Описание процесса отгрузки товара со склада. «Перезагрузка» отгрузки: Система отгрузки продукции Челябинского кузнечно-прессового завода переживает обновление

Отгрузка товара со склада – процесс, требующий от всех участников не только ответственности, четкости, внимательности и слаженности, но и элементарных знаний определенных правил, а также их точного соблюдения. Организация отгрузки должна быть разработана самым тщательным образом.Сбои на данном этапе товародвижения могут повлечь за собой недостачи, повреждения, снижение качества товара, и, как следствие, неизбежны претензии к поставщикам от получателей, а затем и арбитражные иски. Как этого избежать и что для этого необходимо знать? Из чего состоит процесс отгрузки товара и как он осуществляется?

Существует целый ряд условий, которые обязаны обеспечить предприятия-отправители, чтобы отгрузка со склада изготовленной ими продукции прошла без накладок и сбоев.

Что же это за условия?

  • К отгрузке (сдаче) допускается только продукция, которая соответствует по комплектности и качеству требованиям, продиктованным стандартами, образцами, техническими условиями, чертежами, эталонами.
  • Вся продукция должна быть упакована в строгом соответствии с установленными правилами упаковки и затаривания, опломбирования отдельных мест и маркировки. Вся ответственность за порчу товара по причине некачественной или несоответствующей упаковки, а также за убытки, в случае отправки продукции не по адресу из-за неправильной или неполноценной маркировки, ложится на продавца.
  • На каждое место должен быть составлен предусмотренный стандартами, а также обязательными правилами, техническими или другими особыми условиями поставки подробный документ (это может быть кипная карта или упаковочный лист), свидетельствующий о продукции, которая находится в данном тарном месте, с указанием ее точного наименования, артикула или номера по каталогу, количества, веса (нетто и брутто), а также данных о поставщике и получателе.
  • Упаковочный лист составляется в трех экземплярах. Один из них (в непромокаемом конверте) вкладывается в тару вместе с товаром. Второй (также в непромокаемом конверте, покрытый пластиковой или жестяной защитной пластинкой) – крепится к наружной стенке тары. Третий экземпляр упаковочного листа прилагается к пакету сопроводительных документов. Далее на основании упаковочных листов и листа комплектации составляется отгрузочная спецификация, которая прикладывается к счету-фактуре.
  • Количество отгруженного товара, его вес, количество кип, мешков, мест-ящиков, пачек, связок – все это должно быть четко определено. При этом коробки и ящики нумеруются дробными числами, где числитель означает порядковый номер тары, а знаменатель показывает общее количество мест в партии.
  • Отгрузочные и расчетные документы, содержащие данные о количестве товара (с точным соответствием фактически отгружаемой продукции) должны быть не только четко и ясно оформлены, но и своевременно отосланы получателю в заранее оговоренном и установленном порядке.
  • Документы, удостоверяющие качество и комплектность поставляемого товара (это может быть сертификат или удостоверение о качестве, технический паспорт), а также отгрузочные и расчетные документы должны быть четко и правильно оформлены. Указанные в них данные о качестве и комплектности отгружаемой продукции должны точно соответствовать фактическим данным. Эти документы отсылаются получателю вместе с продукцией, если между сторонами нет иных договоренностей, особых условий поставки или других обязательных правил.
  • Действующие на транспорте правила сдачи продукции к перевозке, ее погрузки, крепления, а также специальные правила погрузки, продиктованные стандартами, техническими и прочими условиями, должны быть строго соблюдены.
  • Систематически должен осуществляться контроль за работой сотрудников, задействованных в определении количества отгружаемого товара и оформлении расчетных и отгрузочных документов на него.

Процесс отгрузки продукции со склада состоит из следующих пошаговых операций:

  1. Происходит обработка поступивших заказов по наличию продукции на складе.
  2. Осуществляется отбор продукции с места хранения.
  3. Товар перемещается в зону комплектования заказов.
  4. Осуществляется комплектование заказов и упаковка продукции (укладка в тару, формирование грузовых мест).
  5. Оформляются упаковочные листы, после чего они закладываются в тару (коробку или ящик) и крепятся на грузовых местах.
  6. Грузовые места закрываются, обтягиваются металлической или пластиковой лентой.
  7. Происходит маркировка грузовых мест.
  8. Формируются грузовые модули – осуществляется пакетирование грузовых мест на поддонах.
  9. Грузовые модули перемещаются в зону погрузки.
  10. Загружаются автомобили, контейнеры, железнодорожные вагоны.
  11. Оформляется транспортная накладная.

Главная задача любого склада – организация эффективной складской деятельности. И главными критериями этой эффективности являются:

а) способность полностью удовлетворять поступившие заказы по номенклатуре;
б) способность обеспечить срочные отгрузки: в пределах области – в течение полусуток, за пределы области – в течение суток. Для несрочных отгрузок предусмотрен трехдневный срок, не более.

Поставщики предпочитают крупные и регулярные заказы с длительными сроками поставок. Такие заказы дают возможность оптимизации использования рабочей силы и техники. Заказчики же, в свою очередь, чаще хотят не делать товарных запасов, а получать продукцию при необходимости и сразу. Чтобы хоть каким-то образом сгладить эти противоречия, на крупные заказы с длительными сроками поставок (в несколько недель или месяцев) устанавливаются высокие скидки, в то время как на срочные заказы они остаются малозначительными.

Загрузка персонала склада, отвечающего за отгрузку товара, должна быть равномерной. Поэтому все заявки делятся на два вида: срочные (как правило, мелкие) и несрочные (обычно – крупные). Приём срочных заявок осуществляется до 11-12 часов. Заказы тут же обрабатываются на предмет наличия товаров на складе, комплектуются и упаковываются. Отгрузка и поставка срочных заказов (вместе с уже готовыми несрочными) выполняются при помощи автомобилей получателей или перевозчиков во второй половине того же самого дня. Если же заявки поступают после 11-12 часов, то они считаются несрочными и выполняются на следующий день. На крупный склад срочную заявку можно отправить в любое время суток, но срок отгрузки товара все равно будет зафиксирован таким же образом: заявки, поступившие до 11.00, будут выполнены в тот же день, а поступившие после 11.00 – на следующий. Размер скидки в обоих случаях остается таким же, какой был установлен для срочных заявок.

Опыт развитых стран предлагает более удобное планирование отгрузок – когда сроки отгрузки по несрочным заказам указываются в виде порядкового номера календарной недели, в течение которой продукция должна быть обязательно отгружена поставщиком. Так, если в договоре или в документе, подтверждающем заказ, указано, что отгрузка должна состояться на 14-й неделе, то это значит, что она точно состоится в первую неделю апреля в течение 5 рабочих дней. Существуют заграницей и специальные деловые календари, в которые все недели пронумерованы.

Специалистам по комплектации или другим сотрудникам склада выдается комплектовочный лист (или маршрутная карта), после чего они отбирают продукцию с мест хранения. Лист комплектации содержит перечень товаров, который обязательно составляется в порядке возрастания адресов хранения (не в алфавитном порядке). Это позволяет осуществлять процесс отбора товаров гораздо быстрее. При ручной отборке небольшого количества продукции происходит укладка на ручные тележки, после чего груз отправляется в соответствующую зону для комплектации.

На крупных складах отбор, как правило, механизирован – груз, спакетированный и размещенный на поддоне, с места хранения снимается при помощи штабелера и затем перемещается в зону комплектации заказа.

Технология отбора продукции на очень крупных складах не предусматривает использование отборочного листа. Отборщик использует компьютерный терминал (ноутбук). Данные передаются при помощи дискет или по радиоканалам. По радиоканалу информация передается значительно быстрее и поэтому такой способ чаще используется в системах с большим количеством срочных (экстренных) заказов. Сервер при этом определяет приоритетность заказа и может потребовать выполнения срочной заявки, прервав при этом процесс отбора продукции по текущему заказу.

Использование портативных компьютерных терминалов дает возможность проведения инвентаризации без прерывания работы склада. Если отбор товаров со склада закончен и у отборщика появилось свободное время, то на терминале для него появится новое задание – например, провести инвентаризацию продукции в какой-либо определенной стеллажной ячейке в ближайшем к нему проходе.

Также применение таких терминалов позволяет организовать и вести учет работы каждого конкретного отборщика: отмечать производительность его труда, качество работы, использование рабочего времени и т.д.

После того, как отбор товара закончен и выявлены возможные проблемы (к примеру, обнаружена нехватка товара и, как следствие, требуется корректировка документов по отгрузке), партия товара отправляется в зону упаковки.

Участники процесса отгрузки и их взаимодействие

После того, как с заказчиком подписан контракт на поставку продукции, логистический провайдер должен выполнить целый ряд операций, чтобы организовать будущую отгрузку этой продукции по конкретным специфицированным заказам. На этом этапе с логоператором взаимодействуют:

  • служба реализации. Разрабатывается регламент обработки заказов покупателей, форм и сроков выполнения заказов. Служба продажи должна включать всю эту информацию в договоры на поставку продукции. Задача логистической службы – в день завершения отгрузок без ошибок и задержек организовать передачу службе реализации:

а) информации о партиях груза, который был сдан перевозчикам;
б) физических параметров (вес, объем, габариты, вид упаковки, тары и т.д.), необходимых для отправки заказчикам уведомлений об отгрузке;
в) комплекта сопроводительных документов, прилагаемых к товару, для выставления счетов.

  • покупатели. На стадии еще до подписания контракта и уже после его заключения логоператор согласовывает и уточняет с покупателями все инструкции по отгрузке товара.
  • перевозчики. Работа логистической службы с перевозчиками – это, в первую очередь, согласование места, времени и способа погрузки товаров. Кроме того, с перевозчиком оговариваются: порядок сдачи товара по весу и количеству мест; состав комиссий, которые будут сдавать и принимать груз; формы документов, предусмотренных для подписи при сдаче-приемке; порядок предъявления претензий, сопровождения грузов.
  • служба хранения. Совместно со службой хранения разрабатывается процесс отбора и комплектации товаров, контролируется исполнение и корректировка технологии отбора.
  • служба контроля. Взаимодействуя со службой контроля качества и количества отгружаемой продукции, логистическая служба разрабатывает инструкции, касающиеся контроля, последовательности операций, подготовки документов, также устанавливается порядок действий при обнаружении отклонений.
  • служба упаковки. Со службой упаковки согласовываются методы выбора изготовителей тары и упаковки, а также методы организации процессов упаковки при отгрузках.
  • экспедиция. Работа с экспедицией заключается в организации сопровождения грузов, для этого необходимо:


а) зарезервировать площади, на которых груз будет временно размещен в ожидании своей погрузки;
б) распланировать технические средства и рабочую силу для погрузки;
в) организовать, при надобности, перевозки собственным транспортом или договориться об оказании услуги с партнером-перевозчиком;
г) проконтролировать фактические сроки погрузки и отправления партий груза;
д) проконтролировать прохождение грузов по всему маршруту доставки, начиная от известных пунктов, встречающихся в пути следования, пунктов перевалок товаров на другие виды транспорта и пограничных зон до таможенных пунктов;
е) проконтролировать получение всех необходимых транспортных документов в оригинале.

  • грузовая служба. Совместно с грузовой службой логоператор разрабатывает графики работ и ремонтов техники, согласовывает необходимую технологию перемещения грузового транспорта, прибывшего для погрузки, оговаривается состав рабочих бригад, персонала, требуемого для погрузки партий, готовых к отправлению, и для перемещения товаров.

Теперь рассмотрим подробнее, какие службы непосредственно участвуют в отгрузке, какие специалисты задействованы в этом процессе и какие функции они выполняют.

  • Логистическая служба. Управляет логистическими процессами, логистикой внешних и внутренних операций.
  • Служба хранения. В эту службу входят отборщики (комплектовщики), отвечающие за сохранность товара.
  • Служба контроля. Включает товароведов, контролеров, сюда же входят лаборатория, службы испытаний, образцов и стандартов.
  • Служба упаковки. Специалистами службы являются упаковщики, технологи, грузчики.
  • Служба документирования. Включает оформителей товаросопроводительных документов.
  • Экспедиция. Функции экспедиторов – прямое взаимодействие с поставщиками, перевозчиками, получателями, а также с отделами и цехами.
  • Грузовая служба. Специалисты службы – диспетчеры, бригадиры, начальники смен, технолог грузовых работ, грузчики, стропальщики, такелажники. Выполняют соответствующие работы.
  • Гараж ПТО. Включает водителей и операторов машин, а также ремонтный цех. В ведении службы – обслуживание техники и своевременный ремонт.

Отгрузку обеспечивают следующие элементы:

  • грамотное управление: надлежащие приказы, положения (в том числе о подразделениях, задействованных в отгрузке), указания, распоряжения, контроль исполнения, наказания, поощрения;
  • четкое планирование: планы продаж, грузооборота, всех работ, графиков работ, дежурств, отпусков;
  • должностные инструкции, а также квалификационные требования, предъявляемые к специалистам, участвующим в отгрузке;
  • структура и четкая последовательность бизнес-процессов, управляющих отгрузкой;
  • оптимальный набор необходимых площадей для обработки заказов: комплектации, упаковки и погрузки товаров;
  • комплект оптимально необходимого технического оборудования: машин для комплектации, упаковки и погрузки заказа, оборудования и приборов для проверки и контроля качества товаров;
  • условия контрактов: внешний вид тары и упаковки, стандартное количество продукции в одной упаковке, грузовые модули, способы транспортировки и выбора перевозчиков, информация об отгрузках и проч.;
  • технология обработки товаров и грузов;
  • технологические инструкции по процедуре отбора, комплектации, упаковки, а также погрузки различной продукции;
  • методики проверки качества выполненных заказов;
  • формы документации, получаемой в результате отгрузки;
  • компьютерные программы и системы;

Компьютерная система

При помощи компьютерной системы является возможным и необходимым:

  • автоматизация всех бизнес-процессов предприятия на основе единой системы. При этом совершенно ненужной станет установка разрозненных самостоятельных программ.
  • построение системы комплексного и централизованного управления предприятием, которое включает в себя управление продажами, обработку заказов, складские и грузовые операции, планирование и анализ финансовых результатов работы всех служб и подразделений предприятия.
  • объединение территориально-распределенных и фактически разбросанных подразделений предприятия в одну единую информационную структуру.

Система отгрузки продукции Челябинского кузнечно-прессового завода переживает обновление. С помощью современных технологий и оборудования специалисты ОИТ совместно с ОЗиОГП, отделами продаж, бухгалтерией, цеховыми службами делают систему более простой и прозрачной, сокращают временные и материальные ресурсы, снижают вероятность ошибки и повышают привлекательность продукции ЧКПЗ для клиентов. Об этом нам рассказал Начальник Отдела информационных технологий Константин Синельник.

То, что вы сейчас делаете по отгруз-ке, это плановая работа или потребова-лось срочное вмешательство? Что кон-кретно нуждается в улучшении?

Вопрос оптимизации отгрузки гото-вой продукции на нашем предприятии назрел очень давно. Не побоюсь, скажу, что процесс отгрузки был непредсказуем и малопонятен всем, как участникам про-цесса со стороны завода, так и потребите-лям. Была поставлена основная задача: кардинально сократить временные затра-ты как работников предприятия, так и приезжающих за продукцией водителей. Необходимо было оптимизировать всю цепочку процессов, от упаковки готовой продукции до выезда уже загруженной машины клиента с территории завода и сдачи документов в бухгалтерию. ОИТ однозначно самостоятельно не смог бы решить данную задачу. Решали все вместе: ОИТ, ОЗиОГП, отделы продаж, бухгалте-рия, цеха. Каждое подразделение предла-гало свои способы оптимизации процесса отгрузки. При помощи коллег из ОЗиОГП и бухгалтерии были выделены узкие места, которые необходимо было устранить. При внедрении процесса очень большое значе-ние имела взаимовыручка и понимание проблем и нужд друг друга разных подразделений. Можно сказать, что всем миром новый процесс отгрузки готовой продук-ции был построен и внедрен.

- В чем заключаются улучшения?

Во-первых, многие процессы перешли из материального мира в элек-тронный, это в основном касается оформления различной документации. Теперь многие документы существуют только в электронном виде, например это приказ на отгрузку и заявка пропуск. Беготни менеджеров отделов продаж по инстанциям (сбыт, склад, бухгалтерия, участок сдачи) стало значительно мень-ше. Проще и прозрачнее стал сам про-цесс документооборота. Исключено дублирование информации на каждом этапе. Оптимизированы и описаны все процессы. Стало проще с упаковкой про-дукции и сдачей ее на склад. Эта проце-дура значительно сократилась по време-ни и упростилась. Теперь при упаковке продукции данные о паллете вносятся в 1С, после чего они оперативно доступны всем участникам процесса и гарантиро-вано защищены от искажения информа-ции. Маркировка паллета производится при помощи штрих-кода. Это гарантиру-ет безошибочность движения готовой продукции на склад и при отгрузке.

- Какой эффект дадут все эти меры?

Прежде всего, это экономия време-ни как наших работников, так и водите-лей, приезжающих за готовой продукци-ей. Уже сейчас можно сказать: среднее время, которое водитель проводит при отгрузке на ЧКПЗ, по старому процессу было 3,7 часа, а теперь это время сократи-лось до 2,8 часа. Так же, снижается влия-ние человеческого фактора при упаковке и комплектовании, а значит, уменьшается вероятность пересортицы и ошибок. А в будущем на основании нового процесса можно будет улучшать и другие.

Например, сейчас мы заканчиваем рабо-ты над процессом автоматизированной выписки сертификатов на готовую про-дукцию. Процесс отгрузки пересекается с процессами планирования продаж и про-изводства продукции, которые также могут и будут улучшены.

- Когда всё заработает?

Сейчас отгрузка по-новому ведёт-ся в кузнечных цехах №1 и №2. Завершаются работы по внедрению в ЦМО. В Прессовом и Колесном цехах новый процесс по плану заработает с 1 октября этого года.

- Какие сложности возникли в реали-зации?

Как всегда, главная сложность — человеческий фактор. Далеко не всем сразу понятны достоинства и преимуще-ства новой системы работы, плюс ко всему - необходимо учиться. Но это нужно. Мы убеждаем, уговариваем, про-сим. Многие понимают. Для облегчения внедрения процесса мы разработали инструкции по новому процессу, произ-водим обучение всех работников, уча-ствующих в нем. Кроме того, ОИТ всегда готов дать консультацию и оказать любую другую помощь, вплоть до дежур-ства специалистов непосредственно на отгрузке в самые «жаркие» дни, чтобы оперативно оказать помощь в работе, если это понадобится.

Есть ряд технических неувязок. Например, данные по некоторым контр-агентам в 1С:8 устарели, и эти данные приходится очень оперативно актуализировать. Но это естественный процесс, через некоторое время времени пробле-ма уйдёт. Также сейчас остро стоит вопрос автоматизации формирования сертификатов на отгружаемую продук-цию. Мы уже разработали и практиче-ски начали внедрение новой системы.

- Есть ли уже сейчас положительный эффект?

Эффект однозначно есть! Это сокращение времени процесса, повыше-ние его прозрачности. Еще хочу добавить, что внедрение нового процесса отгрузки это знаковое событие. При внедрении участвовал не только один ОИТ, а все под-разделения, которые затрагивают про-цесс. При этом мы смогли найти опти-мальные решения практически по всем узким местам существующего процесса, нашли компромиссы и взаимопонима-ние. Поэтому хочу передать слова благо-дарности представителям отделов, уча-ствовавших во внедрении: ОЗиОГП, Бухгалтерия, Отделы продаж КПП, Участки сдачи готовой продукции и ПДБ цехов кузнечного производства.

На сегодняшний день новый про-цесс отгрузки готовой продукции это один из первых крупномасштабных про-цессов разработанных по стандарту о повышении производительности труда.

Есть и интересные нововведения в новом процессе отгрузки. Так, напри-мер, автозавод Урал, узнав о технологи-ческих новшествах в отгрузке, попросил для его продукции делать этикетки с уникальным штрих-кодом. Мы без про-блем это сделали. Теперь на паллетах «УралАЗа», ставятся два штрих-кода: наш и заказчика. Благодаря чему значи-тельно упрощается процесс движения нашей продукции на «УралАЗе».

Подробное описание внедрения нового процесса отгрузки готовой про-дукции опубликовано на корпоратив-ном портале SharePoint, в «Базе знаний» ОАО ЧКПЗ, о которой «УК» уже писал в прошлом номере. Это значит, что все разработки и решения, созданные в ходе внедрения, не будут утеряны. Они ста-нут базой для других улучшений произ-водственной системы завода.

При отгрузке товаров со склада в целях сохранности количества и качества поставляемой продукции, создания условий для своевременной и правильной приемки ее по качеству предприятия-изготовители (отправители) обязаны обеспечить:

Строгое соблюдение установленных правил упаковки и затаривания продукции, маркировки и опломбирования отдельных мест;

Точное определение количества отгруженной продукции (веса, количества мест-ящиков, мешков, связок, кип, пачек и т.п.);

Отгрузку (сдачу) продукции, соответствующей по качеству и комплектности требованиям, установленным стандартами, техническими условиями, чертежами, рецептурами, образцами (эталонами);

При отгрузке продукции в упакованных или затаренных местах - вложение в каждое тарное место предусмотренного стандартами, техническими условиями, особыми условиями поставки, иными обязательными правилами или договором документа (упаковочного ярлыка, кипной карты и т.п.), свидетельствующего о наименовании и количестве продукции, находящейся в данном тарном месте;

Четкое и правильное оформление документов, удостоверяющих качество и комплектность поставляемой продукции (технический паспорт, сертификат, удостоверение о качестве и т.п.), отгрузочных и расчетных документов, соответствие указанных в них данных о качестве и комплектности продукции ее фактическому качеству и комплектности;

Четкое и ясное оформление отгрузочных и расчетных документов, соответствие указанных в них данных о количестве продукции фактически отгружаемому количеству, своевременную отсылку этих документов получателю в установленном порядке;

Своевременную отсылку документов, удостоверяющих качество и комплектность продукции, получателю - эти документы высылаются вместе с продукцией, если иное не предусмотрено основными и особыми условиями поставки, другими обязательными для сторон правилами или договором;

Строгое соблюдение действующих на транспорте правил сдачи грузов к перевозке, их погрузки и крепления, а также специальных правил погрузки, установленных стандартами и техническими условиями;

Систематическое осуществление контроля за работой лиц, занятых определением количества отгружаемой продукции и оформлением отгрузочных и расчетных документов на нее,

Продукция, не прошедшая в установленном порядке проверку по качеству, а также продукция, отгрузка которой была запрещена органами, осуществляющими контроль над качеством продукции, и другими уполномоченными на то органами, поставляться не должна.

В случаях, предусмотренных стандартами, техническими условиями, другими обязательными для сторон правилами и договором, изготовитель (отправитель) обязан при отгрузке (сдаче) продукции в упакованных или затаренных местах вложить в каждое тарное место документ, свидетельствующий о наименовании и качестве продукции, находящейся в данном тарном месте.

Отправитель обязан на каждое место составить подробный упаковочный лист в котором указывается перечень упакованных товаров, их номер по каталогу или артикул, количество, номер места, вес брутто и нетто, наименование поставщика и получателя.

Один экземпляр упаковочного листа в непромокаемом конверте вкладывается в ящик или коробку вместе с товаром. Второй экземпляр в непромокаемом конверте, покрытый жестяной или пластиковой пластинкой, прикрепляется к наружной стенке ящика или коробки. Третий экземпляр прилагается к сопроводительным документам.

Ящики или коробки нумеруются дробными числами, причем числитель будет означать порядковый номер ящика, а знаменатель-общее количество мест в партии.

Продавец несет ответственность перед покупателем за порчу товаров вследствие некачественной или ненадлежащей упаковки, а также за убытки, связанные с засылкой товаров не по адресу вследствие неполноценной или неправильной маркировки.

На основании листа комплектации и упаковочных листов печатается отгрузочная спецификация, прикладываемая к счету-фактуре.

Грузовые места подлежат маркировке в соответствии с требованиями стандартов и технических условий.

Отгрузка товаров со склада включает операции:

Обработка заказов по наличию товаров на складе;

Отбор товаров с места хранения;

Перемещение товаров в зону комплектования заказов;

Комплектование заказов и упаковка товаров - укладка в тару, формирование грузовых мест;

Оформление упаковочных листов, закладка их в грузовые места и крепление на грузовых местах;

Закрытие грузовых мест, обтягивание их металлической или пластиковой лентой;

Маркировка грузовых мест;

Формирование грузовых модулей - пакетирование грузовых мест на поддонах;

Перемещение грузовых модулей в зону погрузки;

Оформление транспортной накладной.

Задача склада - организация эффективной деятельности. Критерии эффективности - полное или почти полное удовлетворение заказов по номенклатуре, обеспечение срочных отгрузок в течение суток за пределы области, в течение полусуток - в пределах области. Несрочные отгрузки - в срок не более 3 дней.

Поставщикам удобнее получать крупные заказы с длительными фоками поставок и регулярно. Заказчикам удобнее не иметь запасов и получать товары при конкретной необходимости сразу. Эти противоречивые устремления примиряют путем установления высоких скидок на крупные заказы с месячными и недельными сроками поставок и заметно меньших скидок - на срочные заказы. Для обеспечения равномерной загрузки персонала склада заявки подразделяются на два вида: заявки, которые не должны быть мелкими (несрочные), и заявки, которые не должны быть крупными (срочные).

Срочные заявки принимаются до 11 или 12 часов с поставкой в тот же день. Поступившие заказы немедленно обрабатывают по наличию на складе, комплектуют и упаковывают. Отгрузка по срочным (а вместе с ними, если готовы, и по несрочным) заявкам, как правило, выполняется во второй половине дня с помощью автомобилей перевозчиков или получателей.

Заявки, поступившие после 11-12 часов, выполняются на следующий день. Крупные склады практикуют круглосуточный прием срочных заявок, но срок отгрузки также фиксируется: для заявок, поступивших до 11 часов любого дня, заказ выполняется в тот же день, для поступивших после этого часа - на следующий. При этом в обоих случаях скидка остается в размере, установленном для срочных заявок. Для более удобного планирования отгрузок можно принять на вооружение практику развитых стран. Сроки отгрузок по несрочным контрактам и заказам устанавливаются в виде указания порядкового номера недели, в течение которого товар обязательно будет отгружен поставщиком. Например, если в контракте или в подтверждении заказа упомянуто, что срок отгрузки - 14-я неделя, это значит, что товар будет отгружен точно в первую неделю апреля, в один из пяти рабочий дней За рубежом даже выпускают деловые календари с нумерацией недель.

Комплектовщики или другие сотрудники склада получают лист комплектации (маршрутную карту) и производят отбор товаров с мест хранения. Комплектовочный лист необходимо печатать таким образом, чтобы перечень товаров был составлен не в алфавитном порядке, а в порядке возрастания адресов хранения. Это значительно ускоряет отбор товаров. При механизированном отборе на крупных складах груз, спакетированный на поддоне, снимается штабелером с места укладки и перемещается в зону комплектации партий товаров.

Ручная отборка при отпуске небольшого количества товаров выполняется с укладкой на ручные тележки, которые доставляют груз в зону комплектации.

На очень крупных складах применяется технология отбора товаров на складе без использования отборочного листа. Отборщик пользуется компьютерным терминалом типа ноутбук. Обмен данными между терминалом и сервером может быть организован либо посредством дискет, либо по радиоканалам. Обмен информацией по радиоканалам более оперативен и применяется в системах с высоким количеством экстренных заказов. Сервер может прерывать процесс отбора товаров по текущим заказам и потребовать выполнения приоритетного заказа.

Применение портативных терминалов позволяет проводить инвентаризации без остановки работы склада. Если отборщик закончил отбор товаров и у него имеется свободное время, то на терминале выводится задание - провести инвентаризацию товаров в определенной ячейке стеллажа в ближайшем к отборщику проходе. Использование портативных терминалов позволяет организовать учет работы каждого отборщика по производительности труда, качеству работы, использованию рабочего времени и др.

После отбора товара и выяснения возможных проблем (например, нехватки товара, требующей корректировки отгрузочных документов) партию товара упаковывают.

Взаимодействие участников процесса отгрузки

С момента заключения контракта на поставку товаров логистической службе следует выполнить целый комплекс операций по организации будущей отгрузки этих товаров со склада по конкретным специфицированным заказам.

Комплекс операций включает работу:

— со службой продаж;

— с покупателями;

— с перевозчиками;

— со службами хранения, контроля и упаковки;

— с экспедицией;

— с грузовой службой.

Службы, участвующие в отгрузке

Работа со службой реализации состоит в разработке регламента обработки заказов покупателей, форм и сроков предоставления заказов. Служба реализации должна включать информацию о регламенте, формах и сроках предоставления заказов в контракты на поставку товаров. Логистическая служба должна организовать передачу без задержек и ошибок службе продаж в день завершения отгрузок:

— информации о партиях товаров, которые сданы перевозчикам,

— физические параметры, габариты, вес, объем, вид тары и упаковки и т. д. для высылки уведомлений об отгрузке заказчикам;

— комплект товаросопроводительных документов для выставления счетов.

Работа с покупателями — на доконтрактной стадии и после заключения контрактов логистическая служба должна согласовывать и уточнять с покупателями инструкции по отгрузке.

Работа с перевозчиками заключается в согласовании места, времени и способа погрузки партий товаров, а также порядка сдачи груза по количеству мест и весу, состава сдающих и принимающих комиссий, форм документов, подписываемых при сдаче-приемке, порядка предъявления претензий, сопровождения грузов.

Организация сопровождения грузов включает следующие обязательные моменты:

— резервирование площадей для временного размещения груза в ожидании погрузки;

— планирование технических средств и рабочей силы для погрузки;

— организация, при целесообразности, перевозок собственным транспортом или использование услуг партнеров-перевозчиков;

— контроль фактических сроков погрузки и отправления партий товаров;

— контроль прохождения грузов по маршруту доставки — через известные пункты в пути следования, пункты перевалок на другие виды транспорта, погранпункты и таможни;

— контроль получения оригиналов всех необходимых транспортных документов.

Работа со службой хранения заключается в разработке процессов отбора и комплектации товаров, контроле исполнения и корректировке технологии отбора.

Работа со службой контроля количества и качества отгружаемой продукции состоит в разработке инструкций по контролю, последовательности операций, подготовке документации, порядка действий при обнаружении отклонений.

Работа со службой упаковки состоит в согласовании методов выбора изготовителей упаковки и тары, методов организации процессов упаковки при отгрузках.

Работа с грузовой службой заключается в разработке графиков работ, ремонтов техники, в согласовании необходимой технологии перемещения грузовиков при прибытии под погрузку, состава рабочих бригад для погрузки отправляемых партий и для перемещения грузов.

Проектирование процессов отгрузки

Обеспечение отгрузки

Отгрузка товаров в полном соответствии с контрактами по количеству, качеству и комплектности — ответственная процедура, небрежное исполнение которой приводит к недостачам, повреждениям, некомплектности или снижению качества товаров. Вследствие обнаружения недостатков получатели предъявляют поставщикам претензии и арбитражные иски. Поэтому организация отгрузки заказанных товаров, как и любой логистической операции, должна быть тщательно разработана.

Элементы обеспечения отгрузки:

— набор оптимально необходимых площадей для комплектации, упаковки, погрузки товаров;

— комплект оптимально необходимых оргтехники, машин и оборудования для комплектации, упаковки, погрузки товаров, приборов и оборудования для контроля качества товаров;

— условия договоров: вид тары и упаковки, стандартные количества в одной упаковке, грузовые модули, согласование способов транспортировки и перевозчиков, информация об отгрузках и т. д.;

— технология грузообработки;

— технологические инструкции для процессов отбора, комплектации, упаковки и погрузки различных товаров;

— структура и алгоритмы бизнес-процессов управления отгрузкой;

— методики проверки качества товаров;

— компьютерные программы;

— должностные инструкции, квалификационные требования для специалистов, участвующих в отгрузке;

— формы документов, получаемых в результате отгрузки;

— положения о подразделениях, участвующих в отгрузке;

— управление: приказы, распоряжения, положения, указания, контроль исполнения, поощрения, наказания;

— планирование: планы продаж, планы грузооборота, планы работ, графики работ, отпусков, дежурств.

В практике существуют варианты обработки отгружаемых товаров:

— отгрузка товаров по контрактам с длительными сроками поставок, установленными договорами;

— отгрузка товаров на условиях “точно в срок” по утвержденным графикам;

— срочные отгрузки по срочным заказам;

— отгрузки внутри предприятия.

Самые трудные в организации — срочные отгрузки. Запланированные отгрузки и регулярные отгрузки на условиях “точно в срок” позволяют оптимизировать использование техники и рабочей силы.

Требования к компьютерной системе

При помощи компьютерной системы необходимо:

— автоматизировать все бизнес-процессы предприятия на базе единой системы, избежав при этом необходимости установки разрозненных программ;

— построить систему комплексного управления предприятием, начиная от управления продажами, обработкой заказов клиентов, складскими операциями, грузовыми операциями и заканчивая планированием и анализом финансовых результатов деятельности всех подразделений предприятия;

— объединить территориально-распределенные подразделения предприятия в единую информационную структуру;


ВНИМАНИЕ! Описанный ниже бизнес-процесс является типовым. По необходимости он может гибко настраиваться под потребности Заказчика.

Базовый бизнес-процесс Системы, обеспечивающий передачу изделий на склад готовой продукции, организован следующим образом:

I. Менеджер по Заказу или ответственный сотрудник производственного подразделения:

  1. Формирует в Системе документ для передачи изделий на склад готовой продукции по установленной форме. Документ содержит построчный список всех передаваемых изделий с указанием их наименований, содержащих, при необходимости, указание на особые условия (например, наличие доп. испытаний перед сдачей на склад готовой продукции), обозначений и заводских номеров, без указания цен. На его основании в Системе автоматически формируется соответствующий документ.
  2. Используя средства Системы, уведомляет ответственного сотрудника финансового/планового отдела о передаче документа для установки в нем цен (себестоимости), и ждет ответного уведомления о готовности.
  3. Получив уведомление о заполнении цен, формирует и распечатывает форму МХ-18 (на передачу готовой продукции в места хранения), которую подписывает и передает в отдел Снабжения.
  1. После получения уведомления о необходимости установки цен в документе «Оприходование товаров» заполняет в этом документе цены (себестоимость) и контролирует их актуальность.
  2. Используя средства Системы, уведомляет менеджера по Заказу о завершении установки цен.

Базовый бизнес-процесс Системы, обеспечивающий отгрузку изделий со склада готовой продукции, организован следующим образом:

I. Менеджер по отгрузкам готовой продукции:

  1. Получает от менеджера по Заказу список отгружаемых изделий с заводскими номерами, с указанием номера Заказа, и при необходимости, номера спецификации/этапа, по которым будет производиться отгрузка.
  2. Создает в Системе документ «Реализация товаров и услуг», в который вносит список отгружаемых изделий и заполняет необходимые реквизиты.
  3. Используя средства Системы, уведомляет ответственного сотрудника финансового/планового отдела о готовности документа «Реализация товаров и услуг» к установке в нем цен реализации, и ждет от него ответного уведомления о готовности.
  4. Получив уведомление о завершении установки цен в документе «Реализация товаров и услуг», распечатывает из него, по необходимости, формы ТОРГ-12, ТТН, Счет-фактуру и др.

II. Ответственный сотрудник финансового/планового отдела:

  1. После получения уведомления о необходимости установки цен в документе «Реализация товаров и услуг» заполняет в этом документе цены реализации и контролирует их актуальность.
  2. Уведомляет менеджера по отгрузкам готовой продукции о завершении установки цен.

Модуль "Управление Отгрузками готовой продукции" предназначен для решения следующих задач:

    Обеспечение ведения первичных документов складского учета;

    При формировании первичных документов складского учета (Передачи товаров в места хранения, документов реализации, перемещений товаров и т.п.) в Системе используются базовые инструменты и функции 1С:Управление Торговлей (1С:УТ).

    Анализ состояния отгрузки готовых изделий по Заказу и их наличия в свободном остатке.

    В результате, в Системе ведется обособленный учет (согласно требованиям ISO 9000) по каждому изделию с заводским номером, что позволяет обеспечить его прослеживаемость на всех этапах его жизненного цикла, в том числе, возвратов на гарантийные и негарантийные ремонты.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: