Объектом прямого налогообложения может являться. Объектом налогообложения по налогу на имущество являются

Налоговый кодекс, N 146-ФЗ | ст. 38 НК РФ

Статья 38 НК РФ. Объект налогообложения (действующая редакция)

1. Объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего Кодекса и с учетом положений настоящей статьи.

2. Под имуществом в настоящем Кодексе понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

3. Товаром для целей настоящего Кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

4. Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

5. Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

6. Идентичными товарами (работами, услугами) в целях настоящего Кодекса признаются товары (работы, услуги), имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться.

При определении идентичности товаров учитываются их физические характеристики, качество, функциональное назначение, страна происхождения и производитель, его деловая репутация на рынке и используемый товарный знак.

При определении идентичности работ (услуг) учитываются характеристики подрядчика (исполнителя), его деловая репутация на рынке и используемый товарный знак.

7. Однородными товарами в целях настоящего Кодекса признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, товарный знак, страна происхождения.

Однородными работами (услугами) признаются работы (услуги), которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ (услуг) учитываются их качество, товарный знак, репутация на рынке, а также вид работ (услуг), их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 38 НК РФ

1. Название комментируемой статьи почти тождественно названию главы седьмой НК РФ, которая посвящена объектам налогообложения. Определения объекта налогообложения в статье не приводится, его понятие раскрывается через перечисление возможных предметов, которые могут выступать в качестве объектов налогообложения, с указанием их признаков и свойств. Объектом налогообложения могут быть:

Реализация товаров (работ, услуг);

Имущество;

Прибыль;

Данный перечень не является исчерпывающим и допускается существование в качестве объекта налогообложения любого обстоятельства. Указанное обстоятельство должно соответствовать двум критериям: во-первых, иметь стоимостную, количественную или физическую характеристику и, во-вторых, должно быть предусмотрено законодательством о налогах и сборах как основание возникновения обязанности по уплате налога.

Объект налогообложения относится к обязательным элементам налогообложения, без которых, в соответствии с п. 6 ст. 3, п. 1 ст. 17 НК РФ, налог не может быть установлен. Объект налогообложения по всем видам налогов (федеральным, региональным и местным) определяется только НК РФ. Законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при реализации в соответствии со ст. 12 НК РФ своего права на установление региональных и местных налогов объект налогообложения определяться не может.

Следует отметить, что из перечисленных в ст. 17 НК РФ обязательных элементов налогообложения (в их числе объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и срок уплаты налога) только объекту налогообложения посвящена отдельная глава в первой части НК РФ.

Из смысла комментируемой статьи можно вывести следующее общее определение объекта налогообложения: это обязательный элемент налогообложения, имеющий стоимостные, количественные или физические характеристики, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Перечисленные в комментируемой статье виды объектов налогообложения имеют разнообразную природу. Например, прибыль представляет собой бухгалтерскую запись и может формироваться только по окончании отчетного периода. Имущество - предмет материального мира, оно должно иметь собственника, при отсутствии которого в качестве объекта налогообложения рассматриваться не может.

В ч. 2 п. 1 комментируемой статьи указывается, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ. Данное положение подтверждает соблюдение в налоговом законодательстве принципа однократности налогообложения, в соответствии с которым один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период времени.

Из части второй НК РФ можно извлечь перечень объектов налогообложения по видам налогов (федеральных, региональных и местных). По федеральным налогам это:

Реализация товаров, работ или услуг на территории Российской Федерации, а также передача прав собственности на безвозмездной основе - для налога на добавленную стоимость (далее - НДС), в соответствии со ст. 146 НК РФ;

Реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров - для акцизов, в соответствии со ст. 182 НК РФ;

Полученный налогоплательщиком доход - для налога на доходы физических лиц, в соответствии со ст. 209 НК РФ;

Полученная налогоплательщиком прибыль - для налога на прибыль, в соответствии со ст. 247 НК РФ;

Пользование водными объектами, в числе которых забор воды, использование акватории, использование для целей гидроэнергетики, использование для сплава древесины - для водного налога, в соответствии со ст. 333.9 НК РФ;

Полезные ископаемые, в том числе: добытые на участке недр на территории Российской Федерации или на территориях, находящихся под ее юрисдикцией, арендуемых ею у иностранных государств или используемых на основании международного договора; извлеченные из отходов добывающего производства; минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы; добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение; дренажные подземные воды; метан угольных пластов - для налога на добычу полезных ископаемых, в соответствии со ст. 336 НК РФ.

По региональным налогам объектами налогообложения могут быть:

Транспортные средства, в том числе автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные и другие водные и воздушные транспортные средства - для транспортного налога, в соответствии со ст. 358 НК РФ;

Игровой стол, автомат, процессинговый центр и пункты приема ставок тотализатора или букмекерской конторы - для налога на игорный бизнес, в соответствии со ст. 366 НК РФ;

Движимое и недвижимое имущество, учтенное на балансе в качестве основных средств, - для налога на имущество, в соответствии со ст. 374 НК РФ.

По местным налогам объектами налогообложения могут быть:

Земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, - по земельному налогу, в соответствии со ст. 389 НК РФ.

Судебная практика по статье 38 НК РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N 309-КГ16-13100, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    Пунктом 3 статьи 38 НК РФ определено, что товаром для целей Налогового кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации...

  • Решение Верховного суда: Определение N 308-КГ17-11775, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями статей 38 , 249, 252, 264, 346.13, 346.15, 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», суды апелляционной и кассационной инстанций признали решение инспекции в оспоренной части законным и обоснованным...

  • Решение Верховного суда: Определение N 73-ПЭК17, Судебная коллегия по экономическим спорам, надзор

    Заявляя о презумпции добросовестности налогоплательщика, Астахов В.П не учитывает, что в силу пункта 1 статьи 38 , пункта 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы к моменту окончания налогового периода...

+Еще...

Налог представляет собой важную экономическую категорию. Она исторически связана с существованием и деятельностью государства. Сущность налога составляет изъятие в пользу общества установленной части от стоимости ВВП в форме обязательного взноса.

Терминология

Налог - индивидуально-безвозмездный обязательный платеж. Он взимается с граждан и организаций в виде отчуждения денежных средств, которые принадлежат им по праву хозяйственного ведения, собственности либо оперативного управления. Этот платеж необходим для финансового обеспечения функционирования государства и муниципальных образований. Сбор представляет собой обязательный взнос, который взимается с организаций и граждан, выступающий в качестве одного из условий совершения уполномоченными инстанциями и должностными лицами действий юридического характера. В их число, кроме прочего, включается предоставление прав и выдача лицензий.

Цели обязательных взносов и платежей

Сборы и налоги призваны:

Определение объекта налогообложения

Оно приведено в отраслевом Кодексе, в гл. 7. Объектом налогообложения является:

  • Имущество.
  • Реализация услуг/товаров/продукции.
  • Расход.
  • Доход.
  • Прочее обстоятельство, обладающее количественной, стоимостной или иной характеристикой, с наличием которого отраслевое законодательство связывает возникновение у субъекта обязанности совершать обязательное отчисление.

Согласно НК, объект налогообложения выступает в качестве неотъемлемого элемента взноса в бюджет. Он устанавливается в ч. 2 и положениями гл. 7 отраслевого Кодекса. Для каждого платежа должен быть предусмотрен свой объект налогообложения.

Классификация

В законодательстве описаны виды объектов налогообложения. Так, имуществом признаются все объекты гражданских прав (кроме вещных), касающихся материальных ценностей, согласно ГК. Товаром считается любая реализуемая или предназначенная для этого продукция. Для регулирования отношений, касающихся взимания таможенных платежей, к данной категории отнесено также прочее имущество, предусмотренное в ТК. Работой считается деятельность, результат которой имеет материальное выражение и может реализовываться для удовлетворения нужд граждан либо организаций. Услуга представляет собой активность, итог которой не имеет стоимостного показателя. Потребление результата осуществляется в ходе исполнения деятельности. Под реализацией, согласно Кодексу, признается:

  • Передача прав собственности на продукцию.
  • Оказание услуг.
  • Передача результата выполненной работы.

Указанные объекты налогообложения физических лиц и организаций могут иметь как на без-, так и возмездную основу. В последнем случае, в частности, имеется в виду, например, обмен продукцией, услугами или работой. Момент и место фактической реализации устанавливаются согласно ч. 2 Налогового кодекса.

Доход

В законодательстве нет четкого определения этого объекта налогообложения. В общем виде понятие сформулировано следующим образом:

Доход представляет собой экономическую выгоду. Она устанавливается в той мере, в которой может быть определена согласно порядку гл. 23 и 25 отраслевого Кодекса.

Доход может быть:

  • Валовым. Его составляют все поступления средств в пользу конкретного субъекта.
  • Уменьшенным на затраты, понесенные в связи с получением ("чистая прибыль").

Доходы также классифицируются на внереализационные и поступившие от реализации. Это разделение прямо приведено в Налоговом кодексе.

Исключения

Выше приведены основные объекты налогообложения РФ. Не относятся к этой категории:

Объект налогообложения и налоговая база

Эти две категории имеют тесную связь. Налоговая база представляет собой стоимостную или другую характеристику объекта налогообложения. Она выступает в качестве одного из основных элементов системы начисления обязательных платежей. Налоговые базы классифицируют в соответствии с:

  • Стоимостными показателями - величина дохода.
  • Физическими параметрами - объем полученного сырья.
  • Объемно-стоимостными показателями - количество реализованных услуг.

Исчисление

Его осуществляют налогоплательщики. Объект налогообложения учитывается в соответствующих документах. На основании этих данных, а также в соответствии с регистрами бухучета исчисление осуществляется по итогам каждого периода. В случае обнаружения в текущем периоде искажений (ошибок) при расчете налоговой базы, касающихся предыдущих циклов, осуществляется перерасчет. При невозможности определить конкретное время появления неточности корректировке подвергаются обязательства периода, в котором она выявлена.

Специфика расчета

Индивидуальные предприниматели выполняют исчисление налоговой базы в соответствии с данными учета расходов и доходов, а также хозяйственных операций согласно правилам, установленным Минфином и министерством по сборам и налогам. Гражданами расчет осуществляется на основании сведений о соответствующих доходах, полученных от организаций в установленных законом случаях, а также информации собственного учета. Последний выполняется в произвольной форме.

Способы установления

Их существует всего четыре. Налоговая база может устанавливаться прямым способом. Он предполагает учет документально и реально подтвержденных показателей. Косвенный способ основывается на установлении базы в сравнении с деятельностью остальных обязанных субъектов. В условном методе учитываются вторичные признаки условной величины дохода. При использовании паушального способа за основу берутся показатели суммы налога (условной).

Методы формирования

Они имеют особое значение в отчетной практике. Существует 2 метода формирования базы:

  • Накопительный. В рамках этого метода в качестве дохода признаются суммы, право на получение которых появилось в данном периоде. При этом не имеет значения, поступили ли они в действительности. Расходами признаются величины имущественных обязательств, которые возникли в отчетном периоде (в ходе исчисления подоходного налога с граждан).
  • Кассовый. Его называют также методом присвоения. При кассовом способе в качестве дохода признаются суммы, которые были реально получены в конкретном периоде налогоплательщиком. Соответственно, в качестве расхода, выступает реально уплаченные суммы.

Однократность

Все элементы, в том числе и объект налогообложения, формируют совокупность параметров, достаточных и необходимых для совершения обязательного отчисления. Чтобы признать платеж законным, недостаточно просто указать его в законодательстве. В нормах должны быть исчерпывающе установлены все его элементы: объект налогообложения, ставки, тарифы, субъекты, порядок и условия уплаты. В этом случае платеж будет считаться законным. При нечеткой формулировке того или другого понятия может иметь место неоднозначное толкование отраслевых норм. В итоге это становится причиной судебных споров и лишает налогоплательщиков надлежащим образом исполнять свои обязательства.

Периоды

Они представляют собой установленный промежуток времени относительно отдельных платежей, по завершению которого осуществляется исчисление налоговой базы и суммы, которая подлежит уплате. Периоды отражают частоту отчислений. Такой объект налогообложения, как акциз, предполагает ежемесячный платеж. Если предприятие использует вмененную систему, то взносы отправляются в бюджет раз в квартал. Если объектом налогообложения является доход граждан, то платеж совершается раз в год.

Важный момент

Налоговые периоды могут состоять из нескольких (или одного) более коротких отчетных промежутков. По их итогам отчисляются авансовые платежи. Однако для некоторых налогов отчетные периоды не предусмотрены. Например, это касается НДС, акцизов, обязательных платежей на игорный бизнес, добычу ископаемых. Вместе с этим для единого социального налога, отчислений по прибыли и имуществу организаций рассчитываются и выплачиваются с учетом авансовых отчислений по завершении отчетных периодов. На более короткие промежутки времени разбивают продолжительные циклы. К примеру, это применяется к календарному году. Такая мера обуславливается необходимостью обеспечить равномерное и регулярное поступление в бюджет установленных законом налоговых платежей на протяжении финансового года.

В заключение

В теории объект налогообложения формулируется по-разному. Некоторые авторы под этим термином понимают юридический факт, влекущий возникновение обязанности по уплате взносов в бюджет. Другие специалисты считают этот подход некорректным. Юридическим фактом, влекущим появление налоговых обязательств они считают наличие объекта - получение дохода или обладание имуществом на протяжении финансового периода.

Установление налога (сбора) определяет определение налогоплательщиков (субъектов налогообложения) и элементов налогообложения, а именно:

1) Обязательные элементы налогообложения.

1.1) Объект налогообложения (ст.38 НК ) – обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Объектом налогообложения может выступать:

· Реализация товаров, работ, услуг. Товаром считается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Работой деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

· Имущество;

· Прибыль;

· Расход и др.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК, а до ее принятия – в соответствии с действующими федеральными законами.

Наличие объекта обложения обычно связано с возникновением обязанности по исчислению налога и предоставлению налоговой отчетности.

1.2) Налоговая база (ст.53 НК ) – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

С наличием налоговой базы непосредственно связана обязанность налогоплательщика по уплате налога. В отдельных случаях даже при наличии объекта налогообложения налоговая база может отсутствовать (или может быть равной нулю), например, если все объекты налогообложения у налогоплательщика освобождены от налогообложения (льготируются).

1.3) Налоговая ставка (ст.53 НК ) – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

В общем случае действует следующая формула для исчисления налога:

Налог = Налоговая база × Налоговая ставка.

Налоговые ставки бывают 4-х видов:

o адвалорные – выраженные в процентах, применяются, когда налоговая база определяется в рублях:

[руб.] = [руб.] × [%].

o специфические – выраженные в рублях на единицу измерения налоговой базы (например – рубль на лошадиную силу, рубль на тонну и т.п.):

[руб.] = [л.с.] × [руб./л.с.].

o комбинированные – суммирующие два вышеуказанных типа ставок:

[руб.] = [руб.] × [%] + [т.] × [руб./т.].

o альтернативные – предусматривающие выбор одной из двух первых типов ставок:

[руб.] = [руб.] × [%], но не менее [тыс.шт.] × [руб./тыс.шт.].

Чаще всего в России применяются адвалорные и специфические ставки.

1.4) Порядок исчисления налога (ст.54 НК ).

При обложении налогами действуют три способа взимания налогов:

а) Декларационный . Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Этот способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления – декларации о величине налоговой базы. В налоговую декларацию могут включаться данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и вычетах, другие данные.

Формы отчетности по налогам, в том числе декларации, разрабатываются Министерством финансов РФ совместно с Федеральной налоговой службой РФ (ФНС РФ) и утверждаются соответствующими приказами.

б) Кадастровый . В случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган.

Такой способ предполагает использование кадастра – реестра (описи), содержащего перечень сведений об оценке и средней доходности объекта обложения (земли, строений, сооружений), которые используются при исчислении соответствующего налога.

В этих случаях налоговый орган направляет налогоплательщику не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговое уведомление (по форме, установленной ФНС РФ), в котором должны быть указаны:

Расчет налоговой базы;

Размер налога, подлежащего уплате;

Срок уплаты налога.

Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации или физическому лицу (их законным или уполномоченным представителям) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения налогового уведомления, данное уведомление направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

в) У источника выплаты . В некоторых случаях, предусмотренных законодательством, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налогового агента.

Третий способ предполагает исчисление и изъятие у источника образования объекта обложения. Обычно он используется бухгалтерией предприятия, индивидуальным предпринимателем или органом, который выплачивает доход или по закону имеет такое право.

1.5) Налоговый период (ст. 55 НК ) – календарный год или иной период времени (квартал, месяц) применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Налоговая декларация предоставляется по итогам налогового периода, а по итогам отчетных периодов предоставляются расчеты авансовых платежей.

1.6) Порядок и сроки уплаты налога (ст. 57,58 НК ).

Уплата налога (сбора) производится налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) в установленные сроки в наличной (только для физических лиц) или безналичной форме разовой уплатой всей суммы или в ином порядке, предусмотренном НК и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Конкретный порядок и сроки уплаты налога (сбора) устанавливается применительно к каждому налогу. Изменение установленного срока уплаты допускается только в порядке, предусмотренном НК.

При уплате налога (сбора) с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Изменение срока уплаты налога (сбора) может производиться только при наличии условий, установленных НК в следующих формах: отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит.

2) Необязательные элементы налогообложения .

2.1) Льготы по налогу (ст. 56 НК ) – предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков (плательщиков сборов) преимущества, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, по сравнению с другими налогоплательщиками (плательщиками сборов), включая возможность не уплачивать налог (сбор) или уплачивать его в меньшем размере.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам (сборам), не могут носить индивидуального характера.

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы или приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК.

Все элементы налогообложения по федеральным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ.

По региональным и местным налогам соответственно законодательные органы региональных властей и представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать только следующие элементы налогообложения:

1) Налоговые ставки – в пределах определенных НК. НК при этом определяет минимальный и максимальный уровень налоговых ставок.

2) Порядок и сроки уплаты налога.

3) Налоговые льготы – дополнительно к льготам, предусмотренным НК.

Остальные элементы налогообложения по региональным и местным налогам устанавливаются НК (до принятия соответствующих глав НК – законами РФ).

Налоговое бремя

Налоговое бремя может исчисляться для экономики страны в целом и для конкретных налогоплательщиков. Налоговое бремя на макроуровне определяется как отношение общей суммы взимаемых налогов к величине совокупного национального продукта и показывает, какая часть произведенного общественного продукта перераспределяется в результанте действия бюджетных механизмов. В экономически развитых странах с социально ориентированной экономикой среднее значение налогового беремени составляет 40–45%. В России этот показатель несколько ниже – с учетом поступлений во внебюджетные фонды и таможенные пошлины он равен примерно 33% и имеет тенденцию к снижению.

Для конкретного налогоплательщика налоговое бремя показывает доля совокупного дохода этого лица, которая отчуждается в бюджет. На практике чаще всего берется отношение суммы всех начисленных налогов к объему реализации (выручке). Показатель налогового бремени зависит от вида деятельности плательщика. Так, на предприятиях занимающихся производством алкогольной продукции он достигает 50%, так как в цене этой продукции велика доля акцизов, а сельскохозяйственные предприятия, но которые распространяется многие налоговые льготы, несут налоговое бремя не достигающее и 10%.

От величины налогового бремени зависит объем изымаемых в бюджет средств. Но связь этих двух показателей не является не прямой, ни обратной, а носит сложный характер и описывается так называемой кривой Лаффера.

Артур Лаффер из Калифорнийского университета описал взаимосвязь между ставками налогов и объемом налоговых поступлений.

По мере роста ставки (Т) от нуля до максимума налоговые поступления растут от нуля до определенного максимального уровня (Дmax), а затем вновь снижаются до нуля. Налоговые поступления падают после некоторого значения ставки, поскольку более высокие ставки налога сдерживают активность хозяйствующих субъектов, а потому налоговая база (на макроуровне – национальный продукт и доход) сокращается. Так, налоговые поступления при ставке 100% сокращаются до нуля, так как такая ставка фактически имеет целью конфискационный характер и останавливает всякую производственную деятельность плательщиков.

Параметры кривой Лаффера носят эмпирический характер. Это означает, что на практике сложно ответить на вопрос, при какой ставке налога начинается снижение налоговых поступлений в бюджет.

Кривая Лаффера показывает также, куда перемещается предпринимательская деятельность при превышении определенного значения налоговых ставок, т.е. при нарушении принципа соразмерности налогообложения. При увеличении налоговых ставок в начале кривой побудительные мотивы хозяйствующих субъектов серьезно не затрагиваются и заинтересованность в легальных дохода, а также общий объем производства сокращаются медленнее, чем возрастает ставка, поскольку уменьшение налогооблагаемой базы происходит медленнее, чем увеличение ставки, доходы бюджета возрастают. Но как только ставка достигает некоторого уровня, дальнейшая уплата налога ведет к заметному сокращению чистого дохода налогоплательщика, начинается спад хозяйственной активности, уклонение от налогов приобретает массовый характер. Предпринимательская деятельность перемещается из легальной сферы в тень. Вследствие этого, несмотря на рост налоговых ставок, бюджетные доходы сокращаются.


Рис. 3. Кривая А.Лаффера

Функции налогов

Функции налогов являются проявлением сущности налогов, способом выражения их свойств и показывают, каким образом реализуются их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов. Следует отметить, что среди экономистов нет единства о числе и составе функций налогов – различные авторы выделяют от одной до шести функций.

Так, например, А.В. Брызгалин выделяет следующие функций налогов:

1. Фискальная (от итал. «фиск» – казна ) функция (также может называться основной или исторической) – означает изъятие средств у налогоплательщиков и направление их в государственный в бюджет (казну). Именно посредством этой функции налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета для осуществления государственных расходов. Исторической данную функцию называют, поскольку первоначально налоги устанавливались только для сбора необходимых государству ресурсов.

2. Регулирующая (экономическая) функция – означает регулирование государством через налоги социально-экономических процессов, направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма. Для данной функции выделяют три подфункции:

2.1. Стимулирующая подфункция направлена на развитие определенных социально-экономических процессов и реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений). Например, для стимулирования развития сельского хозяйства устанавливают целевые налоговые льготы, снижают ставки и вводят специальные налоговые режимы для сельскохозяйственных товаропроизводителей. В трудах некоторых авторов стимулирующая подфункция может выделяться как самостоятельная функция.

2.2. Дестимулирующая подфункция является обратной к предыдущей и посредством сознательно увеличенного налогового бремени препятствует развитию социально-экономических процессов, которые государство не считает общественно полезными (например, игорный бизнес, производство и потребление алкогольной и табачной продукции). Как правило, действие этой подфункции может быть связано с установлением повышенных ставок налогов или введением специального налога для данной деятельности.

2.3. Подфункция воспроизводственного назначения реализуется посредством платежей за пользование восполнимыми природными ресурсам. Эти платежи (например, водный налог, плата за пользование лесным фондом) могут иметь четкую отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения средств, используемых в дальнейшем на восстановление эксплуатируемых ресурсов.

3. Распределительная (социальная) функция – выражает сущность налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений, состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан: от работающих к неработающим, от состоятельных к неимущим. В различных государствах существуют разные методы, позволяющие изымать у «богатых» большую долю их дохода по сравнению с «бедными» – во многих странах (за исключением России) по личным доходам граждан действует прогрессивная шкала налогообложения, устанавливаются налоги «на роскошь», уплачиваемые при приобретении яхт, особняков, ювелирных изделий и т.п. В России прогрессивный метод налогообложения, реализующий данную функцию, предусмотрен по налогу на имущество физических лиц и по транспортному налогу. Некоторые авторы объединяют вторую и третью функцию.

4. Контрольная функция означает, что государство контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан. Причем одновременно осуществляется контроль и за источниками доходов, и за направлениями расходования средств. Противники контрольной функции утверждают, что контрольная функция присуща не самим налогам, а налоговым органам, который осуществляют такой контроль. Сторонники контрольной функции указывают на то, что налоги являются важным индикатором состояния экономики и через налоги, точнее через их поступление, государство может определять находится ли экономика на подъеме или наоборот испытывает трудности.

5. Поощрительная функция предусматривает особый порядок обложения налогом определенных категорий граждан, имеющих заслуги перед обществом и государством (участники боевых действий, Герои Советского Союза и РФ, «чернобыльцы» и др.). Эта функция налогов имеет социальную направленность и зачастую не выделяется учеными из социальной функции.

  • 4. Способы взимания налогов. Налоги как регуляторы научно-технического развития. Налоговое бремя. Классификация налогов
  • Тема 2. История возникновения и развития налогов и сборов.
  • Возникновение и развитие налогов.
  • 2. Этапы становления и развития налогообложения в Европе и России. Связь налогов с государством. Генезис учения о налогах. Учение о налогах в работах зарубежных и российских экономистов.
  • 3. Становление и развитие налогов в России в период 1917-1991 гг.
  • Тема 3. Экономические теории налогов и налогообложения.
  • Тема 4. Налоговая политика и налоговая система Российской Федерации.
  • 1. Налоговая политика и ее типы.
  • Налоги и бюджетный процесс
  • Понятие налоговой системы. Основные характеристики налоговых систем. Организационные принципы Российской налоговой системы.
  • 4. Система налогового законодательства Российской Федерации. Порядок принятия и введения в действие налоговых законов.
  • Тема 5. Общие условия установления налогов и сборов.
  • 1. Система налогов и сборов в рф.
  • 2. Элементы налога.
  • 3. Участники отношений, регулируемые законодательством о налогах и сборах.
  • 4. Налогоплательщики и налоговые агенты.
  • 5. Представительство в налоговых правоотношениях.
  • Глава 4 нк рф содержит несколько норм, которые регулируют представительство.
  • 6. Права и обязанности налогоплательщика.
  • 7. Представительство в налоговых правоотношениях.
  • 8. Обеспечение и защита прав налогоплательщиков (плательщиков сборов).
  • Тема 6. Изменение срока уплаты налога и сбора. Налоговые льготы и санкции.
  • 1. Понятие о налоговых льготах и скидках.
  • 2. Общие условия изменения срока уплаты налога и сбора.
  • 3. Обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты налога.
  • 4. Органы, уполномоченные принимать решения об изменении срока уплаты налога.
  • 5. Порядок и условия предоставления отсрочки или по уплате налога.
  • 6. Налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит, целевой налоговый кредит, порядок и условия их предоставления.
  • 7. Прекращение действия отсрочки и рассрочки, других льгот.
  • 8. Санкции и их виды за нарушение налогового законодательства.
  • Тема 7. Налоговый механизм.
  • Составные части налогового механизма.
  • 2. Методы управления налогообложением.
  • Пропорциональный, прогрессивный и регрессивные методы
  • 3. Объекты налогообложения.
  • 3. Способы налогообложения. Общие условия установления налогов и сборов
  • 4. Порядок и способы исчисления и уплаты налога.
  • Специальные налоговые режимы.
  • Тема 8. Налоговое производство.
  • 1. Понятие налогового производства. Бухгалтерский и налоговый учет. Учетная политика.
  • 2. Учетно-налоговые регистры. Методы формирования налогооблагаемой базы.
  • Методы формирования налогооблагаемой базы
  • 3. Налоговые ставки.
  • 4. Способы выполнения обязательства. Неисполнение обязательства.
  • 5. Порядок производства по делам о налоговых правонарушениях.
  • Тема 9. Налоговые правонарушения и ответственность за нарушение налогового законодательства.
  • Тема 10. Организация налогового контроля.
  • Государственный реестр налогоплательщиков.
  • Налоговый контроль за расходами физического лица.
  • Действия налоговых органов по результатам проверки.
  • Налоговая тайна.
  • Тема 11. Органы управления и контроля в налоговой сфере.
  • 1. Налоговые органы в Российской Федерации. Права и обязанности налоговых органов. Обязанности должностных лиц налоговых органов.
  • 2. Полномочия таможенных органов.
  • Тема 12. Характеристика современного налогообложения в Российской Федерации и основные тенденции его развития.
  • Общая характеристика российской налоговой системы во втором тысячелетии.
  • Принципы, положенные в основу налоговой системы России.
  • Современные проблемы и тенденции налогообложения в России
  • Достоинства и недостатки налоговой системы России. Основные проблемы.
  • Доходная часть федерального бюджета рф
  • Совершенствование налоговой системы: возможности и альтернативы.
  • Тема 13. Налоговое планирование и оптимизация налогообложения.
  • Понятие и принципы налогового планирования. Элементы и этапы налогового планирования.
  • Уровни налогового планирования.
  • Возможности минимизации налоговых платежей в рф. Основные принципы оптимизации налоговых платежей.
  • 3. Объекты налогообложения.

    Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

    Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ.

    Под имуществом в НК РФ понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

    Товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое, либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое Таможенным кодексом Российской Федерации.

    Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

    Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

    3. Способы налогообложения. Общие условия установления налогов и сборов

    Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

      объект налогообложения;

      налоговая база;

      налоговый период;

      налоговая ставка;

      порядок исчисления налога;

      порядок и сроки уплаты налога.

    В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком

    4. Порядок и способы исчисления и уплаты налога.

    Порядок исчисления налога - это совокупность действий налогоплательщика по определению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

    Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога. Обязанность исчислить сумму налога может быть также возложена на налоговый орган или третье лицо, выступающее в роли налогового агента.

    Принципы разрешения общих вопросов исчисления налоговой базы изложены в ст. 54 НК РФ. Согласно положениям этой статьи налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого периода на основании данных бухгалтерского учета или на основе иных документально подтверждающих данных об объектах; индивидуальные предприниматели используют для этих целей данные учета доходов и расходов и хозяйственных операций; физические лица как налогоплательщики исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций сведений об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов.

    Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности норм и правил налогового учета, изложенных в ст. 311-313. НК РФ. Подтверждением данных налогового учета являются: первичные учетные документы (включая справку бухгалтера), аналитические регистры налогового учета, расчеты налоговой базы.

    Исчисление налога может осуществляться по некумулятивной системе (обложение налоговой базы предусматривается по частям) или по кумулятивной системе (исчисление налога производится нарастающим итогом с начала периода).

    Кроме того, исчисление налога может проводиться по глобальной системе (определение суммы платежа осуществляется с совокупного дохода независимо от источника дохода налогоплательщика) или шедулярной системе (разделение дохода на его составные части (шедулы) в зависимости от источника дохода и обложение налогом каждой части по отдельности).

    Российским законодательством предусмотрено применение различных систем и способов исчисления налога, а также их сочетаний.

    Для упорядочения процесса внесения налога в бюджет определяется порядок уплаты налога - нормативно установленные способы и процедуры внесения налога в бюджет.

    Налоговый оклад- это сумма, вносимая плательщиком в бюджет по одному налогу. Бюджет – это основной элемент правильной уплаты налога. Уплату налога не в тот бюджет налоговые органы квалифицируют как недоимку .

    Существует пять способов взимания налогов:

      кадастровый, т.е. налог взимается на основе внешних признаков предполагаемой средней доходности имущества. В зависимости от объектов налогообложения выделяют домовый, земельный, промысловый, имущественный и прочие кадастры. При уплате платежа устанавливаются фиксированные сроки их взноса. Например, налог на имущество физических лиц уплачивается равными долями в два срока – к 15 сентября и 15 октября. Кадастровый способ является трудоемким, экономическая оценка объектов доходности – неустойчива и неэластична;

      уплата налога у источника дохода – налог исчисляется и удерживается бухгалтерией того предприятия или учреждения, которое выплачивает налог субъекту налога. Здесь моменту получения дохода предшествует момент уплаты, это как бы автоматическое удержание, безналичный способ;

      уплата налога по декларации – на налогоплательщика возлагается обязанность представить в установленный сроков налоговый орган официальное заявление о полученных доходах и произведенных расходах за истекший отчетный год. На основании декларации налоговый орган исчисляет налог и вручает налогоплательщику заявление о его уплате. Способ недостаточно эффективен, поскольку создает возможности для уклонения от налога, да и проверка деклараций достаточно трудоемка;

      уплата налогов в момент расходования доходов характеризуется для косвенного налогообложения, когда налог входит в цену товара. Этот способ наиболее эффективен, ибо дает наибольший удельный вес поступлений в бюджет;

      уплата налога в процессе потребления или использования имущества (движимого или недвижимого) – налог взимается из дохода налогоплательщика ежегодно в установленном порядке.

    Порядок уплаты налога как элемент закона о налоге предполагает решение следующих вопросов:

      направление платежа (бюджет или внебюджетный фонд);

      средства уплаты налога (в рублевых средствах, валюте);

      механизм платежа (в безналичном или наличном порядке, в кассу сборщика налога и т.д.);

      особенности контроля за уплатой налога.

    Конкретный порядок уплаты налога устанавливается налоговым законодательством применительно к каждому налогу.

    Объекты налогообложения - юридические факты (действия, со­бытия, состояния), с которыми законодательство о налогах и сборах связывает обязанность налогоплательщика заплатить налог. К ним от­носятся совершение оборота по реализации товара, владение имуще­ством, совершение сделки купли-продажи, получение прибыли и др.

    Согласно п. 1 ст. 38 НК РФ, каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, с помощью которого законодатель может ар­гументировать возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Объектами налогообложения могут выступать опера­ции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных ус­луг) или иной объект, имеющий стоимостную, количественную или фи­зическую характеристики.

    Из этого списка явствуют те правовые ограничения, которые зало­жены в отношении объектов налогообложения. В достаточно общем виде поименованы объекты налогообложения: имущество, доход, при­быль, стоимость реализованных товаров (выполненных работ и оказанных услуг). Например, имущество может превратиться в довольно большой перечень объектов, поскольку он, согласно ГК РФ, является неограниченным.

    Объекты по всем налогам определяются федеральным законодатель­ством независимо от уровня установления налоговых платежей.

    Следует отличать объект от предмета налогообложения .

    Предметы налогообложения - реальные вещи (земля, транспорт­ные средства, другое имущество) и нематериальные блага (государ­ственная символика, экономические показатели и т. п.), которые обо­сновывают взимание соответствующего налога. Отсюда следует, что этот элемент налогообложения обозначает признаки фактического, а не юридического характера. Так, например, предметом транспортного налога является транспортное средство, которое не порождает ника­ких налоговых последствий, объектом - владение этим транспортом.

    Объект налогообложения также нельзя отождествлять с источни­ком налога. Источник налога - это резерв, используемый для уплаты налога. Существуют два источника - доход и капитал налогоплатель­щика.

    Налоговая база

    Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения (п. 1 ст. 53 НК РФ). Примером налоговой базы со стоимостными показателями является сумма дохода, с объемно-стоимостными показателями - объем реали­зованных услуг, а с физическими показателями - объем добытого сы­рья. Налогооблагаемая база и порядок ее определения по всем нало­гам устанавливаются НК РФ.

    Налоговая база как количественное выражение предмета налогооб­ложения выступает основой для исчисления суммы налога, так как именно к ней применяется ставка налога.

    Большинство предметов налогообложения нельзя непосредствен­но выразить в каких-либо единицах налогообложения, поэтому сна­чала выбирают ту или иную физическую характеристику (параметр измерения) из множества возможных, тем самым, определяя масш­таб налога.

    Масштаб налога - установленная законом характеристика измере­ния предмета налога.

    Масштаб налога определяется через стоимостные и физические ха­рактеристики . При измерении дохода в качестве масштаба выступает денежное выражение полученного дохода, акцизов на алкоголь - кре­пость напитков, транспортного налога - мощность двигателя, вес ав­томобиля или объем двигателя.

    Единица налогообложения - единица масштаба налогообложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы. Так, при налогообложении дохода единицей налога является рубль; при обложении акцизами алкогольных напитков - градусы; при исчисле­нии транспортного налога - лошадиная сила, тонна или куб. см.

    На практике в Российской Федерации применяются следующие спо­собы определения налогооблагаемой базы:

    прямой способ , основанный на реально и документально подтвер­жденных показателях. Например, данные бухгалтерского и налогового учета о доходах и расходах служат для расчета базы налога на прибыль организаций;

    косвенный способ (расчет по аналогии), основанный на определе­нии налогооблагаемой базы по сравнению с деятельностью других налогоплательщиков. То есть при отсутствии сведений о до­ходах и расходах расчет облагаемого дохода ведется по аналогии;

    условный способ (презумптивный ), который основан на определении налогооблагаемой базы с помощью вторичных признаков условной суммы дохода (пример - налоговой базой у налогоплательщика, подпадающего под специальный налоговый режим, определенный гл. 26.3 НК РФ, является величина вмененного дохода).

    Налоговая база, являясь существенным элементом налога, необхо­дима только для исчисления налогового обязательства. Обязанность по уплате налога возникает при наличии соответствующего объекта налогообложения.

    Налоговый период

    Налоговый период - срок, в течение которого формируется нало­говая база и окончательно определяется размер налогового обязатель­ства.

    Значимость налогового периода обусловлена следующими обстоя­тельствами :

    1. он определяет промежуток времени, в котором у налогоплательщика возникает объект налогообложения, поэтому является неотъем­лемым элементом процедуры исчисления налога;

    2. он необходим на стадии уплаты налога, поскольку с истечением налогового периода связывается срок уплаты налога;

    3. он нейтрализует проблему многократного налогообложения, так как многим объектам (получение дохода, реализация товаров) свойственна повторяемость, протяженность во времени.

    Согласно п. 1 ст. 55 НК РФ, «под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдель­ным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по ито­гам которых уплачиваются авансовые платежи». Отчетный период - срок, по окончании которого подводятся итоги, составляется отчет­ность и представляется в налоговую инспекцию, органы социальных внебюджетных фондов.

    Налоговый и отчетный периоды могут совпадать (например, при рас­чете налога на добычу полезных ископаемых). В других случаях отчет­ность представляется несколько раз за налоговый период. Так, в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций налоговым пери­одом признается календарный год, а отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев этого года.

    Понятие «налоговый период», закрепленное в НК РФ , сведено лишь к сроку определения налоговой базы и исчислению подлежащей уплате суммы налога. Однако помимо этого налоговый период является :

    1. ба­зой для определения по временному фактору налогового резидентства;

    2. основой для определения круга соответствующих обязанностей у на­логоплательщика;

    3. необходимым элементом в отношениях по налого­вому контролю и привлечению к ответственности.

    Налоговая ставка

    Ставка налога - размер налога на единицу налогообложения. Сле­довательно, ставка налога есть норма налогового обложения. Относи­тельно данного элемента налога в ст. 53 Кодекса указано: «Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на едини­цу измерения налоговой базы... Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представи­тельных органов местного самоуправления в пределах, установленных настоящим Кодексом». Налоговые ставки можно классифицировать по следующим основаниям.

    В зависимости от способа определения суммы налога выделяют :

    твердые ставки , когда на каждую единицу налогообложения оп­ределен зафиксированный размер налога (например, 1500-7500 руб. за один игровой автомат);

    процентные ставки , когда на каждую единицу налогообложения определен зафиксированный процент налога (так, с каждого руб­ля прибыли предусмотрено 24% налога).

    В зависимости от степени изменяемости ставок налога различа­ют :

    общие, повышенные и пониженные ставки . Например, по налогу на доходы физических лиц ст. 224 НК РФ установлены следующие став­ки:

    1. 13% (общая),

    2. 30 и 35% (повышенные),

    3. 9% (пониженная).

    Налоговые льготы

    Согласно п. 1 ст. 56 НК РФ «льготами по налогам и сборам призна­ются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщика­ми или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы зако­нодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить ин­дивидуального характера».

    Следовательно, налоговые льготы используют для сокращения разме­ра налогового обязательства налогоплательщика и для изменения срока платежа . При этом налогоплательщик может отказаться от использова­ния льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.

    Налоговые льготы относятся к факультативным элементам налогооб­ложения, т. е. они могут отсутствовать в законе о конкретном налоге.

    По­рядок законотворчества в отношении льгот определен п. 3 ст. 56 НК РФ. Согласно положениям этой статьи, льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются НК РФ; льготы по региональным (местным) налогам - НК РФ и (или) законами субъектов РФ о налогах (нормативными правовыми актами представительных органов муници­пальных образований о налогах; законами городов федерального значе­ния Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).

    В зависимости от того, на изменение какого из элементов структуры налога направлены налоговые льготы, они подразделяются на три вида:

    изъятия - это налоговые льготы, направленные на выведение из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложе­ния. Например, по налогу на доходы физических лиц изъятиями яв­ляются доходы, не подлежащие налогообложению, поименованные
    в ст. 217 НК РФ (государственные пособия, пенсии, отдельные груп­пы компенсационных выплат и др.);

    скидки - это льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Так, в случае налогообложения доходов физических лиц к скидкам относятся налоговые вычеты:

    1. стандартные (ст. 218 НК РФ);

    2. социальные (ст. 219 НК РФ);

    3. имущественные (ст. 220 НК РФ);

    4. профессиональные (ст. 221 НК РФ);

    освобождения - это льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или налогового оклада. Существуют следующие фор­мы налоговых освобождений: снижение ставки налога, вычет из налогового оклада (валового налога), возврат ранее уплаченного
    налога (части налога), зачет ранее уплаченного налога, отсрочка
    или рассрочка уплаченного налога, инвестици­онный налоговый кредит.

    Снижение ставки налога означает уменьшение размера базовой став­ки налога в отношении отдельных видов деятельности, определенных категорий налогоплательщиков.

    Вычет из налогового оклада (валового налога ) может быть частич­ным и полным, на определенное время и бессрочно. Полное освобож­дение от уплаты налога на определенный период называется налого­выми каникулами.

    Возврат ранее уплаченного налога как налоговая льгота имеет дру­гое наименование - налоговая амнистия. Примером может служить возврат налога на доходы физическим лицам в случае приобретения ими в собственность жилого дома (квартиры)..

    Зачет ранее уплаченного налога предусматривается международны­ми соглашениями об избежании двойного налогообложения.

    Отсрочка уплаты налога - перенос предельного срока уплаты пол­ной суммы налога на более поздний срок; рассрочка уплаты налога - деление суммы налога на части с установлением сроков уплаты этих частей. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора определены ст. 64 Кодекса. Изменение срока уп­латы налога или сбора производится на период от одного до шести ме­сяцев. За предоставляемые отсрочки (рассрочки) по уплате налогов в определенных случаях, предусмотренных НК РФ, взимается плата в виде процентов в размере 0,5 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки.

    Разновидностью целевых налоговых льгот является инвестици­онный налоговый кредит (ст. 66 НК РФ) - такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответству­ющих оснований предоставляется возможность в течение опреде­ленного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начис­ленных процентов. Такой кредит используется только в отношении налога на прибыль организации, а также региональных и местных на­логов. Срок действия кредитного договора составляет от одного года до пяти лет.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: