Методические указания по определению стоимости автомототранспортных средств. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по определению рыночной стоимости земельных участков По определению стоимости работ

Москва 2002

Временные методические указания по определению стоимости работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог. МДС 81-30.2002/Госстрой России. - М.:ГУП ЦПП, 2002. - 12 с.

РАЗРАБОТАНЫ Межрегиональным центром по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов Госстроя России (И.И. Дмитренко, А.В. Карпов ) и согласованы с Государственной службой дорожного хозяйства Минтранса России.

РАССМОТРЕНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Госстроя России (редакционная комиссия в составе: Е.Е. Ермолаев - руководитель, В.Н. Маклаков, Г.П. Шпунт ).

ВНЕСЕНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Госстроя России.

ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 01.08.2002 г. постановлением Госстроя России от 01.08.2002 № 92.

ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ для практического применения при определении стоимости работ по строительству и ремонту автомобильных дорог.

ВВЕДЕНИЕ

Временные методические указания по определению стоимости работ по строительству и ремонту автомобильных дорог (далее - Методические указания) подготовлены Межрегиональным центром по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов Госстроя России.

Методические указания разработаны в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативно-методическими документами Минэкономразвития России, Минфина России, Госстроя России, Государственной службы дорожного хозяйства Минтранса России и других федеральных органов государственного управления.

Методические указания являются отраслевым документом, отражающим специфику дорожного хозяйства. В них изложен порядок определения стоимости работ по строительству, реконструкции и ремонту автомобильных дорог и сооружений на них (далее - дорожные работы).

Методические указания следует применять в комплексе с другими нормативно-методическими документами Госстроя России, Минэкономразвития России, Минфина России, Минтранса России и других федеральных органов государственного управления.

В Методических указаниях использованы законодательные акты Российской Федерации и нормативно-методические документы по ценообразованию в строительстве, действовавшие по состоянию на 01.06.2002 г.

Методические указания предназначены для определения стоимости финансируемых за счет (при участии) средств федерального бюджета дорожных работ в текущем и прогнозном уровне цен; для использования при составлении инвесторских смет; для определения стартовых цен при подготовке и проведении подрядных торгов, а также оплате работ, контракты на выполнение которых в соответствии с действующим законодательством заключались без проведения конкурса.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Цены на дорожные работы являются свободными (договорными). Основным направлением ценовой политики в дорожном хозяйстве является определение объективной стоимости (цены) выполняемых дорожных работ и обеспечение эффективного использования дорожных средств.

1.2. Работы, проводимые на сети автомобильных дорог общего пользования и финансируемые за счет средств федерального бюджета и территориальных дорожных фондов, являются работами, выполняемыми для государственных нужд. Их проведение должно осуществляться в соответствии с действующим законодательством, регламентирующим поставку товаров для государственных нужд.

1.3. Окончательная стоимость работ устанавливается по результатам торгов на их выполнение.

2. НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ ДОРОЖНЫХ РАБОТ

2.1. Нормативно-методическая база для определения стоимости дорожных работ состоит из нормативных и методических документов федеральных органов государственного управления, принятых в пределах их компетенции.

2.2. Порядок формирования системы ценообразования и сметного нормирования приведен в Своде правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации (СП 81-01-94 ) (письмо Минстроя России от 29.12.94 № ВБ-12-276) и в Методических указаниях по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-1.99 ).

2.3. В связи с особенностями формирования федерального бюджета учет новых методических и нормативных документов федеральных органов исполнительной власти в области сметного ценообразования производится при формировании программы работ на финансовый год, следующий за годом введения документа.

2.4. Определение стоимости дорожных работ следует производить с использованием автоматизированных (компьютерных) систем. К использованию допускаются только программные комплексы, отвечающие соответствующим стандартам и прошедшие сертификацию Госстроя России. Целесообразно использование одинакового программного обеспечения всеми участниками инвестиционного процесса (инвестором, заказчиком, подрядчиком и проектной организацией).

3. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ ДОРОЖНЫХ РАБОТ

3.1. Стоимость дорожных работ определяется на основании сметных расчетов (смет). Для определения сметной стоимости дорожных работ должна разрабатываться следующая документация: локальные и объектные сметные расчеты (сметы); сметные расчеты (сметы) на отдельные виды работ или затрат; сводный сметный расчет и, при необходимости, сводка затрат.

3.2. Результаты расчетов по определению стоимости дорожных работ оформляются в соответствии с формами приложения 3 Методических указаний по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-1.99 ).

3.3. Стоимость дорожных работ должна определяться в текущем (в ценах, действующих на момент расчета) уровне цен. При формировании программы дорожных работ на очередной финансовый год стоимость работ определяется в прогнозном (с учетом ожидаемого изменения цен на ресурсы) уровне цен. Конкретная дата расчета определяется заказчиком по согласованию с Росавтодором и указывается в задании на проектирование.

При составлении смет в текущем или прогнозном уровне цен должен применяться ресурсный или ресурсно-индексный метод определения стоимости. Ресурсный метод является приоритетным.

3.4. При определении текущей (прогнозной) стоимости работ и исчислении потребности в ресурсах в натуральных измерителях, как правило, должны применяться утвержденные в установленном порядке Госстроем России Государственные элементные сметные нормы на строительные, монтажные, специальные строительные и пусконаладочные работы (ГЭСН). При отсутствии утвержденных ГЭСН допускается использование иных нормативных документов Госстроя России, утвержденных в установленном порядке.

3.5. Для контроля стоимости выполненных работ, а также для анализа ценовых процессов стоимость дорожных работ может также определяться в базисном (в ценах 1984, 1991 или 2001 г.) уровне цен.

При составлении сметной документации в базисном уровне цен действуют все применяемые в соответствующем периоде (кроме отмененных специальными документами Госстроя России) положения.

4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ НА ОПЛАТУ ТРУДА

4.1. В состав компенсируемых затрат на оплату труда включаются только те ее расходы, которые в соответствии с действующими нормативными документами включаются в себестоимость работ по статье «Расходы на оплату труда рабочих».

4.2. Общая нормативно-расчетная база для определения размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на выполнение дорожных работ, методы определения размеров средств на оплату труда, характеристика систем и форм оплаты труда, принципы разработки и применения единой тарифной сетки приведены в Методических рекомендациях по определению размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и оплате труда работников строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаций (МДС 83-1.99 ).

4.3. Размер средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов в текущем уровне цен определяется по формуле

где ЗП - величина средств на оплату труда в текущем уровне цен в составе прямых затрат, руб.;

i - нормативный тарифный разряд, необходимый для выполнения работ;

T i - нормативная трудоемкость работ i -го разряда, чел.-ч;

Среднемесячная оплата труда одного рабочего i -го разряда на момент расчета, руб.;

t - среднемесячное количество рабочих часов при 40-часовой рабочей неделе, ч;

п - количество нормативных тарифных разрядов.

Расчет размера среднемесячной оплаты труда одного рабочего-строителя и механизатора 1-го разряда производится по формуле

где Т з - размер минимальной месячной тарифной ставки в соответствии с «Отраслевым тарифным соглашением по дорожному хозяйству», руб.;

K i ,тар.- тарифный коэффициент к минимальной месячной тарифной ставке, установленный «Отраслевым тарифным соглашением по дорожному хозяйству»;

К доп - коэффициент дополнительной заработной платы, учитывающий доплаты стимулирующего и компенсационного характера (выплаты за высокую квалификацию, профессиональное мастерство, совмещение профессий, премии, выплата вознаграждения за выслугу лет, оплата дополнительных отпусков, доплата за работу в тяжелых и вредных условиях, в ночное время, оплата работ в выходные и праздничные дни, сверхурочных работ, времени простоя не по вине работника, дней отдыха (отгула) за фактически проработанные часы сверх нормальной продолжительности рабочего времени и др.), кроме надбавок, связанных с государственным региональным регулированием заработной платы (северные, высокогорные, безводные и т.п.), надбавок за разъездной (подвижной) характер работ и при выполнении работ вахтовым методом, которые включаются в расчет сметных затрат на оплату труда дополнительно;

Среднемесячный размер надбавок работникам за подвижной и разъездной характер работ, руб. Устанавливается в соответствии с постановлениями Минтруда России от 29.06.94 № 51 и от 15.06.95 № 31;

Среднемесячный размер надбавок работникам, выплачиваемых взамен суточных при выполнении работ вахтовым методом, руб.;

Среднемесячный размер надбавок, руб., связанных с районным регулированием оплаты труда (установленные федеральными органами государственного управления доплаты по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в пустынных, безводных и высокогорных местностях, надбавки к заработной плате, надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах Европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями. В случаях когда в отдельных подрядных организациях в соответствии с действующим трудовым законодательством установлены более высокие тарифные ставки, чем предусмотрено «Отраслевым тарифным соглашением по дорожному хозяйству», использование таких тарифных ставок при определении размера средств на оплату труда может быть допущено по соглашению сторон договора подряда.

4.4. Включению в расчеты по определению затрат на оплату труда подлежат только трудозатраты, учитываемые в составе прямых затрат. В расчет не включаются трудозатраты, учитываемые в составе накладных расходов (благоустройство строительных площадок, подготовка объекта к сдаче и другие работы), стоимости временных зданий и сооружений и дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время, трудозатраты рабочих вспомогательных производств, обслуживающих и прочих хозяйств строительной организации, а также рабочих, занятых погрузкой, разгрузкой и доставкой материалов (в том числе перевозкой грунта при выполнении земляных работ) до приобъектного склада, включая их разгрузку с транспортных средств на приобъектном складе.

4.5. Для проведения конкретных расчетов Росавтодор может устанавливать размеры средних ставок рабочих основной деятельности (с учетом всех доплат стимулирующего и компенсационного характера, кроме надбавок, связанных с государственным региональным регулированием заработной платы), надбавок за разъездной характер работ и надбавок при выполнении работ вахтовым методом, учитываемых в расчете сметной стоимости дорожных работ.

5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ

5.1. Затраты на эксплуатацию строительных машин и механизмов определяются исходя из данных о времени использования (нормативная потребность) необходимых машин (маш.-ч) и соответствующих сметных расценок, исчисленных в расчете на 1 маш.-ч эксплуатации по следующей формуле:

где - сметная расценка 1 маш.-ч эксплуатации строительных машин и механизмов, руб/маш.-ч;

Т м.м - время использования строительных машин и механизмов, маш.-ч.

5.2. При определении стоимости затрат на эксплуатацию строительных машин и механизмов следует учитывать положения Методических указаний по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств (МДС 81-3.99 ).

5.3. В расчет принимаются машины отечественного производства. Учет стоимости эксплуатации машин и механизмов зарубежного производства допускается при отсутствии отечественных аналогов и по согласованию с Росавтодором. В этом случае составляются калькуляции сметных расценок на эксплуатацию по каждому виду машин в базисном и текущем уровнях цен.

5.4. Затраты на оплату труда машинистов определяются в соответствии с положениями раздела 4 настоящих Методических рекомендаций (аналогично затратам на оплату труда основных рабочих).

5.5. В целях стимулирования эффективного использования машин и механизмов годовые режимы их работы определяются исходя из полуторо-двухсменного режима работы.

5.6. Затраты на энергоносители, смазочные материалы, гидравлическую жидкость и шины определяются исходя из сложившихся на момент расчета рыночных цен.

5.7. В расчет затрат на эксплуатацию строительных машин и механизмов не включаются накладные расходы и сметная прибыль, исчисляемые от затрат на оплату труда рабочих-механизаторов.

5.8. Сметная расценка 1 маш.-ч эксплуатации машин не должна превышать среднерыночный уровень.

6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ НА МАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

6.1. Стоимость материальных ресурсов в составе локальных смет (сметных расчетов) определяется исходя из нормативной потребности материалов, изделий и конструкций (в принятых физических единицах измерения: м 2 , м 3 , т и т.д.) и соответствующей цены на вид материального ресурса.

6.2. Нормативная потребность в материальных ресурсах определяется на основе:

Государственных элементных сметных норм (ГЭСН);

локальных ресурсных ведомостей по видам работ;

сводных ресурсных ведомостей по объектам;

спецификаций в составе рабочей документации.

6.3. Цена на вид материального ресурса определяется методом калькулирования элементов затрат. При этом сметные цены на материалы, изделия и конструкции принимаются по виду цены «франко-приобъектный склад» и определяются по формуле

где Ц м - свободная или регулируемая цена напродукцию производственно-технического назначения (цена производителя), которая определяется на основе каталогов, прейскурантов и другой информации предприятий-поставщиков, а также ежемесячных информационных выпусков региональных центров по ценообразованию в строительстве (РЦЦС);

ТР - транспортные расходы с учетом затрат на погрузочно-разгрузочные работы. Оцениваются на основе цен и тарифов, действующих в данном регионе, и схемы поставки материалов, которая предусматривает наиболее экономичный вид транспорта. Стоимость доставки материалов от приобъектного склада до рабочей зоны учитывается в составе элементных сметных норм (ЭСН) и расценок на строительно-монтажные и ремонтные работы, а также в составе ресурсных сметных нормативов;

С тар - стоимость тары, упаковки и реквизита (учитывается при необходимости);

С сн.о - стоимость услуг снабженческих организаций, определяемая на основании договоров и контрактов напоставку материалов;

ЗСР - величина заготовительно-складских расходов. Определяется расчетом.

При определении стоимости материалов, конструкций и изделий в текущем уровне цен методом калькулирования следует учитывать положения Методических указаний по разработке сборников (каталогов) сметных цен наматериалы, изделия, конструкции и сборников сметных цен на перевозку грузов для строительства и капитального ремонта зданий и сооружений (МДС 81-2.99 ).

6.4. В случае выполнения работ с использованием материалов поставки заказчика (в том числе централизованные поставки) их стоимость включается в стоимость строительно-монтажных работ по фактической цене поставки.

6.5. Цена материальных ресурсов собственного производства (в том числе электроэнергии от передвижных электростанций, теплоты для производственных нужд сжатого воздуха и т.п.) обосновывается калькуляцией.

6.6. Суммы налога на добавленную стоимость. уплачиваемые подрядчиками поставщикам за материальные ресурсы, работы и услуги, в расчет затрат на материальные ресурсы не включаются.

6.7. Стоимость аналогичных материалов должна быть одинаковой по всем локальным сметам.

6.8. Компенсируемая цена на материалы не должна превышать среднюю региональную цену, за исключением случаев, когда это обосновано конкретными условиями поставки и согласовано с Росавтодором. При отсутствии официальных данных о средних региональных ценах на отдельные виды конкретной продукции могут использоваться данные не менее 3-5 региональных поставщиков данной продукции.

7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ И СМЕТНОЙ ПРИБЫЛИ

7.1. Накладные расходы в текущем уровне цен определяются в процентах от сметных затрат на оплату труда основных рабочих и механизаторов в соответствии с нормативами накладных расходов по видам строительных и монтажных работ, приведенными в приложении 3 Методических указаний по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81-4.99 ).

7.2. Сметная прибыль в текущем уровне цен определяется на основе нормативов сметной прибыли по видам строительных и монтажных работ, приведенных в приложении 3 Методических указаний по определению величины сметной прибыли в строительстве (МДС 81-25.2001 ) в процентах от сметных затрат на оплату труда основных рабочих и механизаторов.

7.3. При начислении накладных расходов и сметной прибыли в текущем уровне цен комплексы работ, на которые распространяются нормативы по видам строительных и монтажных работ, определяются в соответствии с наименованием сборников сметных норм.

7.4. При определении накладных расходов и сметной прибыли в фонд оплаты труда рабочих в составе прямых затрат включаются фонд оплаты труда рабочих основного производства и фонд оплаты труда механизаторов, рассчитанные в соответствии с положениями разделов 4 и 5 настоящих Методических указаний. Заработная плата рабочих и механизаторов, занятых в подсобном и вспомогательном производствах, строительстве временных зданий и сооружений, учтенная в составе накладных расходов,а также в производстве и транспортировке до приобъектного склада материалов, деталей и конструкций (в том числе на перевозке грунта при выполнении земляных работ), производстве электрической энергии, теплоты, сжатого воздуха и т.п., не учитывается.

7.5. При определении величины накладных расходов на основе нормативов по видам строительных и монтажных работ следует иметь в виду, что в них учтены отчисления на социальные нужды от фонда оплаты труда рабочих (единый социальный налог) в составе прямых затрат, а при определении величины сметной прибыли - учтены средства, необходимые для уплаты налога на прибыль по установленным законодательством ставкам.

8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ НА ВРЕМЕННЫЕ ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ

8.1. Затраты на временные здания и сооружения определяются в соответствии со Сборником сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений (ГСН 81-05-01-2001 ).

8.2. Затраты на временные здания и сооружения включаются в сводный сметный расчет как лимит средств. Расчеты за временные здания и сооружения между заказчиками и подрядчиками производятся за фактически построенные здания и сооружения.

Возвратные суммы от реализации материалов и деталей, полученных от их разборки, определяются расчетом по ценам возможной реализации за вычетом расходов по приведению их в пригодное состояние и доставке в места складирования.

9. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДСТВ НА ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ РАБОТ И ЗАТРАТ

В сводный сметный расчет включаются прочие затраты, приведенные ниже.

9.1. В главу «Подготовка территории строительства» включаются:

9.1.1. Затраты по отводу земельного участка, выдаче архитектурно-планировочного задания и выделению красных линий застройки.

Определяются расчетом.

9.1.2. Затраты по разбивке основных осей зданий и сооружений, переносу их в натуру и закреплению пунктами и знаками.

Определяются на основе договоров на выполнение соответствующих работ.

9.1.3. Плата за землю при изъятии (выкупе) земельного участка для строительства, а также выплата земельного налога (аренды) в период строительства.

Определяется на основании расчетов, выполненных в соответствии с действующим законодательством, с уточнением по заключенным договорам.

9.1.4. Затраты, связанные с получением заказчиком и проектной организацией исходных данных, технических условий на проектирование и проведение необходимых согласований по проектным решениям.

Определяются на основании расчетов и цен на эти услуги, а также согласно письму Минстроя России от 14.11.96 № БЕ-19-30/12.

9.1.5. Затраты, связанные с компенсацией за сносимые строения и садово-огородные насаждения, посев, вспашку и другие сельскохозяйственные работы, произведенные на отчуждаемой территории, возмещением убытков и потерь по переносу зданий и сооружений (или строительству новых зданий и сооружений взамен сносимых), по возмещению убытков, причиняемых проведением водохозяйственных мероприятий, прекращением или изменением условий водопользования, по возмещению потерь сельскохозяйственного производства при отводе земель.

9.1.6. Затраты по проведению специальных работ (археологические раскопки, разминирование боеприпасов, перенос захоронений и др.).

Определяются расчетом исходя из их необходимости и действующих тарифов.

9.2. В главу «Прочие работы и затраты» включаются:

9.2.1. Дополнительные затраты при производстве работ в зимнее время.

Определяются по нормам раздела 1 «Сметные нормы по видам строительства» Сборника сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (ГСН 81-05-02-2001 ). В случае выполнения всего комплекса работ вне расчетного зимнего периода данный вид затрат не учитывается, что должно быть закреплено соответствующей записью в тексте договора подряда.

9.2.2. Затраты на мероприятия по снегоборьбе.

Учитываются только при выполнении работ по строительству и реконструкции. Определяются в соответствии с нормами Сборника сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (ГСН 81-05-02-2001 ).

9.2.3. Затраты по содержанию и восстановлению после окончания строительства действующих постоянных автодорог.

Определяются расчетом и включаются в стоимость в случаях, когда использование данных дорог предусмотрено проектом.

9.2.4. Затраты по перевозке автомобильным транспортом работников строительных и монтажных организаций или компенсации расходов по организации специальных маршрутов городского пассажирского транспорта.

Определяются расчетами на основе обосновывающих данных. При производстве работ в местах, обслуживаемых муниципальным транспортом, эти затраты включаются в сметный расчет только в случае двухсменного и трехсменного режима работы, при этом оплачиваются затраты по перевозке второй смены с работы и третьей смены на работу.

9.2.5. Затраты, связанные с вахтовым методом производства работ (кроме затрат на выплату вахтовой надбавки к зарплате).

Определяются расчетом и включаются в сметную стоимость по согласованию с Росавтодором.

9.2.6. Затраты, связанные с командированием рабочих для выполнения строительных, монтажных и специальных строительных работ.

Определяются расчетом.

9.2.7. Затраты, связанные с перебазированием строительно-монтажных организаций с одной стройки на другую.

Определяются расчетом.

9.2.8. Затраты, связанные с премированием за ввод в действие построенных объектов. Включаются в расчет по согласованию с Росавтодором. Распределение между заказчиком, проектной и подрядной организациями устанавливается договором подряда.

9.2.9. Затраты, связанные с оплатой на договорной основе услуг региональных центров по ценообразованию в строительстве (РЦЦС).

9.2.10. Средства на возмещение затрат по отчислениям в дорожные фонды, в том числе налог на пользователей автомобильных дорог, определяются в порядке, установленном налоговым законодательством.

9.2.11. Средства на покрытие затрат подрядных организаций по платежам (страховым взносам) на добровольное страхование, в том числе строительных рисков.

Включаются в расчет по согласованию с Росавтодором в размере до 3 % от стоимости строительно-монтажных работ.

9.2.12. Средства на организацию и проведение подрядных торгов.

Включаются в расчет по согласованию с Росавтодором. Определяются лимитом средств в размере до 0,1 % от стоимости работ.

9.2.13. Затраты на сопровождение государственных инвестиционных программ (оказание инжиниринговых услуг).

Включаются в расчет по согласованию с Росавтодором. Принимаются в размере до 0,15 % от стоимости строительных работ.

9.2.14. Затраты на проведение специальных мероприятий по обеспечению нормальных условий труда (борьба с радиоактивностью, силикозом, малярией, гнусом, энцефалитным клещом и др.).

9.2.15. Затраты по содержанию и эксплуатации фондов природоохранного назначения: очистных сооружений, золоуловителей, очистки сточных вод и др.

Определяются расчетом исходя из их необходимости.

9.2.16. Затраты по содержанию горно-спасательной службы при строительстве и реконструкции тоннелей.

Определяются расчетом на основе нормативов, утвержденных постановлением Минстроя России от 14.11.94 № 17-39.

9.2.17. Затраты по выполнению художественных произведений на объектах строительства силами творческих организаций.

Определяются расчетами на основании договоров, заключаемых с творческими организациями по согласованию с Росавтодором.

9.2.18. Затраты на мероприятия по пропуску паводковых и ливневых вод.

Определяются расчетом в соответствии с утвержденным планом мероприятий.

9.2.19. Затраты на оплату сборов за перевозку тяжеловесных и негабаритных грузов по дорогам и мостам.

Размер определяется расчетом исходя из номенклатуры и количества грузов, действующих тарифов, предполагаемой схемы доставки.

9.2.20. Затраты на контроль за работой по раскопке, перекладке и подключению действующих коммуникаций (вызов владельцев).

Определяются расчетом исходя из их необходимости и действующих тарифов.

9.2.21. Затраты на обследование и испытание законченных строительством мостов.

Определяются расчетом.

9.2.22. Затраты на ультрадефектоскопию сварных соединений при строительстве металлических мостов.

Определяются расчетом.

9.2.23. Дополнительные затраты подрядчика, вызванные необходимостью работы в «окнах».

Определяются расчетом.

9.3. В главу «Содержание дирекции (технического надзора) строящегося предприятия» включаются средства на содержание заказчика-застройщика и осуществлениетехнического надзора за строительством.

Включаются в расчет по согласованию с Росавтодором. Определяются в соответствии с нормативами, установленными постановлением Госстроя России от 21.03.2001 № 33 «О нормативах затрат на службу заказчика при строительстве объектов за счет средств федерального бюджета».

В соответствии со ст. 749 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе привлекать специализированные организации для осуществления технического надзора.

9.4. В главу «Проектные и изыскательские работы, авторский надзор» включаются:

9.4.1. Средства на выполнение проектных работ.

9.4.2. Средства на выполнение изыскательских работ.

Размер средств определяется на основе заключенных договоров.

9.4.3. Средства на осуществление авторского надзора.

Размер средств определяется на основе заключенных договоров.

9.4.4. Средства на проведение экспертизы проектов.

Размер средств определяется от стоимости проектных и изыскательских работ по нормативам, утвержденным постановлением Госстроя России от 18.08.97 № 18-44 .

9.4.5. Средства на разработку и экспертизу тендерной документации.

Размер средств определяется на основе заключенных договоров.

9.5. Резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенный для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства.

Определяется от итога глав сводного сметного расчета в размере не более 2 % для объектов социальной сферы и не более 3 % для объектов производственного назначения. По уникальным и особо сложным объектам размер средств на непредвиденные работы и затраты может быть увеличен в каждом конкретном случае по согласованию с Госстроем России.

9.6. За итогом сводного сметного расчета указываются:

9.6.1. Возвратные суммы.

Определяются в соответствии с п. 3.5.10 Методических указаний по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-1.99 ). Учету подлежат часть стоимости временных зданий и сооружений; материалы и детали, получаемые от разборки конструкций, сноса и переноса зданий и сооружений; материалы, получаемые в порядке попутной добычи, и др.

9.6.2. Средства на уплату налога на добавленную стоимость.

Включаются в расчет в установленном законодательством размере.

10. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ РАБОТ НА ОСНОВЕ УКРУПНЕННЫХ СМЕТНЫХ НОРМ НА ВИДЫ РАБОТ (УСН)

10.1. Определение стоимости работ может осуществляться на основе Укрупненных сметных норм на виды работ (УСН).

10.2. При разработке УСН следует руководствоваться положениями данных Методических указаний.

10.3. Укрупненные сметные нормы состоят из Укрупненных ресурсных нормативов (УРН) и Укрупненных сметных норм на виды работ (УСН).

10.4. УРН разрабатываются на основе действующих Государственных элементных сметных норм в соответствии с Техническими спецификациями на виды работ при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог и искусственных сооружений на них (утверждены распоряжением Росавтодора от 23.10.2000 № 177-р). При отсутствии утвержденных ГЭСН допускается использование иных нормативных документов Госстроя России.

10.5. Разработанные УРН согласовываются Минтрансом России и утверждаются Госстроем России. Разработанные УРН оформляются и представляются на утверждение в соответствии с требованиями Методических указаний о порядке разработки государственных элементных сметных норм на строительные, монтажные, специальные строительные и пусконаладочные работы (введены в действие постановлением Госстроя России от 24.04.98 № 18-40).

10.6. На основе УРН разрабатываются УСН, которые утверждаются Минтрансом России и регистрируются Госстроем России. Разработанные УСН оформляются и представляются на утверждение и регистрацию в соответствии с требованиями Методических указаний по разработке единичных расценок на строительные, монтажные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы (введены в действие постановлением Госстроя России от 26.04.99 № 30).

10.8. При определении стоимости дорожных работ на основе Укрупненных сметных норм в составе проектно-сметной документации разрабатываются Ведомости объемов работ, в соответствии с которыми проводятся торги и осуществляется приемка и оплата выполненных работ.

11. УЧЕТ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ СТОИМОСТИ ДОРОЖНЫХ РАБОТ

11.1. Цена дорожных работ, выполняемых в течение одного строительного сезона, является твердой (фиксированной).

11.2. Стоимость дорожных работ, выполняемых более чем за один строительный сезон, может уточняться в зависимости от инфляционных процессов.

11.3. Для оценки динамики цен и учета инфляционных процессов может использоваться индексный метод.

Для расчета стоимостных показателей прогноза социально-экономического развития и бюджета применяются индексы-дефляторы, разрабатываемые Минэкономразвития России для ряда важнейших отраслей и подотраслей материального производства.

Учет влияния инфляции на отраслевом и территориальном уровнях осуществляется на основании фактических и прогнозных индексов изменения оптовых цен на ресурсы, наблюдение за которыми осуществляется соответствующими региональными или отраслевыми органами.

Наблюдение за ценами на основные строительные материалы и другие применяемые в строительстве ресурсы, а также за динамикой индексов на строительно-монтажные работы осуществляется региональными центрами по ценообразованию в строительстве (РЦЦС). Данные по фактически складывающимся индексам ежеквартально публикуются в изданиях Управления ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Госстроя России.

Введение

1. Общие положения

2. Нормативно-методическая база определения стоимости дорожных работ

3. Порядок определения стоимости дорожных работ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ
(ГОССТРОЙ РОССИИ)

ВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ

УКАЗАНИЯ

ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТОИМОСТИ РАБОТ

ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ И РЕМОНТЕ

АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

МДС 81-30.2002

Москва 2002

Временные методические указания по определению стоимости работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог. МДС 81-30.2002/Госстрой России. - М.:ГУП ЦПП, 2002. - 12 с.

РАЗРАБОТАНЫ Межрегиональным центром по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов Госстроя России (И.И. Дмитренко, А.В. Карпов ) и согласованы с Государственной службой дорожного хозяйства Минтранса России.

РАССМОТРЕНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Госстроя России (редакционная комиссия в составе: Е.Е. Ермолаев - руководитель, В.Н. Маклаков, Г.П. Шпунт ).

ВНЕСЕНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Госстроя России.

ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 01.08.2002 г. постановлением Госстроя России от 01.08.2002 № 92.

ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ для практического применения при определении стоимости работ по строительству и ремонту автомобильных дорог.

ВВЕДЕНИЕ

Временные методические указания по определению стоимости работ по строительству и ремонту автомобильных дорог (далее - Методические указания) подготовлены Межрегиональным центром по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов Госстроя России.

Методические указания разработаны в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативно-методическими документами Минэкономразвития России, Минфина России, Госстроя России, Государственной службы дорожного хозяйства Минтранса России и других федеральных органов государственного управления.

Методические указания являются отраслевым документом, отражающим специфику дорожного хозяйства. В них изложен порядок определения стоимости работ по строительству, реконструкции и ремонту автомобильных дорог и сооружений на них (далее - дорожные работы).

Методические указания следует применять в комплексе с другими нормативно-методическими документами Госстроя России, Минэкономразвития России, Минфина России, Минтранса России и других федеральных органов государственного управления.

В Методических указаниях использованы законодательные акты Российской Федерации и нормативно-методические документы по ценообразованию в строительстве, действовавшие по состоянию на 01.06.2002 г.

Методические указания предназначены для определения стоимости финансируемых за счет (при участии) средств федерального бюджета дорожных работ в текущем и прогнозном уровне цен; для использования при составлении инвесторских смет; для определения стартовых цен при подготовке и проведении подрядных торгов, а также оплате работ, контракты на выполнение которых в соответствии с действующим законодательством заключались без проведения конкурса.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Цены на дорожные работы являются свободными (договорными). Основным направлением ценовой политики в дорожном хозяйстве является определение объективной стоимости (цены) выполняемых дорожных работ и обеспечение эффективного использования дорожных средств.

1.2. Работы, проводимые на сети автомобильных дорог общего пользования и финансируемые за счет средств федерального бюджета и территориальных дорожных фондов, являются работами, выполняемыми для государственных нужд. Их проведение должно осуществляться в соответствии с действующим законодательством, регламентирующим поставку товаров для государственных нужд.

1.3. Окончательная стоимость работ устанавливается по результатам торгов на их выполнение.

2. НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ ДОРОЖНЫХ РАБОТ

2.1. Нормативно-методическая база для определения стоимости дорожных работ состоит из нормативных и методических документов федеральных органов государственного управления, принятых в пределах их компетенции.

2.2. Порядок формирования системы ценообразования и сметного нормирования приведен в Своде правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации (СП 81-01-94) (письмо Минстроя России от 29.12.94 № ВБ-12-276) и в Методических указаниях по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-1.99).

2.3. В связи с особенностями формирования федерального бюджета учет новых методических и нормативных документов федеральных органов исполнительной власти в области сметного ценообразования производится при формировании программы работ на финансовый год, следующий за годом введения документа.

2.4. Определение стоимости дорожных работ следует производить с использованием автоматизированных (компьютерных) систем. К использованию допускаются только программные комплексы, отвечающие соответствующим стандартам и прошедшие сертификацию Госстроя России. Целесообразно использование одинакового программного обеспечения всеми участниками инвестиционного процесса (инвестором, заказчиком, подрядчиком и проектной организацией).

3. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ ДОРОЖНЫХ РАБОТ

3.1. Стоимость дорожных работ определяется на основании сметных расчетов (смет). Для определения сметной стоимости дорожных работ должна разрабатываться следующая документация: локальные и объектные сметные расчеты (сметы); сметные расчеты (сметы) на отдельные виды работ или затрат; сводный сметный расчет и, при необходимости, сводка затрат.

3.2. Результаты расчетов по определению стоимости дорожных работ оформляются в соответствии с формами приложения 3 Методических указаний по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-1.99).

3.3. Стоимость дорожных работ должна определяться в текущем (в ценах, действующих на момент расчета) уровне цен. При формировании программы дорожных работ на очередной финансовый год стоимость работ определяется в прогнозном (с учетом ожидаемого изменения цен на ресурсы) уровне цен. Конкретная дата расчета определяется заказчиком по согласованию с Росавтодором и указывается в задании на проектирование.

При составлении смет в текущем или прогнозном уровне цен должен применяться ресурсный или ресурсно-индексный метод определения стоимости. Ресурсный метод является приоритетным.

3.4. При определении текущей (прогнозной) стоимости работ и исчислении потребности в ресурсах в натуральных измерителях, как правило, должны применяться утвержденные в установленном порядке Госстроем России Государственные элементные сметные нормы на строительные, монтажные, специальные строительные и пусконаладочные работы (ГЭСН). При отсутствии утвержденных ГЭСН допускается использование иных нормативных документов Госстроя России, утвержденных в установленном порядке.

3.5. Для контроля стоимости выполненных работ, а также для анализа ценовых процессов стоимость дорожных работ может также определяться в базисном (в ценах 1984, 1991 или 2001 г.) уровне цен.

При составлении сметной документации в базисном уровне цен действуют все применяемые в соответствующем периоде (кроме отмененных специальными документами Госстроя России) положения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ

СТОИМОСТИ АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

СТОИМОСТИ ИХ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО РЕМОНТА

ДЛЯ ЭКСПЕРТИЗЫ В РАМКАХ ОСГО

И

ОЦЕНКИ

МОСКВА 2004 г.
Методические указания по определению стоимости автомототранспортных средств и стоимости их восстановительного ремонта предназначены для использования в оценочной и экспертной деятельности, осуществляемой в рамках ОСГО. Они могут быть также использованы при подготовке, профессиональной переподготовке и повышении квалификации специалистов (экспертов-техников и оценщиков).

Указания подготовлены д.э.н. Улицким М.П., к.т.н. Лосавио С.К. (Московский автомобильно-дорожный институт – ГТУ), Ивановым А.П., Губановым А.Е. (МГТУ «МАМИ»), Ивановым А.А. (ФГУП «НАМИ»), Коршуновым А.Ф. (Московская городская коллегия адвокатов) и рекомендованы к изданию учебно-методическим объединением Министерства образования и науки РФ по транспортной технике.


  • Торгово - промышленной палатой РФ;

  • Российским обществом оценщиков;

1.2.Правовая база.

1.3. Цели экспертизы и оценки.

1.4.Виды стоимости.


2.ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО РЕМОНТА АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ.

2.1. Определение объема и технологии ремонта АМТС.

2.2.Определение затрат на ремонт АМТС.

2.2.1.Определение величины трудовых затрат и накладных расходов.

2.2.2. Определение стоимости материалов и запчастей.

2.2.3.Особенности расчета стоимости ремонта для гарантийных и находящихся на фирменном обслуживании АМТС

2.3.Экономическая целесообразность ремонта АМТС

2.4.Расчет стоимости годных остатков АМТС.

2.4.1.Определение стоимости аварийных АМТС, не подлежащих восстановлению.

2.4.2. Расчет стоимости годных к реализации запчастей и утилизационных остатков АМТС.
3.ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ИХ КОМПЛЕКТУЮЩИХ.

3.1.Определение стоимости сравнительным подходом.

3.2.Определение стоимости затратным подходом.

3.2.1.Определение стоимости воспроизводства.

3.2.2.Корректировка стоимости объектов оценки, оснащенных дополнительным оборудованием.

3.2.3.Учет естественного физического износа при оценке стоимости.

3.2.4.Учет аварийного физического износа при оценке стоимости.

3.2.5.Учет функционального износа и экономического устаривания при оценке стоимости.

3.2.6.Предельное значение снижения стоимости за счет износа.

3.3.Определение стоимости доходным подходом.

3.4.Определение итоговой величины стоимости.
4.ПРИЛОЖЕНИЯ.

4.1.Осмотр автомототранспортных средств.

4.1.1.Подготовка к осмотру.

4.1.2.Осмотр.

4.1.3.Составление Акта осмотра.

4.1.4.Образец Акта осмотра.

4.2.Определение износа АМТС и их комплектующих.

4.2.1.Расчет величины естественного физического износа для АМТС, используемых в некоммерческих целях, и их комплектующих.

4.2.2.Расчет величины естественного физического износа для АМТС, используемых в коммерческих целях, и их комплектующих.

4.2.3.Расчет физического износа комплектующих при повторных (рецидивных) повреждениях.

4.3.Значения коэффициентов корректирования износа, учитывающих природно-климатические условия эксплуатации (А 1), экологическое состояние окружающей среды (А 2), тип региона (А 3).

4.4.Нормы годовых амортизационных отчислений для АМТС, изготовленных до 2002г.

4.5.Среднегодовые пробеги АМТС.

4.7.Р асчет дополнительной утраты товарной стоимости (УТС).

4.7.1. Границы определения УТС.

4.7.2.Исходная информация для определения УТС.

4.7.3.Последовательность расчета УТС.

4.8.Основные понятия, используемые в оценочной деятельности.

4.8.1.Субъекты экспертной и оценочной деятельности.

4.8.2.Объекты экспертной и оценочной деятельности.

4.8.3.Право и основания для проведения экспертизы и оценки.

4.8.4.Организация экспертизы, этапы оценки

4.8.5.Требования к договорам об экспертизе и оценке.

4.8.6.Составление экспертного заключения и отчета об оценке.

4.8.6.1.Требования к экспертному заключению.

4.8.6.2.Требования к отчету об оценке.

4.8.6.3.Достоверность отчета.

4.8.6.4.Оспоримость сведений, содержащихся в отчете.

4.8.7.Требования к экспертной и оценочной деятельности.

4.8.7.1.Условия допуска к экспертной и оценочной деятельности.

4.8.7.2.Сроки проведения экспертизы и оценки.

4.8.7.3Обязанности и ответственность эксперта и оценщика.

4.8.7.4.Права эксперта и оценщика.

4.8.7.5.Независимость эксперта и оценщика.

4.8.7.6.Размер оплаты труда эксперта и оценщика.
5.СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ПРОГРАММНЫЕ ПРОДУКТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ЭКСПЕРТИЗЕ И ОЦЕНКЕ АМТС.

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящие методические рекомендации могут быть использованы при проведении работ по независимой технической экспертизе* автомототранспортных средств (далее экспертизе) при решении вопроса о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, а также при оценке стоимости восстановительного ремонта автомототранспортных средств (далее АМТС) и стоимости самих АМТС.

Субъектам экспертной и оценочной деятельности, в том числе занимающихся определением размера страхового возмещения;

Саморегулируемым организациям;


  • учебным заведениям, занимающимся обучением экспертов и оценщиков;

  • другим заинтересованным лицам.

1.2.Правовая база.

Методические указания базируются на положениях законодательных актов РФ, в том числе:


  • Федеральный закон от 29.07.1998г. № 135-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее ЗАКОН об ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ);

  • Федеральный закон от 14.11.2002г. № 143-Ф3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон “Об оценочной деятельности в Российской Федерации";

  • Федеральный закон от 25 апреля 2002г. № 40-Ф3 “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (далее именуется ЗАКОНом об ОСГО);

1.3.Цели экспертизы и оценки.

Согласно п.7 ст. 12 ЗАКОНА об ОСГО и п.2 ПРАВИЛ ОСГО целью проведения независимой технической экспертизы транспортного средства является установление следующих обстоятельств, влияющих на выплату страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства:

а) наличие и характер технических повреждений транспортного средства;

б) причины возникновения технических повреждений транспортного средства;

в) технология, объем и стоимость ремонта транспортного средства.
Согласно ст. 3 ЗАКОНа об ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, целью оценочной деятельностью является установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.
1.4.Виды стоимости.

В Законе об оценочной деятельности и в Стандартах оценки определены основные виды стоимости, все остальные стоимости отнесены к специальным видам.

Рыночная стоимость - определена статьёй 3 ЗАКОНа об ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ следующим образом: "...под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо черезвычайные обстоятельства, то есть когда:

Одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

Стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

Объект оценки представлен на открытый рынок в форме публичной оферты;

Цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

Платеж за объект оценки выражен в денежной форме".

В статье 7 ЗАКОНа об ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ установлено следующее правило для определения стоимости, "по умолчанию": "В случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке...не определен конкретный вид стоимости..., установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта.

Указанное правило подлежит применению и в случае использования в нормативном правовом акте не предусмотренных настоящим Федеральным законом или стандартами оценки терминов, определяющих вид стоимости объекта оценки, в том числе терминов «действительная стоимость», «разумная стоимость», «эквивалентная стоимость», «реальная стоимость» и других."

Стандартами оценки в пункте 4 определены слендующие виды стоимости объекта оценки, отличные от рыночной стоимости:

Стоимость объекта оценки с ограниченным рынком - стоимость объекта оценки, продажа которого на открытом рынке невозможна или требует дополнительных затрат по сравнению с затратами, необходимыми для продажи свободно обращающихся на рынке товаров.

Стоимость воспроизводства объекта оценки - сумма затрат в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, на создание объекта, идентичного объекту оценки, с применением идентичных материалов и технологий, с учетом износа объекта оценки.

Стоимость замещения объекта оценки - сумма затрат на создание объекта, аналогичного объекту оценки, в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, с учетом износа объекта оценки.

Стоимость объекта оценки при существующем использовании - стоимость объекта оценки, определяемая исходя из существующих условий и цели его использования.

Инвестиционная стоимость объекта оценки - стоимость объекта оценки, определяемая исходя из его доходности для конкретного лица при заданных инвестиционных целях.

Стоимость объекта оценки для целей налогообложения - стоимость объекта оценки, определяемая для исчисления налоговой базы и рассчитываемая в соответствии с положениями нормативных правовых актов (в том числе инвентаризационная стоимость).

Ликвидационная стоимость объекта оценки - стоимость объекта оценки в случае, если объект оценки должен быть отчужден в срок меньше обычного срока экспозиции аналогичных объектов.

Утилизационная стоимость объекта оценки - стоимость объекта оценки, равная рыночной стоимости материалов, которые она в себя включает, с учетом затрат на утилизацию объекта оценки.”

Остальные виды стоимости отведены ЗАКОНом об ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ к “специальным” видам стоимости.

Специальная стоимость объекта оценки – согласно Стандарту оценки – является “стоимость, для определения которой в договоре об оценке или нормативном правовом акте оговариваются условия, не включенные в понятие рыночной или иной стоимости, указанной в настоящих Стандартах оценки.”

Примером специальной стоимости могут служить привиденные ниже стоимости.

Стоимость ремонта (восстановления) транспортного средства - рыночная стоимость устранения повреждений транспортного средства, включающая в себя трудовые и материальные затраты, накладные расходы, налоги и другие обязательные платежи, а также прибыль.

Балансовая стоимость - полные затраты на приобретение объекта, включая транспортные расходы, отражаемые в балансе организации и принимаемые по правилам учета основных средств.

Итоговая величина стоимости - с огласно п.13 Стандартов оценки – величина стоимости объекта оценки, полученная как итог обоснованного оценщиком обобщения результатов расчетов стоимости объекта оценки при использовании различных подходов к оценке и методов оценки.
1.5.Методические основы экспертизы и оценки, подходы к оценке.

Согласно п.15 Постановления Правительства РФ от 24 апреля 2003 года № 238 «Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств» и «Правила организации и проведения независимой технической экспертизы транспортного средства при решении вопроса о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства» (далее ПРАВИЛА ОСГО), нормативные, методические и другие документы, используемые при проведении экспертизы, утверждаются совместно федеральными органами исполнительной власти, на которые возложено государственное регулирование в области транспорта, в области юстиции и в области внутренних дел.
Согласно п.18 Постановления Правительства Российской Федерации от 06 июля 2001г. №519 "Об утверждении стандартов оценки" (далее Стандарты оценки), оценщик при проведении оценки обязан использовать (или обосновать отказ от использования) затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке. Оценщик вправе самостоятельно определить в рамках каждого из подходов к оценке конкретные методы оценки. При этом учитывается объем и достоверность рыночной информации, доступной для использования того или иного метода.

Сравнительный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки (объекта), основанных на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними.

Затратный подход - с овокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта оценки, с учетом его износа.

Доходный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта оценки.

Все разновидности оцениваемых стоимостей в своей основе имеют рыночную стоимость в том или ином виде и, в конечном итоге, их можно представить в качестве результата преобразования рыночной стоимости. Следовательно, при определении рыночной стоимости автомототранспортных средств, отличной от рыночной, следует руководствоваться теми же методическими основами (принципами), которые применяются при определении рыночной стоимости, при этом учитывая специфические особенности этих стоимостей.

При определении рыночной стоимости автомототранспортных средств и стоимости их ремонта следует руководствоваться следующими методическими основами (принципами):


  • принцип полезности: рыночную стоимость имеют объекты оценки, способные удовлетворять конкретные потребности пользователя в течение определенного периода времени;

  • принцип спроса и предложения: рыночная стоимость объекта оценки зависит от спроса и предложения на рынке и характера конкуренции продавцов и покупателей;

  • принцип замещения: рыночная стоимость объекта оценки не может превышать наиболее вероятные затраты на приобретение объекта эквивалентной полезности;

РАЗРАБОТАНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве Госстроя России и Межрегиональным центром по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов Госстроя России (руководитель - В.А.Степанов, ответственный исполнитель - Л.Н.Крылов, исполнители - И.И.Дмитренко, В.Н.Маклаков, Г.А.Шанин, Т.Л.Грищенкова, А.В.Белов, Г.П.Шпунт).

ВЗАМЕН "Порядка определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях рыночных отношений", введенного в действие с 01.04.94 письмом Госстроя России от 29.12.93 N 12-349 и "Методических рекомендаций по определению затрат на строительство временных зданий и сооружений, дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время, затрат на содержание заказчика-застройщика и технического надзора, прочих работ и затрат при определении стоимости строительной продукции", введенных в действие письмом Минстроя России от 03.11.92 N БФ-925/12.

Настоящие Методические указания предназначены для определения стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений, осуществляемого на территории Российской Федерации.

Методические указания разработаны в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Положением о Госстрое России, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации 25 января 1999 г. N 95.

Положения, приведенные в Методических указаниях, обязательны для всех предприятий и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, осуществляющих капитальное строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов.

Для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, Методические указания носят рекомендательный характер.

Методические указания содержат основные сведения о системе ценообразования и сметного нормирования в строительстве, сложившейся в Российской Федерации в условиях развивающихся рыночных отношений.

Методические указания имеют в своем составе общие методические положения по определению стоимости строительства на всех стадиях разработки предпроектной и проектной документации, составлению сметных расчетов (смет), формированию договорных цен на строительную продукцию, рекомендации по проведению расчетов за выполненные подрядные работы, а также по использованию автоматизированных (компьютерных) систем.

Положения настоящего документа распространяются на объекты капитального ремонта зданий и сооружений всех отраслей народного хозяйства с учетом особенностей, отраженных в соответствующих методических документах Госстроя России.

В Методических указаниях приведены формы сметных документов и договорных цен на строительную продукцию, терминологический словарь основных понятий, используемых в системе ценообразования и сметного нормирования в строительстве для условий рынка.

1.1.1. Действующая система ценообразования и сметного нормирования в строительстве включает в себя строительные нормы и правила - часть 4 СНиП "Сметные нормы и правила" (Государственные федеральные сметные нормативы - ГФСН-81) и другие сметные нормативные документы (в дальнейшем именуются - сметные нормативы), необходимые для определения сметной стоимости строительства. Они входят в "Перечень нормативных документов по строительству, действующих на территории Российской Федерации", выпускаемый систематически Госстроем России.

Сметные нормативы - это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединяемых в отдельные сборники. Вместе с правилами и положениями, содержащими в себе необходимые требования, они служат основой для определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений, расширения и технического перевооружения предприятий всех отраслей народного хозяйства.

1.1.2. Сметной нормой называется совокупность ресурсов (затрат труда работников строительства, времени работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т.п.), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных или других работ.

Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества ресурсов, необходимых для выполнения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям.

Сметные нормы могут быть использованы для определения потребности в затратах труда, строительных машинах, материалах, изделиях и конструкциях при разработке проектов организации строительства (ПОС) и проектов производства работ (ППР).

Сметными нормами предусмотрено производство работ в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами. При производстве работ в особых условиях: стесненности, загазованности, вблизи действующего оборудования, в районах со специфическими факторами (безводность, высокогорность и др.) - к сметным нормам применяются коэффициенты, приводимые в общих положениях к сборникам нормативов.

Вместе со "Сводом правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации" (СП 81-01-94), содержащим в своем составе основные правила разработки и применения сметных нормативов, а также определения сметной стоимости строительства, все сметные нормативы образуют систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве (табл.1).

1.3. Кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в пункте 1.2 настоящих Методических указаний, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке , либо на основании решения данного органа - подведомственными ему государственными бюджетными учреждениями.

Информация об изменениях:

1.4. Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков.

Информация об изменениях:

1.6. В случае образования или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке единого землепользования Акт определения кадастровой стоимости земельных участков (прилагается) оформляется для каждого кадастрового квартала, в котором располагаются входящие в состав единого землепользования обособленные или условные земельные участки, а также для условного кадастрового квартала, в котором располагается единое землепользование.

1.7. Для целей настоящих Методических указаний земельные участки подразделяются на группы:

В составе земель особо охраняемых территорий и объектов:

первая группа - земли особо охраняемых природных территорий (за исключением земель в составе земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов); земли природоохранного назначения; земли пригородных зеленых зон; земли историко-культурного назначения; земельные участки, на которых находятся учебно-туристические тропы, трассы; особо ценные земли.

вторая группа - земли рекреационного назначения (за исключением земель пригородных зеленых зон и земельных участков, на которых находятся учебно-туристические тропы и трассы), земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

В составе земель водного фонда:

первая группа - земельные участки, занятые обособленными водными объектами, находящимися в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации;

вторая группа - земельные участки, занятые обособленными водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, сооружениями, предназначенными для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружениями (дамбами), ограждающими хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройствами от размывов на каналах, а также другими сооружениями, предназначенными для предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов в составе земель водоохранных зон водных объектов, а также земель, выделяемых для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений и объектов;

третья группа - земельные участки в составе земель водоохранных зон водных объектов, а также земель, выделяемых для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений и объектов, занятые объектами водоснабжения, объектами рыбного и охотничьего хозяйства, гидротехническими сооружениями (за исключением сооружений, предназначенных для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и доньев русел рек; сооружений (дамб), ограждающих хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройств от размывов на каналах, а также других сооружений, предназначенных для предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов), водозаборными, портовыми и иными водохозяйственными сооружениями и объектами;

четвертая группа - земельные участки в составе земель водоохранных зон водных объектов, а также земель, выделяемых для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений и объектов, занятые древесно-кустарниковой или иной растительностью;

пятая группа - земельные участки в составе земель водоохранных зон водных объектов, а также земель, выделяемых для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений и объектов, предоставленные садоводческим, огородническим и дачным объединениям;

шестая группа - земельные участки в составе земель водоохранных зон водных объектов, а также земель, выделяемых для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений и объектов, занятые объектами рекреации.

Земельные участки в составе земель сельскохозяйственного назначения для целей настоящих Методических указаний подразделяются на сформированные при проведении последней государственной кадастровой оценке группы по видам разрешенного использования.

II. Определение кадастровой стоимости земельных участков

2.1. Определение кадастровой стоимости в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке, а также в случаях перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель осуществляется следующим образом.

2.1.1. В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в составе земель сельскохозяйственного назначения (за исключением земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений), а также в случае перевода земельного участка в состав земель сельскохозяйственного назначения первой-шестой групп кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения соответствующей группы на площадь земельного участка.

2.1.2. В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах садоводческого, огороднического или дачного объединения кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для соответствующего объединения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель на площадь земельного участка.

В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном садоводческом, огородническом или дачном объединении кадастровая стоимость земельного участка в составе объединения определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия - для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего объединения на площадь земельного участка.

2.1.3. В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.

В случае перевода земельного участка в состав земель населенных пунктов из состава иной категории его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, граничащего с кадастровым кварталом, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка. В случае если кадастровый квартал, в котором расположен земельный участок, граничит более чем с одним кадастровым кварталом населенного пункта, то для определения кадастровой стоимости земельного участка используется минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для граничащих кадастровых кварталов.

2.1.4. В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в составе земель промышленности и иного специального назначения, отнесенного Методикой государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения (утверждена приказом Росземкадастра от 20 марта 2003 г. N П/49, письмом Минюста России от 8 апреля 2003 г. N 07/3354-ЮД признана не нуждающейся в государственной регистрации) к первой - четвертой группам, а также в случае перевода земельного участка в состав земель промышленности указанных групп кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия - для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков промышленности первой, второй, третьей или четвертой групп на площадь земельного участка.

2.1.5. В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в составе земель промышленности пятой группы, а также в случае перевода земельного участка в состав земель промышленности указанной группы кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия - для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель промышленности второй группы на площадь земельного участка.

2.1.6. В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в составе земель промышленности шестой группы, а также в случае перевода земельного участка в состав земель промышленности указанной группы кадастровая стоимость определяется путем умножения минимального для субъекта Российской Федерации значения удельного показателя кадастровой стоимости земель промышленности шестой группы на площадь земельного участка.

2.1.7. В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, отнесенного настоящими Методическими указаниями к первой или второй группе , а также в случае перевода земельного участка в состав земель особо охраняемых территорий и объектов указанных групп кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия - субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель особо охраняемых территорий и объектов первой или второй групп на площадь земельного участка.

2.1.8. В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в составе земель лесного фонда, а также в случае перевода земельного участка в состав земель лесного фонда кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для лесхоза, в границах которого образуется земельный участок (в случае отсутствия - субъекта Российской Федерации), значения удельного показателя кадастровой стоимости лесных земель на площадь земельного участка.

2.1.9. В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в составе земель водного фонда, отнесенного настоящими Методическими указаниями к первой группе , а также в случае перевода земельного участка в состав земель водного фонда указанной группы кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия - для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель водного фонда первой группы на площадь земельного участка.

2.1.10. В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в составе земель водного фонда, отнесенного настоящими Методическими указаниями ко второй группе , а также в случае перевода земельного участка в состав земель водного фонда указанной группы кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия - для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения на площадь земельного участка.

2.1.11. В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в составе земель водного фонда, отнесенного настоящими Методическими указаниями к третьей группе , а также в случае перевода земельного участка в состав земель водного фонда указанной группы кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков промышленности соответствующей группы на площадь земельного участка.

2.1.12. В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в составе земель водного фонда, отнесенного настоящими Методическими указаниями к четвертой группе , а также в случае перевода земельного участка в состав земель водного фонда указанной группы кадастровая стоимость определяется путем умножения минимального для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы, соответствующей виду разрешенного использования земельного участка, на площадь земельного участка.

2.1.13. В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в составе земель водного фонда, отнесенного настоящими Методическими указаниями к пятой группе , а также в случае перевода земельного участка в состав земель водного фонда указанной группы кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (при отсутствии - субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в границах садоводческого, огороднического или дачного объединения на площадь земельного участка.

2.1.14. В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в составе земель водного фонда, отнесенного настоящими Методическими указаниями к шестой группе , а также в случае перевода земельного участка в состав земель водного фонда указанной группы кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (при отсутствии - субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель особо охраняемых территорий и объектов второй группы на площадь земельного участка.

Информация об изменениях:

2.4. В случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.

Информация об изменениях:

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: