей
РЕСО-Гарантия 40 167 654 тыс. рублей
Альфа-Страхование 27 930 673 тыс. рублей
Согласие 23 613 700 тыс. рублей
ВТБ Страхование 15 888 150 тыс. рублей
Альянс 14 757 499 тыс. рублей
Ренессанс Страхование 13 032 376 тыс. рублей
Уралсиб 12 029 059 тыс. рублей
Таблица 3. Рейтинг страховых компаний по сборам ОСАГО за 2016-й год

Как оформить страховку ОСАГО

Правила везде одни и те же:

  • Автовладелец выбирает компанию на своё усмотрение.
  • Осуществляет обращение в заявительной форме согласно утверждённого образца.
  • Предъявляет свои документы :
    • паспорт или аналогичный взаимозаменяемый документ;
    • удостоверение на вождение с отметкой о присвоенном классе;
    • техпаспорт;
    • свидетельство об учёте в ГИББД;
    • копию диагностической карты.

Какие факторы при оформлении страховки ОСАГО влияют на стоимость в 2019 году


Какие критерии влияют на окончательную сумму полиса, позволяя выбрать самое лучшее страхование для тех, кто хочет купить страховку. Их всего не так много, чтобы застраховать выгодно автомобиль:

  • мощность двигателя машины. Чем больше этот показатель, тем, соответственно, больше расчётный коэффициент, увеличивающий сумму страховки;
  • место, где ставится на учёт транспортное средство . В каждом регионе свои коэффициенты. В городах, где аварийность выше больше расчётные показатели;
  • возраст владельца авто, его стаж и опыт . Чем больше стаж и лучше опыт, тем коэффициент ниже, поскольку к такому водителю заведомо больше доверия;
  • стаж вождения без создания ДТП . Пользуясь эти параметром можно скинуть страховую сумму ОСАГО до минус 50% (как максимум);
  • предоставлена возможность страховаться по системе , предусматривающей допущение к вождению нескольких лиц. В этом случае полис обойдётся дороже;
  • срок действия страховки . Лучшая дешёвая страховка получается при оформлении ОСАГО на 10 месяцев. Это текущая тенденция. В дальнейшем она может измениться.

В дальнейшем при расчёте платежа базовый тариф умножается на полученный коэффициент согласно правил методики расчёта.

Максимальная стоимость при самых «неблагоприятных» для плательщика условиях может вырасти в несколько раз, перешагнув отметку в 20 тысяч российских рублей.

Оформление полисов ОСАГО превратилось в квест несколько месяцев назад, и сейчас ситуация накалилась до предела. В федеральных компаниях красноярцам отказывают по разным причинам: закончились бланки, водителю нет 27 лет, принимают только по записи и лучше оформить полис в интернете и распечатать на обычном листе. Но программы «виснут». Также просят в страховых написать заявление, по которому полис выдадут через 30 дней. В региональных компаниях, таких как «Надежда», тем временем поток клиентов увеличился в 5 раз, и в некоторых отделениях по 20 человек ждут своей очереди на улице.

Корреспондент НГС.НОВОСТИ отправилась в офис «Надежды» на ул. Парижской Коммуны. На улицу здесь выходят разве что покурить, а в самом помещении автор насчитала более 25 водителей. В очереди они наперебой делятся наболевшим:

- Многие [увидев очередь] развернулись и ушли. А мы по всему городу обзвонили, все, что было в интернете - Росгосстрах, ВСК... То стажа не хватает, то 27 лет водителю нет, - говорит парень, пришедший с двумя девушками.

- Да в Росгосстрахе вообще перестали страховать. В «Согласии» мне сказали: «Пару дней вообще можете не заезжать». Там тоже очередь, - вступает в диалог уже мужчина со шлемом в руках.

- Некоторые говорят, что на номерах другого региона - вот у меня кемеровские - страховать отказываются. Посмотрим...

- У меня ВАЗ 1978 года. Были в «Сибирском спасе» и «РЕСО» - оба на Батурина. В первом сказали, что то ли лицензию отобрали, то ли что. Во втором очередей не видно, но девушка сказала, что «все по записи, народу много, а мы работаем до пяти - не успеете». Посоветовали в интернете. Почему не оформлю? Не, потом ж*** какая-нибудь получится, - говорит спортивный парень в кепке и шортах.

Чтобы принять такой поток от «федералов», в «Надежде» для части сотрудников ввели ночную смену, говорит представитель компании Наталья Худякова: «У нас работают все окна, задействован весь штатный ресурс, некоторых перевели на ночную смену, чтобы разбирать почту. Это же ненормальная ситуация. Берем всю тяжесть удара на себя». Опрошенные водители уходили из офиса максимум через час. От клиентов здесь не отказываются, но называют ОСАГО «социальным страхованием», невыгодным для компании. Выживает компания, подчеркивает она, за счет добровольного страхования жизни и здоровья, жилья.

«Если их [клиентов] отправили в другой офис, имеют право пожаловаться в Центробанк, - советует собеседница и обращается к водителям. - Не молчите. Не надо приходить в наш офис и ругаться, думая о том, что у нас какой-то сговор, что к нам перенаправляют людей».

Под видом клиентов мы обзвонили офисы федеральных страховых компаний и услышали примерно те же слова, что цитируют водители: «бланков нет», «приходите, посмотрим ваши документы». В страховом бюро «ОСАГО 124» заявили, что крупные компании сейчас приостановили с ними работу «Можем предложить только "Сибирский спас"».

Новый полис ОСАГО

Что происходит на рынке, мы попытались узнать в компании Росгосстрах, которую чаще всего упоминали опрошенные водители. Ответ на письмо от московской пресс-службы пришел через полчаса. Там заявили: за коллег на рынке Красноярска не отвечают, а «реализация договоров ОСАГО в компании ведется в строгом соответствии с нормами действующего законодательства и требованиями мегарегулятора».

«Если вам известны какие-то конкретные случаи нарушений, сообщите о них, пожалуйста: кто из сотрудников/агентов, в каком офисе, какая программа и в какое время на сайте нашей компании, как вы выражаетесь, "дает технический сбой" - будем разбираться», - пообещали в Росгосстрахе.

Единственный способ заставить компанию выдать полис, говорит руководитель компании «Автоюрист» Евгений Нигматулин, написать заявление с просьбой это сделать. Дополнительно там можно указать, где и когда можно произвести осмотр авто. Но закон, как и ранее заявляли в Росгосстрахе, дает страховщикам на это 30 дней. К сбою при оформлении электронного полиса на порталах компаний юрист относится скептически и предлагает вспомнить, как на портале госуслуг регистрация проходила при отправке письма Почтой России - «все в лучших традициях».

При этом сложившуюся ситуацию Евгений Нигматулин связывает с недавними поправками в закон о преобладании натурального возмещения ДТП над денежным. Как это будет происходить и кому выгодно, мы писали ранее .

За отказ оформить ОСАГО компаниям грозит штраф от 20 тыс. до 300 тыс. руб.

Страховые компании, по мнению собеседника, оказались не готовы к «сырому», «отвратительному с административной точки зрения» закону. С момента старта поправок, 28 апреля, он не слышал ни одного случая, когда машину после ДТП загнали в ремонт, а не выдали деньги за ущерб. «Я 100 % знаю, что 1,5 месяца назад у нескольких крупных страховщиков, которые вместе покрывают 80– 90 % рынка, не было договора ни с одним сервисом. Я еще полгода говорил с коллегами: не приживется - как платили деньгами, так и будут - по стариночке».

Однако мнения о причинах коллапса на рынке у юристов разошлись. Станислав Савчук, председатель краевого общества по защите прав автовладельцев, причину такого поведения крупных игроков видит во внутренней политике компаний, но никак не в замене выплат ремонтом. По его словам, Союз автостраховщиков обязывает каждую компанию держать одинаковый процент рынка во всех регионах. Но есть «кислотные», т.е. убыточные регионы (их около 10 по стране), где «федералы» сейчас стараются продавать меньше. Поэтому вынуждены снижать в аналогичном порядке и продажи в среднестатистических городах, куда относится Красноярск. Отгрузка бланков, говорит юрист, идет по этой статистике.

Между тем, как заверили корреспондента НГС.НОВОСТИ в Центробанке, за I квартал текущего года сибиряки больше 2 тыс. раз жаловались регулятору на некорректную работу страховщиков. Здесь и отказ в заключении договора, и навязывание допуслуг.

В праве на отказ точки ставит Центробанк: страховщики не имеют права этого делать, так как договор ОСАГО является публичным. За это обычным работникам может грозить штраф в размере 20–50 тыс. руб., а для должностных лиц и компаний - от 100 тыс. до 300 тыс. руб. Решить проблему должен был электронный полис, оформляемый на официальных сайтах компаний, - возможность введена с 1 января 2017 года. Проверить лжестраховщиков можно на порталах ЦБ или autoins.ru. За пять месяцев этого года жители Красноярского края оформили уже 39 тыс. полисов ОСАГО через интернет, говорят в регуляторе. Однако водители жалуются на невозможность это сделать.

О проблемах с оформлением ЦБ просит сообщать в колл-центр страховщика и надзорным органам: «Если есть проблемы с доступностью сайта - он постоянно "висит" - то нужно обращаться в Банк России. Проще всего сделать это через интернет-приемную. Необходимо в качестве доказательства приложить скриншот экрана с фиксацией даты и времени обращения к сайту».

Навязывание страховки жизни также может обойтись компаниям в 300 тыс. руб. «Однако навязывание страховок нужно отличать от так называемых кросс-продаж или коробочных продаж, - подчеркивают в ЦБ. - Это общепринятые практики, когда при приобретении полиса ОСАГО человека знакомят с наиболее востребованными добровольными страховыми продуктами и предлагают их приобрести. Однако это должно происходить без какого-либо принуждения».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: