Тоже время обеспечивают удовлетворение материальных. Материальная удовлетворенность

Астрология. От прошлого к настоящему. Как приблизить состояние счастья?

Елена Мазова Эзотерика Отсутствует

Из книги вы узнаете о том, какой багаж знаний, мудрости, опыта, качеств, способностей и талантов вы принесли с собой из прошлых жизней, как, не усложняя себе жизнь, двигаться вперед, реализовываться в настоящем, получать и моральное, и материальное удовлетворение.

Вы узнаете о том, как по конкретным ситуациям жизни определить уровень своего духовного развития, какие качества следует развивать в себе и какими делами заниматься, чтобы приблизить состояние счастья.

Александр Степанович Грин Рассказы Отсутствует

«Я никогда не находил удовольствия в так называемых «светлых явлениях», отчасти по скучнейшей их одинаковости, законченности и шаблонности, отчасти по причинам необъяснимого происхождения, лежавшим, надо полагать, в основе моей души со дня рождения. Грубое, топорное зло тоже отталкивало меня, особенно если оно преследовало какую-либо практическую, материальную цель: деньги, наслаждения, вообще – корысть.

В жизни более всего нравилось мне зло обдуманное, бесцельное зло для зла, для спорта, для удовлетворения преступных инстинктов…».

Abamba, или Как я однажды заработал свою первую тысячу КВАН. <на любимом деле> # <с удоволь

Валерий Зимин Руководства Отсутствует Нет данных

Автор всю свою сознательную жизнь трудится. В школе, в институте, на работе и дома. Везде и всегда приходилось работать, трудиться. И когда был наемным работником , и даже когда свой бизнес открыл – либо удовлетворение моральное, либо материальное! Недавно случилось чудо – удалось и немного заработать, и получить удовольствие.

Одновременно! Я назвал это явление – Abamba!

Возрастные особенности счастливой жизни в России и Европе: эконометрический подход

Л. А. Родионова Социология Прикладная эконометрика. Научные статьи

В работе проведен сравнительный анализ влияния возраста на уровень счастья в России и европейских странах. Использовались данные European Social Survey по 29 странам за 2012 г. На основе логит-моделей упорядоченного выбора для уровня счастья получены оценки от возраста для каждой анализируемой страны.

Методами кластерного анализа все страны были разделены на несколько групп, в которых эффект возраста существенно различается. Россия оказалась в кластере стран, где в старшей возрастной группе (60+) уровень счастья продолжает снижаться. Были проанализированы детерминанты уровня счастья в разных возрастных группах, одной из существенных оказалась удовлетворенность материальным положением.

Полная Ж: жизнь как бизнес-проект

Радислав Гандапас Самосовершенствование Отсутствует

Многие уверены, что успех – это материальное благополучие и на пути к нему нужно обязательно чем-то жертвовать. Большинство из нас посвящают гораздо больше времени планированию своего бизнеса или карьеры, чем планированию собственной жизни. В итоге мы часто видим успешных, но на самом деле сильно уставших и не очень счастливых людей.

Поэтому настоящее решение – научиться полноценно жить не вместо бизнеса, а вместе с успешным бизнесом. Полноценная жизнь включает в себя удовлетворение всех основных потребностей человека. Это любовь, дружба, благосостояние, работа, здоровье и хобби.

Считается, что удовлетворенность всеми шестью составляющими является показателем полноценности жизни. И основной смысл стратегии полноценной жизни заключается в том, чтобы восстановить утраченный баланс, а затем поддерживать его и наращивать степень удовлетворенности.

Разумеется, баланс составляющих восстановить гораздо проще, чем поддерживать его постоянно. Но именно это и является полноценной жизнью – умение держать руку на пульсе и подтягивать те сферы, которые отстают, находить свою точку равновесия, свое счастье.

Учиться жить полной жизнью надо здесь и сейчас. Сейчас, когда мечты не теряют свою актуальность, и мы еще можем сами выстроить свою стратегию счастья. Ведь именно счастье – основная категория баланса полноценной жизни. И именно о нем эта книга.

Эффективность школьного образования: позиция учителей

Елена Авраамова Педагогика Научные доклады: образование

В научном докладе представлены результаты анкетирования учителей общеобразовательных организаций (школ, гимназий, лицеев) в рамках мониторинга эффективности школьного образования, проведенного Центром экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС в 2016 г.

Участниками опроса стали 2206 учителей школ, расположенных в городских поселениях и сельской местности Челябинской области, Алтайского и Ставропольского краев. Рассмотрены позиции учителей по широкому кругу вопросов, относящихся к проблематике общего образования: кадровой ситуации в школах, качеству преподавания, профессиональному развитию учительского корпуса, требованиям к современному учителю, материальному положению и социальному позиционированию педагогических работников, удовлетворенности учителей своей профессиональной деятельностью.

Особое внимание уделено вопросу о том, какие качественные изменения произошли в школьном образовании в результате организационно-экономических преобразований в данной сфере, а именно повысился ли уровень профессионализма учителей в условиях увеличения размера заработной платы.

Изнанка земного рая (сборник)

Владимир Свищенков Афоризмы и цитаты Отсутствует

Деньги и счастье – в современном обществе эти понятия стали чуть ли не синонимами. Но если человек не развивается духовно, то рост материального благополучия не только не делает его счастливым, но и является одной из основных причин нравственной деградации личности.

Ни для кого не секрет, во всяком случае для людей, знакомых, пусть даже в общих чертах, с основами духовной жизни, что даже самый интенсивный труд не в состоянии обеспечить человеку достаточное количество денег для удовлетворения жажды удовольствий, ведь питаемые наслаждениями страсти ненасытны и постоянно требуют «продолжения банкета».

Поэтому процесс обслуживания страстей, внешне напоминающий бесконечный бег за собственной тенью, изматывает человека морально и физически, не приводя к желаемому результату. Будучи солидарным с Платоном в том, что «без смешного нельзя понять серьезное», автор в популярной форме, не забывая про юмор и иронию, рассуждает о недугах человеческой души и ценностях современного общества в контексте вечных вопросов бытия.

Как получать то, что хочешь, и любить то, что есть

Джон Грэй Зарубежная психология Отсутствует

В этой замечательной книге-бестселлере не только раскрывается природа личного успеха, который не исчерпывается материальным благополучием или ощущением счастья, а напрямую связан с удовлетворением потребностей нашего истинного «я», – но и подробно описываются методы, с помощью которых мы можем соединиться со своей подлинной сущностью.

Лишь немногие имеют врожденную склонность добиваться личного успеха. Большинству из нас все-таки требуется обучение определенным навыкам и практикам – вместо того, чтобы полагаться на случай, судьбу, удачу или везение. И хорошей новостью является то, что вы можете научиться добиваться личного успеха.

Возможно, вы намного ближе к нему, чем вам кажется: чтобы жизнь обрела желаемую полноту, вам нужно всего лишь осуществить небольшие (но важные) изменения в стиле мышления, восприятия и действия.

Ваш проводник от нуля до Совершенства

Кирилл Губаревич Здоровье Отсутствует Нет данных

В книге описывается единственная в мире система всестороннего развития, комплексного удовлетворения потребностей и управления своей жизни, созданная в 1999 г. Система, направленная на материальное, социальное и духовное возрождение и развитие людей и общества, где материальное и духовное находятся в гармонии, а не в противостоянии друг другу.

Уже миллионы последователей избавились от проблем тела и души, забыли о финансовых трудностях и живут в радости и счастье, реализуясь через своё призвание.

3. Любимое дело, приносящее моральное и материальное удовлетворение

У человека должно быть любимое дело! Возможно, даже не одно! Ибо если его (или их) нет, то это верный путь к депрессии, нежеланию жить в этом мире, алкоголизму, наркомании и так далее (собственно, я перечислил сейчас 3 симптома – алкоголизм, наркомания и депрессия – одной болезни: нежелания жить). Если у человека нет занятия, при мысли о котором загорались бы глаза, душа рвалась бы в бой, а разум с воодушевлением считал бы варианты творческих решений и реализации задуманного, то такому индивиду скучно жить! У него не бывает моментов творчества, радости, воодушевления.

Должно быть дело, которым действительно интересно заниматься. В любое время года и в любое время дня! Интересно заниматься не из-за материальной составляющей или желания понравиться кому-либо, а потому что ты бессознательно тянешься к этому делу!

Профессия изначально должна быть актом любви. И никак не браком по расчету.

Харуки Мураками

Любишь это дело! Кайфуешь, когда ты в процессе! В экстазе, когда получилось так, как задумал! Это не передаваемые словами ощущения. В этот момент ты ближе к себе, Природе и Богу, чем когда ты молишься в церкви: ибо главное, во что ты веришь внутри себя, а не то, сколько раз в неделю/месяц/год ты посещаешь храм.

Любимое дело дает тебе силы, чтобы порхать по пути жизни! Это своего рода неисчерпаемый источник радости, драйва, молодости, благополучия, счастья!

Некоторые люди настолько забиты теми социальными установками, которые они когда-то приняли за единственные «истинные» правила игры в жизнь, что не могут понять, что им действительно нравится делать.

Если вы все еще не знаете, в чем же выражается ваше любимое занятие, либо вы находитесь в стремлении к целям, но вам кажется, что они ложные, то предлагаю вам пройти следующий тест. С этим тестом я познакомился на тренинге И. Л. Науменко «Новый уровень мышления».

Тест «Тюрьма»

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы и запишите ответы на листе бумаги. На ответы тратьте не более пяти минут, записывая то, что сразу приходит в голову. На каждый вопрос следует давать по 3–5 пунктов в ответе (если идет больше пяти ответов – записывайте, сколько идет, если меньше – значит, будет меньше).

1. Твои цели на ближайший календарный год?

2. Для чего тебе нужны эти цели? Что тебе даст их достижение? В чем продолжение этих целей? Что из них следует?

3. Три вида деятельности, которыми тебе нравится заниматься?

4. Что ты чувствуешь, когда занимаешься теми видами деятельности, что написал в пункте 3? Что это тебе дает?

5. Назови трех людей, которыми ты восхищаешься, мнению которых ты доверяешь, прислушиваешься к ним.

(Это могут быть люди живые или мертвые; ты можешь быть с ними знаком или никогда не виделся и не общался «вживую»; люди, которых ты никогда не видел или с которыми видишься каждый день. Они могут быть кем угодно, лишь бы ты их уважал, доверял их мнению, разделял их взгляды, пусть даже не на всю жизнь, но на какие-то аспекты жизни.)

А также напиши, за что ты ими восхищаешься, за что уважаешь, почему доверяешь их мнению и прислушиваешься к ним.

6. Твой лечащий врач из поликлиники пригласил тебя в свой кабинет и сказал: «Я посмотрел твои анализы. У меня две новости: хорошая и плохая. Плохая: тебе осталось жить 15 лет. Хорошая: за эти 15 лет у тебя не будет проблем со здоровьем, ничего у тебя не будет болеть, беспокоить тебя, ты будешь полон сил, энергии, задора. Но через 15 лет ты ляжешь и умрешь». Раздели лист бумаги на 2 столбца и ответь на следующие вопросы: в левом столбце – что бы тебе хотелось сделать за оставшиеся 15 лет?; в правом – что ты должен сделать за оставшиеся 15 лет?

Что ты хочешь сделать за оставшиеся 15 лет? – Что ты должен сделать за оставшиеся 15 лет?

7. Позвонил главный врач поликлиники, где ты сдавал анализы, сказал: «Прости, мы ошиблись, ты не умрешь через 15 лет. Ты умрешь через 10 лет. Еще раз прости за нашу ошибку». Ответь на два вопроса: что ты хочешь сделать за оставшиеся 10 лет и что ты должен сделать за оставшиеся 10 лет?

Что ты хочешь сделать за оставшиеся 10 лет? – Что ты должен сделать за оставшиеся 10 лет?

8. Тебе позвонил министр здравоохранения региона твоего проживания и сказал следующее: «Я приношу свои извинения, в той поликлинике творится что-то неладное. В общем, все, что они вам наговорили – это ошибка. Вы умрете через 5 лет. Но, правда, эти последние 5 лет у вас ничего не будет болеть. Министерство гарантирует!»

Ответь на два вопроса: что ты хочешь сделать за оставшиеся 5 лет и что ты должен сделать за оставшиеся 5 лет?

Что ты хочешь сделать за оставшиеся 5 лет? – Что ты должен сделать за оставшиеся 5 лет?

9. Твой телефон в последнее время не умолкает. Тебе звонят высокопоставленные личности. На этот раз сам министр здравоохранения страны на том конце провода: «Добрый день! Все, что вам говорили до этого – наглая ложь! Ошиблись люди, с кем не бывает. Мы примем меры и виновные будут наказаны. До свидания. А, да, самое важное для вас: вы не умрете через 5 лет. Все хорошо! Вы умрете через… год. Хм. Всего доброго, до свидания».

Итак, ответь на два вопроса: что ты хочешь сделать за оставшийся год и что ты должен сделать за оставшийся год?

Что ты хочешь сделать за оставшийся год? – Что ты должен сделать за оставшийся год?

10. Тебя посадили в тюрьму. Ты ничего не совершил, просто состряпали дело, осудили ни за что ни про что и посадили в тюрьму. Ничего поделать уже нельзя. Ты осужден на 25 пожизненных сроков. Тюрьма необычная: она находится в океане, это остров. У тебя там есть все необходимое для жизни (пища, вода, кров), но есть условие: тебе там надо чем-то заниматься. То есть тебя обеспечивают всем необходимым для жизни, но тебе надо чем-либо заниматься. Просто лежать на диване нельзя. Заниматься ты можешь чем угодно: тебя обеспечат всем для твоего занятия. Например, хочешь себе дом: тебя обеспечат материалами и инструментами. Строй дом. Хочешь автомобиль: тебе дадут детали. Собирай машину. Хочешь участвовать в гонках: пожалуйста, находи из коллег-заключенных единомышленников, вам предоставят болиды и вы будете состязаться. Хочешь полететь в космос: без проблем! Тебе выдадут космический аппарат, ты будешь тренироваться и полетишь в космос. Нога будет прикована цепью к тюрьме, но все равно полетишь!

Но все, чем ты будешь заниматься и что ты будешь создавать, не выйдет за стены этой тюрьмы. Все плоды твоих занятий останутся в рамках этого мира. Что касается семьи: ты можешь создать там семью или пригласить уже существующую к себе на постоянное место жительства. Можешь рожать там детей. В общем, делай, что хочешь!

Вопрос: чем бы ты занимался в этой тюрьме?

11. Вспомни тех людей из вопроса 5 этого теста, которых ты уважаешь и чье мнение в том или ином вопросе тебе важно. Напиши, какие рекомендации дали бы тебе каждый из этих людей, когда бы они узнали, чем ты занимаешься в тюрьме.

После прохождения теста посиди 5–10 минут в тишине и подумай над своими ответами. Соответствуют ли твои цели на год тем занятиям, которыми ты бы занимался в тюрьме? Что тебе мешает сейчас заниматься тем, что тебе приносит радость, восторг, удовольствие? И где действительно тюрьма: там, в океане, где ты можешь заниматься всем, чем захочешь, или здесь, в социуме, где ты свободен, но продолжаешь откладывать на потом свои любимые дела?

Основной вывод этого теста: занимайся тем, чем тебе нравится заниматься.

Цель теста: понять, чем тебе нравится заниматься.

В жизни человека есть два великих дня – день, когда он родился, и день, когда он понял, для чего.

Уильям Барклай

Как только у вас появляется любимое дело, вы преображаетесь, появляется естественный стимул к жизни. Эта деятельность начинает приносить вам моральное удовлетворение! Если вы все делаете от души, не думая ни о чем другом, кроме интереса, вдохновения, реализации и творчества, обязательно найдутся люди, которым понравятся ваши труды и которые будут готовы заплатить за них деньги.

Что такое деньги? Ты добился успеха, если утром встаешь, вечером ложишься, а в промежутке занимаешься тем, чем хочешь.

Боб Дилан

И чем профессиональней и вдохновеннее вы будете делать это, тем больше людей будут платить большее количество денег. Поэтому не стоит беспокоиться о том, что, занимаясь любимым делом, вы будете бедствовать, перебиваться «с хлеба на воду». Любимое дело, которое творится с любовью, душой, радостью, рано или поздно будет востребовано.

Деятельность, в которую вложена частичка твоей души, обречена на успех! Люби и твори!

Лучший путь к успеху – это влюбиться в то, что ты делаешь.

Джеки Чан

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Больше денег от вашего бизнеса: скрытые методы увеличения прибыли автора Левитас Александр

Из книги Как купаться в деньгах автора Грисволд Роберт

Признайте, что вы имеете «моральное право» быть богатым Многие люди позволили запрограммировать себя на финансовые ограничения. Они приобрели негативные взгляды на деньги, что привело их к состоянию необеспеченности. Это - негативная реальность, в которой им постоянно

Из книги Как из хобби сделать бизнес. Монетизация творчества автора Тюхменёва Анна

Из книги Новая школа жизни. II том. Сила и власть личности автора Шмидт К. О.

Поведение, приносящее успех Кроме вышеизложенных обстоятельств успех зависит еще и от поведения, причем поведение, приносящее успех, ни в коем случае не состоит в буквальном следовании указаниям некой «Настольной книги хорошего тона». Естественная «вежливость сердца»

Из книги Тайные знания о деньгах автора Правдина Наталия Борисовна

Изобилие и материальное благосостояние Все люди в современном обществе живут в пространстве денег. Что такое деньги? Почему они так важны и почему каждому человеку необходимо научиться правильно с ними обращаться? Деньги – неотъемлемая составляющая нашей

Из книги Похвалите меня [Как перестать зависеть от чужого мнения и обрести уверенность в себе] автора Рапсон Джеймс

Из книги Пробуждение от проблем, или Как Вася Пупкин нашел себя автора Руль Александр

Материальное и духовное знание Наш век зовется веком информации. Принято полагать, что информация движет современной действительностью и является основой прогресса. Недостаток знаний воспринимается современным человеком как негативное явление; этот недостаток нужно

Из книги Жизнь – игра. Правила победителей автора Зюзгинов Александр

4. Здоровье: физическое, моральное и душевное В формуле пути жизни S = V ? t время жизни (t) определяется вашим здоровьем. Чем крепче у вас здоровье, тем длиннее путь вашей жизни, тем дольше и насыщенней вы сможете прожить свою жизнь (а может быть, в нее вместится и несколько

Из книги Влияние и власть. Беспроигрышные техники автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Из книги Руководство по выращиванию капитала автора Штерн Валентин

Из книги Используй силу подсознания и сознания для решения любых задач! автора Нарбут Алекс

Из книги Секреты мотивации продавцов автора Смирнова Вилена

Из книги Время на отдых. Для тех, кто много работает автора Архангельский Глеб

Из книги Хватит быть рабом работы! Стань хозяином своих денег! автора Зюзгинов Александр

Из книги Привлеки деньги, я – помогу! автора Правдина Наталья Борисовна

Из книги автора

Практика «Любимое занятие» Эта практика поможет вам определиться со сферой своих интересов, которые вы можете использовать для зарабатывания денег.1. Прямо сейчас запишите хотя бы несколько занятий, которые приносят вам истинное наслаждение. Если это сложно,

Некоторые современные ученые разделяют потребности на 3 груп­пы: материальные, социальные и духовные. Такое деление вызывает возражения, так как нарушает законы логики: все социальные по­требности могут быть включены в число материальных или в число духовных потребностей. Мы исходим из того, что деление потребно­стей на материальные и духовные происходит по одному основанию, а на социальные и биологические - по другому. И первое, и второе деление полезны для понимания мира потребностей, так как они по­казывают различные закономерности их функционирования ираз­вития.

Материальные потребности - это потребности человека в обеспе­чении своего материального существования. В материальных потреб­ностях можно выделить два пласта: относительно простые матери­альные биологические потребности и более сложные - материальные социальные потребности. К материальным биологическим относятся потребности в пище, одежде, жилище, благоприятной окружающей среде, физическом здоровье и физической безопасности, в продол­жении рода. В современном сервисе существует множество отраслей и направлений, которые обслуживают каждую из этих потребностей. Так, удовлетворением потребностей в пище непосредственно за­нимаются система общественного питания и ресторанный сервис, потребностей в одежде - пошивочные и ремонтные ателье, склады и магазины, прачечные, химчистки, потребностей в жилище - ре­монтно-строительные организации, потребностей в благоприятной сре­де - уборочные службы, предприятия садово-паркового хозяйства и т. п. Безопасностью занимаются армия, полиция и охранные орга­низации, физическое здоровье и продолжение человеческого рода тре­буют медицинских, санаторно-курортных и спортивно-оздоровитель­ных услуг. Транспорт, связь и информационный сервис прямо или опосредованно обслуживают каждую из перечисленных областей.

Все эти материальные потребности по своей природе биологиче­ские, но, как уже отмечалось, они проявляются у человека в специ­фической социальной форме. Даже биологические материальные потребности человека в отличие от потребностей животных истори­чески изменяются. С одной стороны, в них сохраняется некий инва­риант, общий для всех людей, а иногда для людей и животных. Так, всем людям необходим похожий набор химических веществ для пол­ноценного питания, а безопасность всегда и для всех включает в себя предохранение от механических повреждений тела и от попадания в организм ядовитых веществ. С другой стороны, сервисные техноло­гии неизбежно различаются у обществ, стоящих на разных ступенях развития. Любой вид сервиса исторически развивается. Если для обеспечения безопасности президента высокоразвитой страны мо­жет понадобиться, например, система противорадарной защиты са­молета, то вождю африканского племени она совершенно не нужна. Президента, в свою очередь, не могут удовлетворить услуги воинов с копьями и топорами, которые вполне справляются с охраной вождя племени.



Материальные социальные потребности появляются только у че­ловека. Вопреки мнению Гегеля и других идеалистов, социальное - это не только мышление, но и вполне вещественная, материальная деятельность с предметами внешнего мира. К социальным матери­альным потребностям относятся труд и основанный на нем процесс материального производства, т. е. предметно-орудийная преобразова­тельная, деятельность человека, общение - взаимодействие в про­цессе трудовой деятельности и обмен продуктами труда. Материаль­ные потребности не ограничиваются потребностями в так называе­мых материальных благах. Как отмечает Л. П. Буева, «специфически человеческое отношение к миру состоит не в потреблении, а в сози­дании; первое лишь необходимое условие и средство второго» 1 . Если потребности в пище и жилище - главные биологические материальные потребности человека, то главная социальная материаль­ная потребность - это потребность в труде.

1 Буева Л. Л. Человек, деятельность, общение. М.: Мысль, 1978, С. 158-159.

Духовные потребности - это потребности в знаниях, настроени­ях, переживаниях и впечатлениях. К духовным относятся потребно­сти в познании, образовании, воспитании, смысле жизни. Их можно также классифицировать на основе форм общественного сознания, разделив на нравственные, правовые, политические, эстетические, ре­лигиозные или атеистические потребности, потребность в мировоз­зрении. Наконец, можно выделить относительно простые духовные потребности, существующие на уровне обыденного сознания, и слож­ные, которые удовлетворяются с помощью теоретического и художе­ственного сознания.

Потребность в познании - это стремление человека к знанию объ­ективных явлений, свойств и закономерностей действительности. Она порождается материальными потребностями в успешной трудо­вой деятельности, которая не может существовать и совершенство­ваться без накопления знаний о мире. Затем потребность в познании может приобретать относительную самостоятельность, превращать­ся в самоцель, так что ее связь с материальными потребностями ста­новится опосредованной и завуалированной. У древних людей эта потребность удовлетворялась только с помощью обыденного позна­ния. Затем появляются более сложные пути удовлетворения потреб­ности в знаниях - мифология и религия. В религии действительные знания о мире переплетаются с верой в сверхъестественное - т. е. идеями, которые объявляются истинными без доказательств, на ос­нове традиции. Наиболее развитые формы познания - научное и ху­дожественное.

Научное познание нацелено на раскрытие объективных законов природы и общества, объяснение и предсказание изменений изуча­емых явлений. Оно включает в себя проверяемые и проверенные фак­ты и обобщения. Художественное познание - это особое эстетиче­ское освоение действительности в художественно-образной форме. Оно может осуществляться с помощью искусства и включает в себя оценку вещей и событий как прекрасных или безобразных, низмен­ных или возвышенных, трагических или комических. Ценностно-ориентационная деятельность (см. § 6) также опирается на познание (невозможно дать правильную оценку явлениям, которые не знаешь), но не сводится к нему.

Образование - это процесс усвоения систематизированных зна­ний, умений и навыков. Оно является одной из главных потребностей человека, так как стало необходимым условием подготовки к труду и общению. Потребность в образовании по существу является конкретизацией и более развитой формой потребности в познании. В современном обществе человек нуждается не в каком-то неопреде­ленном наборе знаний, а в качественной системе образования и в на­дежных критериях этого качества. Образование рассматривается в современном мире как одна из частей сферы услуг. Им занимаются особые организации - в основном учебные заведения. Государство осуществляет контроль за образованием для придания ему легитим­ности: лицензирование образовательных услуг является подтвержде­нием их качества и обеспечивает их стандартизацию, официальное признание при оценке уровня образованности конкретного лица.

Воспитание - это целенаправленное воздействие на человека для подготовки его к выполнению всего многообразия социальных функ­ций (труда, общения, познания и т. п.). Оно входит в процесс социа­лизации и является потребностью, поскольку без целенаправленно­го воздействия взрослых ребенок не сможет стать дееспособным чле­ном общества. В учебных заведениях потребность в воспитании фактически удовлетворяется вместе с потребностью в образовании. Однако воспитание, по мнению психологов и педагогов, начинается практически с рождения ребенка, когда образование (в строгом смыс­ле слова) еще невозможно.

Потребность в смысле жизни - это, по-видимому, наиболее слож­ная духовная потребность. Она выражается в формировании миро­воззрения - системы взглядов человека на мир в целом и свое место в нем. Смысл своего существования определяется каждой личностью индивидуально, но это не значит, что он зависит от субъективного видения мира. Существуют, во-первых, несколько основных концеп­ций смысла человеческого существования, к которым многие люди приходят на том или ином этапе своей жизни (при этом тем или иным образом модифицируя их, адаптируя к особенностям своей личности). Во-вторых, концепция смысла жизни прямо зависит от того, как развивались способности человека и как удовлетворялись потребности в познании, образовании и воспитании. Различные об­щественные структуры, движения и организации с глубокой древно­сти стремились воздействовать на внутренний мир человека, чтобы сформировать у него такое мировоззрение и понимание смысла жиз­ни, которое соответствует идеологии этих движений и организаций. Для подобного воздействия на формирование духовных потребно­стей используется широкий набор приемов - дозированная информация и дезинформация, эмоциональное воздействие искусства, чувство товарищества и солидарности, пропаганда через средства массовой информации, наконец, простая материальная заинтересо­ванность в получении тех или иных благ. Духовные потребности, ко­торые потребность в смысле жизни как бы обобщает и подытоживает, во многом определяют поведение человека. Поэтому на их формиро­вание всегда пытаются повлиять в своих интересах как общество в целом, так и отдельные существующие в нем структуры, движения, организации и группировки.

В настоящее время широко распространено наивное отношение к духовным потребностям как к чему-то «очень хорошему». Так, уже отмечалось, что церковь обычно трактует духовные потребности как чисто религиозные и поэтому очень ценные. Отсутствие религиоз­ных потребностей называют при этом «бездуховностью» (вместо «не­религиозности») - хотя в действительности общество выработало много очень ценных нерелигиозных духовных потребностей, напри­мер, потребность в научном и художественном творчестве. Столь же ошибочным нам представляется и утверждение: «Можно иметь, на­пример, видеомагнитофон и смотреть только порнофильмы, но вряд ли это связано с духовными, потребностями...» 1 . Стремление смот­реть порнофильмы - это, конечно, духовная потребность. Не вда­ваясь в рассуждения о том, хорошо это делать или плохо, отметим другое: существуют не только «хорошие», но и негативные, деструк­тивные, разрушительные, осуждаемые обществом духовные потреб­ности. В СССР к ним было принято относить, например, потребно­сти религиозного характера. В современном мире распространяются духовные потребности гораздо более опасные, чем разглядывание порнографических картинок: это пропаганда всевозможных экстре­мистских идеологий (религиозных и нерелигиозных), фашистских и других человеконенавистнических концепций. Задача общества - противостоять формированию такого рода потребностей, в том чис­ле и методами сервисной деятельности (информационный, обра­зовательный, анимационный сервис, средства массовой информа­ции и т. п.).

1 Черников В. Г. Человек и его потребности: Учеб. пособие. Рыбинск: РГАТА, 2003. С. 85.

В реальной жизни материальные и духовные потребности, а так­же приемы и методы их удовлетворения взаимодействуют и пере­плетаются. Так, удовлетворение материальных потребностей всегда требует какого-то уровня знаний, т. е. духовных предпосылок. Для удовлетворения любых духовных потребностей используются мате­риальные предметы - например книги, музыкальные инструменты, краски и холст, звуковоспроизводящая аппаратура и другое оборудо­вание. Поэтому удовлетворение духовных потребностей становится возможным благодаря удовлетворению сопутствующих им матери­альных. Это еще раз показывает зависимость духовной деятельности человека от материальной. Последняя создает и совершенствует мир вещей («вторую природу», техносферу, ноосферу), формируя тем са­мым возможности для развития и удовлетворения духовных потреб­ностей.

Любая сервисная деятельность, направленная на удовлетворение одной потребности, обычно затрагивает и многие другие. Удовлетво­рение материальных и духовных потребностей часто взаимосвязано, носит комплексный характер. В сервисной деятельности эта ком­плексность служит дополнительным фактором, повышающим при­влекательность предлагаемого набора услуг.

Как правило, работе мы отдаем большую часть своего времени и сил. И хочется, чтобы ее выполнение приносило нам удовольствие или хотя бы удовлетворение - моральное ли, материальное ли. А лучше и то и другое, ведь правда? Мы поговорили с экспертами о том, бывает ли работа мечты и как ее найти, что нас мотивирует и почему денег всегда не хватает.

Если ввести в поисковике запрос «работа мечты», станет очевидно, что ее ищут (во всех смыслах этого слова) многие: 743 000 000 ссылок говорят сами за себя. Интересно, если не считать вакансии, которые время от времени предлагают австралийцы на своем острове Гамильтон, сколько людей действительно находят ту самую, желанную и единственную работу мечты?

«Надо понимать, что это абсолютно искусственный, маркетинговый термин, который используют для привлечения кадров, - обращает внимание кандидат психологических наук, доцент кафедры психоанализа и бизнес-консультирования НИУ ВШЭ Александр Евдокименко. - Ощущение исполнения мечты - это все-таки краткосрочное состояние».

«Работодатели могут меняться. Я бы сказала, что нужно искать именно свое дело, свое призвание, - уточняет бизнес-коуч Алла Кузнецова. - Причем можно отталкиваться и от познания себя («чего я хочу?»), и от изучения предложений на рынке. Сейчас появляется все больше функционала и работ, о которых мы совсем недавно еще ничего не знали».

Расширяя навыки, вы повышаете экспертность и, следовательно, себестоимость на рынке

По словам экспертов, чтобы дело, которому вы себя отдаете, действительно доставляло радость и приносило удовольствие, должны совпасть три ключевых момента. Как сказала психотерапевт, бизнес-тренер, коуч Наталья Тумашкова, «я считаю, работу мечты можно найти, если у вас как минимум мечта есть». Так что первое - ваше желание.

Вы должны понять свои цели, определить краткосрочные и долгосрочные задачи. «Хотя это легко сказать, - признает Алла Кузнецова. - Кто-то знает себя лучше, кто-то хуже и в тот же вуз поступает по совету или принуждению родителей, за компанию с друзьями и так далее. Но никогда не поздно прислушаться к себе и решить, что на самом деле именно тебе самому хочется».

Второе - это ваши знания и навыки. Все-таки желание - это мечта, фантазия, а навыки - некая реальность («что я действительно умею?»). Независимо от стажа, опыта и уверенности в себе специалисты не рекомендуют занимать позицию всезнающего и всемогущего умельца: всем есть чему учиться.

Помните: расширяя свои навыки, вы повышаете свою экспертность и, следовательно, себестоимость на рынке. «Стоит понимать, что все очень быстро меняется, - замечает Алла Кузнецова, - а потому надо постоянно держать себя в тонусе, видеть поле для своего развития, анализировать, над чем еще стоит поработать».

Наконец, третье - обстоятельства. Даже если у вас есть готовность сменить поле деятельности и представление, чем бы вы хотели заниматься дальше, оцените свои возможности на данном этапе жизни. Скажем, если ваш ребенок только пошел в школу, испытывает стресс, постоянно болеет на этом фоне, стоит трезво оценить ситуацию и, возможно, посвятить свободное время не обучению по новой специальности, а помощи своему первокласснику. А исполнение мечты немного подождет.

В качестве важной составляющей идеальной работы многие наверняка бы назвали еще высокую оплату труда. Является ли этот фактор для нас главным и действительно мотивирующим?

Материальное vs моральное удовлетворение

«Каждые 40 минут преподавания дарят мне такую радость, какую на основной работе я испытываю только один раз в месяц - при sms-оповещении о пополнении счета», - рассказывает 22-летний Антон. В школе его, выпускника престижного западного вуза, держит любимое дело, на хорошей позиции в крупной фирме - зарплата. Ни от денег, ни от удовольствия отказываться он не готов, так что приходится жертвовать практически всем свободным временем.

Возможность совмещать несколько работ есть не у всех, чаще всего приходится расставлять приоритеты. Одним важен престиж и статус, им комфортно, только когда они ездят на машине не хуже определенной марки и модели, другим хорошо, когда они занимаются любимым делом.

Алла Кузнецова вспоминает историю 35-летнего банкира, который решил оставить невообразимо высокую должность и ближайшие 2 года не «капитализировать» свои заслуги перед компанией, а поучиться на Западе, чтобы стать конкурентноспособным на международном уровне.

Другой пример - женщина, признавшая, что никогда бы не пошла в малоизвестную организацию «без имени», про которую нужно объяснять, что это. Важность «идентификации себя с определенным сообществом» отмечает и Александр Евдокименко («к примеру, у военных есть специфический мотив - ношение формы»).

Три причины делать

В 1978 году в майском номере журнала Psychology Today вышла статья ученых Эдварда Лоулера и Патриции Ренвик «Чего вы на самом деле хотите от своей работы». Тройка победителей, по итогам исследований, выглядела так:
1) вызов;
2) причастность к созданию чего-то значимого;
3) возможность расширять свои умения.
Зарплата заняла лишь 12-ю строчку.

Неправильно считать одни причины и мотивы при выборе работы хорошими, а другие плохими, - каждому свое. Вопрос в другом: сделан ли выбор в пользу того или иного самим человеком? Его ли это желание? «Люди часто не задумываются всерьез о том, что является для них главным в жизни, за что они себя уважают, и не решаются честно ответить себе на вопрос, какое место в этом самоуважении играет то, чем и как они зарабатывают, - отмечает Наталья Тумашкова. - Нередко выясняется, что деньги как стимул для работы - это иллюзия.

Как показывает терапевтическая практика, гоняясь за финансовым успехом и сопутствующими ему социальными метками, люди иногда просто пытаются доказать своему давно умершему родителю, что они чего-то стоят. А иногда для них это единственное условие психологической безопасности. Точно так же может быть лукавством и позиция «деньги мне совсем не важны». Все-таки для того, чтобы их заработать, нужно встать с дивана, на котором человека может держать, например, страх неуспеха родом из детства, а вовсе не приписываемая ему родней патологическая лень и безответственность».

Чтобы выяснить, что мотивирует нас к работе сильнее, американский психолог, специалист в области поведенческой экономики Дэн Ариэли провел ряд исследований. Одно из них заключалось в следующем: участникам выдавали листы с буквами, одинаковые надо было объединить в пары.

Первая группа сдавала организатору подписанные работы, тот их просматривал и складывал. Листы второй, на которых не указывались имена и фамилии, собирали не глядя. Ответы третьей группы и вовсе сразу отправлялись в шредер.

По условиям эксперимента за выполнение каждого следующего задания полагалось все меньше денег, но участники второй и третьей группы требовали удвоить обговоренную сумму. Первая группа прибавки не просила, так как ей хватало условного признания - того, что ее работу не уничтожали и не игнорировали.

Но согласно статистике рекрутингового агентства Kelly Services за 2012 год, 76% российских сотрудников главным мотиватором называют все-таки оплату труда. И понятно, почему многие не решаются уйти с работы, которая радует разве что стабильностью - и даже не всегда уровнем зарплаты.

«Один из эффективных инструментов удержания человека на рабочем месте - кредитозависимость, - замечает Александр Евдокименко. - Многие трудятся на возвращение долгов за уже приобретенный товар и испытывают психологический страх перед ситуацией неопределенности, неизвестности. Люди естественным образом боятся оставить без средств к существованию себя и свои семьи».

«Если тебе нечем платить за квартиру, выбирать особо не приходится, - соглашается Алла Кузнецова. - Пирамиду Маслоу никто не отменял: прежде всего надо обеспечить удовлетворение базовых потребностей». Другое дело, если финансовый вопрос не стоит остро и обстоятельства позволяют пойти на риск и сменить надоевшую работу на любимое дело.

Алла приводит в пример основателей Google, Facebook, Стива Джобса или, скажем, Квентина Тарантино, который работал в видеопрокате, а потом снял «Криминальное чтиво». «Он просто хотел создать этот фильм, не думая о миллионах. Они вместе с признанием и популярностью пришли за ним сами. Одержимых пассионариев, которые вкладывают душу и искренне верят в то, что делают, успех и деньги часто догоняют, хотя они никогда не были для этих людей самоцелью».

Рост доходов и запросов

Еще один популярный запрос-вопрос в поисковиках - «Почему денег всегда мало?» (74 200 000 ссылок). Вероятно, задаются им не только те, для кого при выборе призвания и работы он первичен. «Большая зарплата всегда предоставляет больше возможностей, - говорит Александр Евдокименко, - и на какое-то время больше становится и мотивации к работе».

Но важно помнить, что к позитивным переменам, в том числе финансовым, мы адаптируемся довольно быстро. «Помню, как ждала прибавки, как думала, что тогда смогу себе позволить… Но когда я все-таки получила повышенную зарплату, вскоре вдруг поняла, что мне снова хватает не на все, на что хотелось бы, - жалуется 27-летняя Елена, - список моих желаний тоже стал больше, причем не пропорционально доходу».

Главное - найти себя, а работа мечты приложится!

Алла Кузнецова объясняет стремление обрести некоторые вещи внешней референтностью: «Человек сам толком не знает, что он хочет, но вот он увидел у кого-то что-то, побежал и тоже купил, даже не задумываясь, нужно ли ему это и есть ли на это деньги. Надо уметь отделять: да, некоторые люди могут себе такое позволить, но при чем тут я?»

Еще одна причина необдуманных покупок не по средствам - низкая самооценка. Возникает иллюзия, будто появление баснословно дорогой вещи сможет помочь завоевать уважение и статус как у человека, которой этой вещью уже обладает.

По словам Аллы, многим не хватает навыка планирования бюджета. И в этом случае очень дисциплинирует наличие цели, на которую надо копить. «Как правило, деньги находятся и «как бы сами» откладываются на то, что вам по-настоящему нужно и важно», - замечает Наталья Тумашкова.

Она рассказывает про теорию деления людей на три категории:

с психологией «нищих» (при объективной финансовой состоятельности у них всегда ощущение, что это просто случайное везение и скоро оно закончится),

с психологией «миллионеров» (даже при полном крахе они уверены, что это затруднение временное)

и с позицией, что да, на роскошь не хватает, но на все необходимое - вполне, и удовольствию от жизни это не помеха.

«Главное, - подытоживает Наталья, - найти себя, а работа мечты приложится».

Материальные потребности — потребности человека в обеспечении своего материального существования. Они подразделяются на материально - биологические и матери-ально-социальные. К материально-биологическим отно-сятся потребности в пище, одежде, жилье. В современном сервисе существует множество отраслей и направлений, которые обслуживают каждую из этих потребностей. Так, удовлетворением потребностей в пище занимаются система общественного питания и ресторанный сервис; потребности в одежде — пошивочные мастерские, мага-зины, прачечные и т.п.

К материально-социальным потребностям относят труд, общение — взаимодействие в процессе трудовой деятельности и обмен продуктами труда (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Систематизация материальных потребностей

Духовные потребности — потребности в знаниях, на-строениях, переживаниях и впечатлениях. К духовным потребностям относятся потребности в познании, образо-вании, воспитании и смысле жизни (рис. 3.3).

Рис. 3.3. Систематизация духовных потребностей

Потребность в познании — стремление человека к знанию объективных явлений, свойств и закономернос-тей действительности. Она порождается материальными потребностями в успешной трудовой деятельности, ко-торая не может существовать и совершенствоваться без накоплений знаний о мире.

Музыка — вид искусства, отражающий действи-тельность в звуковых художественных образах. Музыку, предназначенную для пения, называют вокальной. Если же произведение исполняется только на инструментах, то такую музыку называют инструментальной.

Театр — вид искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

Цирк — искусство акробатики, эквилибристики, гим-настики, пантомимы, жонглирования, фокусов, клоуна-ды, музыкальной эксцентрики, конной езды, дрессировки животных.

Балет — вид искусства, содержание которого раскры-вается в танцевально-музыкальных образах.

Кино — вид искусства, произведения которого со-здаются с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мульти-пликации событий.

Фотоискусство — искусство создания химико-техни-ческими средствами зрительного образа документального значения, художественно выразительного и с достоверностью запечатляющего в застывшем изображении су-щественный момент действительности.

Эстрада — вид искусства, включающий в себя малые формы драматургии, музыки и хореографии, основные произведения которого представляют собой отдельные законченные номера.

Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что, во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства — жизнь лю-дей — чрезвычайно разнообразен и отражается в искусст-ве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда не-сут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений.

Художественный образ выполняет в ис-кусстве те же функции, что и понятие в науке: с его помощью происходит процесс художественного обобще-ния, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание.

Во-вторых , для художественного познания характер-ны специфические способы воспроизведения окружаю-щей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объемно-пространственные формы и т. д.

В-третьих , огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играют воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допус-каемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания.

В отличие от различных общественных наук, изу-чающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом и наряду с другими видами познавательной деятельности является особой формой познания окружающей действительности.

Искусство включено в целостную систему форм обще-ственного сознания, куда наряду с ним входят уже рассмот-ренные выше философия, политика, право, наука, мораль, религия. Все они реализуют свои функции в едином культур-ном контексте, возникающем благодаря их взаимосвязям.

Образование — процесс усвоения систематизирован-ных знаний, умений и навыков. Оно является одной из главных потребностей человека, так как стало необходи-мым условием подготовки к труду и общению. Потреб-ность в образовании по существу является конкретиза-цией и более развитой формой потребности в познании. В современном обществе человек нуждается не в каком-то неопределенном наборе знаний, а в качественной системе образования и надежных критериях этого качества.

Образовательная потребность отличается многоуров-невым функциональным разнообразием. На личностном уровне потребность в образовании выполняет функции обогащения индивида новыми знаниями, необходимы-ми для различных видов деятельности, социализации, индивидуализации, самоопределения, самореализации, профессионального и статусного роста, реализации непрерывного образования, изменения структуры личнос-ти, формирования ее образовательных интересов, целей, ценностных ориентации, мотивов, установок на образо-вательную деятельность, формирования образа жизни личности, стимулирования трудовой активности лич-ности, эффективности трудовой деятельности, адаптации личности к социальной среде посредством приобретения знаний, информации и др.

На групповом уровне потребность в образовании реа-лизует функции социального развития групц, социальных общностей, всего общества, повышения образовательного уровня индивида, отдельных социальных групп и общества в целом, институционалшации непрерывного образования, формирования субкультуры социальной группы, общности, формирования интеллектуальной культуры социальных групп и общества, самоидентификации социальных групп, воспроизводства социальных групп и института профессии, изменения характера общественного труда, повышения его эффективности, регуляции процессов социальной мобильности, адаптации социальных групп, общностей к изменениям социальных условий в обществе и др.

Воспитание — целенаправленное воздействие на чело-века для подготовки его к выполнению всего многообразия социальных функций (труда, общения, познания). Оно входит в процесс социализации и является потребностью, поскольку без целенаправленного воздействия взрослых ребенок не сможет стать дееспособным членом общества.

Воспитание в широком смысле слова — процесс и результат развития человека, который не прекращается в течение всей его жизни. Суть воспитания — передача, ус-воение и приобретение человеком опыта жизни в социуме и в условиях конкретной культуры (субкультур), создание условий для появления и выработки внутренней мотива-ции. Отсюда акцентировка в воспитании на задачах раз-работки человеком системы личных смыслов в процессе самоактуализации и самоопределении.

«Воспитанность » — «невоспитанность» выступают как один из основных атрибутов человеческой индиви-дуальности, характеризуя как взрослого, так и ребенка в различных типологических ситуациях межличностного взаимодействия, в их умении и стремлении к адекват-ной оценке ситуаций и себя в этих ситуациях, в выборе стратегий действия, предполагающих одобрение в опре-деленной культуре (субкультуре) и/или не приводящих к «внутреннему» разладу и негативным оценкам.

Потребность в смысле жизни — наиболее сложная духовная потребность. Она выражается в формировании мировоззрения — системы взглядов человека на мир в целом и свое место в этом мире.

Поиск цели жизни имеет в своей основе мысль о цен-ности человеческой жизни, причем ценности не только для самого человека, но и для общества, для других людей. Представления о смысле жизни у каждого человека свое. Но в этих индивидуальных представлениях неизбежно присутствует общее, обусловленное целями и интересами общества, к которым принадлежит человек. Вопрос о смысле жизни человека — ключевая мировоззренческая проблема. От ее решения зависит направленность его соци-альной деятельности. Не случайно религия и идеализм с древнейших времен боролись против материализма именно по вопросам смысла жизни. Правильно определить смысл своей жизни — это и значит найти самого себя.

Смысл и цель человеческой жизни заключается в изменении окружающего мира ради удовлетворения его потребностей, это неоспоримо. Но, изменяя внешнюю природу, человек изменяет и свою собственную природу, т. е. изменяет и развивает самого себя. Исследуя процес-сы развития личности, мы рассматриваем ряд уровней анализа смысла жизни («назначения») человека: разви-тие как смысл жизни, всестороннее развитие как смысл жизни нового типа личности, самореализация человека как деятельное выполнение, осуществление им своего назначения.

Смысл жизни выступает наиболее гибкой характеристикой и материальных и духовных потреб-ностей. В конечном счете, сама система потребностей определяется смыслом жизни: если таковым является умножение личного богатства, то, естественно, это ве-дет к гипертрофированному развитию материальных потребностей. И наоборот, ставшее целью жизни ду-ховное развитие господствует в структуре личности в виде соответствующих духовных потребностей. Смысл жизни определяется, прежде всего, конкретными ис-торическими условиями, интересами и потребностями В конечном счете, смысл жизни определяется объективно существующей системой общественных отношений.

В реальной жизни материальные и духовные по-требности, а также приемы и методы их удовлетворения взаимодействуют и переплетаются.

Так, удовлетворение материальных потребностей всегда требует какого-то уровня знаний, т. е. духовных предпосылок.

Для удовлетворения любых духовных потребностей используются материальные предметы — например книги, краски, холст и другое оборудование. Поэтому удовлетворе-ние духовных потребностей становится возможным благо-даря удовлетворению сопутствующих им материальных.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: