Отчет о прохождении научно-исследовательской практики (магистратура). Пример отчета научно-исследовательской практики магистров Отчет студента о научно исследовательской практике

В программу производственной практики предусмотрен раздел научно-исследовательской работы студента, разработанный совместно с руководителем практики от кафедры землеустройства. Научно-исследовательская работа студента может включать работу по отдельным направлениям:

1. Организационно-исследовательское:

Изучение видов деятельности научного сотрудника (работа теоретиков и экспериментаторов научных исследований в области землеустройства и кадастров, разработка методов и способов выполнения землеустроительных и кадастровых работ, применения современных технологий, приборов и оборудования для решения проблем землеустройства, кадастров и мониторинга);

Необходимость комплексного подхода к решению целого ряда проблем, понять взаимозависимость сотрудников научного коллектива, а также значение и влияние научной среды на плодотворную деятельность ученого.

2. Научно-исследовательское:

Изучение методов по совершенствованию землеустроительных, кадастровых и мониторинговых действий.

3. Экспериментальное:

Проведение работ по применению разработок и предложений в области землеустроительных, кадастровых и мониторинговых действий.

Исследование условий получения достоверных результатов.

Целью научно-исследовательской работы бакалавра является формирование профессиональных компетенций в области научно-исследовательской деятельности:

· способности к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере землеустройства для собственных научных исследований;

· владения навыками самостоятельного анализа основных закономерностей функционирования объекта землеустройства с изложением аргументированных выводов;

· владения навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований, проведенных иными специалистами, с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта;



· владения навыками участия в работе научных коллективов, проводящих исследования по широкой землеустроительной проблематике.

Во время прохождения преддипломной производственной практики студент должен собрать необходимый материал для проведения научно - исследовательской работы. Целью участия студента в научных исследованиях кафедры является приобретение им более глубоких знаний по специальным дисциплинам, освоение современных методов проектирования, обоснования проектных решений и научных исследований, приобретения навыков самостоятельной научно-исследовательской работы.

Индивидуальное задание по сбору материалов для научных исследований, тематику научных исследований студента на производственной практике устанавливают:

‑ преподаватели кафедры, осуществляющие руководство научными исследованиями в студенческом научном обществе (СНО);

‑ руководители и исполнители кафедральных тем научных исследований, привлекающих студентов к участию в этих исследованиях;

‑ преподаватели кафедры – руководители практики.

Учебно-исследовательская работа студента во время прохождения производственной практики позволит выступить с докладами на заседаниях кружка студенческое научное общество (СНО) и студенческих конференциях, принять участие в подготовке конкурсных работ, подготовить реферат и статьи для публикации в научных трудах университета, более обстоятельно провести обзор источников по теме исследования, написать первую главу, а также разработать и обосновать проектные решения в ВКР.

После окончания производственной практики студент пишет отчёт. Отчёт по практике – это небольшое самостоятельное исследование и аналитическая (практическая) работа, которая представляется как совокупность полученных результатов самостоятельного исследования, теоретических и практических навыков в период прохождения производственной преддипломной практики на предприятии.

Правильно построенный план отчёта служит организующим началом в работе над его написанием студентом, помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения. Поэтому необходимо уметь грамотно изложить материал, правильно преподнести полученные и усвоенные знания.

Опыт руководства производственной практики показывает, что вопросу качественного оформления материалов, представляемых на защиту, студентом, как правило, уделяется недостаточно внимания, что мешает успешной защите производственной практики.

Объем отчета должен составлять 25-35 страниц, включая таблицы и рисунки, при этом используются записи в дневнике.

Структура отчета должна быть следующей:

1. Введение – 1-2 страницы;

2. Глава 1 Характеристика организации – места практики – 3-4 страницы;

3. Глава 2 Работы, выполненные за время прохождение практики – 10-15 страниц;

4. Глава 3 Научно исследовательская работа на практике – 5-7 страниц;

5. Глава 4 Состав и содержание собранных материалов – 3-5 страниц;

6. Заключение – 1-2 страницы;

7. Список использованных источников – 1 страница;

8. Приложения (при необходимости, объем не ограничен).

Введение

Во введении излагаются актуальность, цели и задачи производственной практики, приводится содержание и объем отчета по производственной практике.

Актуальность – обязательное требование к любой научной работе. Освещение актуальности должно быть немногословным. Достаточно в пределах одного – двух абзацев компьютерного набора текста показать главные моменты актуальности темы.

Цель и задачи – цель всегда соответствует названию самой работы и ее содержанию. Для производственной практики целью является применение на производстве теоретических знаний полученных в университете и проведение экспериментальной работы в соответствии с темой ВКР.

Учитывая цели практики (развить профессиональные компетенции, изучить деятельность в профессии, провести исследование) следует определить задачи, которые позволяют этих целей достигать. Таким задачами может являться изучение предприятия и нормативных документов, регулирующих функционирование данного предприятия (данная часть есть в любых отчетах и часто указывается во введении) и изучение определенной профессиональной деятельностью (функциями, особенностями, обязанностями). Помимо этого, задачами могут являться выполнение определенной профессиональной деятельности (можно расписывать по пунктам какие именно задачи студент выполняет в профессиональной практике) или написание исследовательской работы.

Объем и содержание – заключительная часть введения, в которой указывается весь перечень разделов. Приводится объем отчета, количество таблиц и рисунков, использованных источников.

Глава 1. Характеристика организации – места практики

В данной главе приводится краткая характеристика организации - своеобразный отчет о предприятии, на базе которого студент проходил практику. Характеристика, по возможности, должна включать фотографии самого предприятия, его коллектива и рабочего места студента и иметь следующее содержание:

· общие сведения об организации: название, адрес, место регистрации;

· структура организации;

· руководство организацией;

· форма организации предприятия;

· вид хозяйственной деятельности организации;

· краткая история организации;

· специализация организации;

· важнейшие фирмы-контрагенты и фирмы-конкуренты;

· численность работников, в т.ч. управленческий персонал;

· организация землеустроительных работ в организации (производственном подразделении).

В конце раздела студент должен привести мотивировку выбора именно этой организации для прохождения производственной практики.

Глава 2. Работы, выполненные за время прохождение практики

Один из основных и самый большой по объему раздел отчета должен содержать фотоотчет о прохождении практики и включать следующую информацию:

1. Занимаемая должность, сроки и продолжительность практики. Поощрения и взыскания, полученные во время практики.

2. Виды и объем выполненных работ (в натуральном и денежном выражении), сроки и качество выполнения, выработка норм по неделям и за весь период практики. Данный пункт должен помимо текстового описания содержать сводную таблицу, из которой четко можно понять объем работ выполненный подразделением, в котором студент проходил практику и его личный вклад в эту работу.

3. Краткая характеристика объектов работ (местоположение, общая площадь, состав земель по категориям, собственникам, землепользователям и угодьям, природные и экономические условия).

4. Характеристика территории объекта, состояние планово-картографического, обследовательского и землеустроительного материала (год производства съемок, масштаб планового материала, пункты привязки).

5. Руководство работами со стороны университета и производства.

6. Степень землеустроенности территории, на которой проводились работы.

7. Способы и порядок выполнения работ (обоснование применяемых способов выполнения работ, порядок, методы и результаты выполнения работ):

а) подготовительные работы (получение задания, подбор, изучение, изготовление документов, составление очередности выполнения работ);

б) полевые работы (содержание, порядок выполнения, примененные методы и использованные приборы);

в) камеральные работы (содержание, порядок выполнения, примененные методы и программное обеспечение).

8. Организация работ на объекте (устройство с жильем и рабочим местом, обеспеченность транспортом, распорядок рабочего дня, график выполнения работ).

9. Замечания по ходу прохождения практики. Предложения по улучшению условий и качества работ. Отрицательные и положительные стороны организации практики.

Глава III. Научно исследовательская работа на практике

Отчет о научно-исследовательской работе должен быть оформлен в виде реферата и выполнено согласно ГОСТ 7.32-2001.

Реферат должен содержать:

Сведения об объеме отчета, количестве иллюстраций, таблиц, приложений, количестве частей отчета, количестве использованных источников;

Перечень ключевых слов;

Текст реферата.

Перечень ключевых слов должен включать от 5 до 15 слов или словосочетаний из текста отчета, которые в наибольшей мере характеризуют его содержание и обеспечивают возможность информационного поиска. Ключевые слова приводятся в именительном падеже и печатаются строчными буквами в строку через запятые.

Текст реферата должен отражать:

Объект исследования или разработки;

Цель работы;

Метод или методологию проведения работы;

Результаты работы;

Основные конструктивные, технологические и технико-эксплуатационные характеристики;

Область применения;

Экономическую эффективность или значимость работы;

Прогнозные предположения о развитии объекта исследования.

Если отчет не содержит сведений по какой-либо из перечисленных структурных частей реферата, то в тексте реферата она опускается, при этом последовательность изложения сохраняется.

Глава IV. Состав и содержание собранных материалов

В этом разделе излагают характеристику объекта, выбранного для дипломного проектирования, содержание проекта по данному объекту:

‑ название объекта, его местоположение;

‑ краткая характеристика муниципального образования, землеустраиваемого объекта, существующей организации территории и производства;

‑ основные показатели развития хозяйства (объекта) на перспективу;

‑ краткое, но исчерпывающее содержание и обоснование проекта: цель и причины проведения землеустройства; основные производственные показатели по проекту; специализация и размер производства; изменения, вносимые в землепользование; содержание и обоснование проекта по всем составным частям и элементам; мероприятия по охране земель и окружающей природной среды;

‑ обоснование юридической состоятельности проведенного землеустройства, т.е. проверка соответствия принятых проектных решений действующему законодательству, региональным нормативным правовым актам, определение форм собственности земельных участков объекта землеустройства.

В конце раздела приводится полный и детальный перечень всех собранных во время прохождения практики материалов для подготовки ВКР и отчета о практике (дается подробный перечень собранных материалов). Дается характеристика их качества и полноты для разработки ВКР.

Заключение

Заключение должно быть логичным завершением отчета. Студент должен проанализировать, достигнута ли цель и выполнены ли задачи, поставленные во введении. Привести основные цифры, достигнутые в ходе практики. Сделать вывод об общем ходе практики. Сформулировать основные положительные и отрицательные моменты практики. Дать замечания и рекомендации по возможному улучшению прохождения практики.

Введение и заключение должны быть творческим, именно авторским трудом. Во многом общая оценка, которая будет поставлена студенту, зависит от четко сформулированных задач и сделанных выводов.

Список использованных источников

Список использованных источников оформляется согласно ГОСТ Р 7.0.5-2008. В список следует включить все нормативно-правовые акты, литературные источники, книги, статьи, а также электронные источники использованные при написании отчета и проведении научно-исследовательской работы. В список вносятся только те источники, на которые были сделаны ссылки в тексте.

Оформление отчета

Отчет о производственной практике составляют на месте прохождения практики на листах формата А-4. Форма титульного листа приведена в приложении 7.

Текст пояснительной записки выполняется способом компьютерного набора. Шрифт – Times New Roman. Кегль – 14. Интервал – полуторный. Абзацный отступ – 1,25. Поля: слева – 3 см, справа – 1,0 см, снизу и сверху – 2 см.

В тексте следует пользоваться принятой землеустроительной (и другой) терминологией. Все слова, как правило, должны быть написаны полностью. Сокращения могут допускаться только общепринятые. Нумерация страниц должна быть общей для всего текста, начиная с титульного листа и включая все таблицы (на отдельных страницах) и заканчивая списком использованных источников. Номер страницы проставляют арабскими цифрами в центре снизу страницы (кроме титульного листа).

Каждая глава пояснительной записки начинается с нового листа, в начале главы указывают ее номер и название. Главы и параграфы нумеруют арабскими цифрами. Нумерация параграфов в пределах каждой главы.

По имеющимся таблицам должны быть сделаны выводы и даны на них ссылки. Большую таблицу помещают на отдельной странице за той страницей, за которой она впервые упомянута.

Таблицы оформляют следующим образом. В верхнем левом углу пишут: “Таблица 1” (нумерация единая по всему тексту). Далее на этой же строке пишут название таблицы, соответствующее ее содержанию. Если таблица переносится на следующую страницу, то над таблицей вместо ее названия пишут “Продолжение таблицы” или “Окончание таблицы”. Если таблица и ее название размещается вдоль листа, то ее название должно находиться там, где лист подшивается (у корешка).

Все иллюстрации проекта (рисунки, карты, схемы, графики, диаграммы, фотографии и т.п.) считаются рисунками. Нумерация сквозная, перед рисунком необходима ссылка по тексту. Рисунки подписываются по центру страницы после самого рисунка следующим образом: «Рисунок 1. Название».

Завершая магистратуру, учащийся обязан пройти научно исследовательскую практику. Это возможность закрепить все накопленные в теории знания и развить практические навыки их применения, так необходимые в будущей профессии. По итогам своей деятельности студент составляет отчет и представляет своему куратору.

Научно исследовательская практика (НИР) магистрантов

Практика для магистрантов является обязательным этапом образовательного процесса на любых направлениях – экономика, юриспруденция, педагогика и т.д. Проходить ее должен каждый магистрант по окончании учебного семестра. Объем и график прохождения НИР согласуется с научным руководителем. Место для своей временной работы магистрант также согласует с учебной кафедрой.

Цели и задачи НИР

Целью практики можно назвать систематизацию теоретической базы, накопленной за период обучения, а также формирование навыков ведения научных изысканий путем постановки и решения задач по теме диссертации.

Главной задачей научно-исследовательской работы (НИР) студента является наработка опыта в исследовании поставленной проблемы, подбор аналитических материалов для написания выпускной работы.

За время НИР студент изучает:

  • информационные источники по теме своего диссертационного исследования;
  • методы моделирования, сбора данных;
  • современные программные продукты;
  • правила подготовки научно-технических отчетов.

По итогам НИР магистрант должен окончательно сформулировать тему своей диссертации, доказать актуальность и практическую ценность этой темы, разработать программу ее изучения и самостоятельно реализовать научное исследование.

Место и особенности прохождения научно-исследовательской практики

Научно-исследовательская практика, может осуществляться на базе организации любой сферы деятельности и формы собственности, учреждении системы высшего образования, в органе государственного или муниципального управления.

Научно-исследовательская практика для магистранта состоит из этапов:

  1. Предварительный этап (подготовка плана работы)
  2. Основной исследовательский этап
  3. Составление отчета

Аттестация магистранта по результатам его работы осуществляется на основании защиты представленного отчета.

Для организации НИР необходимо:

  1. Подобрать место будущей практики, согласовав его с руководителем;
  2. Заключить договор между выбранной базой практики и ВУЗом;
  3. Направляя студентов на практику, куратор магистров организует собрание на кафедре ВУЗа и обеспечивает учащихся программой практики, дневником, направлением, индивидуальным заданием и иными необходимыми документами.

Руководитель НИР от университета:

  • помогает написать индивидуальный план для студента;
  • изучает и оценивает аналитические материалы, собранные в ходе работы и дневник;
  • осуществляет общее руководство исследовательским процессом.

На весь период практики организация предоставляет магистранту рабочее место. За текущее руководство научно-исследовательской работой (НИР) студента ответственен руководитель практики от организации.


В его задачи входит:

  • составление вместе с магистрантом плана выполнения программы;
  • наблюдение за деятельностью учащегося и оказание ему помощи при необходимости;
  • контроль хода выполнения составленной программы;
  • проверка аналитических материалов, отобранных в процессе исследовательской работы;
  • написание отзыва (характеристики);
  • помощь в составлении отчетности.

В период практики работа студента должна быть организована исходя из логики работы над магистерской диссертацией. В соответствии с выбранной темой составляется программа исследований. Магистранты обязаны регулярно делать записи в своих дневниках о всех этапах проводимой работы. По завершении исследовательской деятельности требуется написать отчет о прохождении научно исследовательской практики магистранта и представить готовый отчет руководителю на кафедру своего ВУЗа.

Отчет по научно исследовательской практике

Все собранные в результате практики материалы и дневниковые записи систематизируются и анализируются. На их основе магистрант должен сделать отчет, который в установленные учебным планом сроки передается научному руководителю на проверку. Последним этапом является защита отчета перед своим руководителем и комиссией. По итогам защиты выставляется оценка и оформляется допуск к следующему семестру.

Практика оценивается на основе отчетной документации, составляемой магистрантом и его защитой. В ее состав входит: готовый отчет о прохождении практики и дневник.

Структура отчета по НИР

Отчет по практике содержит 25 – 30 страниц и должен иметь следующую структуру:

1. Титульный лист.

2. Введение, в том числе:

2.1. Цель НИР, место и период ее прохождения.

2.2. Список выполненных заданий.

3. Основная часть.

4. Заключение, включающее:

4.1. Описание приобретенных практических навыков.

4.2. Индивидуальные выводы о ценности проведенного исследования.

5. Список источников.

6. Приложения.

Также основная содержательная часть отчета по НИР включает:

  • перечень библиографических источников по теме диссертации;
  • обзор существующих научных школ по теме исследования. Обычно оформляется в виде таблицы;
  • рецензию на подходящую по теме научную публикацию;
  • результаты разработки теоретической базы научного исследования по своей теме и реферативный обзор (актуальность, степень разработанности направления в различных исследованиях, общая характеристика предмета, цели и задач собственного научного исследования и т.д.). Если итоги исследований были представлены магистрантом на конференциях или публиковались статьи в журналах, то их копии прилагаются к отчету.

Основными критериями оценки для отчета выступают:

  • логика и структурированность изложения материала исследования, полнота раскрытия темы, целей и задач исследования;
  • творческий подход к обобщению и анализу данных с использованием новейших научных методов;
  • навыки четкого и последовательного изложения материала, оформления результатов своей работы, навыки владения современными методами исследования, подбора демонстрационных материалов;

От правильности написания отчета зависит итоговая оценка, поэтому стоит отнестись к его составлению с должным вниманием. Можно даже обратиться к своему научному руководителю и попросить пример отчета по научно исследовательской практике магистранта. Такой пример поможет избежать ошибок в составлении и оформлении документа, а значит и необходимости переделывать работу.

Прохождение научно-исследовательской практики является важным этапом подготовки к написанию магистерской диссертации. На базе полученных данных, грамотно составленного отчета и записей дневника практиканта в дальнейшем формируется выпускная работа.

Пройдя научно-исследовательскую практику каждому студенту необходимо не только заполнить дневник и подготовить собранные материалы, также важной часть этой работы является создание отчета по научно-исследовательской практике. Это довольно кропотливая работа, которая отличается от написания обычного отчета по практике, так как имеет ряд базовых требований и специфических правил.

Основные критерии написания отчета по научно-исследовательской практике

Итак, перед тем, как приступить к написанию отчета, вам нужно не только изучить основные требования, выбрать нужные и подходящие литературные источники, а также подготовить и скорректировать ваш дневник. Сделав все необходимые приготовления, стоит приступить к подготовке самого отчета, который обязательно должен включать в себя примерно 30 страниц без учета приложенных к нему дополнительных материалов. Стоит отметить, что требования к списку литературы, который относится к заключительной части вашей работы, является достаточно строгими, поэтому рекомендуется ответственно подойти к созданию перечня использованных книг, включив в него не менее тридцати источников и оформить его в соответствии с требованиями, предусмотренными стандартами. Очень важно поддерживать связь с руководителем вашей практики, дабы при написании отчета не допустить ненужных ошибок.

Структура отчета по научной практике

Для того чтобы ваш отчет по научно-исследовательской практике магистранта был написан лаконично и правильно его очень важно структурировать. Разделив его на определенные части, вы сможет правильно изложить всю необходимую информацию о пройденной практике. Структурировать отчет можно на примере такого плана:

  • Титульный лист.
  • Краткое содержание.
  • Эпитеты и обозначения.
  • Вводная часть.
  • Основная часть, разделенная на несколько разделов.
  • Заключительная часть.
  • Список использованной литературы.
  • Дополнительные документы (приложения).

Структурировав, таким образом, свой отчет, вы можете приступать к его написанию.

Какой должна быть первая и вступительная часть отчета по научно- исследовательской практике магистранта?

Довольно сложно составить подробную структуру для разделов данного отчета, так как каждая специальность и учебное заведение имеет свои индивидуальные требования к написанию такого рода работ. Тем не менее, существует ряд рекомендаций, которые непременно помогут в написании научно — исследовательского отчета по практике магистранта.

  • Постоянная связь с руководителем практики очень важна. Она поможет в решении многих возникающих вопросов при написании данной работы.
  • Данный вид практики подразумевает также фигурирование во всевозможных конференциях, подходящих по тематике. Об этом стоит упомянуть в вашем отчете, указав время, тематику и количество посещений.
  • Рекомендуется детально описать процесс изучения и анализа очень важной информации из литературных и информационных источников.
  • Проведя не менее двух экспериментов можно приступать к доказательству и описанию выполненных действий.

Подробнее о написании текста отчета

В отчете по научно – исследовательской практике магистранта следует изложить ваши анкетные данные такие как: ФИО магистранта, вид, место и период прохождения практики, а также тему квалификационной работы. После изложения общих данных можно приступить к написанию основного текста. В первую очередь он должен отражать реализованные магистрантом работы по научно-исследовательской практике. Важно помнить, что в тексте вашего отчета должны освещаться:

  • Объект, который выбран для исследования.
  • Основная цель.
  • Методы, с помощью применения которых проведена работа.
  • Результаты реализованного научного исследования.

Воспользовавшись данными рекомендациями, вы непременно сможете написать правильный и информативный отчет по научно — исследовательской практике (пример можно найти на нашем сайте). Однако, если у вас возникнут трудности или же вы не уверены в своих силах, наши специалисты готовы в любое время написать для вас отчет, который будет соответствовать всем стандартам.

Научно-исследовательская практика магистрантов (далее – практика) выступает составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования и подготовительной стадией к разработке и написанию магистерской диссертации. В связи с этим содержание отчета о прохождении научно-исследовательской практики и уровень ее защиты должны учитываться в качестве одного из основных критериев при оценке качества реализации профессионально-образовательных программ.

Целями научно-исследовательской практики являются формирование навыков творческого профессионального мышления путём овладения научными методами познания и исследования, обеспечение единства образовательного (учебного и воспитательного), научного и практического процессов, а также создание и развитие условий (правовых, экономических, организационных, ресурсных и т.д.), обеспечивающих возможность для каждого студента реализовывать свое право на творческое развитие личности, участие в научных исследованиях и научно-техническом творчестве – полноценное, равное и доступное для каждого в соответствии с его потребностями, целевыми установками и способностями. В результате практики обучающийся должен освоить технологии научного исследования, развить умения нестандартно мыслить, готовить и ставить эксперимент, оформлять и оценивать результаты научных исследований, определять проблему, формировать план исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования, а также представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.

На подготовительном этапе определяются цели, место и порядок прохождения практики, формируются индивидуальные задания, устанавливаются перечень и последовательность работ для реализации индивидуального задания (формирование плана исследования). Индивидуальное задание по научно-исследо­вательской практике включает формулировку направления исследования, цели и задачи проведения исследования, общий обзор путей и методов решения подобных проблем, существующих в теории и практике управления персоналом, рекомендации по источникам информации в соответствии с заданным аспектом научно-исследовательской работы.

Основной (исследовательский) этап предполагает ведение библиографической работы с привлечением современных информационных технологий, реферирование информации с целью выявления проблемы и ее четкого формулирования, выбор, обоснование метода проведения исследования, планирование действий, сбор теоретического и фактического материалов для исследования, обработку полученных результатов, их анализ, систематизацию и осмысление с учетом имеющихся в литературе данных, подготовку к публикации научно-практической статьи (серии публикаций), оформленной в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати, а также формулирование выводов и рекомендаций.

На заключительном этапе обучающийся готовит отчет по научно-исследовательской практике и защищает его.

За время практики магистрант совместно с научным руководителем корректирует тему магистерской диссертации, составляет задание (детальный план работы со сроками выполнения). Для этой цели магистрант:

Проводит информационный поиск по теме диссертационного исследования;

Осуществляет систематизацию и анализ собранной информации;

Выявляет область и объект рассмотрения, планирует возможные проблемы и строит модели их решения;

Осваивает элементы профессиональной деятельности, необходимые для выполнения магистерской диссертации;

Рассматривает методики научного исследования применительно к теме диссертационной работы;

Использует современные средства вычислительной техники и информационные технологии при обработке информации для магистерской диссертации;

Осуществляет построение методических схем для диссертационного исследования.

К отчету о прохождении научно-исследовательской практики предъявляются следующие основные требования:

Самостоятельность и системность в выполнении исследования по конкретной проблеме;

Отражение знаний законодательных актов, положений, инструкций, стандартов и др.;

Применение различных методов, включая экономико-математические методы, для написания отчета о прохождении научно-исследовательской практики;

Грамотное и логическое изложение результатов исследования.

Вместе с тем единые требования к работе не исключают, а предполагают инициативу и творческий подход к разработке каждой темы. Оригинальность постановки и решения конкретных вопросов в соответствии с особенностями исследования выступает одним из основных критериев оценки отчета о научно-исследовательской практике.

Научно-исследовательская практика магистрантов проводится на II курсе в соответствии с графиком учебного процесса. Ее проведение различно для двух групп магистрантов: по профильным и непрофильным направлениям магистратуры.

Магистранты первой категории проходят практику на их рабочих местах, магистранты второй категории – на объектах практики, с которыми вуз имеет договоры. Магистранты, работающие не по направлению, проходят практику в период предоставляемого им в соответствии с Трудовым кодексом РФ четырехмесячного отпуска.

Учебно-методическое руководство научно-исследова­тель­ской практикой осуществляет выпускающая кафедра.

В ноябре магистранты обязаны сдать на выпускающую кафедру заявления о выборе объектов исследования. Выпускающая кафедра до 10 декабря подготавливает проекты приказов о практике магистрантов на соответствующих объектах исследования.

В проекте приказов указываются: Ф.И.О. магистранта, объекты исследования, которых должно быть не менее двух (выбор одного объекта исследования допускается лишь в том случае, если в качестве такового выступает финансово-промышленная группа, холдинг, корпорация и т.д., т.е. те компании, в которых предполагается участие нескольких организаций); научные руководители практики от вуза и организации.

Продолжительность рабочего времени магистранта при прохождении практики в организациях составляет не более 40 ч в неделю (ст. 91 ТК РФ).

С момента зачисления магистрантов в период практики в качестве практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации.

Перед прохождением практики магистрант совместно с научным руководителем уточняет тему исследования и утверждает у руководителя план исследования. В зависимости от предполагаемой темы диссертационного исследования в программу научно-исследовательской практики включаются отдельные вопросы из следующего перечня: построение методических схем в диссертационном исследовании; использование частных и общих методов научного исследования; изучение и использование объективных экономических законов и закономерностей; применение методов математического моделирования и моделей в экономических исследованиях; изучение структуры предприятия, основных функций производственных, экономических и управленческих подразделений; изучение и анализ процессов планирования и управления на предприятии; изучение материально-технического и кадрового обеспечения предприятия; оценка номенклатуры, ассортимента и качества выпускаемой продукции; изучение механизма формирования эффективности и затрат ценообразования, а также вопросов, связанных со сбытом продукции; определение финансовых результатов деятельности предприятия; анализ информационного обеспечения управления предприятием; выработка вариантов, оценка и принятие управленческих решений по совершенствованию управления предприятием и персоналом; анализ организации выполнения управленческих решений и контроля за их исполнением; анализ управления с позиций эффективности работы предприятия; оценка социальной эффективности производственной и управленческой деятельности.

На заключительном этапе научно-исследовательской практики магистрант должен обобщить материал, собранный в период прохождения практики, определить его репрезентативность и достоверность для завершения разработки темы диссертационного исследования, оформить отчет о практике.

Научный руководитель практики от вуза:

Обеспечивает проведение всех организационных мероприятий перед выходом магистрантов на практику (инструктирует по порядку прохождения практики и т.д.);

Устанавливает связь с руководителями практики от организаций;

Разрабатывает тематику индивидуальных заданий;

Несет ответственность совместно с руководителем практики от организации за соблюдением магистрантами правил техники безопасности;

Контролирует выполнение магистрантами правил внутреннего трудового распорядка организации;

Осуществляет контроль за соблюдением сроков практики и ее содержанием;

Оказывает методическую помощь магистрантам при выполнении ими программы практики;

Помогает магистрантам в выборе методов и подходов научного исследования;

Оценивает результаты выполнения магистрантами программы практики, дает отзывы об их работе и представляет заведующему кафедрой письменный отчет об организации практики вместе с рекомендациями по совершенствованию практической подготовки магистрантов.

Магистрант в период прохождения практики должен собрать необходимую информацию, определить проблемные вопросы организации по теме научного исследования, выбрать методы и методологические подходы исследования.

По мере выполнения программы магистрант собирает материал и составляет отчет о прохождении практики. В десятидневный срок после окончания практики магистрант обязан сдать отчет на кафедру своему научному руководителю для проверки. Вместе с отчетом необходимо также сдать справку, подтверждающую место и время прохождения научно-исследовательской практики, заверенную печатью предприятия (организации).

После окончания практики ее руководитель от вуза представляет руководителю программы отчет по установленной форме. Итоги практики обсуждаются на заседании кафедры и совете факультета вуза.

По результатам практики магистрант оформляет отчет не позднее чем за две недели до его защиты. В написании отчета о научно-исследовательской практике проявляются уровень теоретической подготовки магистранта, его способность к анализу и обобщению информации, полученные навыки по решению актуальных практических задач в конкретной области экономики, планирования и управления предприятиями (организациями), овладение методами и подходами научного познания и научного исследования в рамках написания магистерской диссертации, навык построения методических схем в диссертационных исследованиях. В отчете о прохождении научно-исследовательской практики требуется показать знание общих и специальных методов научного исследования, экспертных оценок в проведении исследования, технику проведения социологических исследований, а также знание действующих законодательных, нормативных актов, методических и инструктивных материалов, основных литературных источников.

Отчет выполняется в машинописной форме на листах формата А4, шрифт Times New Roman, кегль 14, междустрочный интервал полуторный, левое поле – 3 см, правое поле – 1 см, верхнее и нижнее поля – по 2 см. Отчет должен иметь стандартный титульный лист.

Не допускаются разного рода текстовые вставки и дополнения, помещаемые на отдельных страницах или на оборотной стороне листа.

Все сноски и подстрочные примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся, но меньшим кеглем – 12-м.

Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа (на титульном листе номер страницы не ставится). Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в правом верхнем углу без точки.

С новой страницы начинаются следующие структурные части работы: введение, общая характеристика объекта иссле­дования, заключение, список использованной литературы, приложения. Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равно одной пропущенной строке. Такое же расстояние выдерживается между заголовками глав и параг­рафов. Интервалы между основаниями строк заголовка принимают такими же, как и в тексте. Точку в конце заголовка, расположенного посередине строки, не ставят. Не допускается подчеркивание заголовков и перенос слов в заголовке. Первая буква заголовка – прописная, остальные – строчные. Выделять жирным шрифтом следует только заголовки.

Например:

Главы, параграфы, пункты и подпункты (кроме введения, заключения, списка использованных источников литературы и приложений) нумеруются арабскими цифрами (глава – 1, параграф – 2.1, пункт – 2.1.1, подпункт – 3.2.1.1), после которых даются тематические заголовки. Слова Глава, Параграф, Пункт, Подпункт не пишутся. Заголовки должны отражать содержание рубрик.

Например:

1. Теоретические аспекты исследования системы
управления персоналом

1.1. Сущность управления персоналом
в современной организации

1.2. Тенденции в организации управления персоналом

1.2.1. Проблемно-ориентированный подход к развитию системы
управления персоналом в организациях сферы услуг

1.2.2. Особенности применения компетентностного подхода
к модернизации системы управления персоналом в сфере услуг

Весь текст, за исключением заголовков, должен быть одинаковым. Не допускается выделение жирным, курсивом или подчеркиванием. Фразы, начинающиеся с новой (красной) строки, печатаются с абзацным отступом, равным 1,25 см.

Необходимо правильно оформлять общепринятые условные сокращения. После перечисления пишут и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное), и др . (и другие), и пр. (и прочие); при ссылках: см. (смотри), ср. (сравни); при цифровом обозначении веков и годов: в. (век), вв. (века), г. (год), гг. (годы).

Иллюстрации размещаются сразу после ссылки на них в тексте. Желательно иллюстрации размещать так, чтобы их можно было просматривать без поворота работы. Если поворот неизбежен, то иллюстрации располагают по направлению часовой стрелки. Все иллюстрации должны иметь названия и нумерацию. Например: Рис. 1.; Рис. 2. и т.п. Ссылки на ранее упомянутые иллюстрации дают сокращенным словом смотри , например: (см. рис. 2).

Производственная практика

Программа производственной практики содержит формулировки целей и задач практики, вытекающих из целей ООП ВПО по магистерской программе, направленных на закрепление и углубление теоретической подготовки обучающихся, приобретение ими практических навыков и компетенций, а также опыта самостоятельной профессиональной деятельности. Так, цель производственной практики – приобретение обучающимся таких профессиональных компетенций, как навыки решения организационно-экономических и управленческих задач по формированию, развитию и использованию персонала организации; углубление теоретических знаний и закрепление практических навыков разработки документов нормативно-методического обеспечения системы управления персоналом организации и др.

Для достижения поставленных перед производственной практикой целей важное значение имеет место прохождения практики. Согласно программе практики базами практики могут быть промышленные предприятия, научно-исследовательские и проектные институты, банки, страховые, торговые и иные компании, службы занятости и социальной защиты населения, кадровые рекрутинговые агентства, органы государственной и муниципальной власти и управления, высшие учебные заведения и другие организации (независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности), в составе которых есть службы по управлению персоналом или подразделения, выполняющие функции по управлению персоналом.

В программу производственной практики входят: сбор информации об объекте производственной практики – организации, включая ее краткую характеристику, показатели производственно-хозяйственной, финансовой и коммерческой деятельности и их анализ, анализ системы управления персоналом и ее функций; кадровое, методическое, информационное и прочее обеспечение системы управления персоналом; изучение и анализ основных регламентирующих документов системы управления персоналом: Положения о персонале, Правил внутреннего трудового распорядка, Положения о службе управления персоналом и других её подразделениях, должностных инструкций, положений о найме персонала, об аттестации, стимулировании персонала и др. Важной частью практики является более углубленное изучение и анализ выполнения той функции или процесса управления персоналом, которые связаны с выбранной обучающимся темой выпускной квалификационной работы. Практика завершается подготовкой и защитой отчета по практике.

3.5. Педагогическая практика

Педагогическая практика – важнейший компонент и составная часть учебного процесса студентов магистратуры. Данный вид практики выполняет функции общепрофессиональной подготовки студентов к преподавательской деятельности в высшей школе. Педагогическая практика базируется на изучении курсов «Организация научно-исследовательской и педагогической деятельности в области управления персоналом», «Психология», «Культура речи и деловое общение».

Педагогическая практика выявляет уровень научной подготовки студента магистратуры по всем важнейшим направлениям профессиональной специализации и выступает связующим звеном между теоретической подготовкой к профессиональной деятельности и формированием практического опыта её осуществления.

Программа учитывает требования Федерального образовательного стандарта ВПО по направлению степени магистра.

Цель педагогической практики – формирование и развитие компетенций преподавателя (педагога) ВПО и ДПО, владеющего современными образовательными технологиями.

Педагогическая практика решает следующие задачи:

Развитие способности повышать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы работы;

Развитие навыков в области разработки образовательных программ и учебно-методических материалов для обеспечения процесса обучения;

Участие в организации учебного процесса при реализации содержания образовательных программ ВПО и ДПО, формирующих профессиональные компетенции специалистов по управлению персоналом;

Практическое освоение методов, приемов, средств педагогической деятельности в высшей школе, корпоративных университетах, бизнес-школах и т.п.

Общее методическое руководство практикой осуществляет кафедра управления персоналом. Непосредственное руководство возлагается на профессоров, доцентов и преподавателей кафедры. К основным нормативно-методическим документам, регламентирующим работу студента магистратуры на практике, относятся программа практики и Дневник магистранта по практике.

Выполнение педагогической работы предполагает посещение занятий преподавателей кафедры по различным учебным дисциплинам, проведение наблюдения и анализа занятий по согласованию с преподавателем учебной дисциплины, самостоятельное проведение фрагментов занятий по согласованию с научным руководителем и (или) преподавателем учебной дисциплины, самостоятельное проведение занятия по плану учебной дисциплины с использованием мультимедийной и проекционной техники, разработка конспектов лекций и презентаций по отдельным учебным дисциплинам, формирование методического пакета по избранной учебной дисциплине, подготовку публикаций по теме учебной дисциплины, участие в работе кафедры, формирование отчета по педагогической практике.

Таким образом, программа педагогической практики способствует процессу социализации личности студента, переключению его на совершенно новый вид деятельности – педагогический, усвоению общественных норм и ценностей профессии педагога, а также формированию персональной деловой культуры будущего магистра.


Похожая информация.


Выполнила:

магистрант 1-го года обучения

факультета МИФиТ

Платонова Ирина Иннокентьевна

Согласовано: научный руководитель

Омск – 2013


II. Актуальность исследования



необходимостью отсутствием необходимости неразработанностью



Проблемой исследования является снятие противоречия

необходимостью профессионального развития школьных библиотекарей в условиях виртуального методического сообщества и отсутствием

· между осознанием необходимости подготовки библиотекарей к работе в рамках виртуального методического сообщества и неразработанностью содержательной и процессуальной основой данного вида деятельности.

Объектом исследования

Предметом исследования

Цель исследования

Гипотеза исследования

1. будет разработана и научно обоснованна модель виртуального методического сообщества школьных библиотекарей, её структура, отражающая основные виды деятельности участников сообщества;

2. будет разработана методика организации взаимодействия школьных библиотекарей в виртуальном методическом сообществе, на основе личностно-ориентированных технологий;

3. разработанная модель будет способствовать формированию устойчивой мотивации профессионального сетевого взаимодействия библиотекарей с целью совершенствования их профессионального развития.

Задачи исследования

Для достижения поставленной цели и подтверждения сформулированной гипотезы необходимо решение следующих задач :

1. Изучить современные требования к уровню профессионального развития школьных библиотекарей в условиях информатизации образования

2. Изучить основные направления деятельности виртуального сообщества школьных библиотекарей и обобщить положительный опыт их сетевого взаимодействия.

3. Теоретически обосновать и разработать модель виртуального методического сообщества школьных библиотекарей.

4. Разработать методику организации взаимодействия школьных библиотекарей в виртуальном методическом сообществе, определить виды деятельности школьных библиотекарей, способствующие их профессиональному развитию.

5. Организовать экспериментальную деятельность школьных библиотекарей в условиях информационной среды с целью профессионального развития.

Методы исследования

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования:

– теоретический анализ научной, методической, педагогической литературы по проблеме исследования;

– анализ стратегических и нормативно-правовых документов, регулирующих процессы модернизации (информатизации) образования на федеральном и региональном уровнях;

– изучение и анализ научных знаний по теории информации, информационных систем, библиотековедению;

– изучение и обобщение передового опыта по созданию виртуальных методических сообществ;

– методы письменного опроса (анкетирование);

– контент-анализ технической и педагогической документации,

– математическо-статистические методы обработки данных.

Научна новизна

Определяется тем, что в ходе исследования построена модель виртуального методического сообщества школьных библиотекарей,

Определены условия успешного функционирования виртуального методического сообщества

Проведена конкретизация представлений о специфике и социальной значимости деятельности школьных библиотекарей в условиях виртуального методического сообщества.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что

· дано теоретическое обоснование целесообразности организации взаимодействия школьных библиотекарей в виртуальном методическом сообществе как одного из способов совершенствования их профессионального развития;

· определены виды деятельности школьных библиотекарей в виртуальном сообществе;

Практическая значимость проведённого исследования определяется тем, что

· разработан информационный ресурс на базе которого организовано профессиональное взаимодействие школьных библиотекарей;

· виртуальное методическое сообщество позволит обобщить и систематизировать профессиональный опыт в библиотечном сообществе.

Положения, выносимые на защиту:

1. Впервые доказана целесообразность разработки модели виртуального методического сообщества с учетом современных требований, предъявляемых к школьным библиотекарям, для организации взаимодействия их в сети как одного из способов совершенствования их профессионального развития. Модель виртуального методического сообщества - это выделенное нами виртуальное пространство, содержащее информационно-тематические ресурсы профессиональной направленности с возможностью свободного доступа к ним, а также интерактивные средства для осуществления профессионального взаимодействия и общения участников сообщества.

2. Методика взаимодействия школьных библиотекарей в виртуальном методическом сообществе основана на комплексном использовании интерактивных ресурсов и возможностей интернета : виртуальных библиотек, телеконференций, чатов, блогов, форумов, и др., а так же современных педагогических технологий, отражающих основные принципы гуманистической педагогики, личностно-ориентированного подхода (дискуссии, деловые игры, обучение в сотрудничестве и др.).

3. Разработанная в процессе исследования модель виртуального методического сообщества способствует формированию устойчивой мотивации школьных библиотекарей к сетевому взаимодействию с целью профессионального развития, самообразования, самореализации.

Структура диссертации

Введение (5-6 стр.)

Глава 1. Теоретические основы профессионального развития школьных библиотекарей в условиях виртуального методического сообщества (15-20 стр.)

1.1.Психолого-педагогические основы профессионального развития школьных библиотекарей.

1.2 Основные направления деятельности виртуального методического сообщества школьных библиотекарей

1.3 Структура информационной образовательной среды виртуального методического сообщества школьных библиотекарей

Выводы по первой главе

Глава 2. Методика профессионального развития школьных библиотекарей в условиях виртуального методического сообщества (20-30 стр.)

2.1 Структура контента образовательной среды виртуального методического сообщества школьных библиотекарей.

2.2 Формы и методы взаимодействия школьных библиотекарей в условиях виртуального методического сообщества.

2.2 Результаты экспериментальной деятельности.

Выводы по второй главе

Заключение (3-4 стр.)

Библиографический список

Приложение

III. Материалы для констатирующего этапа эксперимента

В ходе научного исследования были определены цели и задачи методов констатирующего этапа.

Задачи и методы

№п/п Задача Метод Результат
Изучение и анализ нормативно- правовых документов, регулирующих процессы модернизации школьной библиотеки для выявления новых требований к профессиональным качествам библиотекарей Изучение нормативно-правовой документации +Анкетирование Приложение №1. Анализ нормативно- правовых документов Анкета «Информационные потребности школьного библиотекаря»
Изучение и анализ передового опыта по созданию виртуального методического сообщества школьных библиотекарей Изучение и анализ интернет ресурсов. Приложение №2 Таблица «Профессиональные сообщества в сети ИНТЕРНЕТ»
Изучение регионального опыта организации методической поддержки профессиональной деятельности школьных библиотекарей Интервьюирование. Здесь определяющим является взаимодействие интервьюера и опрашиваемого. Успех во многом зависит от того, удается ли интервьюеру создать дружескую атмосферу. В библиотечных исследованиях различают 3 вида интервью: стандартизированное, не стандартизированное или полу стандартизированное (или «фокусированное»). В стандартизированном интервьюировании формулировки вопросов, план, порядок беседы заранее определены, подведены под определенный стандарт, интервьюер не вправе менять их. Варианты заранее намеченных возможных ответов предполагаются на выбор опрашиваемому, его ответы не должны выходить за рамки предположенных вариантов. В нестандартизированном интервью интервьюер, имея лишь общую тему, сам формулирует и намечает примерный порядок опроса. Здесь от интервьюера требуется: большие знания, высокий уровень культуры, творческий подход, даже искусство. При полустандартизированном (или «фокусированном») интервью интервьюер всю беседу сосредотачивает, «фокусирует» вокруг какого-либо определенного вопроса. Составляется примерный план необходимых и возможных вопросов. Эта разновидность нестандартизированного интервью, при котором порядок и формулировки вопросов могут изменяться. Приложение №3 Вопросы интервью ( в разработке)
Исследование уровня ИКТ-компетентности школьных библиотекарей Анкетирование Это наиболее распространенный метод сбораинформации, который позволяет в короткие сроки регистрировать и факты поведения людей и мнения различных представителей возрастных, профессиональных, социальных групп и сведения о процессе и результатах их деятельности и любое другое. Приложение №4 Анкета по ИКТ (в разработке) Профессиональные компетентности специалиста школьной библиотеки
Исследование творческого потенциала и готовности школьных библиотекарей к решению профессиональных задач Опрос Это метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном или опосредованном взаимодействии исследователя с опрашиваемыми (респондентами). При непосредственном взаимодействии опрос выступает как беседа или интервью, а при опосредственном – анкетирование. Источником информации при этом является словесное или письменное суждение респондента Приложение №5 Входная диагностика «Каков твой творческий потенциал» Промежуточная диагностика. «Шкала гибкости поведения», «Шкала контактности», «Шкала креативности»,

Приложения

Приложение №1.

Приложение №2

Приложение №3

Вопросы интервью (в разработке)

Приложение №4

Анкета по ИКТ (в разработке)

Да Нет
1. Имеете ли Вы дома компьютер?
2. Есть ли у Вас выход в Интернет?
3. Используете ли вы ИКТ при планировании вашей работы?
4. Проводите ли Вы библиотечные уроки и другие мероприятия с применением ИКТ?
5. Умеете ли Вы подобрать программное обеспечение для профессиональных целей?
6. Найти необходимые материалы в Интернет
7. Использовать ИКТ для мониторинга читательской активности учащихся
8. Эффективно использовать ИКТ для объяснений на библиотечном уроке
9. Использовать ИКТ для взаимодействия с коллегами или родителями
10. Владеете ли приемами ввода- вывода информации, включая печать документов и запись информации на флеш, диск, дискету
11. Владеете ли Вы приемами и методами подготовки дидактических материалов в Microsoft Word: · Ввод текста с клавиатуры и приемы его форматирования · Вставка и форматирование таблиц · Подготовка простых текстовых документов, содержащих графические элементы · Приемы работы со стилями текста, надстрочными и подстрочными символами
12. Владеете ли Вы приемами и методами подготовки учебно-методических материалов в Microsoft Power Point. · Приёмы сканирования · Приёмы построения графиков и диаграмм · Простейшие приемы использования audio-video форматов в презентациях · Приемы использования гиперссылок
13. Владение приемами и методами подготовки учебно-методических материалов в Microsoft Excel. · Простые расчеты · Построение графиков, диаграмм

Школьной библиотеки

(таблица для корректировки анкеты по ИКТ)

Традиционная деятельность Обновлённая деятельность Компетентности и умения библиотекаря Компетентности и умения читателя
Формирование фонда на бумажных носителях и работа с ним Формирование медиафонда и интернет-ресурсов, работа с ними Информационно–коммуникационные Информационно- коммуникационные
Формирование карточного каталога Формирование электронного каталога
Организация традиционного рабочего места Организация АРМ (автоматизированного рабочего места)
Формирование бумажного заказа и инвентаризация УМК Формирование электронного заказа и инвентаризация УМК
Создание бумажных путеводителей по библиотеке Создание сайтов или веб-страниц школьных библиотек
Нет Предоставление новых библиотечных услуг с использованием ИКТ: – интернет-услуги; – тиражирование материалов на электронные носители пользователей; – копирование материалов; – предоставление АРМ пользователям; – консультации по использованию ПК
Составление библиотечных планов Составление библиотечных проектов, программ, заявок на гранты Программно- проектировочные Программно- проектировочные
Массовые формы работы: – литературные вечера; – литературно-музыкальные композиции Массовые формы работы: – активные, дискуссионные; – новые формы с использованием ИКТ Коммуникативные; организаторские; читательские; информационно- коммуникационные Коммуникативные; читательские; информационно- коммуникационные
Составление библиотечных отчётов Составление или проведение: – библиотечных презентаций; – SWOT-анализа; – аналитических справок; – мониторинговых карт; – исследовательских форм Аналитические; исследовательские

Приложение №5

Входная диагностика

«Каков твой творческий потенциал»

1.Считаете ли вы, что современная система обучения и воспитания в гимназии может быть улучшена?

б) нет, она и так достаточно хороша;

в) да, но в некоторых случаях (например).

2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в изменении системы обучения и воспитания в гимназии?

в) в некоторых случаях.

3. Считаете ли вы, что некоторых из ваших идей способствовали бы значительному прогрессу в изменении системы обучения и воспитания в гимназии?

б) при благоприятных обстоятельствах;

в) иногда.

4. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что это способствует улучшению твоего сегодняшнего положения в коллективе сверстников?

в) иногда.

5. Испытывается ли вы желание заняться изучением чего-то нового и необычного для себя?

в) всё зависит от целей изучения.

9. Сразу после беседы сможете ли вы вспомнить всё, что говорили?

а) да, без труда;

б) запоминаю только то, что меня интересует; в) всего вспомнить не могу.

10. В свободное время вы предпочитаете:

а) поразмыслить наедине;

б) находиться в компании;

в) вам безразлично.

б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;

в) пытаюсь решить всё-таки возникшую проблему.

12. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы думаете о ней:

а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;

б) только в одиночестве;

в) только там, где не слишком шумно

13. Когда отстаиваете какую-то идею, то:

а) можете отказаться от неё, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;

б) останетесь при своём мнении, какие бы аргументы ни выдвигали;

в) измените своё мнение, если давление будет сильным.

за ответ «а» - 3 балла;

за ответ «б» - 1 балл;

за ответ «в» - 2 балла.

Определяют вопросы:

1, 5, 6 – границу вашей любознательности;

2, 3, 4 – веру в себя;

7 – постоянство; 8 – зрительную память;

9 – слуховую память;

10 – ваше стремление быть независимым;

11, 12 – способность абстрагироваться;

13 - степень сосредоточенности

№ п/п
а в б б а в в а б б а б а
а в б а в в а в а б в а а
в в б а а а а в а а б а а
б в б в а в в а а а в а б
а а б а а а в а в г а а а
а а в а а в в а в в в а а
в в б в а б в в а в б а а
а в в б а в в в б а а а а
а в б в а в в а б а б а а
а а а а а в в в а а а а а
а в б б а в в в б а а а а
в в в а а б в а б а б а а
а в в в а в а в б а а а а
а в б в а в а в б а б а а
а в б а а в в в б б а в а
б а в а в в в б в а а а б
а а в а а в в в б а в а а
А3
Б1 - - -
В2 -
А3
Б1 - - -
В2 -
31б.

В группе наблюдается нормальный творческий потенциал. Группа обладает теми качествами, которые позволяют ей творить, но есть и проблемы, которые могут тормозить процесс творчества. Во всяком случае, потенциал данной группы позволит творчески проявить себя, если члены данной группы пожелают и будет создана ситуация для данной деятельности.

Промежуточная.

Шкала гибкости поведения

1.Я думаю, что человек может прожить жизнь так, как ему хочется (да, нет)

2.Я могу безо всяких угрызений совести отложить до завтра то, что я должен сделать сегодня (да, нет)

3.Бывают ситуации, когда, когда человек имеет право быть нечестным (да, нет)

4.Если незнакомый человек окажет мне услугу, то я не чувствую себя обязанным ему (да, нет)

5.Я не чувствую себя обязанным делать всё от меня зависящее, чтобы у тех, с кем я общаюсь, было хорошее настроение(да, нет)

6.Я не считаю необходимым следовать правилу «не тратить времени даром» (да, нет)

7.Я редко переживаю из-за того, что в настоящий момент не делаю ничего значительного (да, нет)

8.Мне кажется, что я не могу судить о том, как должны вести себя другие люди (да, нет)

9.Меня мало волнует проблема самоусовершенствования (да, нет)

10.Я не чувствую себя обязанным всегда говорить правду (да, нет)

Шкала контактности

1.Я не чувствую угрызений совести, когда сержусь на тех, кого люблю (да, нет)

2.Для меня не слишком важно, чтобы другие разделяли мою точку зрения (да, нет)

3.Я не хотел бы отступать от своих принципов даже ради того, чтобы совершить нечто, за что люди были бы мне благодарны (да, нет)

4.Я не думаю, что любой человек по природе своей способен преодолевать те трудности, которые ставит перед ним жизнь(да, нет)

5.Два человека лучше всего ладят между собой, если каждый из них старается, прежде всего, выразить свои чувства в противовес стремлению доставить удовольствие другому(да, нет)

6.Я не чувствую себя обязанным делать всё от меня зависящее, чтобы у тех, с кем я общаюсь, было хорошее настроение(да, нет)

7.Мне кажется, что люди должны открыто проявлять в общении с другими своё недовольство ими (да, нет)

8.Я не чувствую себя обязанным поступать так, как от меня ожидают окружающие (да, нет)

9.В большинстве ситуаций я прежде всего хочу понять, чего хочу я сам, а не окружающие (да, нет)

10.Иногда я не против того, чтобы мной командовали (да, нет)

Шкала креативности

1.В сложных ситуациях надо всегда искать принципиально новые решения (да, нет)

2.Главное в нашей жизни – приносить людям пользу (да, нет)

3.Мне кажется, что наиболее ценным для человека является любимая работа (да, нет)

4.Я часто принимаю спонтанные решения (да, нет)

5.При необходимости человек может достаточно легко избавиться от своих привычек (да, нет)

6.Я часто перечитываю понравившиеся мне книги по несколько раз (да, нет)

7.Я очень увлечён своей работой (да, нет)

8.Большая часть того, что мне приходится делать, доставляет мне удовольствие (да, нет)

9.Я легко принимаю рискованные решения (да, нет)

10.Наибольшее удовлетворение человек получает в самом процессе работы (да, нет).

Ключ : Все «правильные» ответы – «да» - 1 балл (мах-10баллов),

уровень выраженности (гибкости поведения, контактности, креативности)

9,10 б – в.ср. 7,8б – ср. 1-6б – низ.

ОТЧЕТ по научно-исследовательской практике

Выполнила:

магистрант 1-го года обучения

факультета МИФиТ

Платонова Ирина Иннокентьевна

Согласовано: научный руководитель

к.п.н., доцент кафедры информатики и методики обучения информатике Федорова Галина Аркадьевна

Омск – 2013


научно-исследовательской практики магистранта

Платоновой Ирины Иннокентьевны

на период с 7.01.2013 по 19.01.2013

(магистерская программа «ИТ в образовании», 1-й год обучения)

Тема диссертации: Профессиональное развитие школьных библиотекарей в условиях виртуального методического сообщества

Руководитель магистерской программы____________________ М.П. Лапчик

Руководитель практики _______________________ М.И. Рагулина

Научный руководитель _______________________ Г.А. Федорова

II. Актуальность исследования

Современное образование предъявляет новые требования ко всем участникам образовательного процесса.

В Федеральной программе развития образования, новых ФГОС отражается явный социальный заказ на воспитание и формирование успешно-активных, компьютерно-грамотных и информационно-культурных в целом участников информационного общества.

Особенностью стандартов нового поколения, как известно, помимо определения единых требований к структуре и результатам освоения основных образовательных программ, является установление требований к условиям реализации, в том числе кадровым, финансовым, материально–техническим. Эти нормы закреплены статьей 11 Закона Российской Федерации «Об образовании» и действуют с 2013 года.

С внедрением информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) процесс образования осуществляется принципиально в другой среде. Это означает, что современные средства обучения (компьютеры, мультимедийные обучающие программы, интернет-ресурсы) не просто дополняют, они преобразуют образование в соответствии с потребностями информационного общества. ИКТ позволяют школьным библиотекарям совершенствовать методы и организационные формы работы библиотечных процессов в соответствии с основными требованиями современной системы образования.

Интернет предлагает школьным библиотекарям различные дистанционные курсы, виртуальные конференции, сетевые сообщества с возможностью профессионального общения, обмена опытом и др. Но не многие библиотекари знают, где и как найти нужную информацию в сети, как использовать ресурсы интернета в профессиональной деятельности. Проводимые в сети мероприятия носят, зачастую, разрозненный, бессистемный характер. В целом, деятельность школьных библиотекарей в сети ещё не достаточно организована, отсутствует научно-методическое обоснование сетевого взаимодействия библиотекарей, направленного на совершенствование профессионального развития. В этой связи представляется оптимальным разработать модель профессионального виртуального методического сообщества школьных библиотекарей и разрешить существующее противоречие между обусловленной развитием информационного общества необходимостью профессионального развития школьных библиотекарей в условиях виртуального методического сообщества и отсутствием виртуальной площадки для осуществления методической поддержки в рамках профессионального сообщества, между осознанием необходимости подготовки библиотекарей к работе в рамках виртуального методического сообщества и неразработанностью содержательной и процессуальной основой данного вида деятельности.

Данные противоречия определили проблему диссертационного исследования.

Проблемой исследования является снятие противоречия

· между обусловленной развитием информационного общества необходимостью профессионального развития школьных библиотекарей в условиях виртуального методического сообщества и отсутствием виртуальной площадки для осуществления методической поддержки в рамках профессионального сообщества,

· между осознанием необходимости подготовки библиотекарей к работе в рамках виртуального методического сообщества и неразработанностью содержательной и процессуальной основой данного вида деятельности.

Объектом исследования являетсяпрофессиональная деятельность школьных библиотекарей

Предметом исследования является виртуальное методическое сообщество школьных библиотекарей.

Цель исследования

Профессиональное развитие школьных библиотекарей в условиях виртуального методического сообщества.

Гипотеза исследования

Профессиональное развитие школьных библиотекарей происходит эффективно, если:

1. будет разработана и научно обоснованна модель

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: